Конспект урока литературы в 9 классе по теме: «М.Ю.Лермонтов. Трагедия жизни Печорина и его поколения»
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Михайлина Ольга Руслановна

Тема урока-размышления: «Трагедия жизни Печорина и его поколения». Своеобразие сюжета и композиции романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Цель урока: обзор и обсуждение содержания романа и личности главного героя Печорина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель: Дзюбенко О.Р.

Конспект урока литературы в 9 классе

Тема урока-размышления: «Трагедия жизни Печорина и его поколения». Своеобразие сюжета и композиции романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Цель урока: обзор и обсуждение содержания романа и личности главного героя Печорина.

Задачи урока:

Образовательная:

  • помочь учащимся понять причину трагической обреченности Печорина и его поколения; выявить авторское отношение к герою в целом, осмыслить сюжетно-композиционное построение романа;
  • формировать у учащихся  умения разбираться в психологии личности (на примере образа Печорина);
  • сопоставление поступков, характеров героев этой повести с характером Печорина, обучение монологической речи и элементам анализа стиля автора;
  • обзор и обсуждение содержания романа;
  • создать условия для более полного понимания текста, его анализа.

Воспитательная:

  • воспитывать взаимопонимание и умение работать в коллективе;
  • выявление читательской позиции учащихся;
  • воспитывать культуру речи;
  • поддерживать интерес к урокам русского языка;
  • воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.

Развивающая:

  • развивать речь учащихся, их эстетический вкус;
  • продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся;
  • формирование умений обобщать изучаемые факты и понятия;
  • развивать память, внимание, мышление, речь, творческие способности школьников;
  • обогащать словарный запас школьников;
  • развитие навыков монологической речи.

Словарная работа: сюжет, фабула, композиция.

Оборудование:

  • доска с записями;
  • иллюстрации к роману;
  • рисунки учащихся;
  • плакат с эпиграфом:  «В … напрасной борьбе я истощил, и жар души, и постоянство воли…»
  • выставка книг.

Методические приёмы:

  • рассказ учителя
  • объяснение
  • выразительное чтение
  • пересказ эпизодов
  • словарная работа
  • работа с текстом
  • проблемная беседа по вопросам
  • анализ эпизодов

План урока:

1.Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя

3. Реализация образовательной цели

Работа с сюжетным порядком романа - хронологический (фабульный порядок).

Проблемная ситуация. Пути выхода из проблемной ситуации

4. Диагностика

Словарная работа

5. Заключительный этап

Составление портретной характеристики

Проверка восприятия проблемы

6. Подведение итогов

7. Домашнее задание

Домашнее задание к уроку

  1. Чтение романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
  2. Анализ композиции произведения.

а) Кто рассказывает историю Печорина?

  • Степень знакомства рассказчика с героем.
  • Его социальный статус.
  • Интеллектуально-культурный уровень.
  • Нравственные качества.

б) Проанализируйте сюжет романа.

в) Восстановите хронологическую последовательность событий в романе (фабула).

ХОД УРОКА:

Эпиграф:

«Герой нашего времени…это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения».

М.Ю. Лермонтов.

1.Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

Единственный завершённый роман М.Ю. Лермонтова не задумывался первоначально как цельное произведение. В « Отечественных записках» за 1839 г. были опубликованы «Бэла. Из записок офицера о Кавказе» и позже « Фаталист» с примечанием, что М.Ю. Лермонтов в непродолжительном времени издаст собрание своих повестей, и напечатанных и ненапечатанных»; в 1840 г. Там же печатается « Тамань» и следом выходит двумя частями - томиками «Герой нашего времени». Проблемное афористичное название предложил опытный журналист А.А. Краевский взамен первоначального авторского « Один из героев нашего века». «Собрание повестей», объединённых образом главного героя, оказалось первым в русской прозе социально - психологическим и философским романом.    

