Главные вкладки

    Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
    рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему

    Ерюшева Надежда Александровна

    Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pz_rya6_-_kopiya.docx32.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Рабочая программа составлена на основе Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»; Учебного плана школы № 436 на 2014-2015 учебный год; Примерной программы основного общего образования, Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009 и учебника: Львова С.И. Русский язык. 6 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2012 и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования. Настоящая программа составлена на 204 часа в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.

    Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:

    • освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка
    • умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами
    • интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, духовно-нравственных и эстетических качеств личности.

    Изучение курса реализуется через УМК: Русский язык. 6 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2012.

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

    Общая характеристика учебного предмета

    Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

    Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

    Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

    В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

    Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VI классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

    Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

    Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

    Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

    Курс русского языка для 6 класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

    Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

    Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

    Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

    Цели обучения

    Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

    • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
    • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
    • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
    • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

    Для оценки достижений обучающихся  используются следующие виды и формы контроля:

    • «Диагностические работы по русскому языку. Рабочая тетрадь: Учебно-методическое пособие. – Саратов: ООО Издательский Центр «Наука», 2013»  авторы Громова В.А. Сторожева Т.Ю.
    • Л.В. Прохватилина. Проверь себя.6 класс.  - М.: Мнемозина, 2010.
    • Взаимоконтроль
    • Самоконтроль

    Пути решения поставленных в программе задач:

             

              Наиболее  приемлемыми для учащихся данного класса  являются следующие  приемы и методы работы на уроке:

         - информационная переработка устного и письменного текста в рубриках «Теоретические сведения», «Знайте и применяйте», «Обратите внимание»:

    • составление плана текста;
    • пересказ текста по плану;
    • пересказ текста с использованием цитат;
    • продолжение текста;

         - составление учащимися авторского текста в различных жанрах(написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, рассказа);

    - сочинения-рассуждения,

    - изложения – миниатюры;

    - сравнение   текстов;

    - коммуникативные и игровые ситуации.

    - составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

     - различные виды диктантов;

     -различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический);                                                                                                                                    -  наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя и т.д.;

    -анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

     -работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде)

            При реализации программы могут использоваться следующие формы обучения:

    урок-коммуникация,    

    урок- исследование,

    урок-практикум,  

    урок развития речи и т.д.

             Достижению  целей программы обучения  будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий:

    • Активные методы обучения
    • Игровые технологии
    • Исследовательская технология обучения
    • Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
    • Метод проектов
    • Технология мастерских на уроках русского языка и литературы
    • Технологии уровневой дифференциации
    • Информационно-коммуникационные технологии
    • Здоровьесберегающие технологии

    Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

    Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

    коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),

    интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),

     информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).


    Учебно-тематический план

    № п/п

    Наименования разделов,

    тем

    Количество часов

    В том числе:

    Уроки

    Уроки развития речи (количество часов)

    Контрольные работы (количество часов)

    1.

    Родной язык

    3

    3

    2.

    Русская орфография как система правил

    15

    12

    2

    1

    3.

    Синтаксис и пунктуация

    18

    15

    2

    1

    4.

    Текстоведение

    18

    15

    3

    5.

    Морфология

    133

    5.1.

    Имя существительное

    15

    13

    1

    1

    5.2.

    Имя прилагательное

    21

    19

    2

    5.3.

    Глагол и его формы

    54

    5.3.1.

    Глагол

    14

    11

    3

    5.3.2.

    Деепричастие

    14

    13

    1

    5.3.3.

    Причастие

    26

    23

    2

    1

    5.4

    Имя числительное

    16

    16

    5.5.

    Местоимение

    27

    24

    1

    2

    6.

    Повторение изученного в  6 –м классе

    12

    11

    1

    7.

    Резерв

    5

    5

    ИТОГО:

    204

    180

    16

    8

    ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

    Учебно-методический комплект для учащихся:

    Программа:

    Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы, (автор-составитель С.И.Львова). – 3-е  издание,  переработанное  М., Мнемозина, 2009.

    Учебники:

    С.И.Львова. Русский язык. 6 класс. Комплект из 3-х частей.- М., 2012

    Рабочие тетради:

    И.В. Прохватилина. Проверь себя.6 класс.  - М.: Мнемозина, 2012.

    С.И.Львова. Русский язык. 6 класс. Рабочая тетрадь, 2 части.- М., 2014

    Методическое пособие:

    И.П. Васильевых  «Уроки русского языка в 6 классе». Пособие  для учителя. – М., 2010.

    Учебное  учебно-методическое обеспечение обучения русскому языку для учащихся:

    Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. — М., 2010.

