Рабочая программа элективного предмета «Курс интенсивной подготовки к написанию сочинения (задания типа С)» в 11 классе
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Булыгина Наталия Владимировна
Рабочая программа рассчитана на 34 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_kl_kurs_podgotovki_k_napisaniyu_sochineniya.doc166.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Пречистенская средняя школа

Утверждена приказом руководителя

                                                                                                                              образовательного учреждения                                                        

№____ от __________________

Рабочая программа элективного предмета

 «Курс интенсивной подготовки к написанию сочинения (задания типа С)»

 в 11 классе

                                                                  учителя русского языка

                                                                                  Булыгиной Наталии Владимировны  

п. Пречистое,

2016-2017 г.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана для обучения в 11   классе  МОУ Пречистенская СШ   с учетом:

  1. Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089);
  2. методического письма «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2016/2017 учебном году;
  3. авторской программы  элективного курса Захарьиной Е.А.  «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»   (http://school-collection.informika.ru/)
  4. требований к уровню подготовки обучающихся;
  5. объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом школы;  
  6. познавательных интересов учащихся (в авторскую программу внесены изменения с учётом уровня обученности обучающихся 11 класса).

Цели элективного курса:

  • гуманитарное развитие учащихся;
  • развитие творческих способностей личности;
  • овладение учащимися свободной письменной речью;
  • подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку

Задачи элективного курса:

  • помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению  задания С на ЕГЭ:
  • совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
  • формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
  • совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
  • совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
  • формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.

Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:

  • работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа  рассуждения);
  • самостоятельная работа;
  • работа в группах, парах;
  • индивидуальная работа.

         Прогнозируемый  результат

  • Программа элективного курса предусматривает  обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
  • Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление  — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.

Формы итогового контроля по освоению ЭК и критерии их оценки.

Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:

  1. текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
  2. промежуточный (проводится в форме творческих работ)  
  3. итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы  в соответствии с требованиями ЕГЭ и  критериями оценивания

Содержание программы

  Модуль1. Теоретический аппарат курса.

  1. Введение. Задачи курса «Как работать над сочинением. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе»

Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения.

  1. Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлений
  2. Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста.
  3. Комментарий  основной проблемы текста. Виды  и категории проблем, рассматриваемых  авторами в исходных текстах.
  4. Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции
  5. Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции.
  6. Заключительная часть сочинения.

Модуль 2. Практикум. Творческие работы разной стилевой направленности.

1. Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля

2. Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля

3. Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля

4. Экспертная оценка  творческих работ.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование раздела

Кол-во часов

Вводное занятие

2

Проблема текста.

3

Комментарий к проблеме.

3

Авторская позиция.

3

Аргументация собственной позиции

4

Как выразить собственное мнение по выявленной  проблеме

2

Финал сочинения

2

Как писать сочинение  по тексту.

6

Речевое оформление сочинения.

3

Итоговое занятие. Поработайте экспертами.

1

Диагностическая работа

2

Анализ работы. Работа над ошибками.

2

Резерв

2

Итого

34


КАЛЕНДАРНО - ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Темы уроков

Вид урока

Дата проведения

план

факт

1.

Вводное занятие. Знакомство с критериями проверки и оценки выполнения задания с развёрнутым ответом

Лекция

2.

Сочинение-рассуждение (композиция, особенности).

Лекция с элементами практической деятельности

3

Проблема текста. Тема и проблема текста. Как определить  проблему? Зачин сочинения-рассуждения. Как начать?

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности

4

Зачин сочинения-рассуждения. Как начать? Практическое занятие. Работа с текстом.

Практическое занятие

5

Зачин сочинения-рассуждения. Как начать? Практическое занятие. Работа с текстом.

Практическое занятие

6

Комментарий к проблеме. Как прокомментировать проблему. Виды комментария

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности

7

Комментарий к проблеме. Практическое занятие. Работа с текстом.

Практическое занятие

8

Комментарий к проблеме. Практическое занятие. Работа с текстом.

Практическое занятие

9

Авторская позиция. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности

10

Авторская позиция. Практическое занятие. Работа с текстом.

Практическое занятие

11

Авторская позиция. Практическое занятие. Работа с текстом.

Практическое занятие

Аргументация собственной позиции. Что такое аргумент? Типы аргументирования.

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности

12

Аргументация собственной позиции. Способы ввода аргументов. Практическое занятие. Работа с текстом.

Практическое занятие

13

Аргументация собственной позиции. Практическое занятие. Работа с текстом.

Практическое занятие

14

Аргументация собственной позиции. Практическое занятие. Работа с текстом.

