Литературная игра по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка" "Береги честь смолоду!".
методическая разработка по литературе (8 класс)

Орлова Елена Александровна

Литературная игра - заключительный урок по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_kapitanskoy_dochke.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Якиманско-Слободская средняя общеобразовательная школа»

Литературная игра

по роману А. С. Пушкина

«Капитанская дочка»

«Береги честь смолоду!»

                                                                                     Автор:

                                                                           Елена Александровна Орлова,

учитель русского языка

и литературы,

классный руководитель

о. Муром

Пояснительная записка.

     В 2021 году, 19 октября, роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка» отметит свой 185-летний юбилей. Поэтому интерес к этому произведению, несомненно, возрастёт. Интересными для учителей литературы будут нетрадиционные уроки и внеклассные мероприятия по роману.

     Данный урок по литературе является заключительным после изучения романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» в 8 классе (По программе В. Я Коровиной, по программе Г. С. Меркина и другим программам). Урок проводится в параллели 8 классов, также данный материал может быть использован для проведения заключительного урока по роману в одном классе.

   Цель урока: создать условия для обобщения и систематизации изученного материала по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка», для развития творческих и коммуникативных способностей учащихся; для воспитания нравственных ценностей.

    С помощью мультимедийных технологий в сочетании с иллюстративным и видеоматериалом учащиеся лучше систематизируют знания о романе.

В ходе урока используются элементы игровой драматургии (учащиеся должны представить свою команду). Такое представление помогает развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию интереса к своему оппоненту, видению прекрасного, выражению своих мыслей, чувств, расширению словарного запаса.

     Учащиеся работают в группах, что способствует развитию коммуникативных способностей учащихся. Творческие работы, созданные ребятами по мотивам романа: иллюстрации, кроссворды, словари, - помогают в решении многих задач. Такая совместная творческая деятельность развивает коммуникативные способности: учит детей общаться, договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а также развивает воображение, творческое мышление. Общий положительный настрой на высокий результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.

Тема игры: «Береги честь смолоду!».

Цели игры:

1. Образовательные: создать условия для обобщения и систематизации изученного материала по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

2. Развивающие: создать условия для развития внимания, памяти, речи, мышления, творческих способностей учащихся.

3. Воспитательные: создать условия для воспитания нравственных ценностей, коллективизма.

Оборудование: компьютерная презентация; портреты исторических деятелей, писателей; фотовыставка с видами Санкт-Петербурга; видеофрагмент «Дуэль Гринёва со Швабриным»; творческие работы учащихся.

Правила игры:

В литературной игре принимают участие команды, состоящие из 6-7 человек. К игре участники получают домашнее задание:

1) придумать название команды, её эмблему, подготовить представление команды;

2) составить по тексту романа словарь устаревших слов или кроссворд, оформить его;

3) нарисовать иллюстрации к произведению;

4) найти пословицы в произведении.

Ход игры:

 Слово ведущего. 

Наша литературная игра посвящена одному из самых известных произведений А.С. Пушкина – роману «Капитанская дочка». С одной стороны, роман понятен, с другой – загадочен, до сих пор рождает споры. Для Пушкина это было одно из последних произведений: оно датировано 19 октября 1836 года. На этот день как раз приходилась торжественная 25-летняя годовщина Царскосельского лицея – последняя, которую застал поэт. В 2021 году роману «Капитанская дочка» исполняется 185 лет. В преддверии этой юбилейной для произведения даты мы проводим состязание самых внимательных читателей романа.

 Представление жюри.

1 конкурс. Представление команд.

 Слово ведущего.

 Русской истории А.С. Пушкин всегда придавал особое значение. Ещё в юности зачитывался «Историей государства Российского» Н.М. Карамзина. «Этой историей можно гордиться», - Пушкин определил для себя точно. Страницы истории оживают в его произведениях «Песнь о вещем Олеге», «Борис Годунов», «Руслан и Людмила». В начале 30-х годов 19 века Пушкин изучает материалы и документы, связанные с историей крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачёва. Итогом работы стали документальное произведение «История Пугачёва» и роман «Капитанская дочка».

