Тема «Обобщающий урок по повести А.С. Пушкин "Капитанская дочка"»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Технологическая карта урока литературы в 8 классе
Ф.И. О. учителя: Добрынина Л.Л. МБОУ «СОШ №6» г.Вязники
Предмет: литература
Класс: 8
Тема «Обобщающий урок по повести А.С. Пушкин "Капитанская дочка"»
Тип урока: урок обобщения материала
Технологии: исследование
УМК: программа по литературе 5-11 кл. под редакцией Г.И.Беленького
Задачи:
· способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: формировать умение работать с информацией, анализировать различные ситуации (учебные и жизненные), формировать умение принимать взвешенные решения, умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; умение выражать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
· развивать способность к разумному рефлективному творческому мышлению;
· формировать умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, грамотно строить монологические высказывания, умение вести диалог, понимать проблему, выдвигать гипотезу, отслеживать причинно-следственные связи, структурировать материал.
· обеспечить понимание чувства ответственности перед коллективом, формировать умение корректно отстаивать свою точку зрения, помнить об уважительном отношении к мнению товарищей, выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми, умение сотрудничать и работать в группе;
· дать возможность каждому ученику реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения.
· обеспечить представление о русской литературе как носительнице духовно-нравственных идеалов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы в 8 классе
Ф.И. О. учителя: Добрынина Л.Л. МБОУ «СОШ №6» г.Вязники
Предмет: литература
Класс: 8
Тема «Обобщающий урок по повести А.С. Пушкин "Капитанская дочка"»
Тип урока: урок обобщения материала
Технологии: исследование
УМК: программа по литературе 5-11 кл. под редакцией Г.И.Беленького
Задачи:
- способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: формировать умение работать с информацией, анализировать различные ситуации (учебные и жизненные), формировать умение принимать взвешенные решения, умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; умение выражать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- развивать способность к разумному рефлективному творческому мышлению;
- формировать умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, грамотно строить монологические высказывания, умение вести диалог, понимать проблему, выдвигать гипотезу, отслеживать причинно-следственные связи, структурировать материал.
- обеспечить понимание чувства ответственности перед коллективом, формировать умение корректно отстаивать свою точку зрения, помнить об уважительном отношении к мнению товарищей, выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми, умение сотрудничать и работать в группе;
- дать возможность каждому ученику реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения.
- обеспечить представление о русской литературе как носительнице духовно-нравственных идеалов.
Основные этапы организации учебной деятельности. | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | УУД | |
Организационный момент Мобилизующее начало урока (учитель создаёт ситуацию удивления, мобилизуя интерес уч-ся к теме) Предлагается проблемный вопрос, ответ на который будет найден в ходе урока) | Приветствие учителя . Сообщение темы урока: «Обобщающий урок по повести А.С. Пушкин "Капитанская дочка"» Проблемный вопрос « Как в экстремальных условиях проявляется характер и нравственная позиция главных героев пр-я?» | Запись в тетрадь Фиксируют проблему. | Активизация мыслительной деятельности. | 1 Регулятивные: - волевая саморегуляция. 2 Личностные: - проявление познавательной активности. 3 Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. 4 Метапредметные: -учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | |
Целеполагание | понимание идейно - художественного богатства романа; обобщение изученного материала, подготовка к сочинению. | Самостоятельная постановка учебной цели. | Определите ваши цели урока? | 1. Регулятивные: - принимают и сохраняют учебную цель и задачу. 2. Личностные: - целеполагание, осознанное отношение к литературному материалу. 3. Метапредметные: - аргументация своего мнения. | |
Проверка домашнего задания | Сейчас вам предлагается обсудить в группах цитаты из произведения… | В левой части конспекта учащиеся записывали те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись". | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. | 1) Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Логические: - анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). | |
Обобщение материала | Блиц-опрос 1. Имя отца Гринева? 6. ... который в Отечестве своем был 10. Продолжите: «Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге?» 11. Шаматон - это... 12. Капитан Миронов был необразованный и простой, но самый.... 17. Юлай взял плеть и замахнулся, - тогда башкирец застонал слабым, умоляющим голосом и, кивая головою, открыл рот,..» 18. Чей это портрет? «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую...»
