Методическая разработка урока литературы в 9 классе "Лирика А.С.Пушкина"
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Бархатова Людмила Павловна

Данный урок показывает объединение метода проектов  и использование УУД по новым ФГОСам.

    Данная литературная разработка помогает решить проблему формирования УУД при анализе поэтических текстов. Эта разработка может быть полезна учителям как работающим по внедрению ФГОС второго поколения, так и начинающим внедрять их в практику.

    Каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией этого предмета и его содержанием. Учебные предметы гуманитарного цикла, и особенно литература, наиболее адекватны для формирования УУД.

    Так, генезис личностных, познавательных и регулятивных действий определяется развитием коммуникации и общения ученика. Из общения и со-регуляции вырастает способность ребенка регулировать свою деятельность. Именно поэтому, не представляется возможным четко выделить в структуре уроков литературы методы и приемы, определяющие развитие конкретных видов УУД. Более  эффективным подходом здесь, очевидно, будет выявление основных направлений, приемов и методов работы, обеспечивающих гармоничное развитие всех видов УУД.  Таких направлений выявлено три:

Формирование УУД в процессе анализа художественного текста;

Формирование УУД в процессе исследовательской и проектной деятельности;

Учебное сотрудничество.

    Навык работы с художественным текстом по праву считается фундаментом литературного образования. Полноценное восприятие художественного текста – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление литературного контекста, интерпретация, комментирование текста.

     Для эффективной работы с художественным текстом учащихся, прежде всего, необходим навык владения различными видами и типами чтения. В состав УУД входят:

Ознакомительное чтение;

Изучающее чтение;

Поисковое чтение;

Выразительное коммуникативное чтение;

Рефлексивное чтение.

     На данном уроке я попыталась представить все виды чтения, и их роль в развитии УУД.

     Представленный урок литературы проходит в разделе «Жизнь и творчество А.С.Пушкина».  В рамках данного тематического блока учащиеся узнают об А.С.Пушкине, его стихах и романе «Евгений Онегин».

    Учащиеся научатся интерпретировать любовную лирику Пушкина,  смогут научится проводить литературоведческий анализ стихов, научатся выразительно читать поэтические тексты.

    У учащихся будет формироваться внимательное отношение к слову, любовь к поэзии, к прекрасному.

     Внешняя мотивация деятельности учащихся прослеживается через оценку, похвалу. Внутренняя – через включение учащихся в деятельность, осуществляющуюся  посредством проблемных вопросов, постановки и планировании учебных задач, работы в группах, самооценки и саморефлексии.

    Урок можно провести в виде литературной гостиной с выразительным чтением стихов (подобранных для каждой группы), прослушиванием романсов на стихи Пушкина, представлением портретов любимых женщин Пушкина.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_9_klasse.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация: данный урок показывает объединение метода проектов  и использование УУД по новым ФГОСам.

    Данная литературная разработка помогает решить проблему формирования УУД при анализе поэтических текстов. Эта разработка может быть полезна учителям как работающим по внедрению ФГОС второго поколения, так и начинающим внедрять их в практику.

    Каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией этого предмета и его содержанием. Учебные предметы гуманитарного цикла, и особенно литература, наиболее адекватны для формирования УУД.

    Так, генезис личностных, познавательных и регулятивных действий определяется развитием коммуникации и общения ученика. Из общения и со-регуляции вырастает способность ребенка регулировать свою деятельность. Именно поэтому, не представляется возможным четко выделить в структуре уроков литературы методы и приемы, определяющие развитие конкретных видов УУД. Более  эффективным подходом здесь, очевидно, будет выявление основных направлений, приемов и методов работы, обеспечивающих гармоничное развитие всех видов УУД.  Таких направлений выявлено три:

Формирование УУД в процессе анализа художественного текста;

Формирование УУД в процессе исследовательской и проектной деятельности;

Учебное сотрудничество.

    Навык работы с художественным текстом по праву считается фундаментом литературного образования. Полноценное восприятие художественного текста – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление литературного контекста, интерпретация, комментирование текста.

     Для эффективной работы с художественным текстом учащихся, прежде всего, необходим навык владения различными видами и типами чтения. В состав УУД входят:

Ознакомительное чтение;

Изучающее чтение;

Поисковое чтение;

Выразительное коммуникативное чтение;

Рефлексивное чтение.

