Литературная игра по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». 5 класс
методическая разработка (5 класс) на тему

Литературная игра по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» в  5 классе основана на знании сюжета произведения, на деталях. Участники трёх команд готовят домашние задания-презентации, сценки, подготавливают девочку, которая будет представлять Дину, главную героиню рассказа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игра29.45 КБ
Файл презентация к игре1.27 МБ

Предварительный просмотр:

Литературная игра


по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». 5 класс.


Оборудование: презентация к игре.

Ведущий: (СЛАЙД 1) Сегодня 5-классники снова встретятся с так полюбившимися  героями рассказа  Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Команды трёх классов готовы принять участие в литературной игре. Нас сегодня поведет за собой самая занимательная, как считал А.С. Пушкин, наука – наука следовать за мыслями великого человека. (СЛАЙД 2)    

Представление   жюри.

Команды представляют свои названия, девиз, эмблему.

Ведущий: Итак, мы начинаем.

Выразительное чтение отрывка команды  5А класса (СЛАЙД 3)  (музыка-Дудук 2)

 Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин. Пришло раз ему письмо из дома. Пишет ему старуха мать: «Стара  я  уж стала, и хочется перед смертью повидать любимого сынка. Приезжай со мной проститься, похорони, а там и с богом, поезжай опять на службу. А я тебе и невесту приискала: и умная, и хорошая, и именье есть. Полюбится тебе, может, и женишься и совсем останешься».

Жилин и раздумался: «И в самом деле: плоха уж старуха стала; может, и не придется увидать. Поехать; а если невеста хороша — и жениться можно».

Пошел он к полковнику, выправил отпуск, простился с товарищами, поставил своим солдатам четыре ведра водки на прощанье и собрался ехать. (СЛАЙД 4)   

Ведущий: Жюри оценивает. А теперь команды обмениваются подготовленными друг для друга 3 вопросами  по содержанию рассказа. Готовятся к ответам   1 минуту    

1.  Почему Жилин выехал из крепости не один, а с обозом? (СЛАЙД 5 ) (Обоз двигался очень медленно. «Выехал Жилин вперёд, остановился и ждёт, пока подойдёт к нему обоз. Слышит, сзади на рожке заиграли – опять стоять. Жилин и подумал: «А не уехать ли одному, без солдат? Лошадь подо мной добрая, если и нападусь на татар, - ускачу. Или не ездить?..» Остановился, раздумывает. И подъезжает к нему на лошади другой офицер - Костылин, с ружьём и говорит: «Поедем, Жилин, одни. Мочи нет, есть хочется, да и жара. На мне рубаху хоть выжми.… Подумал Жилин и говорит: «А ружьё заряжено?

-Заряжено.

- Ну, так поедем.»)

2. Как случилось, что Жилин остался без ружья? (СЛАЙД 6)   (Когда Жилин выехал на гору посмотреть,  нет ли татар, он буквально столкнулся с ними. Их было человек 30. Жилин «увидал, стал назад поворачивать; а татары его увидали. Пустились к нему, сами на скаку выхватывают ружья из чехлов. Припустил Жилин под   круч  во  все лошадиные ноги, кричит Костылину:   (СЛАЙД 7)  

- Вынимай ружьё!- а сам думает на лошадь на свою: «Матушка, вынеси, не зацепись ногой; спотыкнёшься - пропал. Доберусь до ружья, я сам не дамся». А Костылин заместо того, чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости. Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого. Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит».)  

3) . Какую историю о старике-отшельнике рассказал хозяин Жилину? (СЛАЙД 8)  (« Это большой человек! Он первый джигит был, он много русских побил, богатый был. У него было три жены и восемь сынов. Все жили в одной деревне. Пришли русские, разорили деревню и семь сыновей убили. Один сын остался и передался русским. Старик поехал и сам передался русским. Пожил у них три месяца; нашёл там своего сына, сам убил его и бежал. С тех пор он бросил воевать, пошёл в Мекку Богу молиться.»)

Ведущий: Жюри оценивает. А сейчас участники трёх команд ответят на вопросы на внимательность чтения рассказа (на листочках)  (СЛАЙД 9)

1. Назовите время написания рассказа (70-е годы 19 века).

2. Где происходили события? (на Кавказе).

3. Какое оружие было при Жилине? (шашка)

4. Как называется татарская деревня? (аул).

5. Сколько денег заплатил Жилин за свою лошадь, когда она была жеребёнком? (100руб.)

6. Что в переводе обозначает слово «джигит»? («молодец»).

7. За какую сумму татары согласились отпустить  Жилина? (500 руб.).

8. В какое время года происходили  описанные события?

9.Что пообещал Жилин малому татарчонку за возможность сходить за аул на гору? (сделать лук и стрелы).

10. За сколько рублей выкупили  Костылина?  (пять тыс. руб.)

