Литературная игра «Сказы- самоцветы» (по сказам П.П. Бажова. 5 класс.)
материал по литературе (5 класс)

Игра "Сказы- самоцветы" может быть использована в качестве урока обобщения по творчеству П.П. Бажова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazy-_samotsvety_po_tvorchestvu_p.pbazhova5_k5lass.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема :  Литературная игра «Сказы- самоцветы»

 (по сказам П.П. Бажова. 5 класс.)

Цель:  воспитывать интерес к творчеству П.Бажова, проверить знание учащимися текстов сказов; развивать умение работать с текстом, со справочной литературой;

           3) воспитывать любовь к творчеству П.П. Бажова  

универсальные учебные действия

Регулятивные

Высказывать предположения на основе наблюдений.. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.

Познавательные

Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Преобразовывать информацию

Коммуникативные

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения. Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, быть готовым корректировать её, слушать и слышать других.

Планируемые образовательные результаты

Личностные: оценивание содержания  сказов Бажова,осознание эстетической ценности его произведений.

Метапредметные: применение приобретённых знаний, умений, способность использовать знания  литературного материала как средство получения знаний по другим предметам.

Предметные: использовать знания, умения, навыки при работе с текстом художественной литературы.

Оформление:     1) Портрет П.П.Бажова.

                            2)Рисунки детей на тему  сказов П.П.Бажова.

                            3) Презентация к уроку.

I. Слово  учителя.

Слайд №1-2-3

              Мы с вами много читали сказок народов мира, но и наша уральская земля славится не только удивительной красотой и сказочными природными богатствами, но и замечательными писателями- сказочниками. Один из них- Павел Петрович Бажов. С произведениями его мы знакомы. И сегодня на уроке мы должны убедиться, что  хорошо знаем сказы этого писателя.   Прошло  уже много лет с тех пор, когда были написаны эти удивительные сказы, но они продолжают волновать читателей. Вот что сказал  о них А.Орлов: « Сказы… передают самые вечные, самые сокровенные основы человеческой жизни: служение людям, любовь к труду, благородство и честность, доброту и справедливость, верность в любви и дружбе» .Урок у нас будет необычный. Мы будем играть в КВН. Получить оценку смогут и члены команды, и болельщики. За ответы будете получать «самоцветы».

А сейчас представьте, что находитесь у подножия горы. У самого царства Хозяйки Медной горы. А сама хозяйка будет не только гостьей на уроке, но и определит, кто же из вас лучше  знает сказы. Победителей она щедро наградит.

II. Появление Хозяйки Медной горы.  Рассказывает об уральских самоцветах.( слайд № 4-5-6-) Показывает  малахитовую шкатулку. С подарками. Открывает КВН.

Ребята разделены на две команды: «  Голубая змейка» и « Самоцветы». Выбраны капитаны.

III. Конкурсы:

  1. Пропуск в царство Хозяйки Медной горы.

 Каждый участник команды называет название сказа и занимает свое место за столом.

Далее за каждый правильный ответ участники команд и болельщики получают «самоцветы» . По количеству набранных «самоцветов» определяется победитель .

  1. Разминка (по 2 вопроса командам)

          1) Даты жизни П.П.Бажова(29 января 1879-1950 гг)

2) Где родился и жил Бажов? (рабочий поселок Сысерть Екатеринбургской губернии- жил в Свердловске).

3) От кого слышал сказы? ( дед Слышко- мастеровой Хмелинин)

4) Сколько всего написал сказов? ( 52)

  3. « Кто больше?» Сколько же сказов прочитали? Перечислите. (Капитаны письменно называют  сказы. 1 балл за сказ)

 4. Викторина  ( вопросы на слайде) Слайд №7

 Сейчас мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете содержание, внимательно ли читали сказы. ( По одному человеку от команды  отвечают)

  1. Сколько лет ждала Катя  Данилушку? (2-3 года « Года 2 либо 3 прошло, как Данило потерялся,- она и вовсе из невестинской поры вышла» «Горный мастер»)
  2.  Чего нельзя было делать Андрюхе,  чтобы выбраться из-под камня?

