"Веселые рассказы веселого писателя": Литературная игра по произведениям В.Драгунского для 2-3 классов
методическая разработка по теме

Вахлакова Татьяна Федоровна

Знакомство учащихся с биографией и творчеством В.Ю.Драгунского, воспитание любви к чтению в форме литературной игры и викторины по рассказам Драгунского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veselye_rasskazy_veselogo_pisatelya.docx38.27 КБ

Предварительный просмотр:

«Веселые рассказы веселого писателя»

Литературная игра по произведениям В.Ю.Драгунского

для учащихся 2-3 классов

 Цели: познакомить учащихся с биографией и творчеством В. Ю. Драгунского; способствовать творческому развитию детей; воспитывать любовь к чтению.

Оборудование: портрет В. Ю. Драгунского; выставка книг; листы с представленными заданиями для конкурса; декорации и принадлежности для инсценировки.

Подготовка к занятию: учащимся предлагается прочитать «Денискины рассказы» («Он живой и светится...», «Заколдованная буква», «Тайное становится явным», «Главные реки Америки», «...Бы», «Удивительный день» и др.); библиотекарь делит учащихся на группы, готовит задания для проведения конкурсов; ученики каждой группы готовят инсценировки по рассказам Драгунского.

Ход занятия

I. Постановка целей.

- Сегодняшнее занятие будет проходить в форме конкурса между группами и посвящено творчеству замечательного детского писателя Виктора Юзефовича Драгунского (1913-1972). Библиотекарь открывает портрет писателя.

Знакомство с биографией

        - Детство и юность Драгунского (1913-1972) пришлись на трудные  годы. В шестнадцать лет юноше, мечтавшему о театре, пришлось пойти работать. Драгунский трудился на заводе, шил конскую сбрую в шорной мастерской, перевозил пассажиров на лодке через Москву-реку. Но актером он все-таки стал и не без успеха играл на сцене. Сначала в Московском театре транспорта, потом в Театре Сатиры, цирке, Театре-студии киноактера.

Драгунский писал фельетоны, пародии, веселые сценки для эстрады и цирка, песни. А с его Дениской Кораблевым юные читатели познакомились впервые в 1959 году. И с тех пор за В. Драгунским прочно закрепилось звание детского писателя.

Самые разные случаи происходили с главным героем Драгунского: и с вышки в воду он прыгал, и на сцене выступал (благо пел хорошо - громко!), и в аварию вместе с папой попадал. Некоторые из этих случаев происходили на самом деле  не с Дениской Кораблевым, литературным героем, а с Денисом Драгунским - сыном писателя. Правда, Денис Драгунский вырос, теперь он взрослый человек и сам пишет книги, а Денис Кораблев так и остался мальчишкой.

II. Конкурс «Разминка».

Каждая  группа учащихся получает листок с названиями рассказов Драгунского.

Задание: вставьте слова, пропущенные в названиях рассказов.

  1. Смерть шпиона…
  2. Тайное становится ...
  3. Профессор кислых ...
  4. Двадцать лет под ...
  5. Что я…
  6. Что...Мишка.
  7. Пожар во флигеле, или Подвиг во ...
  8. На Садовой большое ...
  9. ... про Сингапур.
  10. Поют … - тра-та-та.
  11. Красный ... в синем небе.
  12. Где это видано, где это ...
  13. Человек с голубым ...
  14. Сражение у Чистой ...
  15. Мотогонки по отвесной...
  16. Слава Ивана ...
  17. Запах ... и махорочки.
  18. Сверху вниз, ...
  19. Ровно ...
  20. Слон и ...
  21. ... дробят камень.
  22. Девочка на ...
  23. Не хуже вас, ...
  24. Он ... и светится.

Ответы:

1. Гадюкина. 2. Явным. 3. Щей. 4. Кроватью. 5. Люблю.6. Любит. 7. Льдах. 8. Движение. 9. Расскажите.  10. Колёса.11.  Шарик.   12.  Слыхано.   13. Лицом.   14. Речки.   15.  Стене. 16. Козловского. 17. Неба. 18. Наискосок. 19. 25 кило. 20. Радио. 21. Рабочие. 22. Шаре. 23. Цирковых. 24. Живой.

III. Конкурс «Домашнее задание» (инсценировка рассказов).

Первая   группа: инсценировка по рассказу «Заколдованная буква».

Действующие лица (5 персонажей)

Шофер. Дворник. Денис. Мишка. Аленка.

Декорации и принадлежности:

 Елка с шишками и ватой (снег); шапки, шарфы, варежки для ребят; фуражка для шофера, шапка и фартук для дворника.

Картина первая

Шофер и дворник заносят елку.

