Литературная игра "Умницы и умники" по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". 7 класс.
опыты и эксперименты (литература, 7 класс) по теме

Орлова Светлана Константиновна

В начале каждого урока проводится письменный опрос с последующей взаимопроверкой. Он позволяет решить ряд задач: осуществить контроль знания текста, установить уровень выполнения домашнего задания, выявить самых внмательных читателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_igra.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная игра "Умники и умницы"по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Отбор участников игры происходит в ходе изучения повести. В начале каждого урока проводится письменный опрос с последующей взаимопроверкой. Он занимает не более пяти минут и позволяет решить ряд задач: осуществить контроль знания текста, установить уровень выполнения домашнего задания, выявить самых внимательных читателей, при желании можно оценить учащихся (8 правильных ответов – “5”, 7–6 – “4”, 5–4 –“3”).

1 – 2 главы.

1. Как звали родителей Петра Гринева? (Отец – Андрей Петрович Гринев, мать – Авдотья Васильевна)

2. Кто воспитывал Петра Гринева до двенадцати лет? (Дядька Савельич)

3. Узнай героя. “Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности. Главною его слабостью была страсть к прекрасному полу…. К тому же не был он (по его выражению) и врагом бутылки”. (Мосье Бопре)

4. Сколько было лет Петру, когда отец решил его определить на службу? (Пошел семнадцатый год)

5. Узнай героя. “Высокий барин, лет тридцати пяти, с длинными черными усами, в халате, с кием в руке и трубкой в зубах”. (Иван Иванович Зурин, ротмистр гусарского полка)

6. Почему ямщик, показывая на маленькое облачко на ясном небе, предлагал возвратиться? Послушался ли Петр Гринев его? (По словам ямщика, облачко предвещало буран. Петр Гринев понадеялся добраться до следующей станции и велел ехать дальше)

7. Узнай героя. “Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары”. (Вожатый)

8. Как отблагодарил Петр Гринев своего случайного спасителя? (Подарил заячий тулупчик)

3 – 5 главы.

1. Кто повествует о событиях в повести “Капитанская дочка”? (Петр Гринев)

2. Деревушка, окруженная бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирды сена, полузанесенные снегом; с другой – скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опущенными. У ворот – старая пушка; улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частью покрыты соломой. (Белогорская крепость)

3. Узнай героя. “Молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым”. (Алексей Иванович Швабрин)

4. Узнай героя. “Впереди стоял … старик бодрый и высокого роста, в колпаке и китайчатом халате”. (Капитан Иван Кузьмич Миронов)

5. Узнай героиню. “Девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели”. (Маша Миронова)

6. Швабрин сказал Гриневу: “Это тебе так не пройдет. Вы мне дадите сатисфакцию”. Что это значит? (Вызов на дуэль)

7. Как Швабрину удалось нанести удар Гриневу во время поединка? (Петр Гринев наступал на Швабрина и загнал его почти в самую реку. Вдруг услышал свое имя, оглянулся и увидел Савельича, сбегающего по нагорной тропинке… В это самое время Швабрин нанес удар)

8. Кто мог написать отцу Петра Гринева о дуэли? (Петр Гринев предположил, что это мог быть только Швабрин)

6 – 8 главы.

1. “Неожиданные происшествия, имевшие важное влияние на всю мою жизнь, дали моей душе сильное и благое потрясение”. О каких “неожиданных происшествиях” идет речь? (1773 г. восстание Пугачева, нападение на Белогорскую крепость)

2. Удалось ли Марью Ивановну отправить в Оренбург? (Нет, так как дорога на Оренбург была отрезана, а крепость окружена)

3. Узнай героя. “На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза”. (Емельян Пугачев)

4. Кого увидел Гринев среди мятежных старшин? (Швабрина, обстриженного в кружок и в казацком кафтане)

5. Узнай героя. Он “сидел на первом месте, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого”. (Пугачев во время военного совета)

6. Почему Пугачев помиловал Гринева? Как это он сам объясняет? (“Помиловал я тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов”)

7. Что отвечает Гринев на предложение Пугачева перейти на сторону мятежников? (“Нет, – отвечал я с твердостию. – Я придворный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу. Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург”)

8. Как решил судьбу Гринева Пугачев? (“Так и быть. Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь”)

9 – 12 главы.

