Методическая разработка урока литературы в 8 классе "Семья в "Капитанской дочке" А.С. Пушкина
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Носкова Ольга Петровна

Созранение и укрепеление сесмейных традиций, преданности и уважения друг другу - категории нравственные. Урок имеет большой воспитывающий потенциал, нацеливает на проектную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственная красота героини.

Цели:

- показать ту среду, которая воспитала главных героев повести;

- приобщать детей к русской национальной культуре;

- воспитывать в детях объективное отношение к семье и семейным ценностям.

Оборудование: компьютер, видеопроектор.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь. Дежурный назовет отсутствующих.

2. Анализ произведения.

Тема сегодняшнего урока: «Семья в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». О каких же семьях идет речь в повести? Верно, о семьях Гриневых и Мироновых.

- Скажите, что мы знаем о семье, в которой воспитывался Петруша Гринев? Каково  происхождение Гриневых? Это дворяне, верно. Как же воспитывался Петруша Гринев? Попробуем доказать, что Петр Гринев получил типичное воспитание, ничем не отличающееся от воспитания в других семьях.

- Итак, воспитание Гринева - типичное для 18 века. Как вы думаете, почему Гриневы нанимают именно француза для воспитания и обучения своего сына? Конечно, это было модно. Почему же не справился француз? Обратите внимание: в исследовательской работе говорится, что иностранцы чаще всего никогда и не были педагогами.

- Кто больше всего обрадовался изгнанию француза? Почему? Как вы поняли фразу «за трезвое поведение пожалован мне в дядьки»? Что значит в «дядьки?»

- Семья – это, как правило, быт. Что говорится о быте Гриневых? (Варится варенье, есть голубятня, девичья, погребец с чайным прибором, узлы с булками и пирогами).

- В какой сцене говорится о том, что было дано Петруше Гриневу с собой? Ведь это тоже показатель достатка. (Савельич подал Пугачеву лист бумаги с перечнем пропавших вещей).

- Итак, Гриневы живут в своей усадьбе, и подробностей дворянского быта немного, но мы можем их узнать из других произведений русской литературы.

2. Проверка домашнего задания.

- Таким ли был дом другой семьи – Мироновых?

 Верно, это была изба. Найдите описание первого впечатления Гринева от избы Мироновых. «У ворот я увидел старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты соломою».  «Я велел ехать к коменданту, и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком, выстроенным на высоком месте, близ деревянной церкви». «Я пошел в сени и отворил дверь в переднюю». «Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота».

- Дома вы должны были выписать из повести все, что связано с домом, с его постройками, а также с бытом. Прочтите свои записи. (Гостиная, девичья, барский двор нашей усадьбы, кровля родительская, крыльцо, горница, узенькое окошко, баня, стол, накрытый скатертью).

- Мироновы богаты? Что говорит об их бедности? (За столом выясняется: «А у нас, мой батюшка, всего-то одна девка Палашка; да слава богу, живем помаленьку. Одна  беда: Маша; девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег (прости бог!), с чем в баню сходить». Еще говорится в главе 7-ой: «Другие таскали  перины, сундуки, чайную посуду, белье и всю рухлядь».

- Итак, мы имеем представление, как выглядела русская изба примерно времен Мироновых. Настало самое время сравнить семьи Гриневых и Мироновых.

Сравнительная таблица

Семья Гриневых

Семья Мироновых

достаток

300 тыс. душ, дворянская усадьба.

Крестьянская изба, из крепостных – девка Палашка.

воспитание детей

В модных, типичных для того времени традициях.

По-видимому, Маша воспитывалась только своей матерью и отцом.

глава в доме

Андрей Петрович.

Василиса Егоровна.

отношения в семье, главные жизненные принципы

Доброта,

честность, любовь, взаимопомощь, верность домочадцам и присяге, сохранение чести мундира.

Доброта,

честность, любовь, взаимопомощь, верность домочадцам и присяге, сохранение чести мундира.

словарная работа

- Какими же качествами обладают наши герои? Начнем с Маши. Доброжелательная, добрая, скромная.

- Как называется такое качество, при котором человек абсолютно не думает о себе?

Жертвенность. Найдем значение слова в словаре и выясним его значение: Жертвенный – готовый на самопожертвование ради кого-нибудь или чего-нибудь.  

Добродетельный – высоконравственный, проявляющий добродетель, полный добродетели.

Доброжелательный – готовый содействовать благополучию других, желающий добра другому.

Добронравный – отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом.

Добропорядочный – приличный, достойный одобрения, порядочный.

Добросердечный – обладающий добрым сердцем, ласковый, участливый.

- Что объединяет большинство этих слов? (Корень добр- со значением «все положительное, хорошее, полезное).

- Как вы думаете, умеет ли Маша разбираться в людях? (Случай со Швабриным).

- Почему Гринев, не раздумывая, делает предложение Маше? Только ли потому, что вокруг больше нет невест?

- Как реагирует Маша на отказ родителей благословить их на брак? Что же такое благословение?

Благословить. 1. Перекрестить (как бы передавая этим знаком покровительство, пожелание счастья, удачи и т.п.). 2. Напутствовать.

- Что доказывает чистую, бескорыстную любовь Гринева к Маше? Верно, спасает ее от произвола пугачевцев; решает ехать один из Оренбурга в Белогорскую крепость, а ведь это опасно!

- Итак, Маша спасена. Но почему героям опасно оставаться вместе? (Опасно прежде всего Маше, а Гриневу нужно выполнить свой долг офицера до конца).

- Почему Маша опасается ехать к Гриневым-старикам  и кто подсказал эту мысль Петру? Обратим внимание: Гринев уверен, не сомневается в своих родителях!

- Каким известием омрачено пребывание Маши в доме Гриневых? Почему именно Маша отправляется спасать Гринева?

3. Итоги урока.

На чудесном спасении Гринева от каторги заканчивается повесть Пушкина. Заключительные строки говорит издатель. Что же стало известно из семейственных преданий? Как вы думаете, на каких жизненных принципах строилась семья Петра и Маши Гриневых? Верно, на тех самых принципах, которые были заведены еще их родителями. И я думаю, что и вы многое почерпнете из этого урока, когда будете создавать свои собственные семьи, где главным будет любовь, верность и все, что связано с добром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы по теме: «Образ Мазепы в поэме А. С. Пушкина «Полтава»

Методическая разработка урока литературы по теме:  «Образ Мазепы в поэме А. С. Пушкина «Полтава»...

Методическая разработка урока литературы в 9 классе "Любовная лирика А.С.Пушкина"

Данный урок показывает объединение метода проектов  и использование УУД по новым ФГОСам.    Данная литературная разработка помогает решить проблему формирования УУД при анализе поэ...

Методическая разработка урока литературы в 9 классе "Лирика А.С.Пушкина"

Данный урок показывает объединение метода проектов  и использование УУД по новым ФГОСам.    Данная литературная разработка помогает решить проблему формирования УУД при анализе поэ...

Методическая разработка урока литературы в 9 классе "Лирика А.С.Пушкина"

Данный урок показывает объединение метода проектов  и использование УУД по новым ФГОСам.    Данная литературная разработка помогает решить проблему формирования УУД при анализе поэ...

Методическая разработка урока литературы "А.С.Пушкин"

Данный урок показывает объединение метода проектов  и использование УУД по новым ФГОСам.    Данная литературная разработка помогает решить проблему формирования УУД при анализе поэ...