Ведущий:  (СЛАЙД 10 )

 «… Дина, Динушка, девочка с глазами-звездочками, умница…»  Так ласково называет Иван свою спасительницу. Приглашаем вас показать, как вы выполнили домашнее задание к игре (девочка в костюме Дины или кукла). Три участницы выходят на сцену. Они по очереди должны ответить на вопросы.

1. Как называется украшение не шее Дины? (монисто).

2. Из чего было сделано монисто Дины? (из русских полтинников).

3.Что висело на ленте, которая была вплетена в косу Дины? (бляхи и рубль серебряный).

Ведущий:

У Дины были враги. Например, старуха, старик в чалме, который ненавидел Жилина. Узнав о том, что Дина помогла пленнику бежать, люди могли бы её осудить. Вот что мог бы сказать каждый из них: «Эта девчонка достойна того, чтобы её бросили в яму! Ишь чего надумала! Плохо ли ей живется в отцовском доме?! Правильно ей отец косы повыдергал! Видано ли это, предавать своих,  ради пленного русского?! Да что он ей сделал такого, чтобы помогать ему? Позор ей, позор! И достойна она самого жестокого наказания! Нет ей места среди нашего народа!»

Сейчас вы должны составить защитную речь в адрес Дины. Попробуйте поддержать девочку  и  оправдать её поступок.  

(5В отвечает в виде сценки: выходит отец Дины, танцуя  кавказский танец (музыка-осетинская) Потом садится. К нему прибегает татарочка с новостью, что Дина отпустила пленного. Отец негодует. Разговор с дочкой. Дина рассказывает, зачем она решила помочь Жилину.) (5 Б тоже подготовил сценку: девочка читает отрывок из произведения, где героиня прощается с пленным. А участница и участник изображают это на сцене без слов.) (5А – отвечает сама Дина - зачем она помогла пленному бежать).

Ведущий:  Пока жюри подсчитывают баллы, участник  команды  5Б  читает выразительно второй отрывок. (СЛАЙД  11)

Ехать было 25 верст. Обоз шел тихо; то солдаты остановятся, то в обозе колесо у кого соскочит, или лошадь станет, и все стоят — дожидаются.

Солнце уже и за полдни перешло, а обоз только половину дороги прошел. Пыль, жара, солнце так и печет, а укрыться негде. Голая степь, ни деревца, ни кустика по дороге.

Выехал Жилин вперед, остановился и ждет, пока подойдет обоз. Слышит, сзади на рожке заиграли,— опять стоять. Жилин и подумал: «А не уехать ли одному, без солдат? Лошадь подо мной добрая, если и нападусь на татар — ускачу. Или не ездить?..»

Остановился, раздумывает. И подъезжает к нему на лошади другой офицер, Костылин, с ружьем, и говорит:

— Поедем, Жилин, одни. Мочи нет, есть хочется, да и жара. На мне рубаху хоть выжми. — А Костылин — мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет. Подумал Жилин и говорит:

— А ружье заряжено?

— Заряжено.

— Ну, так поедем. Только уговор — не разъезжаться.

И поехали они вперед по дороге.

Ведущий:  Конкурс капитанов. (Звучит заставка к песне  «Капитан, капитан, улыбнитесь…»)   (СЛАЙД  12 –три вопроса, 3 щелчка)

Вопросы на размышление.

1. Как звали главного героя рассказа?  (Иван)

Почему по имени в рассказе назван Жилин, а не Костылин? (потому что автор относится к нему с уважением, с любовью, как к родному).

2. Почему  автор даёт героям такие фамилии? (жила, жилистый, сильный: костыль-палка для хромых, костыль)

3.Чем удалось Жилину заслужить расположение Дины? (Слепил он раз куклу, с носом, с руками, с ногами и в татарской рубахе, и поставил куклу на крышу. С тех пор….)

Ведущий:  Следующий конкурс. Узнайте по портрету героя или героиню (на листочках)

1.  Мужчина грузный, толстый…(Костылин).

2.  Барин, служивший офицером на Кавказе. Не велик ростом, да удал. (Жилин).

3. …Глаза у него черные, светлые, румяный, бородка маленькая, подстрижена; лицо весёлое…Одет в бешмет шёлковый, синий, обшитый галунчиком; башмачки красные, сафьянные, обшитые серебром (чёрный татарин Абдул-Мурат, отец Дины).

4. Тоненькая, худенькая девочка, лет тринадцати (Дина).

5. У него красная борода, одет в бешмет шёлковый, на ремне кинжал серебряный. На голове шапка высокая, баранья, чёрная… (красный татарин Кази-Мугамед).

6 …она в рубахе цветной, распояской, в штанах и сапогах, голова кафтаном покрыта, ( а на голове большой кувшин  жестяной с водой). (Молодая татарка).