23. Что такое – челобитье? | (Андрей Петрович) (Минихе) (9) (стремянный Савельич) (мосье Бопре) (парикмахером) (солдатом) (географии) (прилаживал мочальных хвост к мысу Доброй Надежды) (бездельник, шалопай) (благоразумную и чувствительную девушку) (пару серег) («Знаю по опыту ее нрав и обычай») (обдуманную клевету) (в котором вместо языка шевелился короткий обрубок) (Екатерина II) (Заступник, защитник) (любимец, человек, пользующийся особым доверием) (церковная служба) (наставник) (тюрьма) (старинна русская монета) | Как хорошо вы знаете текст? Диагностическая работа.
| 1) Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Личностные: - способствовать проявлению самостоятельности в высказываниях. 3) Логические: - анализ, сравнение, синтез. 4) Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). 5) Метапредметные: - учебное сотрудничество с учителем, эстетическое восприятие художественного текста. | |
Работа в группах | Каждая группа получает проблемный вопрос, на который нужно найти ответ в процессе обсуждения. | Работа в группах: уч-ся проводят коллективное исследование, учатся формулировать собственное мнение. Анализирует результаты выполнения учащимися заданий, ответы. | Какой урок А. С .Пушкин даёт будущим поколениям? Как автор относится к Пугачёву и «русскому бунту»? Какой нравственный выбор стоял перед героями романа? | 1) Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. 2) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 3) Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. 4) Метапредметные: - формирование исследовательских навыков, умение работать в группе, сотрудничать со сверстниками. 5) Личностные: - проявление познавательной самостоятельности и активности. | |
Закрепление материала | Просмотр кинофильма. Распознавание героев по их характеристике. Этот герой Эта героиня Этот герой | (Савельич.) (Маша Миронова.) (Пугачев.) (Василиса Егоровна.) (Екатерина II.) (Капитан Миронов.) | Итак, какими мы видим героев повести? | 1) Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. 2) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 3) Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. 4) Метапредметные: - формирование зрительской культуры, читательской культуры, умения видеть детали в произведениях искусства. 5) Личностные: - умение лаконично высказывать собственное мнение. | |
Рефлексия | Изменилось ли ваше отношение к героям пр-я? Выполнили ли вы ваши задачи на уроке? Учитель напоминает проблемный вопрос, поставленный в начале урока. | Высказывание по модели. Уч-ся осознанно строят свои высказывания. | Некоторым уч-ся предлагается ответить на вопрос письменно на листочке. | 1) Познавательные: - умение структурировать знания - оценка процессов и результатов деятельности 2) Регулятивные: - волевая саморегуляция - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению 3) Личностные: - положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. 4) Метапредметные: - умение анализировать и обобщать. | |
Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании . | Оценки за урок Дом.задание: написать сочинение ( Темы по выбору учащихся)
| Составить план: Написать сочинение. | 1) Познавательные: - умение структурировать знания - оценка процессов и результатов деятельности 2) Регулятивные: - волевая саморегуляция - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению 3) Метапредметные: - контролировать свою деятельность 4) Личностные: - развитие творческих способностей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по повести А.С. Пушкина"Капитанская дочка"
Обобщающий урок по повести А.С. Пушкина"Капитанская дочка".Подготовка к домашнему сочинению.Цели урока:развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умение высказывать и аргументировать сво...
«Обобщающий урок по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»
урок литературы...

Материал к обобщающему уроку по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"
Каждый учитель, готовясь к обобщающему уроку по произведению, хочет сделать его интересным и запоминающимся. На подготовку таких уроков, как правило, уходит много времени, которого нам, педагогам, все...

Обобщающий урок по повести И.С.Тургенева "Муму"
Обобщающий урок по повести И.С.Тургенева "Муму". Самостоятельная работа по изобразительно-выразительным средствам (сравнение, эпитет, гипербола)....
Методическая разработка обобщающего урока по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" в 8 классе
Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»Обобщающий урок в 8 классе Цели: 1.углубить понимание идейно-художественного богатства романа.2. учить разгадывать замысел автора.3.хорошо ориентироват...

Технологическая карта обобщающего урока по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка"
Обобщение по изученному произведению...
Обобщающий урок по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Подготовка к сочинению по произведению.
Урок -обобщение материала по прочитанному произведению. Учитель подволит итог, делает промежуточные выводы с помощью учащихся и подготавливает их к очинению по повести ....