     На данном уроке я попыталась представить все виды чтения, и их роль в развитии УУД.

     Представленный урок литературы проходит в разделе «Жизнь и творчество А.С.Пушкина».  В рамках данного тематического блока учащиеся узнают об А.С.Пушкине, его стихах и романе «Евгений Онегин».

    Учащиеся научатся интерпретировать любовную лирику Пушкина,  смогут научится проводить литературоведческий анализ стихов, научатся выразительно читать поэтические тексты.

    У учащихся будет формироваться внимательное отношение к слову, любовь к поэзии, к прекрасному.

     Внешняя мотивация деятельности учащихся прослеживается через оценку, похвалу. Внутренняя – через включение учащихся в деятельность, осуществляющуюся  посредством проблемных вопросов, постановки и планировании учебных задач, работы в группах, самооценки и саморефлексии.

    Урок можно провести в виде литературной гостиной с выразительным чтением стихов (подобранных для каждой группы), прослушиванием романсов на стихи Пушкина, представлением портретов любимых женщин Пушкина.

УМК: Т.Ф.Курдюмова, В.Я.Коровина

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Заключительная часть.

    Понимание художественного текста – очень личный субъективный процесс и основывается на убеждениях и нравственных нормах личности.  Научить пониманию очень сложно, тем не менее можно и нужно создавать благоприятные условия для овладения  учащихся приемами понимания и совершенствования чтения в целом.

Понимание и интерпретация  информации основана на ее анализе. Ученик, читая, мысленно выделяет структурные и логические единицы текста, выделяет те связи, которые есть между ними, а затем фиксирует это либо в плане. Либо в граф-схеме или таблице.

    Такая работа помогает всю полученную информацию привести в систему. Поэтому нельзя добиться от учащихся глубокого понимания текста без специального целенаправленного обучения приемам переработки информации: словарной работе, комментированию, составлению вопросов разных видов, что я и продемонстрировала в ходе урока.

Класс

9

Предмет

Литература

Тема:

Любовная лирика А.С.Пушкина

Цели:

Учить видению способов передачи душевного состояния лирического героя; выделять признаки элегического жанра.

Формировать чуткое внимательное отношение к слову, любовь к поэзии.

Развивать познавательные интересы, учебную мотивацию

Оборудование:

Портрет А.С.Пушкина, портреты адресатов любви лирики Пушкина (презентация)

Ход урока:

Организационный момент.

2. Слово учителя. Эмоционально-эстетический настрой.

В отличии от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность; любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно, подобно буре властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы, подчиняя «страстям мятежным». Но, как ,всякая буря, угасало, превращаясь в «погасший пепел», «цветок засохший, бездыханный». Пушкин не искал вечной любви, весной для него была только потребность любить. В жизни поэта были многочисленные опыты в духе «науки страсти нежной», ему хорошо знакомо все, что составляет круг любовных отношений: признания и клятвы, разуверия и измены, «могучая страсть» и мягкая нежность.

     Любовь для Пушкина – лирика- предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской «прозы»,»стихотворения, коих цель горячих воображение любострастными описаниями, - подчеркивал Пушкин, - унижает поэзию». Стихи Пушкина – вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В них мы

находим то, чего не в состоянии дать ни одно биографическое «разыскание», касающееся любовных увлечений Пушкина. В них запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин, он воспел Женщину.

3. Сообщение темы. Постановка цели учащимися.

4. Давайте убедимся в этом, прочитав стихотворение А.С.Пушкина «Я вас любил»

Выразительное чтение стихотворения.

- В стихотворении «Я вас любил»  много психологических деталей: Какие?(оживает любовь-воспоминание)

- Какая это была любовь?(невысказанная, «безмолвная», не связанная с надеждами на взаимность)

- Как поэт подчеркивает силу прошедшей любви?

     - тонко, деликатно, желая, чтобы «другой» любил женщину так же искренне и нежно, как он)

- Есть ли описание возлюбленной поэта в тексте (нет; черты возлюбленных – сквозь дымку воспоминаний и снов)

4. Сообщение учащихся. (Проект)

Впервые Пушкин встретился …

В своих воспоминаниях А.п.Керн пишет …

Вспоминая момент …

- Что могло стать причиной замешательства поэта?

     Попробуем найти ответ в самом стихотворении.