«Герой нашего времени» - это «история души человеческой», одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивидуальности противоречия целого исторического периода. Печорин - единственный главный герой, его одиночество в романе принципиально значимо. Это история тщетных попыток незаурядного человека реализовать себя, найти хоть какое- то удовлетворение своим потребностям, попыток, неизменно оборачивающихся страданиями и потерями для него и окружающих, история утраты им могучих жизненных сил и нелепой, неожиданной, но подготовленной всем рассказанным смерти от нечего делать, от его ненужности кому бы то ни было и себе самому. Сам Лермонтов несколько поддался общему настроению и в предисловии ко второму изданию «Героя нашего времени» (1841 г.) заявил, что Печорин – «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Но в предисловии к журналу Печорина он был назван именно героем времени.

3. Реализация образовательной цели

Работа с сюжетным порядком романа - хронологический (фабульный порядок).

- Для начала вспомним, что такое фабула и сюжет?

4. Диагностика

Словарная работа:

Сюжет – совокупность событий художественного произведения.

Фабулой называют совокупность событий в их естественном хронологическом порядке. Фабуле противостоит сюжет: те же события, но в том порядке, в котором о них сообщает автор.

– Каким образом Лермонтов выстраивает сюжет произведения?

Работа с таблицей:

Сюжетный порядок

Фабульный

порядок

Предисловие ко всему роману

12

Часть 1

I

«Бэла»

Путешествие по Военно-Грузинской дороге офицера - повествователя с Максимом Максимычем

7

1-ая часть рассказа о Бэле

5

Переезд через крестовый перевал

8

2-ая часть рассказа о Бэле

6

Концовка «Бэлы». Заключение от имени офицера-повествователя

9

II

«Максим Максимыч»

Встреча с Максимом Максимычем и Печориным

10

С включением сообщения о том, что Печорин умер

11

Предисловие к «Журналу Печорина»

История до того, как Печорин попал на Кавказские минеральные воды

1

I

«Тамань»

Дневник Печорина, сделанный в ночь перед дуэлью

2

Часть 2

II

«Княжна Мери»

Окончание повести - запись, сделанная Печориным по памяти в крепости

3

III

«Фаталист»

История с Вуличем в казачьей станице зимой, до похищения Бэлы

4

- Можно ли это собрание повестей назвать романом? Почему у Пушкина «Повести Белкина»? Почему у Гоголя - сборник повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки»?

- Почему Лермонтов не торопится назвать свое детище романом, обозначая его очень по-разному: как “записки”, “сочинения”, “длинная цепь повестей”? Запомним этот вопрос.

- Как вы думаете, для чего понадобилось автору именно в таком порядке расположить части романа?      

- Такое построение даёт автору возможность:

  1. максимально заинтересовать читателя судьбой Печорина;
  2. проследить историю его внутренней жизни;
  3. образ Печорина раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего самораскрытия (дневник);
  4. при таком построении, как бы оставляя героя  в живых, автору легче показать свою позицию.
  5. а самое главное то, каким Печорин уходит из романа. Он совершает поступок, который его достоин.

- Такой композиционный приём выражает скрытый оптимизм автора, его веру в человека.

– Восстановите хронологический порядок событий.

Ответы учащихся. 

Хронология событий, положенных в основу произведения, по В. Набокову.

«Тамань»: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт-Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани;

«Княжна Мери»: 10 мая – 17 июня 1832; Печорин приезжает из действующего отряда на воды в Пятигорск и затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким он переведен в крепость под начальство Максима Максимыча;

«Фаталист»: декабрь 1832 года – Печорин на две недели приезжает из крепости Максима Максимыча в казачью станицу;

«Бэла»: весна 1833 года – Печорин похищает дочь “мирнова князя”, а через четыре месяца она погибает от рук Казбича;

«Максим Максимыча»: осень 1837 года – Печорин, отправляясь в Персию, вновь оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем.

-Обратимся к композиции произведения.