Практическое занятие

15

Как выразить собственное мнение по выявленной  проблеме

Практикум

16

Как выразить собственное мнение по выявленной  проблеме

Практикум

17

Финал сочинения

Практикум

18

Финал сочинения

Практикум

19

Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля. Практическое занятие. Работа с текстом.

Комплексное применение знаний

20

Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля. Практическое занятие. Работа с текстом.

Комплексное применение знаний

21

Как писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля. Практическое занятие. Работа с текстом.

Комплексное применение знаний

22

Как писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля. Практическое занятие. Работа с текстом.

Комплексное применение знаний

23

Как писать сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля. Практическое занятие. Работа с текстом.

Комплексное применение знаний

24

Как писать сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля. Практическое занятие. Работа с текстом.

Комплексное применение знаний

25

Речевое оформление сочинения. Как работать над речевым оформлением сочинения (фактические, речевые, грамматические ошибки)

Практикум

26

Речевое оформление сочинения. Как работать над речевым оформлением сочинения (фактические, речевые, грамматические ошибки)

Практикум

27

Речевое оформление сочинения. Как работать над речевым оформлением сочинения (фактические, речевые, грамматические ошибки)

Практикум

28

Итоговое занятие. Поработайте экспертами.

Рецензирование, экспертная оценка.

29

Диагностическая работа

Практикум Комплексное применение знаний

30

Диагностическая работа

Практикум Комплексное применение знаний

31

Анализ работы. Работа над ошибками.

Практикум Комплексное применение знаний

32

Работа над ошибками. Создание вторичного текста

Практикум Комплексное применение знаний

33-34

Резервные уроки


Планируемые результаты изучения учебного предмета

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

Выпускник научится (знать/понимать)

  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
  • формулировать проблему, поставленную автором  исходного текста,  и комментировать её;
  • определять позицию автора;
  • высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
  • уметь  излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно
  • анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.

Выпускник получит возможность научиться (уметь):

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

Выпускник получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству, самообразованию и активному участию в производственной, культурной и общественной жизни государства.   

Лист регистрации изменений к рабочей программе по русскому языку

учителя Булыгиной Н.В.

№ п/п

Дата изменения

Причина изменения

Суть изменения

Корректирующие действия

СОГЛАСОВАНО                                      Заместитель директора по УВР  ___________________

                                                                                                                                     Подпись

Дата ___________________           Расшифровка подписи _______________________________  


Отчёт о выполнении реализуемой учебной программы по содержанию по русскому языку

По: русскому языку (электив)

Учитель: Булыгина Н.В.

Класс: 11

Количество часов: 34 ч (1 раза в неделю).

Программа: Авторская программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова2009 год).

Учебник: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык.  Грамматика. Текст. Стили речи»  для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение», 2009.

Темы

По программе

По РП

Контр

работ

РР

Проведено часов

1 чет

2 чет

3 чет

4 чет

год

Вводное занятие

2

Проблема текста.

3

Комментарий к проблеме.

3

Авторская позиция.

3

Аргументация собственной позиции

4

Как выразить собственное мнение по выявленной  проблеме

2

Финал сочинения

2

Как писать сочинение  по тексту.

6

Речевое оформление сочинения.

3

Итоговые занятия. Поработайте экспертами и писателями.

1

Диагностическая работа

2

Анализ работы. Работа над ошибками.

2

Резерв

2

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа По предмету (курсу и т.д.) английский язык 10 класс

Данная рабочая образовательная программа разработана  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Стандарты второго покол...

Рабочая программа По предмету (курсу и т.д.) немецкий язык 10 класс

*       Примерной основной образовательной программы начального общего образования в России (Примерной программы по иностранному языку)*...

Подготовка к написанию сочинения по русскому языку. 11 класс

Подготовка к написанию сочинения по русскому языку. 11 класс...

Подготовка к написанию сочинения задание 25

Материал содержит сценарий урока-эксперимента, в ходе которого ученики примеряют на себя роль экспертов по проверке ЕГЭ по русскому языку, тем самым снимается психологический дискомфорт перед экзамено...

Тексты для подготовки к написанию сочинения (задание 25) на ЕГЭ по русскому языку

Материал содержит 13 текстов, предназначенных для тренировки написания сочинения (задания 25) на ЕГЭ по русскому языку....

Подготовка к написанию сочинения (задание 27)

Систематизировать знания учащихся о тексте и структуре творческой работы; совершенствовать умение анализировать исходный текст и строить по нему сочинение – рассуждение в соответствии с требован...