Методическая разработка урока литературы с презентацией в 8 классе по теме "Обучение сравнительной характеристике литературных героев по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Гринев и Швабрин."
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Бердникова Оксана Александровна

Обучение составлению сравнительной характеристики литературных героев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon obuchenie_sravnitelnoy_kharakteristiki.zip72.63 КБ

Предварительный просмотр:

         ОБУЧЕНИЕ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ.
                                                 ГРИНЕВ И ШВАБРИН
                        В ПОВЕСТИ А.С.ПУШКИНА « КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА».

        ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Познакомить учащихся с особенностями построения сравнительной характеристики двух  литературных героев;
  2. Сформировать умение писать такие сочинения, совершенствовать полученные ранее навыки связной речи.

      Повторение: Сложный план к сочинению на литературную тему, цитирование, логические  переходы.

     i. Вспомним общую схему композиции сочинения-сравнения.

                                                 Слайд № 1                                   

  1. Обоснование сравнения.
  2. Определение общего.

а) Параллельное рассмотрение.

      3.   Определение различного.

            а) параллельное рассмотрение.

      4.   Выводы по сравнению.

      (Содержание слайда комментирует учитель.)

    ii.  Беседа с классом по вопросам, помогающим выявить сущность каждого из героев, определить и сформулировать главную мысль сочинения.

1. Вспомните эпиграф ко всей повести.

2. С чем связан этот эпиграф: с темой повести или с ее главной мыслью, идеей?

3. Какова же идея повести?

(Верность долгу перед Родиной, перед близкими, верность данному слову – это и есть путь чести. И это самое важное в человеке.)

4.Кто из героев верен долгу и идет дорогой чести?

5.Кто пренебрегает понятиями долга и чести?

( Ответы учеников.)

    iii. Учитель: Итак, Гринев и Швабрин – герои-антиподы. Сравнивая их друг с другом, мы с вами пойдем вслед за автором.. В этой повести мудрый автор убедительно показывает, как жизнь постоянно ставит человека перед проблемой выбора: поступить в соответствии с понятиями чести и долга, то есть обречь себя на определенные трудности, или совершить низость, а то и предательство, чтобы спасти свою жизнь или получить желаемое.

  Итак, давайте вспомним эпизоды повести, когда проблема выбора решается героями по-разному.

  а) Сцена дуэли ( слайд № 2) ( слайды иллюстрируют ответы учащихся).

  б) Взятие Белогорской крепости ( слайд № 3).

  в) Отношение к Маше Мироновой ( слайд № 4).

   IV. Учитель. Напоминаю, мы собираемся писать сочинение на морально-этическую тему, преобладающий тип речи в нем – рассуждение. В качестве доказательств должны выступать факты в поведении героев (мы их вспомнили), а как аргументы – ссылки на текст, цитаты.

  Вспомним логический принцип организации текста сочинения.

                                                   Слайд № 5

  А – суждение.

  Б – доказательство суждения.

  Или

  А – факт, цитата.

  Б – комментарий к ним.

V. Давайте теперь выберем эпиграф к сочинению.

Это могут быть строчки из произведения, или высказывания великих людей, или народная мудрость. Напоминаю, что эпиграф должен быть связан с основной мыслью сочинения. Давайте повторим ее. (Честь – это верность долгу.)

Вопрос:. Какие будут у вас предложения? Могу предложить для выбора еще варианты.

                                                   

                                                                   Слайд № 6

                                                        Честь – это позиция долга

                                                                                                      А. Виньи

                                                        Честь дороже жизни.  

                                                                                                   Ф. Шиллер

                                                  Я всякую беду согласен перенесть,

                                                 Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь.

                                                                                                   П. Корнель

       VI. Теперь мы должны составить план основной части сочинения, где эта идея будет раскрываться и доказываться при помощи сравнения поведения героев повести «Капитанская дочка», Гринева и Швабрина.

                                                      Слайд № 7.

