Обобщающий урок по повести А.С. Пушкина"Капитанская дочка"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Обобщающий урок по повести А.С. Пушкина"Капитанская дочка".Подготовка к домашнему сочинению.
Цели урока:
- развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умение высказывать и аргументировать свое мнение;
- развивать навыки сравнительного анализа характеров героев (Швабрина, Гринева, Пугачева, Маши Мироновой);
- помочь учащимся понять сложность и многогранность тематики повести;
- воспитывать способности к нравственному выбору.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по повести А.С. Пушкина"Капитанская дочка".Подготовка к домашнему сочинению.
Цели урока:
- развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умение высказывать и аргументировать свое мнение;
- развивать навыки сравнительного анализа характеров героев (Швабрина, Гринева, Пугачева, Маши Мироновой);
- помочь учащимся понять сложность и многогранность тематики повести;
- воспитывать способности к нравственному выбору.
Тип урока: обобщение изученного материала.
Вступительное слово учителя:
Мы прочли последнее большое произведение А. С. Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 года. Кому-то из вас книга показалась сложной, кому-то простой. Но безразличными не остался никто. А все ли так просто в повести, как кажется на первый взгляд? Наша задача - разгадать некоторые загадки “Капитанской дочки”, загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.(Презентация:»Работа А. С. Пушкина над повестью» Капитанская дочка»)
На сегодняшнем уроке мы попытаемся осмыслить проблемы ,поднятые автором в произведении, а также сосредоточим своё внимание на выборе темы домашнего сочинения, которое вы должны написать к субботе.(запись в дневниках).
Но для того, чтобы наша работа была плодотворной, я предлагаю вам обратиться к содержанию повести и принять участие в литературном аукционе, где каждый вопрос будет иметь реальную цену.(класс делится на 3 группы)
Вопросы к литературному аукциону.
1.Литературная викторина по повести А.С. Пушкина
“Капитанская дочка”
Первый раунд
(Перед каждым вопросом обозначено количество очков за правильный ответ.)
Савельич
20 — На протяжении повести Савельич плачет всего лишь раз. Когда именно? (Когда
Пётр Гринёв закричал сердито на дядьку, чтобы он не умничал и делал то, что ему
приказывают, — принёс 100 рублей, проигранных Зурину.)
30 — Каких успехов в обучении Петруши добился Савельич за семь лет? (Мальчик
выучился русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля.)
40 — За какие достоинства стремянный Савельич получил “повышение”, став дядькой
маленького барина? (“...за трезвое поведение”.)
Гринёв-отец
20 — В каком чине вышел в отставку Андрей Петрович Гринёв? (Вышел в отставку
премьер-майором.)
30 — “Нет, пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да
будет...” Закончите реплику Гринёва-старшего. (“...солдат, а не шаматон”.)
40 — С какой просьбой обращается Гринёв-старший в письме к своему другу Андрею
Карловичу? (“Моего повесу... держать в ежовых рукавицах”.)
Гринёв-сын
10 — Как сам Гринёв определил жанр своего стихотворения, посвящённого Маше?
(Песенка.)
20 — Иван Игнатьевич при первой встрече с Гринёвым поинтересуется: “В каком полку
изволили служить? Зачем вы изволили перейти из гвардии в гарнизон?” Как на
последний вопрос ответил Гринёв? (“Такова воля начальства”.)
30 — Как долго был без сознания раненый Гринёв? (Пришёл в сознание на пятые сутки.)
Швабрин
10 — Как долго служил Швабрин в Белогорской крепости? (Пятый год.)
20 — Как всякий раз обращается Швабрин к Пугачёву? (Государь.)
30 — Как отреагировал Швабрин на грозные слова Пугачёва: “И ты смел меня
обманывать? Знаешь ли, бездельник, чего ты достоин?” (Упал на колени перед Пугачёвым.)
Пугачёв
10 — Как всегда обращается Пугачёв к Гринёву? (“Ваше благородие, ты...”)
20 — Как долго Пугачёв принимал присягу обитателей Белогорской крепости? (Около
трёх часов.)
30 — Как был одет Пугачёв во время приёма присяги в Белогорской крепости? (В
красивый казацкий кафтан, обшитый галунами, и в высокую соболью шапку с золотыми
кистями.)
Капитан Миронов
20 — Какого мнения Иван Кузьмич о всех стихотворцах? (“Все они люди беспутные и
горькие пьяницы”.)
30 — Как долго Иван Кузьмич служит в Белогорской крепости? (Двадцать второй год.)
40 — Сколько солдат служило в Белогорской крепости под началом капитана
Миронова? (130 солдат.)
Второй раунд
Пословицы
20 — Какая пословица взята Пушкиным в качестве эпиграфа ко всей повести
“Капитанская дочка”? (Береги честь смолоду.)
40 — Какую пословицу припомнит Пугачёв в ответ на слова Гринёва: “Ах! я было и
забыл благодарить тебя за лошадь и тулуп. Без тебя я не добрался бы до города и
замёрз бы на дороге”? (Долг платежом красен.)
60 — Разговаривая с Василисой Егоровной, Иван Игнатьевич скажет: “Бог милостив:
солдат у нас довольно, пороху много, пушку я вычистил. Авось дадим отпор Пугачёву”.
И закончил свою речь пословицей. Какой именно? (Господь не выдаст — свинья не съест.)
80 — Какую пословицу дважды употребляет в “Капитанской дочке” Савельич?
Подсказка: ею он оправдывает участие молодого барина в дуэли и разбой пугачёвцевв
офицерских домах. (Конь и о четырёх ногах, да спотыкается.)
Одежда
20 — Верхняя одежда из толстого сукна. (Армяк.)
40 — Гринёв по приезде в Белогорскую крепость сразу отправляется представиться
коменданту. Дома его он не застал, а увидел Василису Егоровну, сидевшую у окна с
платком на голове и в... В чём именно? (В телогрейке.)
60 — Впервые Гринёв увидел капитана Миронова за учением солдат. Во что был одет
комендант крепости? (В китайчатый халат, а на голове у него был колпак.)
80 — В последний раз Пётр Андреевич Гринёв увидел Пугачёва во время казни
самозванца. Тот узнал Гринёва в толпе и за минуту до того, как мёртвая и
окровавленная голова будет показана народу, поприветствовал “его благородие”. Как
именно? Ответьте одной фразой. В вашем распоряжении 15 секунд. (Кивнул
головою.)
Проблемные вопросы:
1. Какие сцены, эпизоды повести запомнились вам больше всего, представляются особенно яркими?(группа художников, фрагменты фильма.)
2Сформулируйте основную тему произведения. Какие проблемы затрагивает Пушкин в повести?
(Основной темой повести является народное восстание. В ней ставятся и вопросы внутренней политики, столкновение дворянства и крестьян. А поскольку это не только историческая, но и семейная повесть, Пушкин поднимает проблемы, связанные с темой человеческого счастья, любви, истинного благородства.)
3 Среди предложенных на карточках слов, с помощью которых описывают обычно характеры людей, выберите те, которые относятся к Швабрину, Гриневу, Пугачеву.
Швабрин | Гринев | Пугачев |
подлость | впечатлительность | жестокость |
предательство | смелость | великодушие |
жестокость | храбрость | смелость |
властолюбие | решительность | доброта |
слабость духа | преданность | вспыльчивость |
трусость | верность | одиночество |
хитрость | искренность | властность |
изворотливость | потребность в любви | милосердие |
одиночество | прямодушие | благодарность |
|
| властность |
4. Почему Пушкин именно Гринева делает повествователем?
(Мемуарист Петр Гринев – истинный дворянин, убежденный противник насильственных потрясений – в то же время чувствовал себя обязанным рассказать правду о восстании и о его руководителе Пугачеве.Таким образом, выбор рассказчика продиктован стремлением Пушкина объективно показать развитие исторических событий.)
5. Как вы понимаете эпиграф к повести? Что имел в виду поэт, когда говорил о чести? Только ли верность воинской присяге?(Кузина,словарь)
2. Я приглашаю вас к размышлению о самой важной проблеме современной цивилизации – воспитании человека.
II. Первая учебная ситуация. "Честь истинная – всегда в соответствии с совестью" (Д. Лихачев).
В процессе беседы выявить, насколько у учащихся развито представление о нравственных качествах: чести, совести, достоинстве.
-С детства нас учат добру и справедливости, учат отличать правду от лжи, бескорыстие от зависти, первым долгом родителей во все времена было дать хорошее воспитание своим детям. Почему именно воспитание, а не образование?
(Можно много учиться, но если не знать законов, по которым строится жизнь или не соблюдать их, то вряд ли жизнь вообще можно построить).
-Что же нужно человеку, чтобы жить правильно?
-Так как вы очень молоды, прошу вас обратиться к мудрости величайшего гуманиста ХХ века академика Д.С. Лихачева.
Демонстрация портрета Д. С. Лихачева.
Чтобы правильно жить, необходимо:
- Не совершать никаких поступков, которые бы роняли достоинство человека;
- Уметь жертвовать собой;
- Ничего не делать против своей совести.(Запись в тетради)
-Какой смысл вы вкладываете в слово "совесть"?
-Автор толкового словаря живого великорусского языка В.И. Даль дает такое определение этому слову:
Совесть - внутреннее сознание добра и зла, чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее от лжи и зла.
-Какие качества являются слагаемыми совести? (Истина и добро);
-Вновь обратимся к Д. С. Лихачеву. Что сопутствует совести? (Честь);
-В чем видит выражение чести ученый? (В том, что человек держит слово, не нарушает этических норм, соблюдает достоинство и т. д.);
-Близко ли мнение Лихачева определению "чести" В.И. Даля?
Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, честность, доблесть, благородство души и чистая совесть.
Вывод: Что необходимо человеку, чтобы быть Человеком? Как говорит об этом академик Д.С. Лихачев? Зачитайте.
III. Вторая учебная ситуация. "Да кто его отец?"
-Кто является образцом чести и совести в повести?
На основе исследования выяснить наказ А.П. Гринева – обычное напутствие при прощании или передача семейных традиций.(выступление Честновой Юлии с исследовательской работой)
