Технологическая карта урока на тему: "А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ главного героя. Пётр Гринёв: жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»).
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Лебедева Ирина Николаевна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_literature.docx75.9 КБ

Предварительный просмотр:

      Технологическая карта урока

Учитель:  Лебедева Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ Кологривская СОШ

Предмет: литература

Класс: 8

Автор программы: В.Я.Коровина

Тема урока: А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ главного героя. Пётр Гринёв: жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»).

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: раскрыть образ главного героя романа, проследить его жизненный путь и истоки формирования характера.

Задачи урока:

- выяснить, что повлияло на формирование характера;

- развивать навык составления характеристики героя и сопоставления его с другими героями;

-способствовать нравственному воспитанию.

Методы и формы обучения: Групповая и индивидуальная

Планируемые результаты: понимать значение образа Петра Гринева в системе образов повести; уметь анализировать произведение, аргументированно излагать свою точку зрения в связном монологическом высказывании (устно и письменно)

Техническое обеспечение урока: портрет А.С.Пушкина, презентация, видеоролик, карточки с заданиями, карточки для рефлексии.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

 

  1. Организационный момент

Приветствие учителя .

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим изучать последнее большое произведение А.С. Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 года. И мы с особым вниманием вглядываемся в его последние стихи, письма, лица  , в их сокровенный смысл. И в этом отношении «Капитанская дочка» - удивительное произведение. Наша задача – разгадать некоторые загадки «Капитанской дочки», загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.

Можно считать, что «Капитанская дочка»-это подвиг Александра Сергеевича.

Выражение готовности к уроку

Коммуникативные УУД

Готовность к уроку, учащиеся психологически и  эмоционально   настроены

  1. Повторение пройденного материала.
  • Давайте послушаем историю создания произведения «Капитанская дочка».

         

       Просмотр презентации

1. С середины 1832 года А. С. Пушкин начинает работу над историей восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Поэту царем была предоставлена возможность ознакомиться с секретными материалами о восстании и действиях властей по его подавлению. Пушкин обращается к неопубликованным документам из семейных архивов и частных коллекций. В его «Архивных тетрадях» сохранились копии именных указов и писем Пугачева, выписки из донесений о боевых действиях с отрядами Пугачева.

2. В 1833 году Пушкин решает поехать в те места Поволжья и Приуралья, где происходило восстание. Он рассчитывает на встречи с очевидцами этих событий. Получив разрешение императора Николая I, Пушкин выезжает в Казань. «Я в Казани с пятого Здесь я возился со стариками, современниками моего героя; объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону», – пишет он жене Наталье Николаевне 8 сентября. Далее поэт направляется в Симбирск и Оренбург, где тоже посещает места боев, встречается с современниками событий

3. Из материалов о бунте сложилась «История Пугачева», написанная в Болдине осенью 1833 года. Этот труд Пушкина вышел в 1834 под названием «История Пугачевского бунта», которое дал ему император. Но у Пушкина зрел замысел художественного произведения о пугачёвском восстании. Он возник ещё во время работы над «Дубровским» в 1832 году. План романа о дворянине-отщепенце, оказавшемся в лагере Пугачёва, несколько раз менялся. Это объясняется и тем, что тема, к которой обращался Пушкин, в идейно- политическом плане была острой и сложной. Поэт не мог не думать о цензурных препятствиях, которые предстояло преодолеть. Архивными материалами, рассказами живых пугачёвцев, которые он слышал во время поездки по местам восстания, можно было пользоваться с большой осторожностью

