Главные вкладки

    Методическая разработка урока литературы в 8 классе. . «Долгая дорога к счастью…» Картографическое виртуальное путешествие по маршруту героев произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Авторы:Зимина Е.Н., Самаркина В.П. 2017г.
    методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

    Разработку урока подготовили   учителя русского языка и литературы   ГБОУ СОШ пос. Береговой   Зимина Елена Николаевна,   Самаркина Вера Павловна -  призёры (2 место)  окружного тура  областного этапа Всероссийского конкурса методических  пособий (иетодических материалов) на лучшую организацию работы по патриотическому воспи танию среди обучающихся "Растим патриотов России".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Комментарий к уроку

    Осенью 1833 года Пушкин, совершая поездку по местам пугачевского восстания, проехал через Самарский край (Самара – Красный Яр – Смышляевка – Борское). По дороге из Симбирска в Оренбург поэт делал дорожные записи. Самарские наблюдения отразились в его творчестве.

    На уроках, посвященных изучению романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», у учащихся возник вопрос: «Как соотносится география  реальная и художественная в произведении «Капитанская дочка»? Где произошла первая встреча Гринева и Пугачева? »  Пытаясь получить ответ на возникшие вопросы, мы решили провести исследование по теме «Изображение места действия в  «Капитанской дочке». Исследуя художественный текст и материалы географии и истории, учащиеся проложили следующие пути:

    1. Авторский замысел и обстановка действия.

    2. Связь времени и места в художественном повествовании.

    Исследователь – А.С. Пушкин, исследователь – учитель, исследователь – ученик. Предмет исследования автора – личностный рост героев произведения.  Предмет исследования учителя – эффективность различных методических приемов для формирования и развития ключевых компетентностей учащихся. Предмет исследования учащихся – текст художественного произведения с целью ответа на возникшие проблемные вопросы. Продукт самостоятельной групповой исследовательской деятельности учащихся к уроку - компьютерные проекты. Продукт индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности учащихся на уроке – карта маршрута героев и творческая работа.

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа пос. Береговой муниципального района Шигонский Самарской области

    «Долгая дорога к счастью…» Картографическое виртуальное путешествие по маршруту героев произведения                А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
    Урок литературы в 8 классе.

    Разработку урока подготовили                                                                                         учителя русского языка и литературы                                                                      ГБОУ СОШ пос. Береговой                                                                                       Зимина Елена Николаевна,                                                                                 Самаркина Вера Павловна

    2016-2017 учебный год

    п. Береговой

    Цели урока:

    1. Образовательная - изучить материал, связанный с изображением мест действий и времени в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка»; нарисовать карту путешествий героев произведения; сопоставить ее с путешествием А.С. Пушкина по местам восстания Пугачева.  
    2. Развивающая – способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитие речевых навыков.
    3. Воспитательная – способствовать процессу духовного развития через внимательное и вдумчивое чтение художественной литературы. Воспитывать самостоятельность, сотрудничество, коммуникативность.

    Задачи урока:

    1. создать условия для проблемного анализа художественного текста, выявление причинно-следственных связей при проведении исследовательской работы;
    2.  совершить виртуальное картографическое путешествие по маршруту  мест, отразившихся в «Капитанской дочке»;
    3. установить межпредметные связи, углубить полученные связи; повысить интерес к литературе, истории, русскому языку; географии, математике, музыке, изобразительному искусству;
    4. формировать навыки подбора средств для систематизации знаний и оформления результатов своей деятельности.

    Тип урока: урок-путешествие.

    Технологии: исследование.

    Материально-техническое оснащение урока:

    • Мультимедийная техника, карта России, контурные карты, учебники, портреты А.С. Пушкина, рисунки учащихся, иллюстрации к роману «Капитанская дочка».

    Межпредметные и внутрипредметные связи: история, география, информатика, музыка, живопись, русский язык, математика.

    Региональный компонент: путешествие А.С. Пушкина по заволжским степям.

    Ход урока

    1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку учащихся.
    2. Сообщение темы урока, постановка целей урока, их мотивация.

    Слайд №2.  Звучит музыка.

    Ученик (выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения                        А.С. Пушкина «В поле чистом серебрится»):

    В поле чистом серебрится

    Снег волнистый и рябой,

    Светит месяц, тройка мчится

    По дороге столбовой.