Шофер. Легче!

Дворник. Давай заноси!

Шофер. Правея! Левея!

Дворник. Ставь ее на попа!

Шофер. Легче, а то весь шпиц обломаешь.

Ставят елку.

Шофер. Теперь елку надо заактировать.

Уходят.

Картина вторая

Появляются Денис, Мишка, Аленка. Рассматривают елку,  улыбаются.

Аленка. Смотрите, а на елке сыски висят.

Мальчики громко смеются.

Мишка (держась за живот). Ой, умру от смеха! Сыски!

Денис. Пять лет девчонке, а говорит «сыски»… Ха-ха-ха!

Мишка. Ах, мне плохо! Сыски... (икает). Ик!...сыски. Ик! Ик! Умру от смеха! Ик!

Денис (прикладывая вату-снег ко лбу). Девчонке пять лет, скоро замуж выдавать! А она - «сыски».

Аленка (чуть не плача). Я правильно сказала! Это у меня зуб вывалился. Я хочу сказать «сыски», а у меня во рту свистит - «сыски».

Мишка. Вот еще! У нее зуб вывалился! У меня целых три вывалились, да еще два шатаются, а я все равно говорю правильно: хыхки! Что! Хыхки! Правда, здорово! Я даже петь могу:

Ох, хыхечка зеленая,

Боюся уколюся я.

Аленка (кричит). Неправильно! Ура! Ты говоришь «хыхки», а надо «сыски».

Мишка. Нет! Не надо «сыски», а надо «хыхки».

Оба ревут.

Аленка. Сыски!

Мишка. Нет, надо «хыхки»!

Аленка. Нет, «сыски»!

Мишка. Нет, «хыхки»!

Денис смеется.

Денис. Никакие не сыски. Никакие не хыхки. А надо сказать ясно: фыфки! Вот и все!

Вторая группа: инсценировка по рассказу «Тайное становится явным».

Действующие лица

(4 персонажа)

Денис. Мама.

Милиционер. Пострадавший.

Декорации и принадлежности: стол, два стула; тарелка с «кашей» (пенопластом); баночки с надписями «соль», «сахар», «хрен»; ложка; чайник; фартук для мамы; шляпа с полями для пострадавшего; милицейская фуражка.

К а р т и н а    п е р в а я

   Появляются Денис и мама.

Денис. Что это значит, мама: тайное становится явным?

Мама. А это значит, что, если кто поступает нечестно, все равно про него это узнают, и будет ему очень стыдно, и он понесет наказание. Понял? Иди-ка завтракать!

Мама приносит тарелку с манной кашей.

Мама. Ешь! Безо всяких разговоров!

Денис. Видеть не могу манную кашу!

Мама. Посмотри, на кого ты стал похож! Вылитый Кощей! Ешь. Ты должен поправиться.

Д е н и с. Я ею давлюсь.

Мама (обнимает Дениса за плечи). Хочешь, пойдем с тобой в Кремль?

Денис. Конечно, хочу в Кремль! Даже очень.

Мама (улыбаясь). Ну вот, ешь всю кашу до конца, и пойдем. А я пока посуду вымою. Только помни - ты должен съесть  все до конца!

Мама уходит.

К а р т и н а        в т о р а я

      Денис остается с кашей наедине. Шлепает кашу ложкой. Добавляет сначала соль, пробует, затем добавляет сахар

Берет чайник, доливает воды.

Затем добавляет хрен. Пробует, начинает кашлять, бежит и выливает кашу за окно. Возвращается, садится за стол.

К а р т и н а   т р е т ь я

Входит мама.

Мама. Ну что за Дениска, что за парень - молодец! Съел всю кашу до дна! Ну, вставай, одевайся, рабочий народ, идем на прогулку в Кремль! (Целует Дениса.)

Открывается дверь, входит милиционер.

Милиционер. Здравствуйте! (Подбегает к окну, смотрит вниз, глядит на маму.) А еще интеллигентный человек.

Мама (строго). Что вам нужно?

Милиционер (становится по стойке «смирно»). Как не стыдно! Государство предоставляет вам новое жилье, со всеми удобствами и, между прочим, с мусоропроводом, а вы выливаете разную гадость за окно!

Мама (запальчиво кричит). Не клевещите! Ничего я не выливаю!

Милиционер (язвительно смеется). Ах, не выливаете! (Открывает дверь в коридор). Пострадавший! Пожалуйте сюда!

Входит пострадавший. На шляпе у него «каша».

Пострадавший (заикаясь). Главное, я иду фотографироваться... мме... и вдруг такая история... каша... мме... манная... Горячая, между прочим, сквозь шляпу и то... мме.. жжет... Как же я пошлю свое... мме... фото, когда я весь в каше?!