 ( Оглядываться. «Иди вон в те двери, только чур, не оглядывайся. Не забудешь? « Две ящерки»)

  1.  В какое время года Данило- мастер встретился с Медной горы Хозяйкой?

(Осенью. «Время осеннее было. Вот и пришел Данилушко . Земля тогда подмерзать стала, снежок припорашивал». « Каменный цветок»)

  1. Много ли детей было у Кати и Данилы?

        (8 сыновей и  дочь. « Восемь человек и все парнишки. … У матери на                                   руках долгожданная девчушка - годовушка трепещется». « Хрупкая веточка»)

  1. Что вернула Илюхе вместе с наградой бабка Синюшка?

(3 перышка. « А сверху 3 перышка. Одно беленькое. Одно черненькое. Одно рыженькое. Натуго синей ниточкой перевязаны». «Синюшкин колодец»)

  1. Как наказала с помощью таюткина зеркала Хозяйка Медной горы барыню?

(Рудой  плюнула. « Только  проговорила, вдруг из зеркала рудой плюнуло. Барыня завизжала и без памяти повалилась». «Таюткино зеркало»)

5.Конкурс «Верни в сказ»

Хозяйка Медной горы:

- Помогите мне вернуть в сказы  данные предметы, определите, в каких сказах они встречаются.

 1 команда:

 шкатулка («Медной горы Хозяйка»),

кот («Серебряное копытце»),

перья («Синюшкин колодец»),

ящерицы (« Две ящерки»),

ягодки («Хрупкая веточка»)

2 команда:

лапти («Серебряное копытце», «Каменный цветок», « Малахитовая шкатулка»),

козлик («Серебряное копытце»),

цветок  («Каменный цветок»),

топорик («Малахитовая шкатулка»),

пуговица («Малахитовая шкатулка»),

цветок (« Каменный цветок»)

6.Конкурс капитанов. Кроссворд. Слайд№8

1. Как иначе называли хозяйку Медной горы?

2. Как звали деда в «Серебряном копытце»?

3. Кто из героев сказа говорил: «Чаша мне покоя не дает. Охота так сделать, чтобы камень полную силу имел»?

4. Как звали девочку в «Серебряном копытце»?

5. «А по тем покосным ложкам, где козел скакал, люди камешки находить стали. Зелененькие большие.» Как они называются?

6. Чудесные помощницы, выполняющие все распоряжения Хозяйки Медной горы?

7. Сказ Бажова «Синюшкин …».

8. Сказ Бажова «Огневушка - …».

9. Сказ Бажова «Орлиное …».

а

л

а

х

и

т

н

и

ц

а

о

к

о

в

а

н

я

а

н

и

л

а

а

р

е

н

к

а

р

и

з

о

л

и

т

ы

щ

е

р

к

и

о

л

о

д

е

ц

8п

о

с

к

а

к

у

ш

к

А

9п

е

р

о

7. Игра с болельщиками. « К какому сказу эти иллюстрации?» (слайд№9-10-11)

8 «Чей портрет?» ( по 2 портрета команде)

  1. « Коса- сиза- черная и не как у наших девок болтается, а ровно  прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают. Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо0 на месте не посидит. Одним словом, артуть- девка» (Медной горы Хозяйка)
  2. « Сиротка круглый был этот парнишечко. Годов, поди, 12. А то и того меньше. На ногах высоконький, а худой- расхудой, в чем душа держится. Ну, а с лица чистенький. Волосики кудрявенькие. Глазенки голубеньки» ( Данилушка «Каменный цветок»)
  3. « В кого она зародилась! Сама черненькая да басенька. А глазки зелененькие. На наших девчонок будто совсем не походит» ( Танюшка « Малахитовая шкатулка»)
  4.  «Ростом не больше трех четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама все синехонька. Да такая тощая. Однако глаза у ней молодые, синие да такие большие, будто им тут вовсе и не место»

( Бабка- Синюшка « Синюшкин колодец»)