    Пой: в часы дорожной скуки,

    На дороге, в тьме ночной

    Сладки мне родные звуки

    Звонкой песни удалой.                                         А.С. Пушкин

    Учитель: Ребята, какой образ возникает у вас после прослушанного стихотворения А.С. Пушкина «В поле чистом серебрится»?

    Ученик: Зима, ночь, дорога…

    Слайд №3

    Учитель: Как могут быть связаны эти образы  с  предложенным рядом географических названий?

    Деревня под Симбирском. Симбирск. Степи. Оренбург. Белогорская крепость. Казань. Царское Село. Москва. Симбирская губерния…

    Ученик: Возможно, стихотворение и эти названия связаны общим образом дороги, пути движения героев романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

    Слайд №4. Контурная карта

    Учитель: Да, сегодня мы, ребята,  совершим виртуальное картографическое путешествие  по  местам, где происходили  основные действия романа «Капитанская дочка». Вспомним, где происходят действия, как изображены эти места.  «Пространство действия» мы проложим на контурной карте и в конце урока сравним с картой путешествия А.С. Пушкина по местам пугачевского восстания. А как относится к географическим картам наш главный герой? Прочитайте  отрывок из 1 главы.

    1. Работа по теме урока.  Сообщения учащихся. Словарная работа. Анализ художественного произведения. Аналитическая беседа

    Ученик: «Надобно знать, что для меня выписана была из Москвы географическая карта. Она висела на стене безо всякого употребления и давно соблазняла меня шириною и добротою бумаги. Я решился сделать из нее змей и, пользуясь сном Бопре, принялся за работу. Батюшка вошел в то самое время, как я прилаживал мочальный хвост к Мысу Доброй Надежды. Увидя мои упражнения в географии, батюшка дернул меня за ухо…»

    Учитель: Беззаботная жизнь нашего героя заканчивается. «Я сел в кибитку с Савельичем и отправился в дорогу, обливаясь слезами».  Ребята, что такое кибитка?

    Слайды № 5-7. Кибитка.

    Сообщение комментатора – лингвиста. Слово  киби́тка  происходит от арабского «куббат» - «купол».  Слово имеет два значения:
    1. Переносное жилище у кочевников: калмыков, цыганов, род шатра, покрытого войлоком: служит единицей обложения для взимания государственной и земско-кибиточной подати. В первом значении может рассматриваться как синоним понятия «юрта».
    2. Телега или сани с крытым верхом.

    Кибиткой управлял ямщик.  Раньше селения, где были станции, назывались ямами (в ед. числе ям), а станции назывались ямскими. От слова ям и образовалось слово ямщик – крестьянин на яму для перевозки почты, грузов, путников на своих лошадях; на ямских станциях путникам и почтальонам меняли лошадей. Место ямщика, как мы знаем, находилось впереди крытой повозки, на облучке, и одевался ямщик зимой в тулуп, подпоясывался обязательно красным кушаком (широким матерчатым поясом), а летом ямщик был одет в красную рубаху. Движется кибитка 10-15 км/ч.

    Учитель: С какого географического пункта начинается наше путешествие?

    Ученик: С одной из симбирских деревень.

    Слайд №8. Карта Симбирской губернии 18 века.

    Сообщение комментатора – историка о Симбирской губернии. Работа с картой. К началу XX века Симбирская губерния она граничила на севере с Казанской губернией, на востоке с Волгой, отделяющей её от Самарской губернии, на юге — с Саратовской, на западе — с Пензенской и Нижегородской губерниями.

    Территория Симбирской губернии являлась заселенной с весьма древних времён. Первые сведения о ней встречаются у арабских писателей в X веке. По этим источникам, в южной части губернии жили буртасы, а по берегу Волги, особенно там, где располагался Симбирск, — мордва. В XIII столетии в крае появились татары. И только в последней четверти XVI века водворение русских в пределах нынешней Симбирской губернии делается заметнее. Ещё при царе Иоанне Грозном возник город Алатырь, затем много посёлков в уездах Сызранском и Сенгилеевском. В 1648 году был основан Симбирск. В 1683 году был построен город Сызрань. При первом разделении России на губернии в 1708 году территория вошла в состав Казанской губернии. В 1780 году было образовано Симбирское наместничество, которое в 1796 году преобразовано в Симбирскую губернию. В 1850 году два заволжские уезда (Ставропольский и Самарский) отошли в состав вновь образованной Самарской губернии.