– Кто рассказывает историю Печорина?

Ответы учащихся.

  • Максим Максимыч – штабс-капитан, человек из народа, давно служит на Кавказе, много повидал на своем веку. Добрый человек, но ограниченный. Провел немало времени вместе с Печориным, но так и не разобрался в “странностях” своего аристократического сослуживца, человека слишком далекого от него социального круга.
  • Странствующий офицер (офицер-повествователь). Способен глубже понять Печорина, ближе к нему по своему интеллектуально-культурному уровню, чем Максим Максимыч. Однако судить о нем может только на основании услышанного от доброго, но ограниченного Максима Максимыча. Печорина “…видел…только раз…в жизни на большой дороге”. Впоследствии, ознакомившись с попавшим в его руки дневником Печорина, повествователь выскажет свое мнение о герое, но оно не является ни исчерпывающим, ни однозначным.
  • И наконец, повествование целиком переходит в руки самого героя- человека искреннего, “кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки”; человека зрелого ума и нетщеславного.

ПРОБЛЕМА:  «ПЕЧОРИН – ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ»?

Проблемная ситуация. Пути выхода из проблемной ситуации

-  Чтобы решить проблему, разделимся на группы для совместной работы. Выберите задание по силам.

Задание  1 группы.  Проанализируйте историю дружбы и вражды Печорина и Грушницкого.

Задание  2 группы.  Проанализируйте историю отношений Печорина и княжны Мери (для сравнения в  «Фаталисте» обратите внимание на эпизод с дочкой урядника Настей как пример обычного для Печорина равнодушия к женщине).

Задание  3 группы.  Как и почему складываются отношения Печорина и Веры? На что указывает трагическая сцена погони за Верой?  

Задание  4 группы.  Проанализируйте взаимоотношения Печорина и доктора Вернера. Как сложились отношения у Печорина с «водяным обществом»? Почему?

Проверка выполнения задания

-  Почему же Печорин является как бы инородным элементом везде, где он появляется?

-  Как характеризуется век через главного героя романа Лермонтова?

- Какие черты характера прослеживаются в составленных характеристиках героя (на основе этих двух глав), а каких мы не видим?

Присутствующие черты

Нет черт характера

В главе «Максим Максимыч»

Равнодушие к жизни.

Холодность.

Безнадежность.

Опустошенность.

В главе «Княжна Мери»

Бесцельность жизни.

Разрушительность.

Неудовлетворенность.

Целеустремленность.

Дисциплинированность.

Искренность.

Благородство.

Лицемерие.

Индивидуализм.

Эгоизм.

 

- М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Дума» говорит:

Печально я гляжу на наше поколенье.
Его грядущее иль пусто, иль темно.
Меж тем под бременем познанья и сомненья
В бездействии состарится оно.
…Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.

5. Заключительный этап.

Составление портретной характеристики

-Попробуем составить портретную характеристику главного героя Печорина.

Примеры портретных характеристик Печорина. Портретная характеристика героя № 1.