4. По первоначальному замыслу героем романа должен был стать дворянин, добровольно перешедший на сторону Пугачёва. Прототипом его был подпоручик 2-го гренадерского полка Михаил Шванович (в планах романа Шванвич), который «предпочел гнусную жизнь – честной смерти». Имя его упоминалось в документе «О наказании смертною казнию изменника, бунтовщика и самозванца Пугачёва и его сообщников». Позже Пушкин остановил свой выбор на судьбе другого реального участника пугачёвских событий – Башарине. Башарин был взят в плен Пугачевым, бежал из плена и поступил на службу к одному из усмирителей восстания генералу Михельсону. Несколько раз менялось имя главного героя, пока Пушкин не остановился на фамилии Гринёв. В правительственном сообщении о ликвидации пугачёвского восстания и наказании Пугачёва и его сообщников от 10 января 1775 года имя Гринёва числилось среди тех, кто вначале подозревались «в сообщении с злодеями», но «по следствию оказались невинными» и были освобождены из-под ареста. В итоге вместо одного героя- дворянина в романе оказалось два: Гринёву противопоставлен дворянин-изменник, «гнусный злодей» Швабрин, что могло облегчить проведение романа через цензурные преграды

5. Пушкин продолжал работать над этим произведением в 1834 году. В 1836 году перерабатывал его. 19 октября 1836 года – дата окончания работы над «Капитанской дочкой». «Капитанская дочка» была напечатана в четвертом номере пушкинского «Современника» в конце декабря 1836 года, за месяц с небольшим до гибели поэта.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, обобщение, систематизация, развитие творческих способностей.

3. Сообщение темы и целей урока.

-Сейчас мы выполним задание, которое определит тему нашего сегодняшнего урока:

-Узнай героя по цитате:

“Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что по мнению моему, было верхом благополучия человеческого”

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Тема:

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ главного героя.

Пётр Гринёв: жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»).

-Сегодня на уроке мы будем говорить о главном герое Петре Гриневе, формировании его личности под воздействием различных жизненных ситуаций.

  • Петр Андреевич Гринёв

 

  • А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ главного героя. Пётр Гринёв

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, содействие развитию мыслительных операций: анализ обобщение.. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию

4. Изучение нового материала

Этапы становления характера на жизненном пути Петра Гринева:

1.Детство и юность, среда, в которой воспитывался герой.

2.Самостоятельная жизнь:

   А) встреча с Зуриным;

   Б) встреча с вожатым;

   В) жизнь в Белогорской крепости, взросление героя.

3) Гринев во время грозных исторических событий.

4) История отношений с Пугачевым.

  • Посмотрите фильм, который поможет вам в выполнении следующего задания.

Зачитывают этапы становления характера П.Гринева

Предметные: познакомить с

главным героем П.Гриневым. Проследить его жизненный путь и истоки формирования характера.

5. Закрепление материала

  1. Групповая работа по опорным вопросам

Самостоятельная работа.  Работа с текстом. Каждая группа работает по своему направлению.

 1 группа. Детство и юность.

- Назовите окружение Петруши того времени.

- Их влияние на героя:

- Роль отца, его заветы

     Заветы отца:

-Влияние матери.

- Что главным в воспитании было для Савельича?

Вывод:  Петр Гринев не получил серьезного образования, знал только русскую грамоту и мог судить « о свойствах борзого кобеля». Но заветы отца о чести и долге  запомнились Петруше на всю жизнь. Именно следуя этим наказам , герой пытается строить свою жизнь. Главные уроки жизни Петруша получил от своего отца ( перенял прямоту и честность), сказалось влияние любящей и заботливой матери. )

2-3 группа. Самостоятельная жизнь

- Чем запомнилась Гриневу встреча с Зуриным?

- Какие черты характера главного героя раскрываются в этом эпизоде?

 - Какие чувства испытывал после ссоры с Савельичем?

-Какие чувства пробуждает  в душе Гринева встреча с  вожатым?

 - Каковы первые впечатления Гринева от пребывания в Белогорской крепости?

-Какое влияние на формирование характера оказала  любовь?

-Какие качества проявились в сцене дуэли ?

  Вывод:  во время службы в Белогорской крепости происходит взросление главного героя, утрачиваются иллюзии, обогащается его внутренний мир, он приходит к пониманию истинной чести дворянина.

