Литературная игра по произведению Ю.Я.Яковлева "Багульник"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Абдрашитова Наза Иршатовна

Обобщение прочитанного произведения проводится в форме литературной игры - соревнования. Класс делится на две команды "Умники" и "Умницы". Ответы участников фиксируют члены жюри, из числа гостей, и в конце объявляют результаты. Ребята не только отвечают на вопросы по тексту, но и работают с раздаточным материалом, с учебником.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_igra.docx17.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Литературная игра по произведению Ю.Я.Яковлева "Багульник"

Цель: закрепить пройденный материал, обобщить знания о писателе и его произведениях. Развивать устойчивую память и внимание, логическое мышление, устную речь. Воспитывать морально- нравственные качества и прививать общечеловеческие ценности.

Задачи: расширить кругозор и словарный запас детей; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, делать выводы; воспитывать интерес к чтению, любовь к природе.

Оборудование: интерактивная доска

Материал к уроку: слайд- шоу, учебники, листочки для записи, запись на доске

Класс разделить на две команды: "Умники"- мальчики и "Умницы" -девочки.

Парты расставляются в две линии, игроки команд сидят лицом к друг другу. В середине, сзади жюри(из числа гостей школы) На доске дата, тема урока.

Ход игры:

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Мы приглашаем вас сегодня принять участие, в качестве жюри, в литературной игре, посвященной произведению Юрия Яковлевича Яковлева "Багульник". Прошу вас, пожалуйста, займите место для жюри! (слайд №1)

- В игре участвуют две команды "Умники" (мальчики) и "Умницы" (девочки). Вам, дорогие участники, нужно постараться дать полный, правильный и быстрый ответ на вопрос. В случае, когда одна команда не может ответить на вопрос право ответа передается следующей команде. Вы должны проявить хорошее знание произведения, которое мы с вами изучали несколько уроков назад, продемонстрировать точность, быстроту реакции и внимательность. Та команда, которая даст больше всего правильных ответов и станет победительницей!

- А еще, ребята, в конце урока нам надо ответить на главный вопрос: "Доброта спасет мир?" (слайд №2)

- Желаем вам успеха! А сейчас- бросим жребий! Предложим умницам выбрать эмблему с названием одной из команд, какую эмблему выберите та и начинает. Прошу!

- Итак, первый вопрос:

1.Автором каких из перечисленных выше произведений является Ю.Я.Яковлев: (слайд №3)

1)"Рыцарь Вася"

2) "Кавказский пленник"

3) "Приключения Незнайки и его друзей"

2.Как звали главного героя рассказа? Какой он был? (мальчик Коста, ученик, который "вызывающе зевал на уроках, отвратительно морщил нос и открывал пасть..."(слайд №5)

2. Почему -"волшебник"? (однажды он принес на урок пучок тонких прутиков, похожий на веник, но однажды веник зацвел, чем удивил всех ребят)

3.Посмотрите внимательно на эти растения, какое из них соответствует описанию данному автором в рассказе? Найдите в тексте это описание и прочитайте вслух! (слайд №6) (слайд №7)

4.Куда мчался Коста после уроков? (слайд №8) (Он бежал ухаживать за собаками)

5.За сколькими собаками ухаживал Коста? (слайд №9) (четыре собаки)

6.Расскажите о первой собаке "огненно- рыжей масти", порода, кличка?

1) Ирландский терьер- Артюша, его хозяин- худой человек с костылем (слайд №10)

2) Боксер- Атилла, его хозяева жестоко бросили на балконе двухэтажного дома (слайд №11)

3) Такса- Лапоть, его хозяин мальчик с больной ногой (слайд №12)

4) Сенбернар, хозяин которого давно погиб, но он до сих пор его ждет (слайд №13)

7.Скажите, героя, какого фильма напоминает вам четвертая собака? (слайд №14) - Основная черта этих собак? (верность, преданность)

8.Как вы думаете, в чем заключалась цель Косты? Зачем он усложнял себе жизнь, недосыпал, все время бегал?( Коста мчался на помощь тем собакам, что попали в трудную ситуацию, чьи хозяева больше не могли подарить им свое тепло и заботу, а он мог! И поэтому это так важно для него, и он никогда не пропустит дня, чтобы повидаться с ними, с той ей хозяин не может гулять, с тем кого хозяева позабыли, с той, чей хозяин тяжко болен и с тем чей хозяин больше не вернется).