- Как вы можете охарактеризовать отношение автора послания к своему адресату? (преклоняется)

- С кем сравнивает Пушкин героиню? Найдите сравнения.

- Как воссоздана в стихотворении духовная жизнь поэта?

- в чем смысл «кольцевой» композиции, повторов?

5. Существует два варианта стихотворения.

1 вариант. М.Н.Раевская-Волконская.

2 вариант. Н.Н.Гончаровой.

     Однако до сих пор в разных изданиях мы найдем сведения о разных адресатах этого стихотворения

- Но чего добивался А.С.Пушкин, так кропотливо работая над стихотворением? (рукописи)

     Мне кажется, ответ нужно искать в биографии поэта. Обратим внимание на дату написания стихотворения и воспоминания, какие события в жизни поэта предшествовали этому.

     Стихотворение датировано 15.05.1829 г.

г. Пушкин сделал предложение Н.Н.Гончаровой и получив уклончивый ответ, в смятении уехал на Кавказ, где в то время шла война с горцами.

     Вот так пишет Пушкин об этом периоде.

- О чем говорит синтаксический строй предложений? (взволнованность)

(Хотя письмо написано год спустя)

     Для нас очевидна автобиографичность стихотворения «На холмах Грузии»

     Уже В.Ф.Вяземская посылая в Сибирь литературные новинки, написала, что это стихотворение посвящено Н.Н.Гончаровой.

     Итак, печаль поэта полна ею, Н.Н.Гончаровой. (портрет кисти Брюллова)

 -  Назовите жанр стихотворения (Элегия)

- Главное настроение (Грусть)

- Какая именно грусть? (Светлая)

- С чего начинается стихотворение? (С пейзажа)

- Какова роль пейзажа? (психологический параллелизм)

- Вспомним, в каких известных вам строках из произведений А.С.Пушкина мгла ассоциируется с печалью?

- С чем ассоциируется шумящая Арагва?

- Назовите состояние лирического героя?

- Лирический герой сосредоточен: зрением

Лежит мгла – метафора

Шумом: шумит Арагва.

- Чем является пейзаж? (Одним из способов выражения грусти лирического героя)

- Назовите словесные повторы?

- Какова их роль?

- С какой интонацией их нужно читать?

(раздумья – спокойно)

- с интонацией утверждения – взволнованно

- Назовите синонимы – сущ. В порядке возрастания чувств (грусть, печаль, уныние)

- Как называется прием нагнетания? (градация)

- Как расположены глаголы? (в порядке убывания чувств)

- О чем это свидетельствует? (об избавлении от воспоминаний)

- Что выявляют повторы и синонимы?

(глубину переживаний лирического героя)

- А какие строки передают состояние души лирического героя? (мне грустно и легко, печаль моя светла)

- Нет ли здесь противоречия? (Есть)

- Как называется прием совмещение несовместимого?(……)

- Какова роль этих смысловых контрастов? (коротко, метко, афористично)

     У каждого из нас, наверное, были в жизни моменты, когда было трудно определить и выразить свое состояние души.

Трудно это и лирическому герою. В его душе радость , грусть соседствуют.

- Почему радость? (Любовь)

- Почему грусть? (Воспоминание)

Ответ на этот вопрос  содержится в письме А.С.Пушкина матери Н.Н.Гончаровой.

«На коленях ….»

- Как по-вашему, настроение этого письма нашло отражение в стихотворении «На холмах Грузии»? (лучше и не скажешь: «Печаль моя полна тобою)

     Это то главное, что хотел сказать автор, имея в виду образ «небесного существа» - Н.Н.Гончаровой.

- Найдите в стихотворении примеры инверсии.(лежит мгла, шумит Арагва, печаль моя, унынья моего, не любить оно не может)

- Какова ее роль? (значение и мелодич.)

- Посмотрим, а «помогает» ли ритмико-интонационный строй поэтической речи в

передаче чувств лирического героя?

- определите стихотворный размер (6-стоп.ямб;4-стоп.ямб.)

- Обратите внимание, что четные строки, короче нечетных на три слога. Почему? (взволнованность)

- Не вызывают ли строки с разным количеством слогов диссонанса в звучании ? (нет)

- Почему это происходит?(рифма перекрестная  ад ад,сд сд + построчное чередование мужской и женской рифмы: мж мж мж.

