Конспект урока литературы "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"«Княжна Мери». Кто побеждает в поединке: Печорин или общество? Печорин и водяное общество. Картины природы» (урок 1).
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
В данной разработке представлен анализ повести "Княжна Мери" (первый урок) с применением проблемной технологии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Княжна Мери». Кто побеждает в поединке: Печорин или общество? Печорин и водяное общество. Картины природы».
Цель: Проанализировать повесть «Княжна Мери», провести сопоставительный анализ Печорина и общества.
Создание проблемной ситуации.
- Чьи это слова?
«К полноте бытия моего недостает ощущение опасности. Я так часто встречал смерть на охоте, в поединках, в сражениях, в борьбах политических, что опасность стала привычной, необходимостью для развития моих способностей».
(Предположение ребят, что это слова Печорина. Это его мироощущение, лексика. Ищут фразы в романе, но их нет. Но показалось это не случайно).
Дочитываю до конца:
«Здесь нет опасностей. В челноке переплываю Ангару, но волны ее спокойны. В лесах встречаю разбойников, они просят подаяния».
- Уж не декабрист ли это? Да, это письмо из Сибири декабриста Лунина его сестре, письмо самого смелого декабриста.
Пушкин «Евгений Онегин» X глава (зашифрованные строки):
Друг Марса, Вакха и Венеры
Тут Лунин дерзко предлагал
Свои решительные меры.
- Мы почувствовали, насколько близки слова Печорину. Как это объяснить? Как эта близость объясняет роман?
(Луначарский: «Творчество Лермонтова – последний отблеск декабризма».)
Мы все время считаем Печорина лишним человеком. Эта формулировка себя изжила. Эпоха, предшествующая декабристам, продолжается в его мироощущении, жажде бури.
- Но тогда невольно напрашивается вопрос. Ждем его.
- Разве видим мы в Печорине борьбу политическую?
- Вспомним, чем занят Печорин, за какими опасностями он гонится: похищение Бэлы, в Тамани – вмешивается в дела контрабандистов, дуэль с Грушницким. Все это – житейские события, нет и намека на политическую борьбу. Чем объяснить? Может, все дело в безразличии Печорина к политическим проблемам? Тогда почему это герой времени Лермонтова? Подошли к самому трудному, интересному.
Ответы: эпоха 30 – 40 – ых годов необычна, обстоятельства, в которых оказывается герой Лермонтова, исключает политическую борьбу. Жизнь изменилась. Она лишена возможности направить Печорина в русло политической борьбы.
- Какие возможности открываются у благородного, мыслящего человека эпохи Печорина?
Первая – жить, как все. Не делать подлости, но и не препятствовать им, ибо ты одинок. Не подчеркивать твоего неприятия аристократического мира, его устоев.
Вторая – сохранить идеалы, отстаивать их в поединке со светом, утверждать свои идеалы в борьбе со светом.
- Что скажите об этом?
Печорин в романе абсолютно одинок, Доктор Вернер – единственный человек, равный Печорину. Но даже этот умница не понимает Печорина. Не понимает, зачем ему дуэль. Это Лермонтову важно, чтобы обострить одиночество Печорина.
- Можно ли в одиночестве отстоять свои идеалы? Вот что мучает Лермонтова.
- Много испытаний пришлось пережить Печорину, но самое суровое – впереди, на водах. Страницы, к которым переходим, кульминационные. Печорин и не предполагал, что ему уготовила судьба, автор.
- В чем суть, тайна этих испытаний?
Только в повести «Княжна Мери» он в том обществе, которому принадлежит по происхождению, воспитанию. До сих пор был в мире инородном. Картина не менялась и в «Максим Максимыче». А здесь – его среда, его круг: Печорин на водах.
- Чего же вы ожидали, когда приступили к чтению, какие сомнения мучили?
(Было интересно, примет ли Печорин законы общества, станет ли своим?)
- Что привело на воды? (Желание отдохнуть).
- И Печорину было с кем встречаться, говорить. Это люди его круга. И что же? Печорин – в «Княжне Мери». Как эти страницы объясняют сложного, неразгаданного лермонтовского героя?
(Оказавшись в окружении света, Печорин бросает ему перчатку нарочно открыто).
- В чем тайна формы повести? (В форме дневника Печорина).
