Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Буколика». Художественное видение мира.
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Самойленко Галина Васильевна

Направлением данной программы является овладение нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Огромный художественный потенциал художественной литературы поможет учащимся в освоении русского языка, а также в постижении  нравственных и эстетических ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_bukolika.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

     

       Рабочая программа

        элективного курса

        по русскому языку

                   9 класс

                    34 часа

              «Буколика»

    Художественное видение

                      мира.

Автор: Самойленко Галина Васильевна –

учитель русского языка и литературы

МОУ «Ивановская СОШ» Куркинского

Района Тульской области.

                         

                           Перед вами громада – русский язык.

                                               Наслажденье глубокое зовет вас,

                                               наслажденье погрузиться во всю

                                               неизмеримость его и изловить чудные

                                                законы его…

                                                                                Н.В.Гоголь.

             Пояснительная записка.

    Одна из задач реформы общеобразовательной школы – повышение активности и самостоятельности учащихся. Огромный художественный потенциал художественной литературы поможет учащимся в освоении русского языка, а также в постижении тех нравственных и эстетических ценностей, которые заложены в произведениях русской и зарубежной классики.

    Каждое искусство говорит на своем языке. Живопись – на языке красок. Музыка – на языке звуков. Языком, «первоэлементом» литературы является слово. Посредством слов писатель или поэт непосредственно вызывает в воображении читателей или слушателей живые представления как о внешнем, окружающем людей мире, так и об их внутреннем мире (мыслях, чувствах, переживаниях, устремлениях). Поэтому направлением данной программы является овладение нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Программа предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений находить тему, уточнять ее границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал. Работа с текстом предполагает также и закрепление орфографических и пунктуационных навыков. Анализ текста поможет учащимся развивать логическое мышление, сформирует их языковую, коммуникативную и лингвистическую компетенцию, повысит их языковой и эстетический идеал.

Программа составлена на основе пособия «Введение в литературоведение»Г.Л.Абрамович, М.: «Просвещение». 1970 г.

И.А.Фогельсона «Литература учит», М.: «Просвещение», 1990 г.

Е.И.Никитина «Русская речь»: Учебное пособие по развитию связной

речи для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений/Науч. Редактор

В.В.Бабайцева.-М.: «Просвещение», 1995 г.

А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. Русский язык:Грамматика.Текст.

Стили речи:Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных

учреждений: М.: «Просвещение», 1999 г.

Цели:

    - развитие художественного видения мира;

    - формирование языковой, коммуникативной и лингвистической

       компетенций учащихся;

    - развитие языкового и эстетического идеала;

    - формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения,

       вооружения их основами знаний о родном языке.

Задачи:

    -развить творческие способности учащихся;

    - расширить, дополнить и углубить знания художественно-выразительных

      средств языка;

    - формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и

       навыков;

    - научить анализировать текст;

    - научить самостоятельной работе с книгой.

Программное и учебно-методическое оснащение

                        учебного плана.

Класс

Количество часов в неделю

согласно учебному плану.

Реквизиты программы

УМК обучающегося

УМК учителя.

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

9.

Программа по русскому языку (5 – 9 классы) Составитель: Л.М.Рыбченкова – М.: Дрофа, 2001. Авторы программы В.В.Бабайцева, Ю.С.Пичугов, А.П.Еремеева, А.Ю.Купалова и др.

Русский язык. Практика. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /Ю.С.Пичугов,

А.П.Еремеева,

А.Ю.Купалова и др.; под редакцией Ю.С.Пичугова – М.:Дрофа, 2006.

Литература: Справочные материалы:Кн.

для учащихся/

С.В.Тураев,Л.И.Тимофеев и др.-М.:

Просвещение,

1988.

Русский язык. Практика. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /Ю.С.Пичугов,

А.П.Еремеева,

А.Ю.Купалова и др.; под редакцией Ю.С.Пичугова – М.:Дрофа, 2006.

Литература: Справочные материалы:Кн.

для учащихся/

С.В.Тураев,Л.И.Тимофеев и др.-М.:

Просвещение,

1988.

                    Содержание программы.

 I.  Введение.

           Русский язык – один из самых развитых языков мира.

            II. Стили литературного языка.

           Языковые средства стилей.

                Разговорный стиль.

                Официально-деловой стиль.

                Научный стиль.

                Публицистический стиль.

                Очерк. Портретный очерк. Психологический портрет.

                Путевой очерк.

                Проблемный очерк.

                Художественный стиль /стиль художественной литературы/.

                Рассказ.

                Описание по воображению и памяти.

                Рассуждение.

          III. Текст.

          Смысловые типы текстов. Микротема. Микротекст.

                Как составить план, тезисы, конспект.

                Реферат как метод исследования.

                Рецензия. Аннотация.

                Культура речи. Правильность речи.

                Речевое мастерство.

                Устное выступление. Доклад. Дискуссия.

                Тема и идея текста.

       IY.    Язык как средство создания художественных образов.

                Фонетические средства выразительности речи.

                Лексические средства выразительности речи.

                Специальные изобразительные средства языка.

                Тропы.

                Стилистические фигуры речи.

                Средства связи предложений в тексте.

                Порядок предложений в тексте. Порядок слов в предложениях.

                 Анализ особенностей стихотворения.

       

               

    Календарно-тематическое планирование элективного курса

    по русскому языку «Буколика». Художественное видение мира.

№ урока

   Содержание (тема урока)

Примечание

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8-9.

10.

11.

12-13.

14.

15.

16.

17.

18-19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

 Введение. Русский язык – один из самых развитых языков мира.

Стили литературного языка. Языковые средства стилей.

Разговорный стиль.

 

Официально-деловой стиль.

Научный стиль.

Публицистический стиль.

 Очерк. Портретный очерк. Психологический портрет.

Творческая работа.

 Путевой очерк.

 Проблемный очерк.

Творческая работа

Художественный стиль /стиль художественной литературы/.

 Рассказ.

 Описание по воображению и памяти.

 Рассуждение.

Творческая работа.

 Текст. Смысловые типы текстов.

Микротема. Микротекст.

 Как составить план, тезисы, конспект.

Реферат как метод исследования.

Рецензия. Аннотация.

Культура речи. Правильность речи.

Речевое мастерство.

Устное выступление. Доклад.

Дискуссия.

Тема и идея текста.

Язык как средство создания художественных образов.

Фонетические средства выразительности речи.

Лексические средства выразительности речи.

Специальные изобразительные средства языка.

Тропы.

Стилистические фигуры речи.

Средства связи предложений в тексте.

 Порядок предложений в тексте. Порядок слов в предложениях.

 Анализ особенностей стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....