  1. «Как вот в зеркале, стоит красавица, про таких только в сказках сказывают. Волосы, как ночь, а глаза зеленые. И вся-то она изукрашена дорогими каменьями, а платье на ней из зеленого бархату с переливом» (Медной горы Хозяйка « Малахитовая шкатулка»)
  2. « Хоть по старинке его Недокормышем звали. А он вон какой! Высокий да румяный, кудрявый да веселый. Однем словом, сухота девичья»( Данила. «Каменный цветок»)
  3. « Востроглазенькая да здоровенькая. Годов четырех она от матери осталась, а в своей ровне уж на примете была,- на всякие игры первая выдумщица.( Таютка « Таюткино зеркальце»)
  4. « Простая девчонка. В обыкновенный человеческий рост. Годов так 18. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и на ногах бареточки синие. А пригожа эта девчонка- и сказать нельзя. Глаза звездой, брови дугой, губы- малина, и руса коса трубчатая через плечо перекинута, а в косе лента синяя». ( Синюшка « Синюшкин колодец»)

9.Словарная работа.( слайд №12). После выполнения работы читают значение слов на слайде.

Дайте толкование устаревших слов: голбец, зарукавье, запончик, изробленный, не  охтимнеченьки, пониточек. Хитник. Косоплетки плести.

10. Игра с болельщиками « Четвертый лишний» Из какого сказа эти герои?

 ( слайд №13)

1) Данила- мастер, Катя, Русалочка, Медной горы Хозяйка(«Каменный цветок»)

2)Кокованя, Даренка, Муренка, Жучка. ( ««Серебряное копытце»?

3) Илья, бабка Лукерья, чернавка, бабка Синюшка (« Синюшкин колодец»)

4) Таюшка. Странница. Барыня. Андрюха  (« Две ящерки»)

5) Приказчик Душной козел, Медной горы Хозяйка,  Степанушка, Василиса Прекрасная ( « Медной горы Хозяйка»)

11. Конкурс рисунков. Хозяйка Медной горы выбирает лучшие рисунки.

Итог игры.

  1. Хозяйка Медной горы подсчитывает « самоцветы» и вручает малахитовую шкатулку с призами. Благодарит за прекрасное знание сказов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра "Умники и умницы" по сказам П. П. Бажова

Игра привлекает к участию всех учеников. Основная цель - выход за рамки школьной программы, популяризация сказов Бажова, привитие любви к чтению художественной литературы....

Литературная игра по сказам П.П. Бажова

Урок-игра повышает интерес учащихся к изучению литературы, вопросы и задания позволят учителю проверить знания учащихся....

Литературная игра-путешествие «Что за прелесть эти сказки» (2 класс)

Литературная игра-путешествие «Что за прелесть эти сказки» (2 класс) Сказки - неотемлемый элемент воспитания и развития каждого ребёнка, особенно детей с ограниченными возможностями здоровья. Предл...

«Сказы- самоцветы» ( Итоговый урок по сказам П.П. Бажова. 5 класс.)

Итоговый урок по сказам П. Бажова поможет учащимся в игровой форме  не только систематизировать и повторить материал по теме, но и пробудит интерес к творчеству уральского писателя,  б...

Литературная игра "День лицеиста. Пушкин и Лицей" (9-11 класс)

Литературная игра "День лицеиста. Пушкин и Лицей" подготовлена для 9-11 классов. Включает в себя задания на знание как биографии и творчества А.С. Пушкина, так и сведений из теории литературы. Презент...

"Веселые рассказы веселого писателя": Литературная игра по произведениям В.Драгунского для 2-3 классов

Знакомство учащихся с биографией и творчеством В.Ю.Драгунского, воспитание любви к чтению в форме литературной игры и викторины по рассказам Драгунского....

Веселая "котовасия", или, не тяни кота за хвост! Литературная игра в кошки-мышки для учащихся 1-4 классов.

Цель: воспитать любовь к "братьям нашим меньшим", познакомить с книгами о кошках. Конкурс сопровождается показом презентации "Веселая котовасия", показ клипа "Песня о кошке", показ мультфильма "Клад К...