Конспект урока литературы по теме "Фаталист" - философское зерно романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Урок по повести "Фаталист" являееся заключительным в изучении романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Разобраться в сложных философских вопросах, а также повторить материал по предыдущим урокам и подготовиться к сочинению поможет данная разработка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_fatalist.docx20.38 КБ
Файл fatalist_kak_filosofskoe_zerno_geroya.pptx540.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 9 классе по роману М.Ю. Лермонтова

«Герой нашего времени».

Тема: «Фаталист» как философское зерно «Героя нашего времени».

Цель: раскрытие понятия «философский роман»; фатализм как неверие человека в собственные силы;  проблема выбора в романе.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Работа по теме урока.

Слово учителя:

- Перед вами несколько высказываний Печорина. Когда и по какому поводу они были произнесены?

«А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет!»

«Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его; в душе его могла проснуться искра великодушия, и тогда всё устроилось бы к лучшему; но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать…»

«Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую всё, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы».

«Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, - не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость».

 «Вот люди! Все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его, видя невозможность другого средства, - а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности. Все они таковы, даже самые добрые, самые умные!..»

- Сделайте вывод об отношении Печорина к людям?

(Отношение Печорина к людям негативное. Он не верит ни в дружбу, ни в любовь. Он боится разочароваться).

- Докажите, опираясь на высказывания Печорина, что он экспериментирует с людьми, нисколько не заботясь об их чувствах.

- В чём же причина такого поведения героя? Ответ ан этот вопрос мы постараемся найти в последней повести «Фаталист». Если в двух предыдущих повестях Лермонтов тяготел к авантюре и психологическому роману, то в «Фаталисте» он склоняется к философской прозе.

- Что означает слово «фаталист»?

(Фаталист – человек, верящий в предопределение, в то, что «судьба написана на небесах»).

- Вопрос судьбы испокон веков занимал человечество. Греки и римляне жили с твёрдым убеждением, что от судьбы не уйдёшь.

- Прочитайте высказывания двух философов и скажите, в чём их противоречие?

«Человек родится свободным» (Жан Жак Руссо, французский просветитель)

«Рабом родится человек, рабом в могилу ляжет…» (К. Батюшков)

- Кого в повести можно назвать фаталистом?

(Таков Вулич, который  убеждён, что нельзя умереть прежде смерти).

- Какой эпизод повести подтверждает невероятное пристрастие Вулича к карточной игре?  

- В какой момент проявляется таинственная власть Вулича над людьми?

(«Вулич вышел в другую комнату и сел у стола. Все последовали за ним: он знаком пригласил нас сесть кругом. Многие повиновались ему: в эту минуту он приобрёл над нами какую-то таинственную власть».

- Почему Вулич так хладнокровен, когда подставляет пистолет к виску?

(Он уверен, что его судьба предопределена и сегодня он не умрёт).

- Почему люди подчиняются ему?

(Постоянное стремление рисковать,  дразнить судьбу придаёт Вуличу таинственную притягательную силу).

- Что общего у Печорина с Вуличем?

(У них обоих замкнутый характер, их обоих волнует вечный вопрос о судьбе, они способны подчинять своей воле людей).

- А в чём их различие?

(Печорин не верит в предопределённость)

- Прочитайте ещё одно высказывание Печорина и укажите различие между Печориным и Вуличем).

«Страсти не что иное, как идеи при первом своём развитии: они принадлежность юности и сердца, и глупец тот, кто думает целую жизнь ими волноваться».

 (Вулич – человек страстей, а Печорин, обладающий сильной волей, не даёт себе покориться страстям).

- Как объясняет Максим Максимыч осечку пистолета?

(«Эти азиатские курки часто осекаются, если дурно смазаны или не довольно крепко прижмёшь пальцем»).

- Можно ли  после этого дать однозначный ответ на  вопрос, предопределена ли жизнь и смерть или всё в руках человека?

(Мы можем только гадать, действительно ли Вулич испытывал судьбу)?

- Верит ли Печорин в предопределение? Обратимся к эпизоду повести со слов «Я возвращался домой пустыми переулками…» до «.. которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или с судьбою».

- Что Печорин называет «заблуждениями», к которым были привязаны предки?

(Заблуждениями предков Печорин, как и многие представители его поколения, считали веру в Божественное Провидение, управляющее судьбами мира и человека).

- Если не Божественное Провидение управляет миром, то тогда кого же можно поставить в центр Вселенной?

(В центре Вселенной стоит человек и его собственное «я»).

- Какие изменения претерпевает отношение Печорина к фатализму?

