« Как соотносятся понятия чести и долга во времена Пушкина и в современное время?» ( Проблемный урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
план-конспект урока по литературе (8 класс)

наумова светлана вячеславовна

  Обобщить и систематизировать  материал по роману "Капитанская дочка"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnyy_urok._naumova_s.v.docx34.22 КБ

Предварительный просмотр:

 « Как соотносятся понятия чести и долга во времена Пушкина и в современное время?» ( Проблемный урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

 Цели урока:

  1. Обобщить и систематизировать  материал,  изученный на предыдущих уроках.
  2. Закрепить умения: работы по группам; ориентироваться в тексте; оперировать терминами.
  3. Продолжить работу над развитием речи: построением  четкого ответа на поставленный вопрос в устной и письменной форме, умение составлять синквейны.

 

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами ответим на вопросы, которые возникают при прочтении повести «Капитанская дочка

Вернемся к страницам повести,  где в наивысшей мере  проявляются  душевное благородство и нравственная красота героев. А начну урок с отрывка  из  стихотворения современного поэта Генриха Акулова:

Коль совесть добрую имеешь,
Покой и мир в душе хранишь,
Знай, зерна доброты ты сеешь,
И честь свою не осквернишь
.

Ребята, соотнесите эти строчки с произведением А.С.Пушкина .( Ответ)  Слайд 2.

Мы сконцентрируем свое внимание на эпизодах, где проявляются лучшие качества героев: человеческое достоинство, благородство, милосердие, сила духа, мужество.   Вы сейчас находитесь в подростковом возрасте,  когда формируется ваша личность. И  я  искренне надеюсь, что нравственные уроки повести вам в этом помогут.

Какова тема    нашего урока?

Тема нашего урока: « Как соотносятся понятия чести и долга во времена Пушкина и в современное время?»  Слайд 3.

 Продолжаем работу по формированию умения понимать смысл произведения, не выраженный словами, развитию  навыков анализа прозаического  текста.  Слайд 3.

3.Основная часть.

На прошлом уроке вы по желанию поделились на группы для творческой  работы  , и сегодня каждый из вас попробует себя в качестве либо исследователей, либо литературоведов, либо историков, либо  лингвистов.

Нам,  живущим в 21 веке,  важно  понять,  какое значение имели  слова «честь», «репутация», «нравственность», «совесть», «благородство»,  « человеческое достоинство»  в 19 веке и  какое значение мы отводим им  сегодня. Важны  ли они  в нашей жизни? Слово лингвистам.

 А) Группа лингвистов. Слайд 4.

Честь - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. 

Честь – хорошая, незапятнанная репутация.

Выясним, что же такое «репутация», «нравственность», «совесть»?

Репутация – общественная оценка.

Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.

Совесть – чувство нравственной ответственности перед окружающими людьми.

Благоро́дство   — высокая нравственность, самоотверженность и честность; великодушие, рыцарство, возвышенность, святость . 

Достоинство —   морально- нравственная категория, означающая уважение и самоуважение человеческой  личности.

Ребята, а каким словарем  Вы пользовались? ( Ответ)

  Кто такой В.И.Даль? Давайте спросим наших историков.

Б) Группа историков. Слайд 5.

Даль Владимир Иванович (1801 - 1872), прозаик, поэт, драматург, врач, лексикограф.  В 1859 году  полностью отдается главному делу своей жизни - "Толковому словарю живого великорусского языка", за который ему Академией наук была присуждена Ломоносовская премия.

В.И.Даль - друг Пушкина  и  участник его путешествия по Оренбургской губернии в поисках пугачевских материалов. В последние минуты жизни великого поэта присутствовал в качестве врача и близкого друга.

Как эти нравственные понятия рассматриваются  в повести ? Слово предоставляется  литературоведам.

В) Группа литературоведов. Слайд 6.

Какой эпиграф взял Пушкин к повести?

 «Береги платье снову, а   честь - смолоду». Эту пословицу  Александр Сергеевич Пушкин взял эпиграфом к своему произведению  «Капитанская дочка», тем самым подчеркнув, насколько важен для него этот вопрос. Для него, не позволившего   ни одну свою  стихотворную строку сделать ступенькой к карьере, воспринявшему в качестве обиды  камер-юнкерский мундир, шагнувшему к смертельному барьеру, защищавшему честь своей жены, а, следовательно, честь своей семьи и свою собственную честь, чтобы на имя, принадлежавшее  России, не упала даже тень злобной клеветы.  

