«Читая, размышляй». Обобщающий урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
методическая разработка по литературе (8 класс)

Мостовских Александра Сергеевна

Данная разработка направлена на формирование умения  анализировать произведение, аргументировано излагать свою точку зрения в связном монологическом высказывании (устно и письменно)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka._mostovskih.docx28.54 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: литература

Учитель: Мостовских Александра Сергеевна

Тема урока: «Читая, размышляй». Обобщающий урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Продолжительность: 30 минут

Тип урока: комбинированный

Форма урока: литературная игра

        Деятельностная цель: Формирование у учащихся умений построения и применения новых знаний (понятий, способов действий).

        Содержательная цель: Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Цели урока:

- формирование читательской компетенции как компонента функциональной грамотности на уроках литературы;

- углубить понимание идейно - художественного богатства повести;
- учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте;
- воспитывать нравственные качества у учащихся.

Задачи урока:

- способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: умение работать с информацией, анализировать различные ситуации (учебные и жизненные), умение принимать взвешенные решения, умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

- развивать способность к разумному рефлективному творческому мышлению;

- учить выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим, аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

- вырабатывать способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми, умение сотрудничать и работать в группе;

- дать возможность каждому ученику реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения, а также - конструировать свое собственное знание. (Известно: ценным является знание, добытое своим трудом).

Планируемые образовательные результаты:

предметные: уметь анализировать произведение, аргументировано излагать свою точку зрения в связном монологическом высказывании (устно и письменно) 

личностные: готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

метапредметные: Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.

Основные понятия темы: обобщить,  углубить, честь, общечеловеческие ценности

Межпредметные связи: история, обществознание, русский язык

Ресурсы: раздаточный материал, УМК, презентация, учебник

Развитие УУД (Универсальные учебные действия):

Познавательные УУД: анализировать (выделять главное), обобщать, делать выводы, выделять причины и следствия, представлять информацию в разных знаковых формах (хронологическая таблица, план-конспект, рисунок, схема).

Регулятивные УУД: определять цель, проблему в учебной деятельности, выдвигать версии, оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации, аргументировать собственную точку зрения.

Коммуникативные УУД: излагать своё мнение, создавать устные и письменные тексты.

Формы работы: фронтальный опрос, групповая, индивидуальная.

Технологии: технология интегрированного обучения, элементы технологии проблемного обучения, ИКТ.

Организационная структура урока

Цели этапов урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ФОУД

УУД

1. Организационный этап (1мин.)

Цель этапа:

 создание рабочей атмосферы на уроке. Подготовка к восприятию

Проверяет готовность учащихся к уроку, работа компьютера, наличие рабочих материалов, проверка отсутствующих

Подготовка учащихся к началу урока, настрой на получение новых знаний по предмету.

Ф

Личностные: идентификация личности,  формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека

2. Мотивация занятия (5 мин.)

Цель этапа: 

определение темы урока и постановка цели занятия.

Создает условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в деятельность («я хочу»); устанавливает тематические рамки учебной деятельности

После ответов учеников учитель обобщает и делает  вывод о целях и задачах занятия.

Откроем тетради и запишем число, классная работа, в качестве эпиграфа к уроку запишите слова известного французского писателя, философа Вольтера:

Обсудите в группах ваше отношение к этим словам. Ответьте на вопрос: «Какой практический совет, «совет на каждый день» дает нам Вольтер?»

Обсуждение – 2 мин.

- Кто первый ответит?

Ответы учащихся от групп. Оценка – карточка группе.

Вывод: читать надо размышляя, думая над прочитанным, читать лучше медленно, вдумываясь в каждое слово. Автор считает, что процесс познания бесконечен.

Настраиваются на предстоящую совместную деятельность, знакомятся с учебными задачами и формам предстоящей деятельности

Учащиеся отвечают на вопросы:

 - Что значит – обобщить? (углубить наши знания, вспомнить, повторить)

- А как вы думаете, все ли мы с вами узнали об этом произведении?

Ребята записывают в тетрадь эпиграф к уроку:

"Чем более читаете не размышляя,

Тем более уверяете, что много знаете,

А чем более размышляете читая,

Тем яснее видите, что знаете еще очень мало".

Ребята в группах обсуждают эпиграф, группа, дает правильный ответ, получет карточку.

Сформулированный учащимися вывод записывается в тетрадь.

Ф

Коммуникативные: учет разных мнений, формулирование собственного мнения (позиции)

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, адекватное восприятие оценки преподвателя

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов

3. Актуализация знаний 5 мин.