(Смерть Вулича изменила отношение Печорина к фатализму. Он сам признаётся, что видел на его лице «печать близкой кончины»).

- Какой вопрос задаёт перед смертью Вулич?

(«Кого ты ищешь?»)

- Только ли бытовой смысл несёт прозвучавший вопрос и ответ на него? Случайно ли ответ выделен курсивом?

(Этот вопрос выхвачен из бытового контекста и обращён к той, что не признаёт отсрочек).

- Так всё-таки, судьба существует? Воля человека не играет роли? Обратимся к ещё одному эпизоду повести. Прежде чем ворваться в хату, Печорин составляет чёткий план действий. Проследите его. (чтение эпизода со слов «Я подошёл к окну.. « и до слов «Офицеры меня поздравляли – и точно, было с чем!»

(В повести Печорин становится героем – уже безо всякой иронии. Он обезвреживает убийцу Вулича,  рискуя жизнью. Его поступок решителен и смел. Теперь никто не сможет упрекнуть Печорина в рыцарской бутафории).

- Бросаясь навстречу опасности, Печорин задаётся вопросом: кто хозяин жизни: человек или судьба? В чём же убеждается Печорин? Прочитаем отрывок из романа:

«Я люблю сомневаться во всём: это расположение ума не мешает решительности характера – напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперёд, когда не знаю, что меня ожидает.  Ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь».

- Даёт ли автор однозначный ответ на вопрос судьбы.

(Нет, однозначного ответа автор не даёт, но всё-таки вопрос о судьбе и правах индивидуальности на самостоятельность Лермонтов решает в пользу человека).

- Опираясь на эту фразу, попытаемся  ответить на ключевой вопрос романа:  в трагичность судьбы Печорина?  

(Одна из причин трагедии Печорина  -  его безверие, его сомнение во всём).

- На что обрекает себя человек, отказавшись от веры?

(Отказавшись от веры, человек остаётся один на один  со Вселенной и начинает сомневаться  в своих силах. Ведь возможности разума человека не безграничны, человеческая жизнь конечна. Он обрекает себя на покинутость, одиночество, разобщённость с миром людей. Он не верит ни в дружбу, ни в любовь, ни в Божественное Провидение и не хочет поверить, боясь разочароваться  в очередной раз.  Такова судьба Печорина).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Фаталист» как философское зерно «Героя нашего времени». 9 класс

Слайд 2

«А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет!»

Слайд 3

«Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его; в душе его могла проснуться искра великодушия, и тогда всё устроилось бы к лучшему; но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать…»

Слайд 4

«Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую всё, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы».

Слайд 5

«Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, - не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие ? Насыщенная гордость».

Слайд 6

«Вот люди! Все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его, видя невозможность другого средства, - а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности. Все они таковы, даже самые добрые, самые умные!..»

Слайд 7

Кто такой фаталист? Фаталист – человек, верящий в предопределение , в то, что «судьба написана на небесах»).

Слайд 8

«Человек родится свободным» «Рабом родится человек, рабом в могилу ляжет…» Жан Жак Руссо – французский философ- просветитель К. Н. Батюшков – русский поэт.

Слайд 9

«Страсти не что иное, как идеи при первом своём развитии: они принадлежность юности и сердца, и глупец тот, кто думает целую жизнь ими волноваться».

Слайд 10

« Эти азиатские курки часто осекаются, если дурно смазаны или не довольно крепко прижмёшь пальцем ».

Слайд 11

«Я люблю сомневаться во всём: это расположение ума не мешает решительности характера – напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперёд, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы "Роман Ольги Славниковой "2017" - антиутопия нашего времени"

Хотя насыщенность программы 11 класса практически не оставляет времени для изучения художественных произведений последних десятилетий, хочется, чтобы элементарное представление о литературе этого пери...

Презентация к уроку литературы в 9 классе. Роман М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

Данная презентация поможет учителю в проведении урока по произведению М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"...

конспект урока литературы в 10 классе "Анализ главы "Княжна Мери" из романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".

Данный урок даёт возможность, проанализировав главу, ответить на вопросы:кто же такой Печорин, почему именно эта глава является центральной в романе...

Конспект урока литературы по теме «Роман «Герой нашего времени» как социально – психологический роман. Особенности жанра и композиции»,

Данный конспект предназначен для проведения урока литературы в 10 классе. Для него разработана презентация....

Конспект урока литературы в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» «Печально я гляжу на наше поколенье!»

Анализ главы «Бэла»Цель урока:1. Вместе с учащимися рассмотреть характер и поступки героев в повести.2.Развивать умение находить в тексте материал  о герое3.Заинтересовать обучающихся  лично...