1. Почему Гринев так торопился в Оренбург? (Чтобы поторопить освобождение Белогорской крепости)

2. Что пожаловал Пугачев Гриневу? (Лошадь, шубу со своего плеча, а вот полтину денег урядник “растерял” по дороге)

3. Какую тактику в борьбе с Пугачевым решили избрать на военном совете в Оренбурге? (Решили действовать подкупательно)

4. Что заставило Гринева отправиться в Белогорскую крепость? (Гринев получил письмо от Маши Мироновой, из которого узнал, что Швабрин принуждает ее выйти замуж)

5. Кто помог освободить Машу? (Пугачев)

6. Что рассказывает Пугачев Гриневу по дороге в Белогорскую крепость? (Старую калмыцкую сказку про ворона и орла)

7. Узнай героя. “Он был ужасно худ и бледен. Волоса его, недавно черные как смоль, совершенно поседели; длинная борода была всклокочена”. (Швабрин)

8. Узнай героя. “Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую”. (Императрица Екатерина II)

Итоговый урок по повести проводится в форме литературной игры “Умники и умницы”, в которой участвуют три лучших знатока повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”, остальные учащиеся становятся теоретиками.
Правила проведения игры всем хорошо известны.

Выбор дорожки.

Участники игры должны выступить с 30-секундной речью на тему “Мой любимый герой повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”. 

  • Красная дорожка – самый короткий путь к победе (два вопроса, но ни одной ошибки).
  • Желтая дорожка – золотая середина (три вопроса и возможна одна ошибка).
  • Зеленая дорожка – самый длинный, но, возможно, самый верный путь к победе (четыре вопроса и две ошибки).

Зеленая дорожка.

1 вопрос.

Каким историческим событиям посвящена повесть А.С. Пушкина “Капитанская дочка”? Когда происходит действие? Когда А.С. Пушкин завершил работу над повестью?

Ответ: Восстание Пугачева 1773 – 1774 г. А.С. Пушкин завершил работу над повестью 19 октября 1836 г.

2 вопрос.

Узнай героя. Он в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, его выписали в дом Гриневых из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла. Кто этот герой? С какой целью его выписали? За что он был выгнан из дома Гриневых?

Ответ: Это мосье Бопре, который должен был учить Петра по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться кое-как болтать по-русски, – и потом каждый занимался своим делом.
Бопре был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности. Главной его слабостью была страсть к прекрасному полу…, к тому же не был он врагом бутылки. Петр Гринев так описывает эти события:
“Батюшка пошел в мою комнату. В это время Бопре спал на кровати сном невинности. Я был занят делом. Надобно сказать, что для меня выписана была из Москвы географическая карта. Она висела на стене безо всякого употребления и давно соблазняла меня шириною и добротою бумаги. Я решил сделать из нее змей и, пользуясь сном Бопре, принялся за работу. Батюшка вошел в то самое время, как я прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды”. После этого Бопре был выгнан со двора.

3 вопрос. Вы – Петр Гринев. В Оренбурге генерал Андрей Карлович читал письмо от вашего батюшки: “… держи его в ежовых рукавицах”. Андрей Карлович очень плохо знал русские поговорки и обратился к Вам с вопросом: “Что такое держать в ежовых рукавицах?” Что же Вы ему ответили?

Ответ: “Это значит, – отвечал я ему с видом как можно более невинным обходиться ласково, не слишком строго, давать побольше воли, держать в ежовых рукавицах”.

4 вопрос.

Вы – Петр Гринев. Когда и от кого Вы получили записку следующего содержания: “Любезный Петр Андреевич, пожалуйста, пришлите мне с моим мальчиком 100 рублей….Мне крайняя нужда в деньгах”?

Ответ: Петр Гринев получил эту записку в Симбирске в трактире от Ивана Ивановича Зурина. 100 рублей – проигрыш в биллиард.

Желтая дорожка.

1 вопрос.Кто повествует о событиях в повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”?

А) Емельян Пугачев.
Б) Петр Гринев
В) А.С. Пушкин
Г) Маша Миронова

Какую роль берет на себя автор? Каким образом записки П. Гринева попали к издателю?