- Какие уточнения, поправки должны сделать? (Вызов на страницах дневника).
- Как относитесь к словам Печорина? Как воспринимаете страницы дневника?
(Печоринские слова – это поступки. Это предельно точное отражение его жизни, поведения).
- Давайте вспомним, как отнеслось общество к приезду Печорина?
(Печорин –блистательный человек, богат, знатен, известен в Петербурге, образован, красив, умен. Во всех отношениях завидная партия. Вот почему так гостеприимно распахнуты перед ним двери Лиговских, эта исключительная благосклонность княгини (матери).
Здесь же встретился и с теми, кто может относиться к нему только враждебно. Ревность Грушницкого и его компании – им будет труднее быть в центре внимания рядом с Печориным.
- И что же на фоне этого? Отношение Печорина к этому обществу? На одной из страниц журнала мы читаем: «Счастье – насыщенная гордость». Что это значит? Это честолюбие.
- Что скажете?
(Печорин легко мог удовлетворить честолюбие, насытив гордость преклонением, став центральной фигурой, пользуясь благоговейным отношением к нему, безумной любовью к нему княжны Мери.)
- Но Печорину этого не нужно! Его гордость иного склада. Со стремлением водяного общества блистать в свете его гордость ничего общего не имеет.
- Тайна Печорина – быть самим собой, не променять свои идеалы ни на какие соблазны.
- Печорин вступает в борьбу со светом с невиданной силой.
- В чем это сказывается?
Кажется, что хочет сорвать маску с общества. Его дневник – меткая сатира на водяное общество. Большинство страниц носят негативный характер: читаем о водяном обществе; о Грушницком.
- Белинский пишет: «Печорин отлично знает, чего ему не нужно». Неточность у Белинского по отношению к Печорину: Печорин не знает, что ему нужно.
- Ваша позиция?
Страницы текста: хочет любви – мысли Печорина о себе,
Страницы текста– о противоречиях.
- Чего он жаждет? Этого Печорин не проясняет, ему это не ясно в себе.
Но ясно одно – что он отрицает существующие формы отношений людей. Отрицание – форма утверждения. Его отрицание – не дух легкомыслия. Он, может быть, к идеалу устремляется с большей силой, чем к разрушению.
- Важное слово об отношении Печорина к водяному обществу. Каким он его видит? Как о нем говорит? (прочитаем)
Ироничен, ехиден, желчен, это онегинский «огонь нежданных эпиграмм». Этим языком наполнены записи в дневнике.
Общество водяное. Это характеристика Печорина. Безжизненное, размытое, неопределенное. Мир, к которому нельзя отнестись серьёзно.
- Лицемерие. С одной стороны, петербургский покрой сюртука, с другой стороны, армейские эполеты. И от Печорина высокомерно отворачиваются. О нем судят не по его качесвам, а по покрою сюртука, эполетам. Если армейский служака – то не нашего круга!
- Праздность и пустота времяпровождения, капризы, притворство, откровенная низменность бытия. Печорин срывает маску, его слово точно бьет в цель: они пьют, но не воду. Это люди, бравирующие своими болезнями. Княгиня Лиговская потеет в ермоловской бане. – Лексический контраст – Княгиня – ермоловская ванна, названа именем генерала Ермолова. И простое слово потеет, неуважение к княгине.
- Попробуйте сопоставить язык «Тамани» и «Княжны Мери».
Весь мир «Тамани» высоко поэтичен. Достаточно прочитать любую страницу. Мир «Тамани» овеян дыханием моря.
А в «Княжне Мери», особенно там, где водяное общество, нет поэзии. Доктор Вернер говорит о недугах. Вторжение чего – то медико – физиологического.
- Задержались на общем портрете водяного общества. Но выпады Печорина – против конкретных лишений.
- Произволен ли выбор Печорина? Кого он выбирает? (Грушницкого)
- Почему? Справедлив ли Печорин?
Это самое заметное лицо на водах, вот – вот станет любимцем водяного общества. Умеет забывать симпатии. В нем все слабости водяного общества, все его пороки (по мнению Печорина, а по мнению водяного общества – достоинства).
- Каким увидели Печорина в его отношении к Грушницкому? Вот что очень важно.
