Методическая разработка урока литературы в 10 классе на тему «Портрет литературного героя» (на материале глав из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Рапшина Ирина Александровна

Структура урока соответствует современным требованиям к уроку. Урок способствует формированию духовных ценностей, нравственных законов, по которым живут герои художественного произведения, пониманию людей и самих себя, видению взаимосвязи событий и характеров, понимания смысла поступков, 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_2.2.docx48.77 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 2.2

Методическая разработка урока литературы в 10 классе на тему «Портрет литературного героя» (на материале глав из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС

(схема технологической карты урока в дидактической системе деятельностного метода обучения)

Проект урока по теме: «Портрет литературного героя». (На материале глав из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Предмет: литература

Класс: 10

Тип урока:  комбинированный

Вид урока: урок-размышление

Цель урока: Обучение  пониманию смысла поступков, духовных ценностей, нравственных законов, по которым живут герои художественного произведения, пониманию людей и самих себя, видению взаимосвязи событий и характеров;

 

Задачи:

  • Обеспечить наличие  художественного текста, портрета М.Ю. Лермонтова;
  • Развить навыки анализа литературного произведения через особенности сюжета и композиции;
  • Выявить читательскую позицию учащихся;
  •  Развить навыки монологической речи.

Единица содержания: схема анализа «Портрет литературного героя»

            Планируемые достижения учащихся на уроке:

Личностные: 

  • Создание у учащихся представления о человеке как объекте и продукте воздействия обстоятельств и окружающих людей, и человеке как творце обстоятельств;
  • Формирование понятия об образе жизни как системе деятельности и личностных смыслов: «что делаю в этой жизни?», «что считаю главным в жизни?»;
  • Предоставление ученику пространства для самоопределения, принятия решений, самовоспитания с позиции представления о жизни, достойной человека, самоанализа

Метапредметные: 

  • Смысловое чтение
  • Умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение
  • Умение учащегося построить и продемонстрировать грамотно оформленный монолог;
  • Умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия
  • Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

                Предметные:

  • Умение понимать тему, идею литературного произведения,    учитывать родовую            специфику
  • Умение пересказывать, отвечать на вопросы с использованием образных      средств русского языка
  • Понимать образную природу литературы как явления словесного искусства, формировать эстетический вкус
  • Устанавливать связи литературного произведения с эпохой его создания

        Технология: 

  • встречных усилий, развивающего обучения посредством групповой и самостоятельной работы, развитие критического мышления, технология проблемного обучения.

        Источники информации:

  • 1) Учебник «Литература» 10 кл.1 ч., В. И. Коровин.
  • 2) Пособие для учителя «Поурочные разработки по литературе» И. В. Золотарёва, Т.И. Михайлова.
  • 3) http://www.muzeum.ru/Painting/index.htm/.
  • 4) Русская классика. Избранные страницы. Учебник-практикум для ОУ. Под редакцией Г.И. Беленького. Москва, «Мнемозина», 2000.
  • 5) Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе, 9 класс, М.: Просвещение Коровина В. Я..2013
  • 6) Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Под ред. Полат Е. С. М: ИЦ «Академия» Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М .В.,2004
  • 7) Поурочные разработки по литературе. И.В. Золотарёва, Т.И. Михайлова.Москва,»Вако»,2012

      Оборудование: 

  • текст романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»,
  • толковый словарь С.И. Ожегова,
  • Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова
  • Философский словарь под редакцией И. Т. Фролова
  • портреты писателя М.Ю. Лермонтова,
  • презентация «Портрет хужожественного персонажа.Печорин»(подготовленная мной),
  • фрагменты экранизации романа «Герой нашего времени» режиссёр С. Ростоцкий (1965г),
  • раздаточный материал-карточки с заданиями по группам,
  • планирование столов для групповой работы,
  • листы оценивания

Ход урока

  1. Этап мотивации к учебной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Здравствуйте, ребята!  Урок начинается с отрывка поэтического произведения.  Послушаем Настю Винницкую.

Несмотря на то, что фразе уже почти 200 лет, она часто используется, как думаете, для чего?

Учащийся  декламирует: "Дума". М. Ю. Лермонтов (отрывок).

  

Ученики дают возможные варианты ответов.

познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные УУД:   основы гражданской идентичности путём знакомства с достопримечательностями  России.