    Учитель: Что мы знаем о симбирской деревне, показанной в «Капитанской дочке»? Просим помощи у комментаторов - литераторов.

    Комментаторы – литераторы. В тексте не указывается точного названия и местоположения деревни, где жили Гринёвы. Внимательно прочитав текст, мы заметили некоторые выразительные детали. Всё действие замкнуто в комнатах барского дома.  Только лишь фраза: «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками» выводит повествование во двор. Так и чувствуется атмосфера чисто домашнего воспитания Петруши.

    Учитель: Можем ли мы точно указать на контурной карте расположение деревни, где жили Гриневы?

    Комментаторы - математики: В тексте не указывается точного места расположения деревни. Но предполагая, что в пути от деревни до Симбирска герой провел примерно 10—12 часов, можем сказать, что деревня находилась в 100-120 км от Симбирска. Так как кибитка движется со скоростью 10-13 километров в час.

    Учитель: Отметим на контурной карте примерные границы  Симбирского уезда. Что ждет нашего героя впереди?

    Ученик: По настоянию отца он едет на службу в Оренбург.  Но первый пункт, куда прибыл наш герой, - г. Симбирск.

    Слайд № 9. Симбирск.

    Учитель: Как выглядит город на страницах повести? Слово комментаторам – филологам.

    Комментаторы – филологи  цитируют соответствующие строки текста: « В ту же ночь приехал я в Симбирск, где должен был пробыть сутки для закупки нужных вещей, что и было поручено Савельичу».  Изображение Симбирска в «Капитанской дочке» умещается в пять строк: «Я остановился в трактире. Савельич  с утра отправился по лавкам. Соскуча глядеть из окна на грязный переулок, я пошел бродить по всем комнатам. Вошед в биллиардную, увидел я высокого барина…»

    Учитель: Какой смысл можно увидеть именно в таком изображении?

    Ученик: Симбирск мы видим глазами юнца, который с тоской думает о службе  «в стороне глухой и отдаленной», мечтает о веселой петербургской жизни.

    Слайд № 10.

    Комментаторы - историки рассказывают о Симбирске 18 века.  В 1708 году Симбирск становится центром провинции.  На высоком волжском берегу вытянулись цепочкой церкви и монастыри, окруженные домишками простолюдинов. Справа, где сейчас филармония и площадь Ленина, - стены с башнями. Это Симбирский кремль. В городе существовали мастерские по изготовлению изделий из серебра, олова, меди, работали также живописцы, столяры, кузнецы, сапожники, портные.  Развитию торговли способствовала Симбирская ярмарка,  которая открывалась обычно в первых числах июля и продолжалась трое суток. Эта традиция сохранилась и в наши дни.

    Учитель: Отметим на контурной карте г. Симбирск.

    Звучит старинная песня «Сторона ль моя, сторонушка…»

    Учитель: И снова наш герой в дороге. Перед ним простираются бескрайние степи… В первоначальном варианте рукописи второй главы герой романа, совершивший, как и Пушкин в 1833 году, путь из Симбирска в Оренбург, рассказывает: «Я ехал по степям заволжским. Вокруг меня простирались печальные пустыни…» Здесь отразились наблюдения поэта во время проезда по левобережной степной дороге через Ставропольский и Самарский уезды.

    Слайд № 11. Изображение степи.

    Комментаторы – литераторы: «Солнце садилось. Кибитка ехала по узкой дороге, или, точнее, по следу, проложенному крестьянскими санями». Сначала движение совершается медленно, спокойно, оно нарастает – и степь стремительно и страшно меняет свой облик: «Облачко превратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала все небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло».

    Слайд №12.

    Учитель: Гриневу пришлось пережить настоящее жизненное испытание в степи. Какова сила лаконичного изображения: всего-то страничка текста, а ощущение такое, будто мы сами оказались среди этих печальных и грозных пустынь. Почему возникает такое ощущение?

    Ученик: Наверное, потому, что степь раскрывается в движении. Она живет, не только ветер, все в ней кажется одушевленным.

