Главные вкладки

    Обучение сравнительной характеристике литературных героев. Гринев и Швабрин в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
    учебно-методический материал по литературе (8 класс) по теме

    Матвеева Елена Геннадьевна

    Цели урока:

    *познакомить учащихся с особенностями построения сравнительной характеристики двух литературных героев;

    *сформировать умение писать такие сочинения, совершенствовать полученные ранее навыки связанной речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_liter._v_8_kl.doc38.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Обучение сравнительной характеристике литературных героев. Гринев и Швабрин в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

                     Урок развития речи в 8-классе с использованием

                       информационно- компьютерных технологий

                                                                          Матвеева Елена Геннадьевна

                                                                           учитель русского языка и

                                                                           литературы

                                         

    Цели урока: 

    *познакомить учащихся с особенностями построения сравнительной характеристики двух литературных героев;

    *сформировать умение писать такие сочинения, совершенствовать полученные ранее навыки связанной речи.

    Повторение; Сложный план к сочинению на литературную тему, цетирование, логические переходы.

    1.Вспомним общую схему композиции сочинения- сравнения.

                                                               Слайд № 1

    1. Обоснование сравнения.
    2. Определение общего.

    А) Параллельное  рассмотрение.

    1. Определение различного.

    А)Параллельное рассмотрение.

    4. Выводы по сравнению.

    (содержание слайда комментирует учитель)

    2. Беседа с классом по вопросам, помогающим выявить сущность каждого из героев, определить и сформировать главную мысль сочинения.

    1.Вспомнить эпиграф ко всей повести.

    2. С чем связан этот эпиграф: с темой повести или с ее главной мыслью, идеей?

    3. Какова же идея повести?

    /Вернуть долг перед Родиной, перед близкими, верность данному слову- это и есть путь чести. И это самое важное в человеке./

    1. Кто из героев верен долгу и идет дорогой чести?
    2. Кто пренебрегает понятиями долга и чести?

    ( Ответы учеников.)

    3. Учитель  Итак, Гринев и Швабрин –герои-антиподы. Сравнивая их друг с другом, мы с вами пойдем вслед за автором. В этой повести мудрый автор убедительно показывает, как жизнь постоянно ставит человека перед проблемой выбора: поступить в соответствии с понятиями чести и долга, то есть обречь себя на определенные трудности, или совершить низость, а то и предательство, чтобы спасти свою жизнь или получить желаемое.

        Итак, давайте вспомним эпизоды повести, когда проблема выбора решается по разному.

    А)Сцена дуэли (слайд № 2) ( слайды иллюстрируют ответы учащихся).

    Б) Взятие Белогорской  крепости (слайд № 3)

    В) Отношение к Маше Мироновой (слайд №4)

    4. Учитель. Напоминаю, мы собираемся писать сочинение на морально-этическую тему, преобладающий тип речи в нем- рассуждение. В качестве доказательств должны выступать факты в поведении героев ( мы их вспомнили), а аргументы- ссылки на текст, цитаты.

       Вспомним логический принцип организации текста сочинения.

                                                              Слайд №5

    А-суждение.

    Б-доказательство суждения.

    Или

    А-факт, цитата.

    Б-комментарий к ним.

    5.Давайте теперь выберем эпиграф к сочинению.

    Это могут быть строчки из произведения, или высказывания великих людей, или народная мудрость. Напоминаю, что эпиграф должен быть связан с основной мыслью сочинения. Давайте повторим ее. (Честь-это верность долгу.)

    Вопрос: Какие будут у вас предложения? Могу предложить для выбора ещё варианты.

                                                     

                                                        Слайд №6

    Честь-это поэзия долга.               А. Виньи

    Честь дороже жизни.                    Ф. Шиллер

    Я всякую беду согласен перенесть,

    Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь.                             П. Корнель

    6 . Теперь мы должны составить план основной части сочинения, где эта идея будет раскрываться и  доказываться при помощи сравнения  поведения героев повести «Капитанская дочка», Гринева и Швабрина.

                                                       Слайд № 7. План

    1. Вступление. Обоснование сравнения: место Гринева и Швабрина в раскрытии проблемы чести и долга в повести.

    Общее в героях (офицеры из дворян, оба любят Машу).

          2.Гринев и Швабрин- два противоположных характера.

           1) Искренность и порядочность Гринева и лживость и коварство Швабрина.

           2) Верность воинскому долгу Гринева и предательства Швабрина.

            3) Глубина и искренность чувства Гринева и низменный характер этого чувства у Швабрина.

              4) Отношение автора к своим героям.

            3. Выводы из сравнения. Нравственные уроки повести.

                                                         

       Слайд №8

    Словарь:

    Коварство-злонамеренность, прикрытая доброжелательством.

    Низменный характер- подлый, бесчестный.

    7.Коллективное составление вступления.

    Своеобразным отражением русской жизни 70-х годов 18 века является повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». В ней решаются вопросы не только исторические, но и глубоко нравственные: об обязанностях дворян перед народом, государством, вопросы долга, чести, истинного благородства.

    В решении этих проблем особенно важна роль двух героев повести- Гринева и Швабрина. Ставя их раз за разом перед серьезным выбором, автор утверждает мысль о том, что дорога чести- это дорога верности долгу, дорога совести и глубокой порядочности(идея сочинения).

    8. Учитель. Ну а теперь давайте проделаем небольшую речевую работу. Поскольку сравнительная характеристика Гринева и Швабрина построена в основном на контрастах, целесообразно использовать вводные слова («наоборот», «напротив»;) логичность выводов может быть передана с помощью слов и словосочетаний («так как», «доказательством этого служит», « это подтверждает», « вот от чего»), а также вводных слов (« значит», « таким образом», « итак», «наконец»), уместны и выражения, с помощью которых можно сравнивать параллельно («если… то… напротив…», «оба они…», «и тот, и другой…»; «если один… то другой…»), и др.

    Запишите в тетрадь  эти речевые формулы. Они представлены на слайде.

                                                         Слайд №9

    9.Домашнее задание. Написать сочинение «Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина».

                                                          Литература

    Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература 19 века. Ч. 1.- М., 1994.

                           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок развития речи. 8 класс. Литература.Тема. Сравнительная характеристика двух литературных героев. Гринев и Швабрин. (По роману А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.)

    Сравнительная характеристика двух литературных персонажей - один из трудных жанров школьного сочинения. На этом уроке идет подготовка к написанию сочинения, рассматриваются поэтапно приемы сопоставлен...

    Презентация к уроку литературы в 8 классе по теме "Обучение сравнительной характеристике литературных героев" ( по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка")

    Обучение сравнительной характеристике литературных героев по повести А.С Пушкина "Капитанская дочка". Гринев и Швабрин в повести А.С.Пушкина....

    Литературная игра "Умницы и умники" по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". 7 класс.

    В начале каждого урока проводится письменный опрос с последующей взаимопроверкой. Он позволяет решить ряд задач: осуществить контроль знания текста, установить уровень выполнения домашнего задания, вы...

    Урок на тему: «Авторское отношение к образу Пугачева и пугачевщине в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

    Предлагаю конспект урока литературы в 8 классеТема: «Авторское отношение к образу Пугачева и пугачевщине в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»....

    Урок подготовки к домашнему сочинению по русскому языку и литературе в 9 классе. «Характеристика литературного героя. Марья Ивановна Миронова.» (По роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

    Очень часто говорится о том, что наши ученики, выполняя задание С по русскому языку на ЕГЭ, показали неумение приводить аргументы. Сейчас многие учителя ищут пути решения данной проблемы. Предлагаю ва...