регулятивные УУД: целеполагание

Методический комментарий. Выстраиваю рассуждения и аналитические выводы, ориентированно на сообщение задач урока, участвую в организации различных видов деятельности, сборе информации групповой работы.

  1. Этап актуализации знаний и пробного учебного действия. Определение темы урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос: какую роль играет портрет Печорина в создании образа главного персонажа? Проследим, как на фоне жизни других людей выступает противоречивость Печорина, выявим авторское отношение к своему герою.

2.Сегодня мы попробуем вместе с вами нарисовать портрет поколения 30-х годов XIX века, опираясь на материал романа, романа «о времени и о себе».

        

Для начала давайте проведём словарную работу. Слова на доске и на карточках у каждого из вас. Задача – дать собственное определение понятий и записать в тетради. Обсуждаем, а дома найти определения в Толковом словаре и выписать в тетрадь, сравнить)

- Обратите внимание - эти слова будут сопровождать нас на протяжении урока и, возможно, вы сможете сами дополнить их значение.

Читают текст и дают ответы.

Предлагают черты характера современного человека.

Филолог, писатель, публицист Михаил Веллер, наш современник, давая оценку художественному мастерству автора романа «Герой нашего времени», пишет: «Ты проникаешься изяществом и блеском неповторимого лермонтовского стиха, и сам становишься хоть на миллиметр менее косноязычным».

И потому поэт с грустью говорит:

 «Печально я гляжу на наше поколенье.

 Его грядущее иль пусто, иль темно.

 Меж тем под бременем познанья и сомненья

 В бездействии состарится оно.… …»

(цитата первой строки из стихотворения "Дума" М. Ю. Лермонтов)

Выполняют письменно задание. Устно отвечают.

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД: целеполагание

Методические комментарии. Помогаю  правильно сформулировать цели и задачи урока.

Участвую в подготовке к восприятию художественного произведения.

  1. Этап постановки проблемы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Обращает внимание учащихся на запись на доске: три варианта эпиграфов к уроку. Предлагаю выбрать один  и объяснить свою позицию.

Модельные ответы: 1.Я считаю, это слова сожаления, глубокой грусти, может, отчаяния.

 2. На мой взгляд, это сказал о себе очень честный человек.

 3. По моему мнению, в этих словах звучит критика в свой адрес.

Записывают ключевые слова в тетрадях  из формулировки темы.

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД: целеполагание

  • Методический комментарий. Создаю условия для осознания и осмысления учебного материала, применяя его в знакомой и новой учебной ситуации, проверяю уровень усвоения системы знаний и умений средствами технологии встречных усилий, развивающего обучения.

  1. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Учитель задает вопросы:

Кто даёт портрет Печорина?

Каков его социальный статус?

Что можно сказать о его интеллектуально-культурном уровне?

Каковы нравственные качества этого человека?

Смог ли он понять душевные переживания (противоречия) Печорина? Для поиска ответов на предложенные вопросы предлагаю разделиться на 3 группы, у каждой из которых будет своё  задание.

Работа в проблемных группах:

Предлагается совместный поиск ответов на предложенный вопрос, поиск аргументов, коллективные ответы на предложенные вопросы по конкретному эпизоду.

Задания по группам:

Группа № 1. Портретная характеристика Печорина  (Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Повесть «Бэла», «Княжна Мери») на материале критических статей Белинского В.Г. и Герцена А.И.

Группа № 2. Портретная характеристика Печорина  (Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Повести «Максим Максимыч», «Фаталист» (опираются на материалы критических статей Белинского В.Г., Герцена А.И., Мануйленко).

Группа №3.  Дает определение значению слов: судьба, рок, предопределение, душа, фаталист, фатальный по словарю и свое понимание

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.

личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос) регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата.

Методический комментарий. Организую работу по подготовке учащихся к знакомству и освоению нового учебного материала.

  1. Этап реализации построенного проекта.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организует презентацию готового продукта проекта

Представляют результаты своей деятельности.

 Группы №1, 2, 3 (Приложение 1, 2, 3)

личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации;  

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Методические комментарии. Организую эвристическую беседу, работу в группах, В Обсуждении и поиске общего решения группы, представления результатов работы в группе акцентирую внимание на точности формулировок.

  1. Этап первичного закрепления во внешней речи.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

 Аналитическая беседа по тексту с использованием  приёмов устного словесного рисования.

    Как раскрывается характер главного героя повести? Как это происходит, в какой из повестей раскрывается его характер?      