    Быкова Г. В. Блистательные лингвисты России. — Благовещенск, 2014.

    Вартанъян Э.А. Путешествие в слово. — М., 2012.

    Дейкина А.Д., ПахноваТ.М. Универсальные учебные матералы. 5-6 классы. - М, 2011

    Дроздова О.Е. Уроки языкознания для школьников. — М., 2011.

    Журавлев А. П. Звук и смысл. — М., 1991.

    Львова С. И. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет. — М., 2014.

    Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2012.

    Львова С. И. Практикум по русскому языку. 6 класс. — М., 2013.

    Львова С. И. Русский язык. 6 класс: За страницами школьного учебника. Пособие для учащихся. — М., 2012.

    Милославский И. Г. Культура речи и русская грамматика. — М., 2012.

    Романова Н. Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей.- М., 2010

    Сенина Н.А. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 6 класс. – Ростов-на-Дону, 2009

    Тесты. Русский язык: Фонетика. Грамматика. Текст. 5—7 классы / В. И. Капинос и др. — М., 2012.

    Тесты. Русский язык: Синтаксис. Текст. 5-6 классы / В. И. Капинос и др. — М., 2013.

    Цыбулъко И. П., Львова С. И. Русский язык. Эффективная подготовка. 2004. — М., 2004.

    Школьные словари русского языка

    Ашукин Н. С, Ашукина М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения (любое издание).

    Варанов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 2010.

    Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — 3-е изд. — М., 2008.

    Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2012.

    Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 4-е изд. — М., 2010.

    Учебное  учебно-методическое обеспечение обучения русскому языку для учителя:

    Антонова Е. С. Тайны текста. — М., 2011.

    Бахтин М. М. Человек в мире слова. — М., 1995.

    Быстрова Е. А. и др. Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е. А. Быстровой. — М., 2014.

    Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации. — М., 2010.

    Глебова Е. Ф. Методические проблемы усиления речевой направленности синтаксиса в школе. — Горький,

    Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. — Ростов-на-Дону, 2011.

    Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя. — М., 2010.

    Львова С. И., Рыбченкова Л. М. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников основной школы по русскому языку. 9 класс. — М., 2012.

    Любичева Е. В. Уроки развития речи. — СПб., 2012.

    Любичева Е. В., Болдырева Л. И. О культуре слова, о тайнах звука и загадках буквы. — СПб., 2012.

    Мещеряков В. Н. и др. Основы школьного речеведения. Ч. 1—2. — М.— Тольятти, 2014.

    Сайты

    Культура письменной речи   http://www.gramma.ru

    Имена.org – популярно об именах и фамилиях   http://www.imena.org

    Крылатые слова и выражения   http://slova.ndo.ru

    Мир слова русского   http://www.rusword.org

    Рукописные памятники Древней Руси  http://www.lrc-lib.ru

    Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/

    Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru

    Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку  http://www.svetozar.ru

    Электронные пособия по русскому языку для школьников    http://learning-russian.gramota.ru

    http://rusolimp.kopeisk.ru/ 

    Печатные пособия

    Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 6 класса.

    Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс/Научный редактор акад. РАО Н.М. Шанский. М. Просвещение. 2010.

    Мультимедийные пособия

    «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

    1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

    Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

    Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

    Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий

    Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс.  

    Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5–6 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий.

    Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

    Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по русскому языку УМК С.И.Львовой, 5 кл.

    Рабочая программа по  русскому языку составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования...

    Рабочая программа по русскому языку 5 класс учебник Львовой

    Рабочая программа по русскому языку для 5 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования нового поколения, «Примерной основной образовательной прогр...

    Рабочая программа по русскому языку, 9 класс. Львов, Львова.

    В работе представлены пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, виды контроля, нормы оценивания работ....

    Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Львова С.И., Львов В.В.)

    Здесь вы найдете пояснительную записку, содержание программы, обобщение и контроль, тематическое планирование....

    Рабочая программа. Предмет: русский язык. УМК: Львова С.И. Класс: 6.

    Рабочая программа разработана для предмета русского языка в 6 классе по учебнику Львовой С. И. на 204 часа ( 6 часов в неделю). Содержит пояснительную записку, тематическое планирование, список литера...

    Рабочая программа по русскому языку 7 класс, УМК Львова С. И., Львов В. В.

    Рабочая программа и КТП по русскому языку 7 класс, по УМК  Львовой С. И., Львова В. В....

    Рабочая программа по русскому языку УМК С.И.Львовой 7 класс

    Настоящая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание ста...