Ответ: Петр Гринев – герой и рассказчик. Автор берет на себя роль издателя.
“Рукопись Петра Гринева доставлена была нам от одного из внуков, который узнал, что мы заняты были трудом, относящимся ко временам, описанным дедом. Мы решились, с разрешения родственников, издать ее особо, приискав к каждой главе приличный эпиграф и дозволив себе переменить некоторые собственные имена”.

2 вопрос.Узнай героя. “…ко мне вошел молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым… Он был очень не глуп. Разговор его был остер и занимателен”. Когда он приехал в крепость? Как долго он там живет? За что был переведен туда?

Ответ: Алексей Иванович Швабрин.
Василиса Егоровна рассказала Гриневу: “Швабрин Алексей Иванович вот уже пятый год как к нам переведен за смертоубийство. Бог знает, какой грех его попутал; он, изволишь видеть, поехал за город с одним поручиком, да взяли с собой шпаги, да и ну друг в друга пырять; а Алексей Иваныч и заколол поручика, да еще при двух свидетелях!”

3 вопрос.Кто автор этих строк? Кому они посвящены?

Мысль любовну истребляя,
Тщусь прекрасную забыть,
И ах, Машу избегая,
Мышлю вольность получить!
Но глаза, что мя пленили,
Всеминутно предо мной;
Они дух во мне смутили,
Сокрушили мой покой.

Ответ: Автор – Петр Гринев. Стихи посвящены Маше. Они послужили предметом насмешки Швабрина и причиной дуэли.

Красная дорожка.

1 вопрос. Какие события в повести связаны с данными географическими названиями: Санкт-Петербург, Оренбург, Белогорская крепость, Казань, Нижнеозерная крепость?

Ответ: С-Петербург – Маша Миронова едет туда, чтобы добиться оправдания и освобождения Петра Гринева.
Оренбург – Гринев отправлен на службу.
Казань – город, где находился под арестом Петр Гринев.
Белогорская крепость – место службы Гринева.
Нижнеозерная крепость – находится в 20 верстах от Белогорской крепости, упоминается, что мятежники захватили ее и жестоко расправились с офицерами.

2 вопрос.

Узнай героя. “Он сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза”.
Когда и при каких обстоятельствах Петр Гринев встретился с ним?
Вспомни, что произошло дальше: “Меня снова привели к самозванцу и поставили перед ним на колени….”?

Ответ: “Пугачев протянул мне жилистую свою руку. “Целуй руку, целуй руку!” – говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению. “Батюшка Петр Андреевич! – шептал Савельич, стоя за мною и толкая меня. – Не упрямься! Что тебе стоит? Плюнь да поцелуй у злод…(тьфу) поцелуй у него ручки”. Я не шевелился. Пугачев опустил руку, сказав с усмешкой: “Его благородие, знать, одурел от радости. Подымите его!” Меня подняли и оставили на свободе”.

Подведение итогов, награждение победителей.

Учитель русского языка ОРЛОВА С.К.

Центр образования г. Новокуйбышевска.

 2006-07 уч. г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра по повести А.С.Пушкина " Капитанская дочка"

Данный материал представляет собой командную игру , которую можно использовать после полного прочтения текста как итоговый урок проверки знаний учащихся....

Литературная игра по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». 5 класс

Литературная игра по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» в  5 классе основана на знании сюжета произведения, на деталях. Участники трёх команд готовят домашние задания-презентации, сценки...

Литературные звёзды (литературная игра по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка")

Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 8 классе по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"...

Литературная игра "Умники и умницы" по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Материалы игры способствуют развитию читательского интереса , приобщают и развивают интерес к художественному слову, к умению работать с текстом художественного произведения....

Литературная игра по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Автор разработки: Исмагулова Алима Абдугалиевна, учитель русского языка и литературы ВК...

Презентация к открытому уроку по литературе для 6 класса на тему «Литературная игра по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Тип урока  – обобщение знанийФорма урока – литературная игра                    по повести ...

Презентация "Литературная игра по творчеству М.Ю. Лермонтова в 6 -х классах "Лермонтовская регата"

Представленный материал в презентации "Литературная игра по жизни и творчеству русского поэта М.Ю. Лермонтова" был использован при проведении внеклассного мероприятия в 6-х классах...