 

2 конкурс. Разгадывание кроссворда командами.

Блиц – опрос. 

1 команда.

1) Чем наградил Петруша Гринёв вожатого? (Заячьим тулупом.)

2) За что Швабрин был сослан в Белогорскую крепость? (За убийство на дуэли.)

3) Где состоялась первая встреча Маши Мироновой с императрицей? (В Царском Селе.)

4) Где произошла первая встреча Петра Гринёва и гусара Ивана Зурина? (В трактире в Симбирске.)

5) Какая песня была любимой у Пугачёва?

(А. «Вниз по матушке, по Волге…».

Б. «Не шуми, мати зелёная дубровушка…».

 В. «Хаз-Булат удалой, бедна сакля твоя…».)

2 команда.

1) Кто окликнул Гринёва во время поединка со Швабриным? (Савельич.)

2) Как, узнав о проделках француза Бопре, обошёлся с ним Андрей Петрович Гринёв? (Прогнал со двора.)

3) Сколько глав в произведении? (14 глав.)

4) От кого узнали родители Гринёва о его дуэли со Швабриным? (От самого Швабрина.)

5) Как звали Савельича? (Архип.)

6) В какой полк был зачислен Петруша Гринёв ещё до своего рождения?

 (А. Астаховский.

Б. Александровский.

В. Семёновский.)

3 команда.

1) В каком городе работала следственная комиссия, разбиравшая дело Гринёва? (В Казани.)

2) Какое применение нашёл Петруша Гринёв географической карте? (Сделал из неё змея.)

3) Когда последний раз видел Гринёв Пугачёва? (Во время казни Пугачёва.)

4) Как объяснил Петруша Гринёв генералу в Оренбурге смысл русской поговорки «держать в ежовых рукавицах»? (Обходиться ласково, давать побольше воли.)

5) Какую сумму проиграл Гринёв Зурину? (100 рублей.)

6) Какое предложение относительно судьбы женщин внёс Пётр Гринёв, узнав, что бунтовщики скоро подойдут к стенам Белогорской крепости? (Отправить их в Оренбург.)

3 конкурс. Иллюстрированное лото.

Участникам игры предлагается лото, насчитывающее 12 иллюстраций к повести. Нужно расположить их в соответствии с сюжетной последовательностью.

4 конкурс. Для самых внимательных читателей.

1-ая команда.

На доске портреты исторических деятелей (Петра Ι, Екатерины ΙΙ, графа Миниха, Е. Пугачёва). Какие исторические персонажи не упоминаются в романе?

2-ая команда.

Участникам предлагаются портреты писателей Я. Княжнина, М. Хераскова,

А. Сумарокова. Какое отношение они имеют к тексту романа?

3-я команда.

Участникам предлагаются виды Санкт-Петербурга (включая фрагмент парка Царскосельского лицея). Какой из уголков Санкт-Петербурга и его окрестностей имеет отношение к тексту произведения?

Слово ведущего. 

Как вам известно, Пушкин был большим почитателем русского народного творчества. Во многие свои произведения он искусно вкрапляет фольклорные сюжеты, его герои подчас напоминают нам известных сказочных персонажей. Так и в романе «Капитанская дочка» мы встречаемся с народными песнями, сказками, пословицами. Следующий конкурс связан именно с этой темой.

5 конкурс. Пушкин и русский фольклор

Каждой команде предлагается по три пословицы (поговорки), которые звучат из уст разных героев романа. Задание: растолковать смысл каждой из них и по возможности вспомнить, кем и при каких обстоятельствах она сказана.

1-ая команда.

Пускай потянет лямку да понюхает пороху.

Конь о четырёх ногах, да спотыкается.

Дай вам Бог любовь и совет.

2-ая команда.

Небо с овчинку показалось.

Послужи мне верой и правдой.

Долг платежом красен.