     В укороченных строках – женская рифма – большая мелодичность и протяженность в сравнении с мужской.

- Какой выбор лексики? (нейтральный)

- Цель (Приглушение интонации)

- В стихотворении нет ни одного непонятного слова.

- Обратите внимание на строфику стихотворения (двустишия – классическое требование жанра элегии)

     Ю.Лотман заметил, что длинные нечетные строки делают как бы экспозицию мысли, а краткие четные – развивают или поясняют его.

- Проделанная работа позволяет нам охарактеризовать композицию этого стихотворения. Какова она?

(3-х частях)

1 часть – пейзаж 1.2 строки

2 часть – размышления лирического героя.

(3-6 строки)

3 часть – вывод, к которому приходит лирический герой.

- Попытаемся выразить состояние лирического героя  в цвете (контрастность)

- А на чем основана музыкальность этого стихотворения? (аллитерация, ассоциация, точные рифмы, построчное чередование: м. и ж. рифм и строк с разным количеством слогов)

     «Музыкой души» , «мелодией сердца» назвал В.Г. Белинский стихи Пушкина. Мне кажется,  эти слова очень подходят именно к этому стихотворению.

     - А какую музыку слышите вы? (скрипка, флейта : тихо – нарастание звука)

( Прослушаем романс Н.Римского-Корсакова «На холмах Грузии»)

- Насколько, по вашему мнению, музыка и исполнение отвечают духу стихотворения Пушкина?

- А как это стихотворение характеризуют  художники слова ? (это творение мастера в расцвете творческой силы)

     Несмотря на то,  что стихотворение создано 180 лет назад – оно современно, т.к. написано на вечную тему – любовь!

     Любовь облагораживает душу, вызывает желание самосовершенствоваться.

     Хотя стихотворение невелико по объему, его содержание позволяет узнать много, ход  рассуждения лирического героя, грусть- радость.

 - Осталось ли у вас после прочтения стихотворения тягостное чувство грусти? Тревоги? Внутреннего дискомфорта?

(Нет.- просто, понятно, изящно и гармонично)

     Гармония с миром начинается внутри каждого из нас.

     А.С.Пушкин учит нас культуре эмоции, чувств. Именно  поэтому, по словам Белинского, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека

Домашнее   задание: выучить стихотворение наизусть, самим сочинить стихотворение.(мини-проект)

Коммуникативные УУД:

а) формирование социальной компетентности;

      б) умение слушать

Регулятивные УУД:

- целеполагание

-постановка и формулирование проблемы.

Логические УУД:

-анализ текста

С целью выделения существенных и несущественных признаков.

- разграничение основной и второстепенной информации

-рефлексивное чтение

-интерпретация текста

Логические УУД:

-выдвижение гипотез и их обоснование

-рефлексивное чтение

-интерпретация текста

- умение произвольно строить монологическую и диалогическую контекстную речь.

- поиск конкретной информации

- умение связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, уценить ее, исходя из своих представлений о мире, найти доводы в защиту своей точки зрения.

Бархатова Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алмалинская средняя общеобразовательная школа», село Алмала, Тюльганский район, Оренбургская область

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы по теме: «Образ Мазепы в поэме А. С. Пушкина «Полтава»

Методическая разработка урока литературы по теме:  «Образ Мазепы в поэме А. С. Пушкина «Полтава»...

Методическая разработка урока литературы в 8 классе "Семья в "Капитанской дочке" А.С. Пушкина

Созранение и укрепеление сесмейных традиций, преданности и уважения друг другу - категории нравственные. Урок имеет большой воспитывающий потенциал, нацеливает на проектную деятельность....

Методическая разработка урока литературы в 9 классе "Любовная лирика А.С.Пушкина"

Данный урок показывает объединение метода проектов  и использование УУД по новым ФГОСам.    Данная литературная разработка помогает решить проблему формирования УУД при анализе поэ...

Методическая разработка урока литературы в 9 классе "Лирика А.С.Пушкина"

Данный урок показывает объединение метода проектов  и использование УУД по новым ФГОСам.    Данная литературная разработка помогает решить проблему формирования УУД при анализе поэ...

Методическая разработка урока литературы "Поэтическое мастерство А.С.Пушкина в балладе "Песнь о вещем Олеге"

Разработка урока литературы для обучающихся 6 класса по программе под ред. А.Г.Кутузова...