Мама строго смотрит на Дениса, затем обращается к пострадавшему.

Мама. Извините, пожалуйста, я вас почищу, пройдите сюда.

Мама, пострадавший, милиционер уходят.

К а р т и н а   ч е т в е р т а я

Денис стоит, опустив голову. Входит мама. Денис подходит к маме.

Денис. Да, мама, ты вчера сказала правильно: тайное всегда становится явным!

Мама. Ты это запомнил на всю жизнь?

Денис. Да.

Третья  группа: инсценировка по рассказу «Главные реки Америки».

Действующие лица

(5 персонажей)

Раиса Ивановна (учитель).

Денис.

Мишка.

Двое учащихся.

Декорации  и  принадлежности: две парты, 3 стула, стол учителя, стул.

Учащиеся   (Денис,   Мишка,   двое   одноклассников за партами.

Входит Раиса Ивановна, ученики встают.

Раиса Ивановна. Кораблев, к доске!

Денис мешкает.

Раиса Ивановна. Кораблев! Что же ты? Я тебя зову или нет?

Денис идет к доске.

Раиса Ивановна. Стихи!

Денис:        Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

                         Плетется рысью как-нибудь...

Раиса Ивановна. Это Пушкин.

Денис. Да, это Пушкин, Александр Сергеевич.

Раиса Ивановна. А я что задала?

Денис. Да!

Раиса Ивановна. Что «да»? Что я задала, я тебя спрашиваю?

Мишка. Да что он, не знает что ли, что вы Некрасова задавали? Это он не понял вопроса, Раиса Ивановна.

Раиса Ивановна (сердясь). Слонов! Не смей подсказывать!

Денис. Да! Чего ты, Мишка, лезешь? Без тебя что ли не знаю, что Раиса Ивановна задала Некрасова. Это я задумался, а ты тут лезешь, сбиваешь только.

Мишка обижается.

Раиса Ивановна. Ну?

Денис. Что?

Раиса Ивановна. Перестань ежеминутно чтокать!

Денис. Что?

Раиса Ивановна (кричит). Читай сейчас же! Сейчас же читай, тебе говорят! Заглавие!

Мишка подсказывает.

Денис (выдвигая ногу вперед). Мужичонка!

Мишка показывает большой палец и щелкает по ногтю.

Денис. С ноготком! Мужичонка с ноготком.

Все смеются.

Раиса Ивановна. Довольно, Кораблев!.. Не старайся, не выйдет. Уж если не знаешь, не срамись.

Ну, а как насчет кругозора? Помнишь, мы вчера сговорились всем классом, что будем читать сверх программ интересные книжки? Вчера вы решили выучить названия всех рек Америки. Ты выучил?

Денис. Конечно, выучил. А как же!

Раиса Ивановна. Ну вот, рассей это ужасное впечатление, которое ты произвел чтением стихов Некрасова! Назови мне самую большую реку Америки, и я тебя отпущу.

Одноклассник показывает длинную газетную ленту, на которой что-то намалевано.

Раиса Ивановна. Ну, Кораблев? Так какая же главная река в Америке?

Денис (уверенно). Миси-писи.

Ребята и Раиса Ивановна смеются.

III. Викторина по рассказам В. Ю. Драгунского.

  1. Как зовут главного героя рассказов В. Драгунского и его лучшего друга? (Денис Кораблев и Мишка Слонов.)
  2. Как звали учительницу ребят? (Раиса Ивановна )
  3. Как звали учителя пения? (Борис Сергеевич.)
  4. Вспомните рассказ «Он живой и светится»   Какой обмен произошел между Денисом и Мишкой? (Денис поменял самосвал на светлячка.)
  5. Вспомните рассказ «Тайное становится явным». Куда мама пообещала пойти с Денисом? (В Кремль).
  6. Что вылил за окно Денис? (Манную кашу.)
  1. Куда шел прохожий, на которого вылилась каша? (Фотографироваться.)
  2. Рассказ «Надо иметь чувство юмора». Денис задал Мишке задачу: «Вот у меня есть 2 яблока, а нас трое. Как разделить их среди нас поровну». Решил ли Мишка задачу? (Нет.) Какой ответ дал Денис? (Сварить компот.)
  3. По какому предмету у Дениса была тройка и почему? (По пению; из-за того, что Денис не пел, а кричал.)
  1. Вспомните рассказ «Удивительный день». Из чего ребята сделали ракету? (Бочка, самовар, ящик.)
  2. Как назвали ракету? («Восток-2».)
  3. Правильно ли ребята написали слово «Восток»? (Нет; Мишка — «Васток», Денис исправил - «Востог», а в конце рассказа Денис исправил: «Восток-3».)
  4. Какую букву не могли выговорить ребята в рассказе «Заколдованная буква?» (Ш.)
  5. Кому предназначалась елка, которую привезли во двор? (Домоуправлению.)
  6. Вспомните рассказ «Главные реки Америки». Какое задание не выполнил Денис? (Не выучил стихотворение Некрасова.)
  7. Назовите причину, по которой Денис не выучил урок. (Запускал воздушного змея.)
  8. Назовите сорт любимой Мишкиной колбасы. (Докторская).