2. Как же начинается путь Петра Гринева - настоящего русского офицера?   Слайд 7.

а) Детство Петра.

б) Отец Петра.

Создавая образ юного офицера Петра Гринева, Пушкин показывает, как формировались в русских дворянских  семьях понятия чести  и долга, как передавалась из рода в род на личном примере верность воинскому долгу. В начале повести перед нами обычный дворянский недоросль, -бездумно мечтающий  о службе в гвардии, о   веселой петербургской жизни.

А его отец, Андрей Петрович, служивший при графе Минихе,    имеет о службе иное представление. Он отправляет сына  в армию: «Пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдатом, а не шаматоном». Единственное рекомендательное письмо старому сослуживцу содержит просьбу держать сына «в ежовых рукавицах», единственное напутствие сыну беречь свою честь – честь русского офицера.

в) Как проявляется  офицерская честь в Белогорской крепости?

В трудное время, прекрасно понимая слабость укрепления Белогорской  крепости, Петр  твердо знает: «Долг наш защищать крепость до последнего нашего издыхания». Он, ни минуты не раздумывая,  одной только  шпагой  выходит за ворота крепости вместе со своими командирами. Перед лицом смерти, он готовится «повторить ответ великодушных своих товарищей» и погибнуть.   А при встрече с Пугачевым, глядя прямо в глаза, произносит: «Я природный дворянин, я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Он честен до конца, понимая,  что Пугачев может его не пощадить, но для него - главное, оставаться офицером до последней минуты жизни.

Петр едет в Оренбург, чтобы побыстрее решить вопрос,  как освободить Белогорскую крепость и спасти Машу, оставшуюся у Швабрина. Но его из офицеров никто не поддерживает, и он самовольно уезжает, чтобы не допустить беззакония.   Так он понимает свой рыцарский долг.

Он честно говорит  Пугачеву, что его невеста — дочь капитана Миронова: «Жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести». После освобождения Марии, он не может наслаждаться счастьем, а  выполняет свой воинский долг перед Родиной, вступая в отряд Ивана Зурина.

Поведение Петра— поведение смелого  и сильного духом  человека, настоящего мужчины и офицера.  

Г) Как Петр проявляет рыцарскую честь? (Любовь в жизни Петра - Мария Миронова) Слайд 8, 11.

Мария Ивановна Миронова – дочь капитана Миронова, застенчивая,     скромная, трусиха, как считала ее мать, Василиса Егоровна. Именно эта девушка в  тяжелые минуты своей жизни становится сильной и готовой умереть, только не быть женой Швабрина.  Она презирает предателя, который перешел на сторону мятежников. Именно Мария, когда Петра обвиняют в измене, бесстрашно едет в Петербург, просить милости у императрицы.

 Петр искренне полюбил Марию, он готов ради спасения любимой пожертвовать своей жизнью.

Ответьте мне на вопрос: каким мы видим  Петра?

Без сомнения, вы правы, Петр Гринев - положительный герой,  Пушкин проводит его через разные жизненные испытания. И противопоставляет ему   офицера-Алексея Швабрина.

Слово исследователям, которые проанализировали поступки Петра  Гринева и Алексея Швабрина, выяснили, кто же обладает честью, а кто бесчестный  человек?

Г) Группа исследователей. Слайд 9, 10.

Кто такой Алексей Швабрин?

Шварбин — антипод Гринева. Этот бывший петербургский офицер, попавший в крепость за убийство. Вначале Гринев считает его приятелем, но чем больше узнает, тем больше разочаровывается в нем.   Швабрин мстит Марии за отказ выйти за него замуж, показывая  девушку недалекой, глупой и меркантильной. Петр постепенно влюбляется в Машу и,  чтобы защитить ее честь, вызывает противника на дуэль. Швабрин подло исподтишка ранит Петра.  Также пишет клеветническое письмо родителям Петра.    Все это доказывает подлость и непорядочность Швабрина.

Как ведет себя Швабрин,  когда в крепость приходит Пугачев?

Когда в крепости появляются мятежники, Швабрин быстро забывает про офицерскую честь и переходит на сторону самозванца. Пушкин показывает Швабрина-предателя: «обстриженный в кружок и в казацком кафтане»

 Швабрин, понимая, что Мария скорее умрет, чем станет его женой, выдает ее Пугачеву.   После подавления  восстания  Пугачева Швабрин попадает под суд и опять, выгораживая себя, клевещет на Петра.