Цель этапа: 

подготовить

учащихся к активной учебно-познавательной

деятельности

Организует фронтальную беседу, направленную на актуализацию знаний

 

Отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ ребята получают жетон.

Ф

Познавательные: структурирование знания, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Коммуникативные: построение понятных для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, выполнение учебных действий в материализованной,

громкоречевой и умственной форме

4. Изучение нового материала (13мин.)

Цель этапа:

осмысление и

первичное

запоминание знаний и способов действий

Учитель организует работу учащихся с двухчастным дневником.

Делает акцент на двух загадках повести: на времени написания и на смысле названия.

Задает ребятам наводящие вопросы, организует работу с кластером, подводит к выводу.

Учащиеся получают опережающее задание заполнить двухчастный дневник.

В группах обсуждают лучшие записи из этого дневника и озвучивают.

Работают вместе с учителем над первой загадкой.

Подбирают ассоциации к словами: капитанская и дочка.

Подводят итог.

Г

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; адекватное восприятие оценки учителя; выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

Коммуникативные: построение монологического высказывания в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка; построение понятных для партнёра высказываний;

Познавательные: -анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; построение логической цепи рассуждений; осуществление поиска необходимой информации; использование знаково-символьных средств, в том числе моделей и схем для решения задач;

Личностные: формирование картины мира, культуры, как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека; развитие познавательных интересов, учебных мотивов

5.  Первичное осмысление и закрепление изученного (1мин.)

Цель этапа: 

дать возможность оценить степень усвоения нового учебного материала

Учитель делает вывод.

-Какие же загадки мы пытались сегодня разгадать?

Таким образом, загадки романа - это загадки жизни, которую Пушкин учит нас видеть и понимать.

Ребята отвечают на вопросы.

Ф

Познавательные: осознанное т произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, самостоятельное создание способов решения проблем

Регулятивные:  оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Коммуникативные: построение понятных для партнёра высказываний; владение диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка; формулирование собственного мнения (позиции); умение договариваться и приходить к общему решению; использование речи для регуляции своего действия;

Личностные: формирования мотивов достижения и социального признания

6. Итоги урока. Рефлексия. Выставление оценок (4 мин.)

Цель этапа:

самооценка учащимися своей деятельности на уроке, оценка учителем деятельности учащихся

Достигли мы поставленной цели урока?

Учитель предлагает ученикам составить синквейн

Обобщает работу групп. Выставляет оценки за урок.

Студенты составляют синвейн у себя в тетрадях. После зачитывают вслух.  За каждый ответ выдается жетон.

И

Личностные: формирования мотивов достижения и социального признания, формирования границ собственного знания и «незнания

Регулятивные: оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем, осознанное т произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

7. Домашнее задание (1 мин.)

Цель этапа: закрепить полученные на уроке знания

Комментирует задание.

“Капитанская дочка” - послание Пушкина потомкам. В чем смысл этого послания? Подготовьте ответ на этот вопрос, подумайте, порассуждайте, на следующий урок вы напишите сочинение по этой теме.

Записывают задание в тетради

Ф

* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" (Технология Е.Н.Ильина)

Урок разработан по технологии Е.Н.Ильина "Преподавание литературы как предмета, формирующего человека"...

Обобщающий урок по повести А.С. Пушкина"Капитанская дочка"

Обобщающий урок по повести А.С. Пушкина"Капитанская  дочка".Подготовка к домашнему сочинению.Цели урока:развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умение высказывать и аргументировать сво...

Методическая разработка обобщающего урока по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" в 8 классе

Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»Обобщающий урок в 8 классе Цели: 1.углубить понимание идейно-художественного богатства романа.2. учить разгадывать замысел автора.3.хорошо ориентироват...

Урок литературы (8 класс) Урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «ГРИНЁВ И ШВАБРИН»

(Проблема долга, чести и человеческого достоинства»)ЦЕЛЬ УРОКА:  Рассмотреть и сопоставить героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»  (Гринёв и Швабрин), выявить  черты сходства и...

Тема «Обобщающий урок по повести А.С. Пушкин "Капитанская дочка"»

Технологическая карта урока литературы в 8 классеФ.И. О. учителя: Добрынина Л.Л. МБОУ «СОШ №6» г.ВязникиПредмет: литератураКласс: 8Тема «Обобщающий урок по повести А.С. Пушкин "Капитанская дочка...