Печорин – человек вполне определенного времени, положения, социально-культурной среды. Он дворянин-интеллигент Николаевской эпохи, его душа «испорчена светом». Я считаю, что по натуре Печорин – деятель, но так как он сын своего времени, то деятельность его пуста и бесплодна, а поступки мелки.
Он ставит перед собой вопрос о цели и смысле жизни человека, о его назначении. Например, в ночь перед дуэлью с Грушницким он размышляет, спрашивая себя: «Зачем я жил? Для какой цели родился? А, верно, она существовала, и верно было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…».
Печорин так и не нашел главной цели в жизни, в этом трагизм его судьбы. Но все же цель постижения природы и возможностей человека у него есть. Поэтому у него в жизни много психологических и нравственно-философских экспериментов над собой и другими (Бэла, Мери).
Печорину свойственен индивидуализм. Портретное описание помогает понять противоречивость характера Печорина, его раздвоенность. Например «его карие глаза…не смеялись, когда он смеялся». Это признак или злого нрава, или глубокой обиды постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц, они сияли каким – то фосфорическим блеском. То не было отражение жара душевного или играющего воображения, то был блеск, подобной гладкой стали, ослепительной, но холодной. Описание глаз показывает нам, что он серьезно разочарован в жизни. Печорин сам признается, что в нем два человека: один живет, другой мыслит и судит; один стремиться к высоким идеалам, другой скептик. Сам Печорин видит, чувствует, что душа его испорчена.
В «Княжне Мери» Печорин в родной среде, но здесь видна пустота этой искусственной жизни. Здесь он проверяет идею практикой. Идея – возможность вернуться в среду, связанную с тем светским обществом, которое его породило, и обрести душевный покой, счастье. Но он отдает себе отчет в том, что это счастье не для него. Он говорит: «Я не ужился бы с этой долею! Я как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига; его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце…». По его воле разбито сердце Мери, оскорблено самолюбие девушки. Герой не вписывается в эту среду, он отчужден ото всех. 

 Портретная характеристика героя № 2.

Главный герой романа - Григорий Александрович Печорин. Печорин – деятель не только по натуре, но и по убеждению. Поступки Печорина мелки, кипучая деятельность его пуста и бесплодна. Время поставило его, по мнению Белинского, перед альтернативой: «или решительное бездействие, или пустая деятельность». Герой полон действительно бунтарского неприятия всех устоев общества, в котором вынужден жить.  Он нигде не пытается показать себя в выгодном свете, откровенно рассказывает о мотивах своих поступков, и обо всех тайных движениях своей судьбы. Ему присущи самокритичность и дух самоанализа.

Печорин слишком глубокая и самобытная натура, чтобы стать  только рефлектирующим дворянским интеллигентом. Он отличается силой ума и независимостью характера. Ему невыносимы пошлость и рутина. Он ничего не домогается – ни чинов, ни званий, ни выгод – и он ничего не делает, чтобы добиться успеха. Он стоит выше своего окружения. Но счастливым Печорин не кажется нигде. Ни одно из его действий, ни одно из проявлений его воли не имеет цели. Его активность бесплодна. Он умен, находчив, наблюдателен, но все это приносит только несчастье людям, с которыми его случайно столкнула судьба (погибает Бэла, разбито сердце Мери, погибает Грушницкий, оскорблен Максим Максимыч, остался без крова слепой мальчик). Силы богатой натуры героя не находят настоящего применения.

Процесс опустошения богатой человеческой личности совершился. Всем укладом  российской жизни 30-х годов Печорин был обречен на бездействие, судьба его в значительной мере оказалась предопределенной обстоятельствами.  

Проверка восприятия проблемы

-  На основании ваших ответов-рассуждений, что вы можете сказать по проблеме урока «Печорин – герой своего времени?

-  Почему Лермонтов выделил такую личность на фоне других героев?

-  Почему, несмотря на неблаговидные поступки, Печорин лучше всех остальных  героев?

6. Подведение итогов.

Учитель отмечает о необычности романа, рассказывает об истории критической литературы о романе.

(использование по возможности приложений №1)

-Лермонтовский герой – сын иного времени (не жребия декабристов). Герой гибнет от тоски, оттого, что не может найти применение и реализовать свою активность. Лермонтов показал обусловленность, предопределенность своего героя временем и средой, он показал фатальность гибели лучших людей в условиях николаевской действительности. Но вывод из этого сделал не мрачный не пессимистический, а привел к убеждению в необходимости действовать, не склонять головы перед судьбою.

- «Герой нашего времени» - это «история души человеческой», одной личности. Печорин – единственный главный герой и его одиночество принципиально значимо. Это помогает автору раскрыть характер героя в «чистом виде», через призму самого себя.

7. Домашнее задание: подготовиться к комментированному чтению главы «Княжна Мери».

