Обучение сравнительной характеристике литературных героев. Гринев и Швабрин в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
учебно-методический материал по литературе (8 класс) по теме

Матвеева Елена Геннадьевна

Цели урока:

*познакомить учащихся с особенностями построения сравнительной характеристики двух литературных героев;

*сформировать умение писать такие сочинения, совершенствовать полученные ранее навыки связанной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_liter._v_8_kl.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение сравнительной характеристике литературных героев. Гринев и Швабрин в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

                 Урок развития речи в 8-классе с использованием

                   информационно- компьютерных технологий

                                                                      Матвеева Елена Геннадьевна

                                                                       учитель русского языка и

                                                                       литературы

                                     

Цели урока: 

*познакомить учащихся с особенностями построения сравнительной характеристики двух литературных героев;

*сформировать умение писать такие сочинения, совершенствовать полученные ранее навыки связанной речи.

Повторение; Сложный план к сочинению на литературную тему, цетирование, логические переходы.

1.Вспомним общую схему композиции сочинения- сравнения.

                                                           Слайд № 1

  1. Обоснование сравнения.
  2. Определение общего.

А) Параллельное  рассмотрение.

  1. Определение различного.

А)Параллельное рассмотрение.

4. Выводы по сравнению.

(содержание слайда комментирует учитель)

2. Беседа с классом по вопросам, помогающим выявить сущность каждого из героев, определить и сформировать главную мысль сочинения.

1.Вспомнить эпиграф ко всей повести.

2. С чем связан этот эпиграф: с темой повести или с ее главной мыслью, идеей?

3. Какова же идея повести?

/Вернуть долг перед Родиной, перед близкими, верность данному слову- это и есть путь чести. И это самое важное в человеке./

  1. Кто из героев верен долгу и идет дорогой чести?
  2. Кто пренебрегает понятиями долга и чести?

( Ответы учеников.)

3. Учитель  Итак, Гринев и Швабрин –герои-антиподы. Сравнивая их друг с другом, мы с вами пойдем вслед за автором. В этой повести мудрый автор убедительно показывает, как жизнь постоянно ставит человека перед проблемой выбора: поступить в соответствии с понятиями чести и долга, то есть обречь себя на определенные трудности, или совершить низость, а то и предательство, чтобы спасти свою жизнь или получить желаемое.

    Итак, давайте вспомним эпизоды повести, когда проблема выбора решается по разному.

А)Сцена дуэли (слайд № 2) ( слайды иллюстрируют ответы учащихся).

Б) Взятие Белогорской  крепости (слайд № 3)

В) Отношение к Маше Мироновой (слайд №4)

4. Учитель. Напоминаю, мы собираемся писать сочинение на морально-этическую тему, преобладающий тип речи в нем- рассуждение. В качестве доказательств должны выступать факты в поведении героев ( мы их вспомнили), а аргументы- ссылки на текст, цитаты.

   Вспомним логический принцип организации текста сочинения.

                                                          Слайд №5

А-суждение.

Б-доказательство суждения.

Или

А-факт, цитата.

Б-комментарий к ним.

5.Давайте теперь выберем эпиграф к сочинению.

Это могут быть строчки из произведения, или высказывания великих людей, или народная мудрость. Напоминаю, что эпиграф должен быть связан с основной мыслью сочинения. Давайте повторим ее. (Честь-это верность долгу.)

Вопрос: Какие будут у вас предложения? Могу предложить для выбора ещё варианты.

                                                 

                                                    Слайд №6

Честь-это поэзия долга.               А. Виньи

Честь дороже жизни.                    Ф. Шиллер

Я всякую беду согласен перенесть,

Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь.                             П. Корнель

6 . Теперь мы должны составить план основной части сочинения, где эта идея будет раскрываться и  доказываться при помощи сравнения  поведения героев повести «Капитанская дочка», Гринева и Швабрина.

                                                   Слайд № 7. План

  1. Вступление. Обоснование сравнения: место Гринева и Швабрина в раскрытии проблемы чести и долга в повести.

Общее в героях (офицеры из дворян, оба любят Машу).

      2.Гринев и Швабрин- два противоположных характера.

       1) Искренность и порядочность Гринева и лживость и коварство Швабрина.

       2) Верность воинскому долгу Гринева и предательства Швабрина.

        3) Глубина и искренность чувства Гринева и низменный характер этого чувства у Швабрина.

          4) Отношение автора к своим героям.

        3. Выводы из сравнения. Нравственные уроки повести.

                                                     

   Слайд №8

Словарь:

Коварство-злонамеренность, прикрытая доброжелательством.

Низменный характер- подлый, бесчестный.

7.Коллективное составление вступления.

Своеобразным отражением русской жизни 70-х годов 18 века является повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». В ней решаются вопросы не только исторические, но и глубоко нравственные: об обязанностях дворян перед народом, государством, вопросы долга, чести, истинного благородства.

В решении этих проблем особенно важна роль двух героев повести- Гринева и Швабрина. Ставя их раз за разом перед серьезным выбором, автор утверждает мысль о том, что дорога чести- это дорога верности долгу, дорога совести и глубокой порядочности(идея сочинения).

8. Учитель. Ну а теперь давайте проделаем небольшую речевую работу. Поскольку сравнительная характеристика Гринева и Швабрина построена в основном на контрастах, целесообразно использовать вводные слова («наоборот», «напротив»;) логичность выводов может быть передана с помощью слов и словосочетаний («так как», «доказательством этого служит», « это подтверждает», « вот от чего»), а также вводных слов (« значит», « таким образом», « итак», «наконец»), уместны и выражения, с помощью которых можно сравнивать параллельно («если… то… напротив…», «оба они…», «и тот, и другой…»; «если один… то другой…»), и др.

Запишите в тетрадь  эти речевые формулы. Они представлены на слайде.

                                                     Слайд №9

9.Домашнее задание. Написать сочинение «Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина».

                                                      Литература

Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература 19 века. Ч. 1.- М., 1994.