Петр, вновь совершая свой нравственный выбор, не упоминает имя Марии,   потому что сама «мысль впутать ее имя между  гнусными наветами злодеев и ее самую привести на очную с ними ставку» кажется ему невыносимой. Он жертвует собой  во имя спокойствия Маши.

  Понятие чести и долга у Гринева - Пушкинское. 

В сентябре 1836 года Пушкин закончил работу над «Капитанской дочкой». А 29 января  1837 года, защищая честь своей жены и свою честь, он шагнул к смертельному барьеру.

4. Рефлексия.(1)

Ребята, а как вы думаете, устарели ли эти понятия в наше время?  (Ответ)

 Давайте составим Кодекс чести современного человека.

«Ведь честь дороже жизни», - писал Шиллер.

Каким должен быть человек 21 века?    

А) На доске у нас висит книга « Кодекс чести современного человека». Она пустая,  но давайте запишем наш кодекс- кодекс современного человека. На обдумывания в группах я даю 3мин.

  1. Будь  всегда и во всем честен.
  2. Люби и уважай своих родителей, свою семью.
  3. Изучай историю своей страны и своей семьи.
  4. Занимайся спортом, это укрепит дух и тело.
  5. Помни о том, что ты живешь в великой стране, которая прославила свое имя в веках.
  6. Всегда совершай добрые поступки: защищай слабого, помоги нуждающемуся.
  7. Знай, что в жизни возвращается бумерангом: и хорошее и плохое.
  8. Всегда занимайся самообразованием, потому что только знания помогут во многих жизненных ситуациях.
  9. Никогда не обманывай. Все тайное рано или поздно становится явным.

10.Умей всегда держать свое слово.   

11.Держи себя просто, не задирай нос.

12.Избегай ссор и скандалов, помни: плохой мир лучше доброй ссоры.

13Береги и охраняй природу.

14.Помни, что ты должен обладать такими качествами:   искренностью, прямодушием, честностью.

 Давайте сравним наш кодекс с кодексом чести русского человека, написанным в 1804г.  Слайд 12.

Кодекс чести русского человека, составленный  в 1804 году,  будет актуален всегда.  

Кодекс Чести Русского Человека. 

1. Помни всегда и везде: Ты - потомок народа с многовековой великой и славной историей, а потому не имеешь права на недостойный поступок. 
2. Изучай обычаи, традиции и культуру своего народа и проснётся в тебе Русский Дух. 
3. Изучай историю своего народа и своей Родины - это знание укрепит твой дух, возвеличит душу, придаст силы в трудные минуты жизни. 
4. Постоянно работай над своим физическим развитием. Закаляй и укрепляй своё тело, чтобы быть достойным своих великих предков. 
5. Сохраняй память о всех Предках своего Рода, насколько сможешь о них разузнать. Уважай и почитай старших, а более всего - родителей, даровавших тебе жизнь. 
6. Как высшую заповедь, усвой Истину - величие Русского Человека никогда не измерялось материальными благами, а лишь мерой мужества и труда, отданного Отечеству. 
7. Не теряй времени попусту. Наполняй свою жизнь радостью и благими деяниями. Всё хорошее и всё плохое, что ты делаешь в жизни, вернется к тебе многократно. 
8. В разговоре больше слушай, меньше говори и никогда не бахвалься. Среди людей много таких, кто умнее, опытнее и сильнее тебя. 
9. Избегай ссор и скандалов. В ссоре с дураком ты станешь глупее, а к умному собеседнику полезнее просто прислушаться. 
10. Будь умеренным в еде и питье. Ибо кто в этом меры не знает, тот теряет вид человеческий. 
11. Никогда не оскорбляй ничьих национальных и религиозных чувств. Каждый народ - дар Божий, а Бог Творец един над всеми землями и мирами. 
12. Помогай ближнему в беде его, ибо придёт к тебе беда, помогут и тебе ближние твои. 
13. Будь гордым и честным. Ни голод, ни холод, ни страх смерти не должны сломить твоего духа, если ты истинный сын русского народа. 
14. Живи в ладу с Природой. Сохрани и приумножь Красоты Родной Земли для потомков своих. 
15. Помни, что каждый Русский Человек должен иметь ясный Разум, пытливый Ум, любящее и храброе Сердце, чистую Совесть, сильные Руки и крепкую Волю. 
16. Больше смерти опасайся преступить этот Кодекс Чести. Не подвергай себя унижению и позору.