Учитель: Совесть, благородство, честь – понятия вечные, неизменные во все времена и во всех эпохах. Как воспитать в себе эти качества? Обратимся в прошлое за уроком на будущее.
Предлагаю вашему вниманию иллюстрацию к повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка", написанной в 19 веке. Какой эпизод запечатлел на рисунке художник Бенуа? (Герой повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" Андрей Петрович Гринев, провожая семнадцатилетнего сына на службу, наказывает ему "беречь честь смолоду").
-Случайно ли это напутствие? Сделаем вывод на основании выступления.
Вывод: Прощальные слова, обращенные к сыну, который начинает самостоятельную жизнь, нельзя рассматривать как случайные, как нравоучение, обязательное при прощании. Это – напутствие сыну, это то, что особенно важно для Андрея Петровича. Это традиционный завет семьи, который он, как знамя, передает своему сыну.
-Петр Гринев прожил долгую жизнь. Выполнил ли он при этом наказ отца - беречь честь смолоду?
(Петр Гринев не только сохранил честь, по завету отца, но и расширил её границы. Если для Гринева-отца честь – это прежде всего честь дворянина и офицера, то Гринев-сын, не отказываясь от такого понимания, смог расширить понятие чести до его человеческого и гражданского значения. Честь для Петра Гринева не только сохранение офицерского и дворянского достоинства, но и доброе отношение к людям, верность слову и любви.
Гринев - младший заслужил право называться «сыном Андрея Петровича Гринева».
И в свои 20 лет он достоин имени Петра Андреевича Гринева, а не просто Петруши.)
Вывод: За что же держаться человеку, чтобы сохранить честь в глазах людей?
(Ответ «Капитанской дочки» понятен: держаться надо за свою совесть, зачесть в глазах Бога, за любовь и милосердие. Это поможет сохранить честь и в глазах людей. Повесть одухотворяет идея того, что в жизни всегда есть место для высоких порывов души и для добра.)
Вот к таким нравственным выводам мы приходим, читая повесть «Капитанская дочка».
Третья учебная ситуация. "Пушкин – это наше все!"
Выяснить, в чем современность Пушкина.
- Почему повесть А. С. Пушкина близка нам, живущим в 21 веке?
- Чем стало творчество А. С. Пушкина для русского человека?
Обсуждение тем домашнего сочинения.
ТЕМА 1. Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений»
- Детство и юность, среда, воспитавшая героя.
- Проявление характера при первом вступлении в самостоятельную жизнь.
- Отношение к окружающим в период мирной жизни в Белогорской крепости.
- История любви к Маше.
- «Благие» потрясения.
- История отношений с Пугачёвым (развитие характера и определение взглядов на жизнь).
- Основные черты героя, типичность образа.
Тема 2.»Береги честь смолоду».Гринёв и Швабрин.
- Что общего у Гринева и Швабрина?
- Как поступает герои в ситуациях выбора?
- Как каждый из героев относится к людям?
- Любовь или долг? Любил ли Швабрин Машу?
- Как судьба героев соотносится с эпиграфом к повести?
Заключительное слово учителя.
Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла,
Кто волновать умел людей сердца
И в них будить стремленье к идеалу…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" (Технология Е.Н.Ильина)
Урок разработан по технологии Е.Н.Ильина "Преподавание литературы как предмета, формирующего человека"...
Методическая разработка обобщающего урока по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" в 8 классе
Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»Обобщающий урок в 8 классе Цели: 1.углубить понимание идейно-художественного богатства романа.2. учить разгадывать замысел автора.3.хорошо ориентироват...

Урок литературы (8 класс) Урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «ГРИНЁВ И ШВАБРИН»
(Проблема долга, чести и человеческого достоинства»)ЦЕЛЬ УРОКА: Рассмотреть и сопоставить героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (Гринёв и Швабрин), выявить черты сходства и...

Тема «Обобщающий урок по повести А.С. Пушкин "Капитанская дочка"»
Технологическая карта урока литературы в 8 классеФ.И. О. учителя: Добрынина Л.Л. МБОУ «СОШ №6» г.ВязникиПредмет: литератураКласс: 8Тема «Обобщающий урок по повести А.С. Пушкин "Капитанская дочка...

« Как соотносятся понятия чести и долга во времена Пушкина и в современное время?» ( Проблемный урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
Обобщить и систематизировать материал по роману "Капитанская дочка"...

Технологическая карта обобщающего урока по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка"
Обобщение по изученному произведению...

«Читая, размышляй». Обобщающий урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Данная разработка направлена на формирование умения анализировать произведение, аргументировано излагать свою точку зрения в связном монологическом высказывании (устно и письменно)...