  Посредством какой ситуации или ситуаций это происходит?

  Основная черта характера главного героя, на которую автор обращает внимание читателя в каждой повести?

   В чем особенность изображения главного героя в трех последних повестях?

   В какой из повестей  Печорин подводит итог прожитой жизни, каким вы его видите в этой повести?

  Какая повесть замыкает роман? Почему именно этой повестью роман завершается?

Предполагаемые ответы учащихся.

личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор

регулятивные УУД : адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь.

познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

коммуникативные  УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач

Методические комментарии. Организую работу  с художественным текстом, участвую в аналитической беседе, контролирую поисковую деятельность со словарем литературоведческих терминов.

  1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Задает вопрос.

Почему Лермонтов выделил Печорина на фоне других героев, почему, несмотря на неблаговидные поступки, Печорин лучше некоторых других персонажей?

Учащиеся выдвигают предположения, аргументируют цитатами из текста

личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдатель

ности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личност

ный моральный выбор

регулятивные УУД : адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь.

познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

коммуникативные  УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач

  • Методические комментарии. Организую аналитическую беседу.

  1. Этап первичного включения нового знания в систему знаний и повторение нового знания.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  Подводит к выводу по поставленным проблемным вопросам.

Формулируют вывод (Приложение 4).

Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Регулятивные: умение рационально организо

вывать самостоятельную деятельность.

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.

Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Методические комментарии. Провожу аналитическую  беседу. Провожу  систематизацию материала, обобщение.

  1. Этап фиксации нового знания и оценки собственной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Подумайте, как каждый из вас сегодня работал на уроке?

Возвращение к теме уроков.

2-3 человека делают самоанализ:

На уроке я узнал…

повторил…

учился…

понял…

задумался…

Теперь я могу…

Было трудно…

регулятивные УУД: рефлексия,

коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Методические комментарии. Критерии оценки работы в группе:

качество отобранного материала;

степень участия в работе группы;

качество представления информации (логичность, убедительность, эмоциональность, выразительность и пр.).

Качество речевого высказывания (точность, образность, правильность и пр.)

  1. Этап домашнего задания

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Запишите домашнее задание:

1)Перечитать повесть «Княжна Мери»

2)Творческое задание (по выбору обучающихся):

  • Составить литературную композицию

          «Мир глазами Печорина» (презентация),

  • Сравнить  стихотворение «Нищий» с  повестью «Тамань» :  «Кто более слеп в этой повести?»

Записывают домашнее задание в дневники. Задают вопросы, уточняют.  

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные: рефлексия;
личностные:
смыслообразование.

Методические комментарии. Даю информацию о домашнем задании. Отвечаю на вопросы, делаю уточнения, разъясняю этапы работы для индивидуального творческого задания. Проверяю записи в дневниках.

Приложение 1к уроку

Эпиграф 1.

 ("… зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных;…)  

Эпиграф 2.  

"... пеpвое мое удовольствие - подчинять моей воле все, что меня окpужает; возбуждать к себе чувство любви, пpеданности и стpаха - не есть ли это пеpвый пpизнак и величайшее тоpжество власти".

Эпиграф 3.    

“Я давно уж живу не сердцем, а головою... Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его”.

Приложение 2 к уроку

Портретная характеристика героя № 1.  

Печорин – человек вполне определенного времени, положения, социально-культурной среды. Он дворянин-интеллигент Николаевской эпохи, его душа «испорчена светом». Я считаю, что по натуре Печорин – деятель, но так как он сын своего времени, то деятельность его пуста и бесплодна, а поступки мелки.

 Он ставит перед собой вопрос о цели и смысле жизни человека, о его назначении. Например, в ночь перед дуэлью с Грушницким он размышляет, спрашивая себя: «Зачем я жил? Для какой цели родился? А, верно, она существовала, и верно было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…».

 Печорин так и не нашел главной цели в жизни, в этом трагизм его судьбы. Но все же цель постижения природы и возможностей человека у него есть. Поэтому у него в жизни много психологических и нравственно-философских экспериментов над собой и другими (Бэла, Мери).