    Учитель: Задумаемся о связи времени и места в пушкинском повествовании. Почему в «Капитанской дочке» степь только снежная, буранная, грозная? Почему Пушкин не рисует степь весной, когда она покрывается богатейшими травами, а близ Орской крепости полыхает дикими тюльпанами? Почему не изображает весеннее торжество?

    Слайд №13.

    Ученик: Дело в том, что печальная, грозная степь лучше всего  подходит к изображаемым событиям, она словно бы участвует в них, предупреждая героя о предстоящих испытаниях.

    Слайд №14.

    Комментаторы – литераторы. Степь суровая, но она не только печальная. После бурана степь совсем другая – солнечная, прекрасная. «Солнце сияло. Снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи». Все картины степи – и мрачная, и светлая – как-то предвещают будущие события: будут несчастья, опасности, но будет и любовь, Гринев спасет Машу, а Маша потом его самого спасет от позора и смерти.

    Учитель: Куда движется наш герой?

    Ученик: В Оренбург.

    Слайд №15. Оренбург.

    Комментаторы – историки. В произведении Пушкина упоминается город Оренбург два раза, но описание его отсутствует. Посмотрим, что представлял собой г. Оренбург в 18 веке. Оренбург был основан в 1743 году. Первая крепость была заложена на месте нынешнего г. Орска, откуда и пошло название Оренбург – город на реке Орь.

    Учитель: Отметим Оренбург на нашей карте. Посетив в Оренбурге генерала, Гринев отправляется к месту своего назначения – Белогорскую крепость.

    Слайд №16. Верста. 

    Комментаторы – лингвисты. В 18 веке расстояния измерялись верстами. Верста  — русская единица измерения расстояния, равная пятистам саженям или тысяче пятистам аршинам (что соответствует нынешним 1066,8 метра, до реформы XVIII века — 1066,781 метра). «Вёрстами» также назывались верстовые столбы на дорогах.

    Комментаторы – математики. Автор говорит, что Белогорская крепость находится в 40 верстах от Оренбурга. Сейчас и мы отправимся туда, но давайте выясним, сколько километров это будет. Мы выяснили, что путь составил примерно 43 км, т.е. до Белогорской крепости Гринев добирался примерно 4 – 5 часов.

    Слайд № 17. Белогорская крепость.

    Комментаторы – литераторы. Описание Белогорской крепости: «Деревушка, окруженная бревенчатым забором», «Три или четыре скирды сена, полузанесенные снегом»; «скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опущенными…».

    Слайд №18. Бердская слобода.

    Крутые перемены в движении повествования, в судьбах героев отмечаются  сменой картин природы и быта. Возвращаясь из Оренбурга в Белогорскую крепость после военного совета у генерала, Гринев оказался в Бердской слободе. Так появляется изображение «дворца» с его убранством, отразившем наивные представления простого народа о царском достоинстве.

    Слайд № 19. Инсценировка эпизода «Гринев у Пугачева в Бердской слободе».

    Учитель: В Бердской слободе происходит третья встреча Гринева с Пугачевым. Бердская слобода… А что такое слобода? Слово комментаторам – лингвистам.

    Слайд № 20. Слобода.

    Комментаторы – лингвисты.         Слобода (Слобожа) — вид поселения или района города в истории России, Белоруссии и Украины: на момент его основания жители имели освобождение («свободу») от местных феодалов (бояр) и находились на службе у государства. Слободой обычно назывался посад, жители которого занимались государственной службой по тем или иным направлениям и именовались по их приказам или основным специалистам (чинам): ямская, торговая, кузнецкая, гончарная, пушкарская, стрелецкая, сокольничья, солдатская, матросская слободы и так далее. В начале XX века слободой обычно называлось большое село, имевшее более одной церкви и ярмарку, или промышленное, фабричное село, где крестьяне почти не пахали.

    Слайд № 21. Маша Миронова. Звучит свадебная песня «Как у нашей у яблоньки».

    Учитель: Итак, Пугачев помогает освободить сироту Машу Миронову из рук Швабрина. Что ждет нашего героя дальше?

    Ученик: Отправив Машу с Савельичем к родителям в симбирскую деревню, он остается в отряде Зурина, так как считает, что «долг чести» требовал его присутствия в войске императрицы. Но Гринева ждет арест за дружеские отношения с Пугачевым.

    Учитель: Каково было влияние Маши Мироновой на судьбу Гринева?