18. Что, кроме съестного, любит Мишка? (Котят и бабушку)

19. Рассказ «Ровно 25 кило». Что выиграл Денис и за что? (Годовую подписку на журнал «Мурзилка» за то, что весил ровно 25 кг).

  1. За какой костюм Денис получил приз? (За костюм Кота в сапогах.)
  2. А что это был за приз? (Книги — «Дядя Степа» и «Сказки-загадки».)
  3. Прочтите наизусть частушки, которые сочинил школьный поэт Андрей Шестаков.

Папа у Васи силен в математике,

Учится папа за Васю весь год.

Где это видано, где это слыхано,

Папа решает, а Вася сдает.

Мелом расчерчен асфальт на квадратики,

 Манечка с Танечкой прыгают тут.

Где это видано, где это слыхано,

В классы играют, а в класс не идут.

  1. О ком или о чем это: «Но он не успел ее взять, как она выпрыгнула из рук и ускакала под самый дальний шкафчик»? (О курице; рассказ «Куриный бульон».)
  2. Кто автор этих строк?

Пройдут года, наступит старость!

 Морщины вскочут на лице!

 Желаю творческих успехов!

Чтоб хорошо учились и дальше все!

(Мишка; рассказ «Смерть шпиона Гадюкина».)

25.        В каком рассказе лебедь оказался в шляпе?  («Шляпа гроссмейстера».)

26.        Вспомните рассказ «Англичанин Павля».В честь чего «зарезали» арбуз? (В честь 1 сентября; Денис пошел во 2 класс).

  1. Что по-английски выучил Павля? (Имя Петя – Пит).
  2. В каком рассказе Денис оказался под куполом цирка?    («Не хуже вас, цирковых».)

Библиотекарь:

 Ну вот и подходит к концу наша литературная игра. Виктор Драгунский писал для детей, создавая удивительный мир солнечных зайчиков, искрящихся глаз и звонкого детского смеха. Светлый, радостный и неповторимый мир, где нет места для скуки и уныния. В рассказах Виктора Драгунского – чудеса обыденной жизни, не замечаемые нами в каждодневной суете, и едва уловимое ощущение счастья при взгляде в наивные и такие мудрые глаза ребенка.
Его с неизменным интересом читают и взрослые и дети. Современники писателя вспоминают его как открытого, доброго, обаятельного человека, а название знаменитого рассказа «Он живой и светится…» вполне подходило и самому автору.

 IV. Подведение итогов литературной игры.

Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Веселая "котовасия", или, не тяни кота за хвост! Литературная игра в кошки-мышки для учащихся 1-4 классов.

Цель: воспитать любовь к "братьям нашим меньшим", познакомить с книгами о кошках. Конкурс сопровождается показом презентации "Веселая котовасия", показ клипа "Песня о кошке", показ мультфильма "Клад К...

Литературная игра по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка". 8 класс.

Урок-игра по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".Литературная игра состоит из 7 туров....

Литературная игра по произведению А. Линдгрен "Пеппи Длинный Чулок"

Материал помогает проверить, насколько внимательно дети читали текст....

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ А. П. ГАЙДАРА «Здравствуйте, весёлые люди!»

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ А. П. ГАЙДАРА«Здравствуйте, весёлые люди!»...

Литературная игра по произведению Ю.Я.Яковлева "Багульник"

Обобщение прочитанного произведения проводится в форме литературной игры - соревнования. Класс делится на две команды "Умники" и "Умницы". Ответы участников фиксируют члены жюри, и...

Презентация "Литературная игра по произведению Ю.Я.Яковлева "Багульник"

Данная презентация содержит 26 слайдов к обобщающему уроку чтения по произведению Ю.Я.Яковлева "Багульник". Слайды содержат вопросы, загадки, загадки в картинках....

Сценарий литературной игры по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Литературная игра мспользуется на заключительном уроке, когда идёт повторение и обобщение материала. Благодаря облегчённой форме подачи информации, с одной стороны, игра развивает память, повышает инт...