Рабочая программа элективного предмета «Курс интенсивной подготовки к написанию сочинения (задания типа С)» в 11 классе
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_kl_kurs_podgotovki_k_napisaniyu_sochineniya.doc | 166.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Пречистенская средняя школа
Утверждена приказом руководителя
образовательного учреждения
№____ от __________________
Рабочая программа элективного предмета
«Курс интенсивной подготовки к написанию сочинения (задания типа С)»
в 11 классе
учителя русского языка
Булыгиной Наталии Владимировны
п. Пречистое,
2016-2017 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана для обучения в 11 классе МОУ Пречистенская СШ с учетом:
- Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089);
- методического письма «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2016/2017 учебном году;
- авторской программы элективного курса Захарьиной Е.А. «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку» (http://school-collection.informika.ru/)
- требований к уровню подготовки обучающихся;
- объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом школы;
- познавательных интересов учащихся (в авторскую программу внесены изменения с учётом уровня обученности обучающихся 11 класса).
Цели элективного курса:
- гуманитарное развитие учащихся;
- развитие творческих способностей личности;
- овладение учащимися свободной письменной речью;
- подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку
Задачи элективного курса:
- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на ЕГЭ:
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);
- самостоятельная работа;
- работа в группах, парах;
- индивидуальная работа.
Прогнозируемый результат
- Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
- Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.
Формы итогового контроля по освоению ЭК и критерии их оценки.
Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:
- текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
- промежуточный (проводится в форме творческих работ)
- итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивания
Содержание программы
Модуль1. Теоретический аппарат курса.
- Введение. Задачи курса «Как работать над сочинением. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе»
Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения.
- Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлений
- Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста.
- Комментарий основной проблемы текста. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах.
- Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции
- Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции.
- Заключительная часть сочинения.
Модуль 2. Практикум. Творческие работы разной стилевой направленности.
1. Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля
2. Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля
3. Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля
4. Экспертная оценка творческих работ.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование раздела | Кол-во часов |
Вводное занятие | 2 |
Проблема текста. | 3 |
Комментарий к проблеме. | 3 |
Авторская позиция. | 3 |
Аргументация собственной позиции | 4 |
Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме | 2 |
Финал сочинения | 2 |
Как писать сочинение по тексту. | 6 |
Речевое оформление сочинения. | 3 |
Итоговое занятие. Поработайте экспертами. | 1 |
Диагностическая работа | 2 |
Анализ работы. Работа над ошибками. | 2 |
Резерв | 2 |
Итого | 34 |
КАЛЕНДАРНО - ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п/п | Темы уроков | Вид урока | Дата проведения | |
план | факт | |||
1. | Вводное занятие. Знакомство с критериями проверки и оценки выполнения задания с развёрнутым ответом | Лекция | ||
2. | Сочинение-рассуждение (композиция, особенности). | Лекция с элементами практической деятельности | ||
3 | Проблема текста. Тема и проблема текста. Как определить проблему? Зачин сочинения-рассуждения. Как начать? | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности | ||
4 | Зачин сочинения-рассуждения. Как начать? Практическое занятие. Работа с текстом. | Практическое занятие | ||
5 | Зачин сочинения-рассуждения. Как начать? Практическое занятие. Работа с текстом. | Практическое занятие | ||
6 | Комментарий к проблеме. Как прокомментировать проблему. Виды комментария | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности | ||
7 | Комментарий к проблеме. Практическое занятие. Работа с текстом. | Практическое занятие | ||
8 | Комментарий к проблеме. Практическое занятие. Работа с текстом. | Практическое занятие | ||
9 | Авторская позиция. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности | ||
10 | Авторская позиция. Практическое занятие. Работа с текстом. | Практическое занятие | ||
11 | Авторская позиция. Практическое занятие. Работа с текстом. | Практическое занятие | ||
Аргументация собственной позиции. Что такое аргумент? Типы аргументирования. | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности | |||
12 | Аргументация собственной позиции. Способы ввода аргументов. Практическое занятие. Работа с текстом. | Практическое занятие | ||
13 | Аргументация собственной позиции. Практическое занятие. Работа с текстом. | Практическое занятие | ||