    Ученик: Маша испытывает к Гриневу настоящее чувство. Не боясь трудностей дальнего пути предстоящей встречи с императрицей, она едет в Царское Село под Петербургом, чтобы хлопотать об освобождении своего возлюбленного.

    Слайд № 22.

    Комментаторы – литераторы. Для встречи Маши с неизвестной дамой автору нужна поэтическая картина Царскосельского парка: «утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип», «озеро сияло, проснувшиеся лебеди важно выплывали из-под кустов», «прекрасный луг»…  И в описании парка все предвещает счастливый поворот в судьбах героев повести. Маша приехала просить не правосудия, но милости. И Пушкин наделяет царицу спасительным милосердием, так как прекрасное несовместимо с бессердечностью. С этим парком связаны самые святые и светлые воспоминания Пушкина.

    Слайд № 23. Инсценировка «Встреча Маши Мироновой с императрицей в Царскосельском парке».

    Учитель: Куда еще забросила судьба Петра Гринева?

    Слайды № 24-25.

    Ученик: Казань, с ее «опустошенными  и погорелыми улицами», Москва в финале романа, где Гринев присутствует на казни Пугачева. Город показан одной мгновенной деталью: «…кивнул ему головою, которая через минуту, мёртвая и окровавленная, показана была народу». И последнее  изображение места действия, привлекшее наше внимание на уроке, - «село, принадлежащее десятерым помещикам». Снова поразительный пушкинский лаконизм, таящий в себе бесконечное пространство…

    1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

    Учитель: Итак, перед нами лежит карта движения героев романа «Капитанская дочка». По мере движения по карте и по страницам книги мы видим, как расширились масштабы повествования. В самом деле: ведь мы с вами из деревни под Симбирском добрались до самой Москвы! Сравните нашу карту  с картой - схемой путешествий А.С. Пушкина на с. 100 учебника.

    Ученик: Траектория пути автора и его героя во многом схожи.

    Учитель: Как вы думаете, зачем Пушкину нужно было отправлять Петрушу Гринева в такой далекий путь из отчего дома?

    Ученики:

    - Мы думаем, что Пушкин хотел показать взросление героя.

    - Мне кажется, автор хотел показать взаимоотношения Гринева с разными людьми и влияние их на героя.

    - Я думаю, автор отправил Гринева в дорогу за счастьем, путь к которому часто бывает не так близок.

    - Это дорога явилась испытанием и для возлюбленной Гринева Маши Мироновой, потому что настоящее чувство проверяется не только временем, но и расстоянием. Обратимся к карте движения Маши Мироновой. Какой длинный путь она преодолела, спасая своего любимого и защищая свое счастье! От Оренбурга до Санкт-Петербурга – более двух тысяч километров!  Добиралась из Симбирской деревни до Царского Села около недели! Настоящей любви не страшны ни время, ни расстояния!

    Учитель: В итоге нашего исследования пути пушкинских героев можно сделать следующий вывод: Пушкин рисует своих героев в трудных обстоятельствах, он видит в людях все – и доброе, и злое, - но он верит в способность человека быть человеком. И хочет внушить эту веру читателям. Загадки романа – это загадки жизни, которые Пушкин учит нас видеть и понимать.

    1. Домашнее задание.

    Написать эссе на тему «Долгая дорога к счастью. По материалам произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

    Приложение

    1. Инсценировка эпизода «Гринев у Пугачева в Бердской слободе».

    «Я вошел в избу, или во дворец, как называли ее мужики. Она освещена была двумя сальными свечами, а стены оклеены были золотою бумагою; впрочем, лавки, стол, рукомойник на веревочке, полотенце на гвозде, ухват в углу и широкий шесток, уставленный горшками, — все было как в обыкновенной избе. Пугачев сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась… Пугачев узнал меня с первого взгляду. Поддельная важность его вдруг исчезла.

    - А, ваше благородие! — сказал он мне с живостию. — Как поживаешь? Зачем тебя бог принес?

    - Я ехал по своему делу и люди твои меня остановили.

    - А по какому делу? — спросил он меня.

    - Я ехал в Белогорскую крепость избавить сироту, которую там обижают.

    - Кто из моих людей смеет обижать сироту? — закричал он. — Будь он семи пядень во лбу, а от суда моего не уйдет. Говори: кто виноватый?