 Печорину свойственен индивидуализм. Портретное описание помогает понять противоречивость характера Печорина, его раздвоенность. Например «его карие глаза…не смеялись, когда он смеялся». Это признак или злого нрава, или глубокой обиды,  постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц, они сияли каким – то фосфорическим блеском. То не было отражение жара душевного или играющего воображения, то был блеск, подобной гладкой стали, ослепительной, но холодной. Описание глаз показывает нам, что он серьезно разочарован в жизни. Печорин сам признается, что в нем два человека: один живет, другой мыслит и судит; один стремиться к высоким идеалам, другой скептик. Сам Печорин видит, чувствует, что душа его испорчена.

 В «Княжне Мери» Печорин в родной среде, но здесь видна пустота этой искусственной жизни. Здесь он проверяет идею практикой. Идея – возможность вернуться в среду, связанную с тем светским обществом, которое его породило, и обрести душевный покой, счастье. Но он отдает себе отчет в том, что это счастье не для него. Он говорит: «Я не ужился бы с этой долею! Я как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига; его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце…». По его воле разбито сердце Мери, оскорблено самолюбие девушки. Герой не вписывается в эту среду, он отчужден ото всех.  

Черты характера, которые прослеживаются в составленных характеристиках героя (на основе этих двух глав).

В главе «Княжна Мери»

 Черты характера

Бесцельность жизни.

Разрушительность.

Неудовлетворенность.        

Нет черт характера

Целеустремленность.

Дисциплинированность.

Искренность.

Благородство.

Лицемерие.

Индивидуализм.

Эгоизм.

Приложение 3 к уроку

Портретная характеристика героя № 2.

Главный герой романа - Григорий Александрович Печорин. Печорин – деятель не только по натуре, но и по убеждению. Поступки Печорина мелки, кипучая деятельность его пуста и бесплодна. Время поставило его, по мнению Белинского, перед альтернативой: «или решительное бездействие, или пустая деятельность». Герой полон действительно бунтарского неприятия всех устоев общества, в котором вынужден жить.  Он нигде не пытается показать себя в выгодном свете, откровенно рассказывает о мотивах своих поступков, и обо всех тайных движениях своей судьбы. Ему присущи самокритичность и дух самоанализа.

 Печорин слишком глубокая и самобытная натура, чтобы стать  только рефлектирующим дворянским интеллигентом. Он отличается силой ума и независимостью характера. Ему невыносимы пошлость и рутина. Он ничего не домогается – ни чинов, ни званий, ни выгод – и он ничего не делает, чтобы добиться успеха. Он стоит выше своего окружения. Но счастливым Печорин не кажется нигде. Ни одно из его действий, ни одно из проявлений его воли не имеет цели. Его активность бесплодна. Он умен, находчив, наблюдателен, но все это приносит только несчастье людям, с которыми его случайно столкнула судьба (погибает Бэла, разбито сердце Мери, погибает Грушницкий, оскорблен Максим Максимыч, остался без крова слепой мальчик). Силы богатой натуры героя не находят настоящего применения.

 Процесс опустошения богатой человеческой личности совершился. Всем укладом  российской жизни 30-х годов Печорин был обречен на бездействие, судьба его в значительной мере оказалась предопределенной обстоятельствами.              

Черты характера, которые прослеживаются в составленных характеристиках героя (на основе этих двух глав)        

Нет черт характера

Целеустремленность.

Дисциплинированность.

Искренность.

Благородство.

Лицемерие.

Индивидуализм.

Эгоизм.

В главе «Максим Максимыч»

Присутствующие черты

Равнодушие к жизни.

Холодность.

Безнадежность.

Опустошенность.

Повесть «Фаталист» мы читаем, когда, в сущности, уже поняли характер героя и нашли определенное объяснение его судьбы – трагической судьбы человека безвременья. Зачем же в конце романа мысль о судьбе заостряется уже самим названием повести «Фаталист»? Вопрос о предопределении – вопрос философский. Но в 30-40-е годы XIX века в связи со сложными условиями исторической жизни общества он утратил отвлеченный характер и приобрел особый интерес. В самом начале повести мы присутствуем при разговоре у майора С., где высказаны три позиции в отношении судьбы, рока, предопределения: одни верят в него, другие сомневаются, а третьи просто отрицают. Дальше мы становимся свидетелями трех событий: первое - пари у Вулича; второе - на что рассчитывал Вулич, приставив пистолет к своему виску, и на что рассчитывал Печорин, бросаясь на вооруженного пьяного казака; третье - каких личных качеств требовало испытание судьбы от Вулича и каких от Печорина.