Давайте сравним кодексы и сделаем вывод:   всегда в любой ситуации нужно оставаться  человеком.

2. Как много разных пунктов у нас совпадает, значит,  у нас вами получилось задуманное. Эта проблема интересовала людей во все времена, я предлагаю Вам поработать с афоризмами известный людей. Слайд 13.

 1)Если главная цель в жизни не количество прожитых лет, а честь и достоинство, то какая разница, когда умирать (д. Оруэлл, английский писатель).

2) Для кого даже честь — пустяк, для того и все прочее ничтожно (Аристотель)

3)Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение к себе самому.(Пифагор)

4) Честь — вот истинная красота! (Ромен Роллан)

4. Рефлексия. (2)

Подводя итог уроку,  предлагаю сочинить синквейны , посвященные главным героям повести.

-Гринев.

Смелый, преданный.

Присягает, сражается, добивается.

Честь - дороже жизни

Герой.

-Мария.

Скромная, цельная.

Любит, верит, надеется.

Любовь все преодолеет и победит.

Идеал.

-Швабрин.

Лживый, трусливый.

Лицемерит, трусит, предает.

Трусост ь- один из самых страшных пороков.

Предатель

.(Синквейны написали все, выбрала три, чтобы показать творческий потенциал класса)

5. Вывод.

Понятие чести в русском человеке будет жить всегда и быть тем нравственным ориентиром, который пусть будет и  вашей путеводной звездой.

Почему произведение о далеких событиях, о людях 18 века, и теперь читается с неослабевающим интересом?

(Повесть преподносит нам нравственные уроки, которые остаются в нашей памяти на всю жизнь.

Главные герои Пушкина учат нас тому, как поступать в сложных жизненных ситуациях, не теряя человеческого достоинства, не нарушая кодекса чести.)

Пословица «Береги честь смолоду» имеет значение жизненного талисмана, помогающего преодолеть суровые жизненные испытания.

6. Домашнее задание. Я предлагаю вам  темы  сочинения – миниатюры.  

(На выбор) Слайд 14.

1)Что есть нравственная красота в вашем понимании? 

2)Докажите, что Маша Миронова – нравственный идеал А.С.Пушкина?

3) “Капитанская дочка” - послание  Пушкина потомкам. 

Спасибо за урок!

Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы: для того чтобы достичь главной цели обучения и воспитания – формирования   активной личности, способной творчески мыслить, принимать правильные моральные решения, для того чтобы приобщить школьников к опыту творческой деятельности, формировать у них морально-этическое мышление, способность руководствоваться знаниями в процессе выбора своего поведения в различных жизненных ситуациях, необходимо использовать методы проблемного обучения, которые, в отличие от "пассивных", сообщающих методов обучения, приводящих к формированию пассивной личности, позволяют ребенку "под руководством взрослых достигать новых  лучших  результатов в своем развитии  приводят к формированию личности со значительно  большими творческими возможностями", позволяют знаниям превращаться в убеждения и способствуют выработке этих знаний, что помогает формированию личности школьника.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" (Технология Е.Н.Ильина)

Урок разработан по технологии Е.Н.Ильина "Преподавание литературы как предмета, формирующего человека"...

Урок по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка".8 класс

Презентация к заключительному уроку по изучению повести "Капитанская дочка" А. С. Пушкина. Можно использовать как материал для теста или как материал для беседы - обобщения....

Презентация к итоговому уроку по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Презентация к итоговому уроку по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"...

Обобщающий урок по повести А.С. Пушкина"Капитанская дочка"

Обобщающий урок по повести А.С. Пушкина"Капитанская  дочка".Подготовка к домашнему сочинению.Цели урока:развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умение высказывать и аргументировать сво...

Интегрированный урок по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Тема урока: "Исорическая правда и художественный вымысел в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"....

Урок литературы (8 класс) Урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «ГРИНЁВ И ШВАБРИН»

(Проблема долга, чести и человеческого достоинства»)ЦЕЛЬ УРОКА:  Рассмотреть и сопоставить героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»  (Гринёв и Швабрин), выявить  черты сходства и...

Открытый урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «Береги честь смолоду…»

Цели урока:Образовательная: проверить знание текста повести «Капитанская дочка», освоение учащимися художественного «пространства» произведения;Развивающая: развивать твор...