    - Швабрин виноватый, — отвечал я. — Он держит в неволе ту девушку, которую ты видел, больную, у попадьи, и насильно хочет на ней жениться.

    - Я проучу Швабрина, — сказал грозно Пугачев. — Он узнает, каково у меня своевольничать и обижать народ. Я его повешу… Долг платежом красен, — сказал он, мигая и прищуриваясь. — Расскажи-ка мне теперь, какое тебе дело до той девушки, которую Швабрин обижает? Уж не зазноба ли сердцу молодецкому? А?»

    - Она невеста моя, — отвечал я Пугачеву, видя благоприятную перемену погоды и не находя нужды скрывать истину.

    - Твоя невеста! — закричал Пугачев. — Что ж ты прежде не сказал? Да мы тебя женим и на свадьбе твоей попируем!

    2. Инсценировка «Встреча Маши Мироновой с императрицей в Царскосельском парке».

    Неизвестная дама сидит на скамейке, Маша Миронова присаживается на другом конце скамейки.

    – Вы, верно, не здешние? – сказала дама.

    – Точно так-с: я вчера только приехала из провинции.

    – Вы приехали с вашими родными?

    – Никак нет-с. Я приехала одна.

    – Одна! Но вы так еще молоды.

    – У меня нет ни отца, ни матери.

    – Вы здесь, конечно, по каким-нибудь делам?

    – Точно так-с. Я приехала подать просьбу государыне.

    – Вы сирота: вероятно, вы жалуетесь на несправедливость и обиду?

    – Никак нет-с. Я приехала просить милости, а не правосудия.

    – Позвольте спросить, кто вы таковы?

    – Я дочь капитана Миронова.

    – Капитана Миронова! того самого, что был комендантом в одной из оренбургских крепостей?

    – Точно так-с.

    – Извините   меня, – сказала она голосом еще более ласковым, – если я вмешиваюсь в ваши дела; но я бываю при дворе; изъясните мне, в чем состоит ваша просьба, и, может быть, мне удастся вам помочь.

    Марья Ивановна вынула из кармана сложенную бумагу и подала ее незнакомой своей покровительнице, которая стала читать ее про себя.

    – Вы просите за Гринева? – сказала дама с холодным видом. – Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй.

    – Ах, неправда! – вскрикнула Марья Ивановна.

    – Как неправда! – возразила дама, вся вспыхнув.

    – Неправда, ей-богу, неправда! Я знаю все, я все вам расскажу. Он для одной меня подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве потому только, что не хотел запутать меня. – Тут она с жаром рассказала все, что уже известно моему читателю.

    Используемая литература

    1. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В двух частях. – М.: Просвещение, 2016
    2. М.Г.  Качурин. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1998
    3. Сайт Википедия — свободная энциклопедия ru.wikipedia.org

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока литературы. 5 класс.

    План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...

    Методическая разработка урока (литература 9 класс) учителя МБОУ "СОШ №55" г.Бологое Тверской области Захаровой Натальи Ивановны.

    Урок внеклассного чтения в 9 классе на тему "Афанасий Никитин и его "Хождение за три моря". Урок-путешествие....

    Методическая разработка урока литературы в 8 классе "Семья в "Капитанской дочке" А.С. Пушкина

    Созранение и укрепеление сесмейных традиций, преданности и уважения друг другу - категории нравственные. Урок имеет большой воспитывающий потенциал, нацеливает на проектную деятельность....

    Методическая разработка урока литературы. 11 класс (Технология развития критического мышления). «В чём мудрость жизни…?» (по ранним романтическим рассказам М.Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»)

            Данный вариант проведения урока –   дискуссии интересен тем, что здесь делается упор на сам процесс представления точки зрения, ее аргументации. Вклю...

    Методическая разработка урока литературы. 9 класс (Урок-исследование с элементами учебной дискуссии). Тема: "Мир сентиментализма. Любовь, зачем ты мучаешь меня..."

    В рамках реализации ФГОС мы сталкиваемся с новым подходом к организации учебного процесса. Особое внимание хочется обратить на урок-исследование, так как школьное образование стоит перед нео...

    Методическая разработка учебного проекта «Главные герои повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и их прототипы»

    В разработке представлен паспорт учебного проекта «Главные герои повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и их прототипы». Учебный проект разработан для учащихся 8 кл...