Приложение 4 к  уроку

Выступление Группы №3:

 Душа – термин, употребляемый иногда в качестве синонима термина психика. Этим понятием в истории, философии выражалось воззрение на внутренний мир человека, отождествляемый, в идеализме с особой нематериальной субстанцией. В представлении первобытных людей душа рассматривалась как нечто материальное (кровь, дыхание). В религии под душой понимается некая бестелесная, бессмертная, нематериальная сила, имеющая самостоятельное, независимое от тела существование в «потустороннем» мире. (Философский словарь под редакцией И. Т. Фролова).

Предопределение – то, что предопределено, предназначено кому-нибудь, судьба, рок. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).

Судьба – участь, доля, жизненный путь. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).

Рок – судьба. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).

Фатальный – роковым образом случающийся, неотвратимый, неизбежный, словно предопределенный фатумом. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).

Фаталист – человек, верящий в фатум, склонный к фатализму. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).

Фатум – неотвратимая судьба, рок, неизбежное. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).

В повести  «Фаталист» Печорин показан не приносящим несчастья, а необходимым людям. Своим поступком Печорин доказывает, есть судьба или нет, человек должен действовать смело, идти ей навстречу, не переставая подвергать все сомнению и самостоятельному критическому пересмотру. В финальной части он говорит: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера, напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится, а смерти не минуешь!».

Приложение 5 к уроку

Предполагаемые ответы учащихся.

   У 1. Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что роман «Герой нашего времени» чрезвычайно сложен как по построению, так и по идейному содержанию. Эта сложность обусловлена, в свою очередь, психологической неоднозначностью образа Печорина.

   Общий сюжет произведения имеет практически только два обязательных элемента — пять кульминаций и развязку. Композиция кольцевая и, кроме этого, необычная потому, что нарушены, во-первых, логическая последовательность элементов общего сюжета (развязка находится в середине романа); во-вторых, временная последовательность событий. Такое построение подчинено постепенному раскрытию характера главного героя — от бессердечного эгоиста и циника в начале романа до очень привлекательного человека, способного на благородные поступки, в конце. Иными словами, последовательность повестей в «Герое нашего времени» мотивируется не только сменой рассказчиков (Максим Максимыч, автор, Печорин), но и постепенным знакомством читателя с главным героем.

У 2. В романе  действие представлено как ряд эпизодов из жизни главного героя, описанных в пяти повестях. Каждая отдельная повесть имеет свой законченный сюжет. В романе пять кульминаций, которые одновременно являются кульминациями отдельных повестей. Общий сюжет романа не имеет экспозиции и завязки, а развязка находится в середине текста. Композиция романа необычна. Весь роман построен по кольцевой композиции: начинается с «Бэлы» и заканчивается «Фаталистом», то есть время обеих повестей относится к периоду службы главного героя в далёкой горной крепости, в начале и в конце присутствуют два героя — Максим Максимыч и Печорин. Кроме того, пять повестей, которые составляют всё произведение, расположены с нарушением временной последовательности.

У 3. Характер Печорина раскрывается постепенно. В «Бэле» о главном герое рассказывает Максим Максимыч, человек добрый, честный, но довольно ограниченный, недостаточно образованный для того, чтобы понять Печорина. В результате, из рассказа штабс-капитана, Печорина можно представить крайним эгоистом, который по своей прихоти, не задумываясь, губит Бэлу. Печорин — человек, который сам для себя устанавливает правила поведения: он помогает Азамату украсть у Казбича чудесную лошадь, что явно противоречит кодексу чести русского офицера.

Но, несмотря на такие неприглядные поступки, Максим Максимович замечает, что характер Печорина противоречив: Григорий Александрович быстро охладел к Бэле, однако очень тяжело переживал её смерть; он не боялся на охоте идти против кабана, но бледнел от скрипа двери и т.д. Эти непонятные противоречия оставляют у читателя впечатление, что Печорин не заурядный злодей и эгоист, а человек с неоднозначным, сложным (то есть интересным) характером.

  У 4. Такое впечатление усиливается во второй повести, где Печорина описывает безымянный офицер-путешественник, более близкий главному герою по взглядам и развитию, чем Максим Максимыч. Офицер наблюдает во Владикавказе нетоварищеское поведение Печорина, который не спешит встретиться с добрым штабс-капитаном, но одновременно наблюдатель отмечает, что Печорин побледнел и принуждённо зевнул, когда Максим Максимыч упомянул о Бэле.