4 группа .  Гринев во время грозных исторических событий . (глава «Приступ»)

- Какие чувства испытывает и как ведет себя перед боем Петр Гринев?

-Какие черты характера раскрываются  перед лицом смертельной опасности?

- Какие противоречия мучают Гринева? Какой выбор ему предстоит сделать?

Вывод: Петра Гринева мучают неразрешимые противоречия между любовью и долгом.

Пятая глава заканчивается такими словами: «Дух мой упал. Я боялся или сойти с ума, или удариться в распутство. Неожиданные происшествия дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение». Что же так повлияло на душу главного героя?

( Встреча с Пугачевым, борьба за освобождение своей невесты)

5-6 группа. История  отношения с Пугачевым (гл.8,11,12)

 - Пирушка у Пугачева.

- Какую новую грань в характере Петра Гринева раскрыла бурлацкая песня?

Вторая встреча Гринева с Пугачевым.

-Почему молодой офицер надеется на помощь самозванца?

 -Что испытывал Гринев, расставаясь с Пугачевым?

Вывод: «благие потрясения», произошедшие с главным героем, закалили  его характер, выявили лучшие качества: верность долгу, отвагу, честность, откровенность и прямоту.

Он не может бросить в плену отставшего Савельича, честно признается Пугачеву, что его невеста- дочь коменданта крепости. «Жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты сделал. Только не требуй того , что противно чести моей и христианской совести»

 

Обобщение, вывод.

Образ Петра Гринева дан в развитии, черты характера раскрываются постепенно. В своей повести Пушкин показал, как преображается личность его героя. От природы в нем заложено много достойных качеств, но подлинного раскрытия они достигают только в жизненных испытаниях. Легкомысленный мальчик становится мужчиной, способным отвечать за свои поступки. Долг и честь Петра Гринева вырастают из подлинной человечности, из чувства ответственности за других

  1. Значение эпиграфа к произведению “Капитанская дочка”

- В качестве эпиграфа  А.С.Пушкикин взял русскую пословицу  и неслучайно, подчеркнув, насколько важна для него эта тема.

-Назовите  общий эпиграф ко всему произведению?  (Береги честь смолоду)

Чтобы в этом разобраться, давайте найдем, как трактуется это понятие в толковых  словарях

Вывод (доклад ученика)

3. Сравнение положительного и отрицательных героев.

  • Кто из обитателей Белгородской  крепости резко противопоставляется Петру? (Алексей Швабрин)

  • Давайте сравним этих героев:

                                                       

Петр Гринев

Алексей Швабрин

Характер

Порядочный, благородный, справедливый

Резкий, трусливый

Жизненная позиция

Быть честным офицером, достойно исполнять службу

Во всем получать выгоду, быть всегда первым.

Отношение к моральным ценностям

Считает следование моральным принципам – обязанностью офицера

Не считается с моральными принципами

Отношения к материальным ценностям

Равнодушен к богатству.

Стремится к деньгам.

Отношение к семье Мироновых

Гринев влюблен в Марию Миронову, вступается за нее и участвует в дуэли за ее честь. К родителям Маши относится с уважением и почтением. К Савеличу относится как к слуге. Ни разу не поблагодарил его за помощь.

Надменно относится ко всем. Презирает Семью Мироновых. Увлечен Марией. Хочет на ней жениться, но не задумываясь сдает ее Пугачеву.

Преданность родине, отношение к Пугачеву

Не перейдет на сторону врага. Верен присяге. Не подчиняется  Пугачеву.   Смело отвечает на его вопросы.

Перешел на сторону Пугачева

Вывод:

Таким образом, в романе Пушкина «Капитанская дочка» Гринев является положительным героем. Он «живой человек», со своими достоинствами и недостатками (вспомним, как он проигрался в карты или обидел Савельича). Но по своим «взглядам» этот герой всегда остается на стороне добра.

