Литературные звёзды (литературная игра по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка")
материал по литературе (8 класс) на тему

Чеснокова Елена Ивановна
Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 8 классе по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon liter.igra_.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №15

Внеклассное мероприятие по литературе. 8 класс.

Литературные звезды

Подготовила Чеснокова Е.И.,

учитель русского языка и литературы

Тольятти – 2012.

Тема. Литературные звезды..

Цель: привитие интереса к чтению художественных произведений, ориентировать учащихся на внимательное, вдумчивое чтение.

Оборудование: портреты писателей.

Ход игры.

  1. О.м.
  2. Вступительное слово учителя.

Литература входит в нашу жизнь раз и навсегда. Читая, мы погружаемся в особый мир, созданный писателем. Мы с интересом следим за ходом событий, переживаем за героев. Знакомимся с личностью писателя, и это заставляет по-другому взглянуть на его произведения. Литература – целая система нравственных ценностей. Как мы читаем, внимательно или бегло, как долго помним прочитанное, осознанно ли читаем? На эти вопросы ответ даст литературная игра.

Представляем две команды, капитаны которых расскажут о своей группе ( название команды, имена участников, их читательские интересы).

  1. Первый тур «Разминка».

Вопросы для первой команды:

  1. Полное имя главного героя повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».( Петр Андреевич Гринев).
  2. Дядька П.А.Гринева? (Стремянный Савельич).
  3. Кем был мосье Бопре «в своем отечестве»? (Парикмахером.)
  4. Что такое «челобитье»? (Прошение.)
  5. Раскройте значение слова «лазутчик». (Разведчик.)

Вопросы для второй команды:

  1. Из чего Петруша делал воздушного змея? (Из географической карты.)
  2. « Я рос недорослем». Что значит это слово? (Молодой дворянин, не         достигший совершеннолетия.)
  3. Какой эпиграф у повести Пушкина «Капитанская дочка»? (Береги честь смолоду.)
  4. Что такое «фортеция»? (Крепость.)
  5. « Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза имели прелесть неизъяснимую.» О ком речь? (О Екатерине II)

                                                                                                                        - по 1 баллу

 

Второй тур «Домашнее задание».

        Команды задают друг другу по 3 вопроса, заготовленные заранее. Баллы присуждаются и за правильные ответы, и за грамотно составленные и интересные вопросы.

                                                                                                                    - по 1 баллу

Третий тур «Рекламная пауза».

        За две минуты сделать рекламу первой команде – поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри», второй команде – комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

                                                                                                                   - по 3 балла

Четвертый тур «Ответь-ка».

        Отвечает на вопрос тот, кто первым поднимет руку.

  1. Какая историческая ситуация легла в основу басни И.А.Крылова «Обоз»? Кого имел в виду автор под образами «коня доброго» и «лошади молодой»? (Кутузова и Александра I, имеется в виду осторожность и выдержка Кутузова в кампании 1812г. и торопивший его царь).
  2. Объясните происхождение фразеологизмов и их переносное значение в современном русском языке: сизифов труд, ящик Пандоры, авгиевы конюшни. (Напряженный труд; все злое, недоброе; грязное помещение)
  3. Вам даны портреты русских писателей. Кто изображен на каждом полотне?
  4. Дайте определение думе как литературному жанру. Назовите автора 13 дум, который писал в 19 в. (Дума – эпико-лирический жанр украинского словесно-музыкального народного творчества. К.Рылеев)
  5. Назовите известные вам исторические произведения А.С.Пушкина. («Медный всадник», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «История пугачевского бунта»)
  6. Вспомните сон Петра Гринева. Расскажите его. В чем его смысл? (Предвещает события, которые должны случиться с героем.)
  7. Что означает выражение «Шемякин суд»? Откуда оно пошло? (Несправедливый суд. Из демократической литературы 15-16 в.)
  8. «Он рукопись прочитал, внес 23 поправки, заметил, что лучше заменить название, и не только разрешил печатать книгу, но и расходы отнес на свой счет…» Кто этот человек? Как называется рукопись и кто ее автор? (Николай I, «История пугачевского бунта» А.С.Пушкин.)
  9. Какой эпизод является центральным в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» из рассказа – исповеди героя? Почему? (Бой с барсом)
  10. Какой эпиграф имеет поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри»? Откуда он взят и в чем его смысл? («Вкушая, вкусив мало меда, и се аз умираю», из Библии. Немного радостей пришлось испытать герою, и вот он должен умереть.)

- по 1 баллу

Пятый тур «Кто это?»

                Один ученик, заранее подготовленный, выразительно читает эпизоды из произведений, а команды угадывают, о ком речь, из какого произведения, кто автор.

  1. А.Невский «Повесть о житии Александра Невского».
  2. Наталья, Н.М.Карамзин «Наталья, боярская дочь».
  3. «Вожатый» (Пугачев) , А.С.Пушкин «Капитанская дочка».
  4. Швабрин.
  5. Маша Миронова.
  6. Екатерина II, А.С.Пушкин «Капитанская дочка».

-по 1 баллу

Шестой тур. Литература и история.

        С какими произведениями связаны эти даты:

1240г.       «Повесть о житии Александра Невского»

1812г.        М.Ю.Лермонтов «Бородино»

1773г.        А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

1709г.        А.С.Пушкин «Полтава»

-по 1 баллу

IV. Итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль бытовой детали в раскрытии характера литературного героя. (На примере повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

Не секрет, что  деталь в художественном произведении играет значительную роль. Внимание к деталям обязательно, если вы стремитесь понять идейный замысел автора, проникнуть в мир его мыслей, чувст...

Литературная игра по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка". 8 класс.

Урок-игра по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".Литературная игра состоит из 7 туров....

Интеллектуальная игра «Литературный ринг» по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Цели:1. Проверка знания текста художественного произведения.   Углубление понимания идейно–художественного богатства  произведения.         Формирование навыка аналитичес...

Литературная игра по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка" "Береги честь смолоду!".

Литературная игра - заключительный урок по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка"....

Сценарий литературной игры по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Литературная игра мспользуется на заключительном уроке, когда идёт повторение и обобщение материала. Благодаря облегчённой форме подачи информации, с одной стороны, игра развивает память, повышает инт...

Вопросы для литературного диктанта по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка".

Вопросы для литературного диктанта по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка". 2 варианта. Для осуществления контроля знания текста художественного произведения...