игра "составь разрезные картинки"

9. В рассказе есть еще один герой, свидетель удивительных событий, происходивших с молчальником Костой, кто это? (учительница Женечка, Евгения Ивановна) слайд №15

- Перед вами слова, характеризующие изменения отношения Женечки к Косте по ходу действия, прочитайте их! (Кристина) (слайд №16)

10.Расположите по порядку слова, характеризующие, отношение учительницы к мальчику, как оно менялось по -вашему мнению?

(правильный ответ: слайд№17)

11.Почему Юрий Яковлевич назвал рассказ "Багульник"? В чем сходство этого растения с Костой? (как веточка багульника из невзрачного веника превратилась в цветущий куст, так Коста, из молчальника превратился в хорошего, доброго человека, чуткого и великодушного)

- Звонок для Косты, это знак что пора в путь, ведь где-то там его ждут с нетерпением и трепетом. Это знак, призывающий его помочь тем созданиям, что не в силах помочь самим себе, это знак, который не дает ему забыть, что братьям нашим меньшим нельзя забывать, что мы все еще есть у них, люди которые их приручили.


12.Какая из этих народных пословиц соответствует теме произведения? Прочитайте! (слайд №18)

Без дела жить только небо коптить.

жизнь дана на добрые дела.

каждый человек загадка.

- Правильно, все три пословицы соответствуют теме этого рассказа.

- Хорошо! Итак, дорогие команды и уважаемые гости, игра закончена. И пока жюри продолжает свою работу я предлагаю вашему вниманию несколько прекрасных поступков прекрасных людей, примеры доброты и чуткости (слайд №19-26)

- В нашей жизни, наполненной заботами, проблемами, вечной спешкой и суетой, существует то, что каждого из нас делает Человеком, добрым и бескорыстным. Историй о том, как кто - то помог кому - то совершенно бескорыстно (бесплатно) - не так уж много, но та помощь, сочувствие и содействие, которые были оказаны просто бесценны!

- Ребята, как мы ответим на последний и главный вопрос: "Доброта спасет мир?" Да, та красота, которая может спасти наш мир, и есть Доброта(слайд №27)

-Слово уважаемому жюри!

- Победителям игры оценка "5"!

- Участникам спасибо за игру, а нашим гостям за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Веселые рассказы веселого писателя": Литературная игра по произведениям В.Драгунского для 2-3 классов

Знакомство учащихся с биографией и творчеством В.Ю.Драгунского, воспитание любви к чтению в форме литературной игры и викторины по рассказам Драгунского....

Литературная игра по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка". 8 класс.

Урок-игра по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".Литературная игра состоит из 7 туров....

Литературная игра по произведению А. Линдгрен "Пеппи Длинный Чулок"

Материал помогает проверить, насколько внимательно дети читали текст....

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ А. П. ГАЙДАРА «Здравствуйте, весёлые люди!»

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ А. П. ГАЙДАРА«Здравствуйте, весёлые люди!»...

Презентация "Литературная игра по произведению Ю.Я.Яковлева "Багульник"

Данная презентация содержит 26 слайдов к обобщающему уроку чтения по произведению Ю.Я.Яковлева "Багульник". Слайды содержат вопросы, загадки, загадки в картинках....

Сценарий литературной игры по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Литературная игра мспользуется на заключительном уроке, когда идёт повторение и обобщение материала. Благодаря облегчённой форме подачи информации, с одной стороны, игра развивает память, повышает инт...

Сценарий литературной игры по произведению А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Литературная игра используется на заключительном уроке, когда идёт повторение и обобщениематериала. Благодаря облегчённой форме подачи информации, с одной стороны, игра развивает память, повышает инте...