Учащиеся работают в паре (самостоятельно), затем отвечают на вопросы и делают выводы

 

Работа с толковым словарем.

Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова:

Честь

1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека, его принципы. Дело чести, долг чести.

2. Хорошая незапятнанная репутация, доброе имя. Честь семьи, честь мундира.

3. Целомудрие, непорочность. Девичья честь.

4. Почет, уважение. Воздать честь.

Доклад учащегося:

«Береги честь смолоду» - этот завет является главным в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Именно ему следует Петр Гринев.

    Родителями героя были небогатые дворяне, которые в Петруше души не чаяли, ведь он был у них единственным ребенком. Еще до рождения герой был записан в Семеновский полк офицером.

    Петруша получил неважное образование - под руководством дядьки Савельича «на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля». Самым интересным занятием герой считал «гонять голубей и играть в чехарду с дворовыми мальчишками».

    Но в шестнадцать лет судьба Гринева круто переменилась. Он попадает на военную службу – в Белогорскую крепость. Здесь герой влюбляется в дочь коменданта крепости – Машу Миронову. Здесь Гринев становится участником восстания крестьян под предводительством Емельяна Пугачева.

    С самого начала героя романа отличает доброта, воспитанность, уважительное отношение к людям: «Муж и жена были люди самые почтенные». Петр больше всего ценит свое доброе имя и честь других людей.

    Именно поэтому он не присягает на верность Пугачеву: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Во время общения с ним герой относится к Пугачеву, как к преступнику, который хочет захватить святое – государственную власть.

    Очень достойно ведет себя Гринев, даже когда оказывается под следствием. Он держится спокойно, думает не только о себе, но и о честном имени Маши: «Я спокойно взглянул на Швабрина, но не сказал ему ни слова».

    Пушкин показывает, что, только заботясь о своей чести, можно выйти победителем из всех испытаний: в итоге Гринева полностью оправдывают, а Швабрина справедливо приговаривают к заключению.

Заполняют таблицу “Сравнительная характеристика Петра Гринева и Алексея Швабрина

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

6. Проверка уровня усвоения нового материала

Составьте синквейн на тему:

  1. Петр Гринев

Составляют синквейн.

Познавательные УУД:  развитие мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

7. Домашнее задание.

Характеристика Алексея Швабрина

Записывают домашнее задание

8. Рефлексия. Итог урока.

Прикрепите смайл с улыбкой - интересно, легко, грустный - трудно

Коммуникативные УУД

Эмоциональная   разгрузка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 8 классе на тему "А.С.Пушкин "Капитанская дочка"Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести"

Данная публикация представляет собой конспект итогового урока литературы по изучению повести Пушкина "Капитанская дочка"в 8 классе школы VII вида для детей с задержкой психического развития....

Урок литературы (8 класс) Урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «ГРИНЁВ И ШВАБРИН»

(Проблема долга, чести и человеческого достоинства»)ЦЕЛЬ УРОКА:  Рассмотреть и сопоставить героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»  (Гринёв и Швабрин), выявить  черты сходства и...

Технологическая карта урока по теме "Две судьбы" (по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка")

 Общеизвестно, что от гармонии внутри человека зависит и гармония в его взаимоотношениях с другими людьми и окружающим миром.   Ситуация, в которой человек сталкивается с нравств...

Открытый урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «Береги честь смолоду…»

Цели урока:Образовательная: проверить знание текста повести «Капитанская дочка», освоение учащимися художественного «пространства» произведения;Развивающая: развивать твор...

Методическая разработка урока по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «Береги честь смолоду»

Предмет – литератураКласс – 8 классТема – «Капитанская дочка» - духовное завещание А.С. Пушкина.Цель и задачи урока:образовательная: способствовать вчитыванию учащихся в ...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе "А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ Петра Гринёва. Способы создания характера героя, его место в системе персонажей" .

Обучение с использованием  технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию учителя планироват предметных, метапредметных и личностных умений в соот...