Подготовка к написанию сочинения сравнительного типа. Гринев и Швабрин (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка").
план-конспект урока (литература, 8 класс) по теме

Антонов Анатолий Викторович

nm,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_8.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8-ом классе.

Тема урока: Подготовка к написанию сочинения сравнительного типа. Гринев и Швабрин

(по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка").

Тип урока: открытие нового знания.

Цели урока:

 1) подготовить базу для написания сочинения сравнительного типа   (предметные результаты);

2) совершенствовать навыки сопоставления двух героев одного                                                                                                                                                                                             произведения, структурирование материала и самостоятельная организация собственной деятельности  (метапредметные  результаты);

3) способствовать развитию чувства уважительного отношения к собственной работе и к русской литературе в целом (личностные результаты)

Ресурсы: повесть А. С. Пушкина "Капитанская дочка", теоретический материал по теме "Сравнительная характеристика двух литературных героев".

Ход урока.

                   Деятельность учителя.

            Деятельность

            учащихся.                                

                   УУД                                                                                                                                                      

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности).

- Добрый день, ребята!

На столиках у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует  вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это мое настроение…

Я готов продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

 

Выбирают смайлик и демонстрируют свое настроение.

Самоконтроль.

Сотрудничество.

II. Актуализация знаний.

Слово учителя.

 Жил несколько лет назад в деревеньке Спудни старый

 агроном – Сергей Васильевич Орлов. Большой знаток своего дела. И даже выйдя на пенсию, он не забывал о своей профессии. В любое время года его можно было видеть в саду, в огороде. Сергей Васильевич то возился с плодовыми деревьями, то проводил какие-то эксперименты с землей. А когда его спрашивали, что он делает, старый агроном хитро щурился и отвечал: "Жизнь без дела не жизнь, а теория без практики, что сухой лист на ветке дуба".

-Как вы думаете, ребята, что имел в виду Сергей Васильевич Орлов?

Наверное, то, что смысл жизни человека – это творческий труд, что любое знание должно подкрепляться ежедневной работой, практикой. Не будет дела – исчезнет и знание.

Слушают учителя.

Познавательные общеучебные,

Коммуникативные.

III. Постановка цели урока,  формулировка темы.

Вопросы учителя.

Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?

А кого будем сравнивать?

Как бы сформулировали тему урока?

Отвечают на вопросы.

Готовиться к написанию сочинения сравнительного типа по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка".

Гринева и Швабрина.

Подготовка к написанию сочинения сравнительного типа на тему "Гринев и Швабрин".

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

IV .Открытие нового знания.

а) Фронтальная работа.

Определите основание для сравнения двух героев.

б) Групповая работа

.

- Найдите черты сходства. Обоснуйте свою позицию.

- Найдите черты различия. Обоснуйте свою позицию.

в) Фронтальная работа.

Определите цель сравнения героев.

Подумайте, о чем можно рассказать во вступительной части сочинения.

Составьте план сравнительной характеристики.

Подберите языковые средства для выражения сходства и различия и перехода от одной части сравнения к другой.

а) Определяют основание для сравнения двух героев. Швабрин и Гринев  - две сильные личности, враждебно действующие друг против друга.

б) Находят черты сходства и различия. Обосновывают свою позицию.

-  Находят черты сходства. Обосновывают свою позицию.

           Черта сходства.

1) Возраст (оба молоды)

2) Пребывание в Белогорской крепости

( не по своей воле). Швабрин – за смертоубийство на дуэли; Гринев – по распоряжению отца).

3) Образовательный уровень (достаточно высокий).  Гринев владеет французским языком и пишет стихи, Швабрин также может разговаривать по-французски и умеет неплохо анализировать  стихи, написанные Гриневым.

   

 Черты различия.

1) Социальное и служебное положение (Швабрин – светский человек,  гвардейский офицер, а Гринев – скромный   провинциал, "дворянский недоросль", выросший в деревне).

2) Черты характера (коварство,  беспринципность и лживость Швабрина; добродушие, честность и

порядочность Гринева).

3) Отношение к присяге.  Гринев верен присяге, готов с оружием в руках защищать то и того,  кому присягал;  для  Швабрина

 Присяга – пустой звук, ради спасения своей жизни  он готов на все.

4) Отношение к Маше. Гриневские чувства к девушке – чувства искренние и высокие, ради возлюбленной он готов пожертвовать жизнью. Чувства Швабрина – чувства эгоистичные, ради достижения своей цели он готов на все: и на ложь, и на оскорбления, и на заточение своей возлюбленной.

В) Определяют цель сравнения героев.