7. Лицо у него скуластое. Рубаха на нём оборванная…вся грудь голая (работник ногаец).

8. ..Он был ростом маленький, на шапке у него белое полотенце обмотано. Бородка и усы подстрижены, белые как пух; а лицо сморщенное и красное как кирпич; нос крючком, как у ястреба, а глаза серые, злые, и зубов нет – только два клыка. (Старик, проживающий уединённо). (СЛАЙД 13)

Ведущий: Жюри подводит итоги. А мы послушаем участника 3 команды. Выразительное чтение отрывка.

 И подбежал Жилин к казакам. (СЛАЙД 14)   (музыка ДУДУК 2)   Окружили его казаки, спрашивают: «кто он, что за человек, откуда?»  А Жилин сам себя не помнит, плачет и приговаривает:

— Братцы! Братцы!

Выбежали солдаты, обступили Жилина; кто ему хлеба, кто каши, кто водки, кто шинелью прикрывает, кто колодку разбивает.

Узнали его офицеры, повезли в крепость. Обрадовались солдаты, товарищи собрались к Жилину.

Рассказал Жилин, как с ним все дело было, и говорит:

— Вот я и домой съездил, женился! Нет, уж, видно, не судьба моя.

И остался служить на Кавказе. А Костылина только еще через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли.

Ведущий: Просмотр презентаций трёх  команд и оценка жюри.

Жюри подводит итоги …

После слов жюри заключительное слово ведущего. ( СЛАЙД 15)

Всё творчество Л.Н. Толстого пронизано идеями дружбы между людьми и между народами. Читая рассказ «Кавказский пленник», мы почувствовали, как прекрасно дружить, любить друзей, жить для других. Это поняла маленькая Дина, хотя Жилин был взрослее её и чужим по крови.

В том и состоит сила слов писателя, что его идеи становятся нашими, он пробуждает в нас добрые чувства, стремление к справедливости и красоте. Давайте закончим наш разговор словами известного  поэта Рубцова : «На всё добро ответим мы  добром. На всю любовь ответим мы любовью».

(музыка Кочари )


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературная игра по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

Слайд 2

«На всё добро ответим мы добром, На всю любовь ответим мы любовью». Н.Рубцов

Слайд 3

Кавказ

Слайд 4

Военно-грузинская дорога М.Ю.Лермонтов (1837 г.)

Слайд 5

Почему Жилин выехал из крепости не один, а с обозом?

Слайд 6

Как случилось, что Жилин остался без ружья?

Слайд 8

Какую историю о старике-отшельнике рассказал хозяин Жилину?

Слайд 9

Вопросы. 1. Назовите время написания рассказа. 2. Где происходили события? 3. Какое оружие было при Жилине? 4. Как называется татарская деревня? 5. Сколько денег заплатил Жилин за свою лошадь, когда она была жеребёнком? 6. Что в переводе обозначает слово «джигит»? 7. За какую сумму татары согласились отпустить Жилина? ? 8. В какое время года происходили описанные события? 9.Что пообещал Жилин малому татарчонку за возможность сходить за аул на гору? 10. За сколько рублей выкупили Костылина ?

Слайд 10

«… Дина, Динушка …»

Слайд 12

Конкурс капитанов . Как звали главного героя рассказа? Почему по имени в рассказе назван Жилин, а не Костылин ? Почему автор даёт героям такие фамилии ? Чем удалось Жилину заслужить расположение Дины ?

Слайд 13

Портрет героя, героини 1. Костылин 2. Жилин 3.Чёрный татарин Абдул-Мурат, отец Дины 4. Дина 5. Красный татарин Кази-Мугамед 6. Молодая татарка 7. Работник ногаец 8. Старик, проживающий уединённо

Слайд 15

«На всё добро ответим мы добром, На всю любовь ответим мы любовью». Н.Рубцов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра:«Умники и умницы»по рассказу Л.Н. Толстого"Кавказский пленник».

Одной из актуальных проблем сегодняшнего дня является отсутствие интереса у детей к чтению. Компьютерные игры занимают всё свободное время современного школьника. Тем более остро стоит проблема научит...

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Тема: Жилин и Костылин.

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»Тема: Жилин и Костылин. Предметные цели: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленни...

«Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (урок чтения 5 класс)

Конспект урока по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Тема урока: "Нравственные уроки  рассказа"...

Интегрированный урок по русскому языку и литературе в аспекте диалога культур ( на примере рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», 5 класс,

Данный  урок направлен на обобщение и систематизацию знаний учащихся по изученным темам на уроках русского языка и литературы. Научить детей  анализировать художественный текст, ф...

Урок - игра "Большие Буквы" по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Конспект обобщающего урока по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"....

Литературная игра по произведению Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"

Литературная игра по произведению Л.Толстого «Кавказский пленник»...