                                                            План

          I.      Вступление. Обоснование сравнения: место Гринева и Швабрина в раскрытии проблемы чести и долга в повести.

 Общее в героях (офицеры из дворян, оба любят Машу).

  II. Гринев и Швабрин – два противоположных характера.

  1. Искренность и порядочность Гринева и лживость и коварство Швабрина.
  2. Верность воинскому долгу Гринева и предательство Швабрина.
  3. Глубина и искренность чувства Гринева и низменный характер этого чувства у Швабрина.
  4. Отношение автора к своим героям.

  III. Выводы из сравнения. Нравственные уроки повести.

                                              Слайд № 8

  Словарь:

Коварство – злонамеренность, прикрытая доброжелательством.

Низменный характер – подлый, бесчестный.

  VII. Коллективное составление вступления.

Своеобразным отражением русской жизни 70-х годов XVIII века является повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка». В ней решаются вопросы не только исторические, но и глубоко нравственные: об обязанностях дворян перед народом, государством, вопросы долга, чести, истинного благородства.

В решении этих проблем особенно важна роль двух героев повести – Гринева и Швабрина. Ставя их раз за разом перед серьезным выбором, автор утверждает мысль о том, что дорога чести – это дорога верности долгу, дорога совести и глубокой порядочности  (идея сочинения).

VIII. Учитель. Ну, а теперь давайте проделаем небольшую речевую работу. Поскольку сравнительная характеристика Гринева и Швабрина построена в основном на контрастах, целесообразно использовать вводные слова («наоборот», «напротив»;) логичность выводов может быть передана с помощью слов и словосочетаний («так как», «доказательством  этого служит», «это подтверждает», «вот отчего»), а также вводных слов («значит», «таким образом», «итак», «наконец»), уместны и выражения, с помощью которых можно сравнивать параллельно («если… то… напротив…», «оба они…», «и тот, и другой…»), и др.

Запишите в тетрадь эти речевые формулы. Они представлены на слайде.

                                               

                                                     Слайд № 9

IX. Домашнее задание.  Написать сочинение «Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина».

                                                 

 

   

       

                     ОТКРЫТЫЙ УРОК  

         ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ

     

         ОБУЧЕНИЕ СРАВНИТЕЛЬНОЙ  

                   ХАРАКТЕРИСТИКЕ

             ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ.

                ГРИНЕВ И ШВАБРИН
         В ПОВЕСТИ А.С.ПУШКИНА

         « КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА».

                                                                                                                     Учитель: Бердникова О.А.

                                                                    2008 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 8 классе по теме "Обучение сравнительной характеристике литературных героев" ( по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка")

Обучение сравнительной характеристике литературных героев по повести А.С Пушкина "Капитанская дочка". Гринев и Швабрин в повести А.С.Пушкина....

Методическая разработка урока литературы в 8 классе "Семья в "Капитанской дочке" А.С. Пушкина

Созранение и укрепеление сесмейных традиций, преданности и уважения друг другу - категории нравственные. Урок имеет большой воспитывающий потенциал, нацеливает на проектную деятельность....

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

Методическая разработка урока литературы в 10 классе на тему «Портрет литературного героя» (на материале глав из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Структура урока соответствует современным требованиям к уроку. Урок способствует формированию духовных ценностей, нравственных законов, по которым живут герои художественного произведения, понима...

Методическая разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Костылин .Сравнительная характеристика.

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Костылин.Цели урока:; Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умен...

Методическая разработка урока литературы в 8 классе. . «Долгая дорога к счастью…» Картографическое виртуальное путешествие по маршруту героев произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Авторы:Зимина Е.Н., Самаркина В.П. 2017г.

Разработку урока подготовили   учителя русского языка и литературы   ГБОУ СОШ пос. Береговой   Зимина Елена Николаевна,   Самаркина Вера Павловна -  призёр...

Урок литературы в 9 классе на тему Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина. Тема чести, мужества и благородства на примере развития характера Петра Гринёва

Урок литературы в 9 классе на тему Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина. Тема чести, мужества и благородства на примере развития характера Петра Гринёва....