Не все в человеке определяется происхождением. Многое в нем зависит и от воспитания, от тех ценностей, которые он приобретает благодаря стараниям и заботам родителей.

Обдумывают возможный вариант вступления.

Вступление должно подводить к сравнению. Значит, логично в этой части сочинения указать на палитру красок человеческих характеров.

Составляют план сравнительной характеристики.

                              План.

I. Вступление. Палитра красок человеческих характеров.

II. Главная часть. Гринев и Швабрин – две сильные личности, действующие друг против друга.

1) Черты сходства:

а) возраст;

б) причины пребывания в Белогорской крепости;

в) образовательный уровень.

2) Черты различия.

а) социальное и служебное положение;

б) характер;

в) отношение к присяге;

г) отношение к Маше.

III. Вывод. Цель сравнения героев.

Подбирают языковые средства для выражения сходства и различия и перехода от одной части сравнения к другой.

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Части сочинения

Используемые языковые средства

1) Вступление – основание сравнения.

2) Черты сходства

3) Черты различия.

4) Вывод.

Поэтому так и интересны два героя повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" – Швабрин и Гринев. Это…

У них есть как…, так и …

Что же сближает героев?

Прежде всего…

Да и в Белогорской

крепости герои очутились…

К тому же и…

Вот, пожалуй, и все сходства героев. Различия же между ними гораздо более значимые.

Одно из самых важных…

Особенно же сильно различаются герои…

К присяге герои относятся тоже по-разному…

Есть и еще одно различие между Гриневым и Швабриным. Оно наиболее ярко раскрывает сущность героев. Это их отношения.

Что же хотел сказать

А. С. Пушкин  читателям, сопоставляя Гринева и Швабрина на страницах повести "Капитанская дочка"? Мне кажется….

V. Рефлексия.

Вопросы учителя, ориентированные на подведение итогов.

Какую цель вы поставили в начале урока?

Реализовали ли вы поставленную цель?

Где можно применять новые знания?

Как вы оцените свою работу на уроке и работу класса в целом?

Отвечают на вопросы, высказывают свою позицию.

Подготовиться к написанию сочинения сравнительного типа на тему "Гринев и Швабрин" (по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка).

Реализовали. Мы подготовились к написанию  сочинения на тему "Гринев и Швабрин".

При выполнении работ сравнительного типа на уроке истории, русского языка, математики, биологии и т.  д.

Регулятивные саморегуляции,

коммуникативные.

VI. Домашнее задание.

Написать сочинение сравнительного типа на тему "Гринев и Швабрин" (по повести А.С. Пушкина " Капитанская дочка")

              Пишут сочинения.

Познавательные, регулятивные.

                                                                                         

Список используемой  литературы.

1) Пушкин А. С. "Капитанская дочка"

2) Ладыженская Т.А. , ЗепаловаТ. С.  Методические указания к факультативному курсу "Теория и практика сочинений разных жанров". - Москва. Просвещение.1990

3) Бочаров Г.К. Система уроков по изучению повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». – М.: Просвещение, 1952.

4). Гиллельсон М.И., Мушина И.Б.  Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Комментарий. – Л.: Просвещение, 1977.

5) Дегожская А.С. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в школьном изучении // Пушкин в школе: Пособие для учителей /. Сост. В.Я. Коровина. – М.:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе " Подготовка к написанию сочинения по повести Пушкина "Капитанская дочка".

Презентация к уроку по литературе в 8 классе " Подготовка к написанию сочинения по повести Пушкина "Капитанская дочка"...

Урок развития речи по литературе на тему: "Подготовка к написанию сочинения по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Урок литературы по программе В.Я.Коровиной и учебнику  "Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия" "Урок-обобщение по теме "Подготовка к написанию сочинения по произведению А.С.Пушкина "Капитанская...

Подготовка к написанию сочинения по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Урок развития речи в 8 классе  проводится  после изучения романа А.С. Пушкина « Капитанская дочка». В ходе урока учащиеся обобщают и систематизируют   материал, учатся работать над...

Обучение сравнительной характеристике литературных героев. Гринев и Швабрин в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Цели урока:*познакомить учащихся с особенностями построения сравнительной характеристики двух литературных героев;*сформировать умение писать такие сочинения, совершенствовать полученные ранее навыки ...

Конспект урока литературы "Подготовка к написанию сочинения по роману А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Конспект урока по литературе 8 класс. "Подготовка к написанию сочинения на литературную тему"...

Подготовка к сочинению « Сравнительная характеристика Маруси и Сони» (По повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»)

Технологическая карта урока литературы по теме: "Подготовка к сочинению « Сравнительная характеристика Маруси и Сони»  (По повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»...