Печорину представляется смешной и нелепой страсть Грушницкого декламировать, стремление производить эффект, сделаться героем романа, не быть, а казаться. Его неумение и нежелание быть самим собой.
- Но случайно ли это в Грушницком? (Как ему быть самим собой, если он ничтожен).
- Понимает ли его Печорин? (Да, знает ему цену. Видит его позерство, понимает, для чего ему это надо).
- Для Печорина лучше быть самим собой, обыкновенным, даже заурядным. Если делать вид, что ты героическая личность. Не будучи способным на бесстрашие, Грушницкий притворяется бесстрашным: махает шашкой – отступление от литературных норм.
- Почему?
Через неправильность глагола чувствуем комичность показной храбрости Грушницкого. Ему мало быть юнкером, надо быть разжалованным, чтобы казаться загадочным.
- Идеал Печорина – быть самим собой, простота, естественность, подлинность. Обозначим словами самого Печорина.
Грушницкий из тех людей, которые просто прекрасное не трогает.
- Печорин же жаждет просто прекрасного. Вот откуда его страстный порыв к Бэле, ундине, Вере, в какой – то мере – Мери.
- Печорин создает особенный прекрасный мир, который находится далеко от водяного общества.
- Первые страницы повести. Прочитаем.
Посилился не в аристократическом центре, а на краю города у подошвы Машука.
- К какому миру мы прикоснулись?
Его погружение в мир природы, то просто прекрасное, которое становится гармонией чистоты.
«Выхожу один я на дорогу» - мир не только лирического героя, но и мир романа.
- Продолжите тему – как воплощена в повести?
Природа – воплощение печоринского идеала. Его дневник полон красок, запахов, звуков природы. Это его единственное надежное прибежище – природа.
- Мы знаем, как много в его жизни значила любовь, но природа еще больше.
После свидания с Верой – мысли о любви и природе, которая сильнее любви к женщине.
- Для Печорина природа – сама жизнь. Мы говорим о его бесстрашии. В чем тайна его дерзновенности? Что жизнь разлюбил?!
Глубочайшее заблуждение. Он очень жизнелюбивая натура. Жажда опасностей – с тем, чтобы выйти из столкновения с опасностью победителем.
Обостренное чувство природы – мера его жизнелюбия.
- С этого мир начинается. Так было у Пушкина, так и сейчас. Пусть меня не будет, но живет природа. Это затем у Есенина и др. Человек – частица природы, продолжение природы.
- Где печоринское погружение в природу достигает наибольшей силы.
Перед дуэлью. Читаем.
- Что поразило? (Вглядывается в каждую мелочь, частицу природы. Замедленная съемка, крупный план).
- Какая же может быть природа перед дуэлью?
(Его влюбленность в природу обостряется в минуту опасности).
- Отчего это происходит?
Так как природа не умеет лгать, в отличие от людей. Ей незнакомо притворство, не знает моды. Она поразительно естественна, какой и должна быть жизнь человека.
Задание на дом.
- Ответить письменно на вопросы:
- Мои впечатления о Печорине.
- Отчего любят Печорина, если он приносит страдания?
- Кто побеждает в поединке – Печорин или общество?
- Учебник «Печорин и «водяное общество», Печорин и Вернер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по роману "Война и мир" "Княжна Марья Болконская: история одной жизни"
Разработка представляет собой один из заключительных уроков по роману-эпопее Л.Н.Толстого "Война и мир"...
Опорный конспект М.Ю. Лермонтов Герой нашего времени
Опорный конспект М.Ю. Лермонтов Герой нашего времени...
Конспект урока математики в 6 классе по теме "Меры времени. "
Урок проведен в 6 классе по теме "Меры времени"....
Конспект урока математики в 7 классе по теме "Меры времени. Соотношения мер времени"
Урок математики по теме «Меры времени. Соотношения мер времени» проведен в 7а классе в ...
9 класс Тестовые задания по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» «Княжна Мери».
Работа содержит 20 вопросов с вариантами ответов, ее можно использовать как зачетную после изучения главы "Княжна Мери"....
Конспект урока литературы в 9 классе по теме: «М.Ю.Лермонтов. Трагедия жизни Печорина и его поколения»
Тема урока-размышления: «Трагедия жизни Печорина и его поколения». Своеобразие сюжета и композиции романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».Цель урока: обзор и обсуждение ...
Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»
Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»...