14 | Аргументация собственной позиции. Практическое занятие. Работа с текстом. | Практическое занятие | ||
15 | Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме | Практикум | ||
16 | Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме | Практикум | ||
17 | Финал сочинения | Практикум | ||
18 | Финал сочинения | Практикум | ||
19 | Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля. Практическое занятие. Работа с текстом. | Комплексное применение знаний | ||
20 | Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля. Практическое занятие. Работа с текстом. | Комплексное применение знаний | ||
21 | Как писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля. Практическое занятие. Работа с текстом. | Комплексное применение знаний | ||
22 | Как писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля. Практическое занятие. Работа с текстом. | Комплексное применение знаний | ||
23 | Как писать сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля. Практическое занятие. Работа с текстом. | Комплексное применение знаний | ||
24 | Как писать сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля. Практическое занятие. Работа с текстом. | Комплексное применение знаний | ||
25 | Речевое оформление сочинения. Как работать над речевым оформлением сочинения (фактические, речевые, грамматические ошибки) | Практикум | ||
26 | Речевое оформление сочинения. Как работать над речевым оформлением сочинения (фактические, речевые, грамматические ошибки) | Практикум | ||
27 | Речевое оформление сочинения. Как работать над речевым оформлением сочинения (фактические, речевые, грамматические ошибки) | Практикум | ||
28 | Итоговое занятие. Поработайте экспертами. | Рецензирование, экспертная оценка. | ||
29 | Диагностическая работа | Практикум Комплексное применение знаний | ||
30 | Диагностическая работа | Практикум Комплексное применение знаний | ||
31 | Анализ работы. Работа над ошибками. | Практикум Комплексное применение знаний | ||
32 | Работа над ошибками. Создание вторичного текста | Практикум Комплексное применение знаний | ||
33-34 | Резервные уроки | |||
Планируемые результаты изучения учебного предмета
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Выпускник научится (знать/понимать)
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
- определять позицию автора;
- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно
- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Выпускник получит возможность научиться (уметь):
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
Выпускник получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству, самообразованию и активному участию в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Лист регистрации изменений к рабочей программе по русскому языку
учителя Булыгиной Н.В.
№ п/п | Дата изменения | Причина изменения | Суть изменения | Корректирующие действия |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________
Подпись
Дата ___________________ Расшифровка подписи _______________________________
Отчёт о выполнении реализуемой учебной программы по содержанию по русскому языку
По: русскому языку (электив)
Учитель: Булыгина Н.В.
Класс: 11
Количество часов: 34 ч (1 раза в неделю).
Программа: Авторская программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова2009 год).
Учебник: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение», 2009.
Темы | По программе | По РП | Контр работ | РР | Проведено часов | ||||
1 чет | 2 чет | 3 чет | 4 чет | год | |||||
Вводное занятие | 2 | ||||||||
Проблема текста. | 3 | ||||||||
Комментарий к проблеме. | 3 | ||||||||
Авторская позиция. | 3 | ||||||||
Аргументация собственной позиции | 4 | ||||||||
Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме | 2 | ||||||||
Финал сочинения | 2 | ||||||||
Как писать сочинение по тексту. | 6 | ||||||||
Речевое оформление сочинения. | 3 | ||||||||
Итоговые занятия. Поработайте экспертами и писателями. | 1 | ||||||||
Диагностическая работа | 2 | ||||||||
Анализ работы. Работа над ошибками. | 2 | ||||||||
Резерв | 2 | ||||||||
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа По предмету (курсу и т.д.) английский язык 10 класс
Данная рабочая образовательная программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Стандарты второго покол...
Рабочая программа По предмету (курсу и т.д.) немецкий язык 10 класс
* Примерной основной образовательной программы начального общего образования в России (Примерной программы по иностранному языку)*...
Подготовка к написанию сочинения по русскому языку. 11 класс
Подготовка к написанию сочинения по русскому языку. 11 класс...
Подготовка к написанию сочинения задание 25
Материал содержит сценарий урока-эксперимента, в ходе которого ученики примеряют на себя роль экспертов по проверке ЕГЭ по русскому языку, тем самым снимается психологический дискомфорт перед экзамено...
Тексты для подготовки к написанию сочинения (задание 25) на ЕГЭ по русскому языку
Материал содержит 13 текстов, предназначенных для тренировки написания сочинения (задания 25) на ЕГЭ по русскому языку....
Подготовка к написанию сочинения (задание 27)
Систематизировать знания учащихся о тексте и структуре творческой работы; совершенствовать умение анализировать исходный текст и строить по нему сочинение – рассуждение в соответствии с требован...