   Кроме того, рассказчик даёт психологический портрет Печорина, в котором сочетаются самые противоречивые черты. Волосы у героя светлые, а усы и брови тёмные; походка небрежная и ленивая, а руками не размахивает; у него стройная, крепкая фигура, а сидит он так, как будто у него в спине нет ни одной косточки; на вид ему тридцать лет, а в улыбке есть что-то детское и т.д. Это портретное описание ещё больше подчёркивает противоречивость характера главного героя.

  У 5. Три последние повести составляют дневник («журнал», как говорили во времена Лермонтова), в котором Печорин сам рассказывает о себе и своих мыслях. Из «Тамани» выясняется, что Григорий Александрович имеет чрезвычайно деятельную натуру: из любопытства, не задумываясь о последствиях, он вмешивается в жизнь совершенно посторонних людей. Из самых опасных ситуаций ему удаётся счастливо выпутаться (не умея плавать, он бесстрашно отправляется в лодке на свидание и в критический момент успевает - таки скинуть девушку в воду). Заканчивая свой рассказ о случае в Тамани, Печорин, однако, не очень радуется счастливому финалу, но с грустью отмечает, что и здесь, как обычно, оставил после своего приключения только беды и разрушения, вопреки собственным желаниям.

  У 6. В «Княжне Мери» к прежним чертам героя (эгоизму, презрению к общепринятым правилам чести, таланту подчинять себе окружающих, влюблять в себя дам и вызывать ненависть кавалеров) добавляется очень важная черта, которая выясняется в решительный момент жизни Печорина — из ночных размышлений перед дуэлью. Григорий Александрович, вполне допуская, что завтра может быть убит, подводит своеобразный итог прожитой жизни. Он спрашивает себя, для чего жил, ради какой цели родился, и не находит ответов. Перед читателем предстаёт страдающий от собственной бесполезности, одиночества человек, о котором никто не пожалеет, никто не заплачет в случае его смерти.

 У 7. В последней повести «Фаталист» автор отодвигает на второй план эпизоды, в которых проявляется уже известный читателю эгоизм Печорина (бессердечное пари с Вуличем), а подробно описывает успешный захват пьяного казака, который произошёл бескровно, благодаря решимости и смелости Печорина. Автор доказывает, что главный герой способен не только на эгоистические поступки, но и на деятельное добро. Таким образом, характер Печорина поворачивается к читателю совершенно неожиданной стороной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы по темк "Композиция романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

Вопрос о композиции литературного произведения сложен для восприятия учащихся. Презентация помогает систематизировать материал и подвести итог работе над анализом произведения....

конспект урока литературы в 10 классе "Анализ главы "Княжна Мери" из романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".

Данный урок даёт возможность, проанализировав главу, ответить на вопросы:кто же такой Печорин, почему именно эта глава является центральной в романе...

Обобщающий урок по теме "Сложные предложения" (на материале романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"). 9-й класс

Данный урок позволяет повторить виды сложных предложений, пунктуацию в них, тренирует логическое мышление, ученики учатся видеть тонкие оттенки смысла, осознают на примере романа М.Ю.Лермонтова «Герой...

Конспект урока литературы по теме "Фаталист" - философское зерно романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Урок по повести "Фаталист" являееся заключительным в изучении романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Разобраться в сложных философских вопросах, а также повторить материал по предыдущим урокам...

Реализация интегративного подхода в преподавании литературы в общеобразовательной школе (на примере изучения романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

В своей статье "Реализация интегративного подхода в преподавании литературы в общеобразовательной школе (на примере изучения романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)" делюс...

Анализ главы "Максим Максимыч" из романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".

Анализ главы "Максим Максимыч" представлен в виде таблицы, содержащей как репродуктиные, так и проблемные вопросы. Работать с таблицей ученики могут в микрогруппах. Отвечать на вопросы следу...

Дидактические материалы к работе над текстом романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Дидактические материалы помогут учителю литературы проверить знания обучающихся по произведению М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"...


 

Комментарии

Рапшина Ирина Александровна

Ирина Александровна, случайно наткнулась на вашу методаческую разработку и поняла - это именно то,что я искала! Даже ничего не хочу менять в вашем уроке: настолько богат, эмоционально окрашен. Спасибо Вам большое.

Белькова Екатерина Михайловка, учитель русского языка и литературы.