3-ая команда.

Утро вечера мудренее.

Казнить так казнить, жаловать так жаловать.

Из огня да в полымя.

6 конкурс. Ораторский.

Слово ведущего.

Образ Пугачёва – один из центральных в произведении. Следующий этап испытаний связан с ним.

1-я команда.

Растолковать смысл сна Петра Гринёва.

2-ая команда.

Почему песня «Не шуми, мати зелёная дубровушка» была любимой у Пугачева?

3-ая команда.

Растолковать смысл калмыцкой сказки, которую Пугачёв рассказал Гринёву.

7 конкурс. Чья реплика?

Участникам игры предлагается определять, какому именно персонажу принадлежат реплики. (Распечатки задания на каждом игровом столе.)

1) «Что ж вы, детушки, стоите? Умирать так умирать: дело служивое!» (Иван Кузьмич Миронов.)

2) «Нечего мне под старость лет расставаться с тобою да искать одинокой могилы на чужой сторонке». (Василиса Егоровна.)

3) «Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай».    (Пугачёв.)

4) «Долг требовал, чтобы я явился туда, где служба моя могла ещё быть полезна отечеству...» (Пётр Гринёв.)

5) «Для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика!» (Савельич.)

6) «Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся». (Андрей Петрович Гринёв.)

7) «Я никогда не буду ему женою! Я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят». (Маша Миронова.)

8) «Я рада, что могла сдержать вам своё слово и исполнить вашу просьбу». (Екатерина II.)

8 конкурс. Сложи пословицу.

Участники складывают из отдельных фрагментов три пословицы со словом «честь» и его однокоренными словами. (Материал выдаётся ведущим.)

Дай Бог тому честь, кто умеет её снесть.

Где честь, там и правда.

Бесчестье хуже смерти.

Слово ведущего. 

Пушкин устами уже повзрослевшего героя Петра Гринёва говорит: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Самое страшное, что насилие и жестокость становятся жизненной нормой, при этом забываются понятия жалости, сочувствия, милосердия. Жестокость порождает жестокость, и оправдать её невозможно никакими высокими идеями. Гринёв убеждён, что «лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений».

9 конкурс. Итоговые вопросы.

1 команда.

Демонстрируется видеофрагмент «Дуэль Гринёва со Швабриным». В чём истинная причина дуэли?

2 команда. Почему в сцене суда над Гринёвым он неожиданно замолкает, обрекая тем самым себя на суровое наказание.

3 команда. Раскройте смысл названия повести.

10 конкурс. Литературные ассоциации.

 Какие литературные ассоциации и параллели возникают, если мы посмотрим на изображения героев из других произведений? Ответ обосновать.

1 команда.

Дон Кихот и Санчо Панса.

2 команда.

Калашников и Кирибеевич.

3 команда.

Иван-царевич и серый волк.

Рефлексия.

Подведение итогов.

Выставление оценок.

Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к открытому уроку по теме «Береги честь смолоду»

Презентация на основе писем Д.С.Лихачева....

Урок - мастерская по литературе в 8 классе по произведению А.С. Пушкина " Капитанская дочка" "Береги честь смолоду"

На данном уроке рассматриваются основные нравственные проблемы произведения: проблема чести и достоинства как центральная проблема произведения. Заканчивается урок-мастерская написанием миниэссе....

Открытый урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «Береги честь смолоду…»

Цели урока:Образовательная: проверить знание текста повести «Капитанская дочка», освоение учащимися художественного «пространства» произведения;Развивающая: развивать твор...

Разработка урока по литературе в 8 классе по теме «Береги честь смолоду» по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Тема: Обобщающий урок «Береги честь смолоду» по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»Цель: обобщить и систематизировать знания по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка...

Методическая разработка урока по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «Береги честь смолоду»

Предмет – литератураКласс – 8 классТема – «Капитанская дочка» - духовное завещание А.С. Пушкина.Цель и задачи урока:образовательная: способствовать вчитыванию учащихся в ...