Приложение 1

Русское общество познакомилось с «длинной цепью повестей» М.Ю. Лермонтова под общим названием «Герой нашего времени» в 1839-1840 годах. С марта по февраль сочинение печаталось в журнале «Отечественные записки». В 1840 г. «Герой нашего времени» вышел отдельной книгой.

Пришло время и нам познакомиться с этим произведением, составить собственное о нем представление, сформулировать (определить) собственное (личное) отношение к его героям.

Вы не одиноки в оценке произведения и его героя. Появление романа М. Ю. Лермонтова сразу же вызвало острую полемику в обществе.

  • Николай I находил роман «отвратительным», показывающим “большую испорченность автора”.
  • Охранительная критика обрушилась на роман Лермонтова, усматривая в нем клевету на русскую действительность. Профессор С.П. Шевырев стремился доказать, что Печорин не больше как подражание западным образцам, что он не имеет корней в русской жизни.
  • Раньше других с необычайной верностью оценил «Героя нашего времени» В.Г. Белинский, отметивший в нем «богатство содержания», «глубокое знание человеческого сердца и современного общества».
  • А что же автор? Ко второму изданию «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтов пишет «Предисловие», в котором настаивал на том, что «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Именно поэтому эти слова вынесены в качестве эпиграфа нашего урока.

– Что же это за поколение, к которому принадлежат и сам М. Ю. Лермонтов, и его герой?

Говорит доктор филологических наук, профессор Панченко.

Остановимся на этой теме более подробно. Чтобы говорить о веке М.Ю. Лермонтова, необходимо владеть определенной лексикой. Следите за моей мыслью, опираясь на слова, записанные на доске справа.

Миросозерцание М. Ю. Лермонтова складывалось в конце 20-х-начале 30-х годов Х1Х века, в эпоху идейного кризиса передовой дворянской интеллигенции, связанного с поражением декабрьского восстания и николаевской реакцией во всех сферах общественной жизни.

Николай I – укротитель революций, жандарм Европы, тюремщик декабристов и т.д., с точки зрения «коммунистической» историографии. А.С. Пушкин же, чьи отношения с императором были сложными и неоднозначными, отмечал несомненные достоинства и петровский масштаб его личности. «С величайшим уважением» отзывался о Николае I Ф.М. Достоевский, оказавшийся, как известно, по его воле на каторге. Противоречивые оценки личности. Дело в том, что Николай I отвергал всякую революцию как идею, как принцип, как метод преобразования действительности. Восстание декабристов – это не только благородные побуждения уничтожить «разные несправедливости и унижения», но нарушение офицерской присяги, попытка насильственного изменения государственного строя, преступное кровопролитие. И как реакция – жесткий политический режим, установленный императором.

Идейный кризис – кризис идей. Идеи, идеалы, цели и смысл жизни пушкинского поколения – все было разрушено. Это тяжелые времена, позднее они будут названы эпохой безвременья. В такие годы говорят о бездуховности, о падении нравственности. Может быть, и мы с вами пережили или переживаем такие времена, связанные с распадом Советского Союза. Но вернемся в 30-е годы ХIХ столетия.

Потребность освоить «ошибки отцов», заново осмыслить то, что казалось непреложным предшествующему поколению, выработать свою собственную нравственно- философскую позицию – характернейшая черта эпохи 20-30 годов.

Практическое действие оказывалось невозможным в силу как объективных (жесткая политика самодержавия), так и субъективных причин: прежде чем действовать, необходимо было преодолеть идейный кризис, эпоху сомнения и скептицизма; четко определить во имя чего и как действовать. Именно поэтому в 30-е годы исключительное значение для общества приобрели философские поиски лучших его представителей. Делать это было чрезвычайно трудно. Торжествовало совсем другое. Всюду, насколько хватал глаз, медленно текла, по выражению Герцена, «глубокая и грязная река цивилизованной России, с ее аристократами, бюрократами, офицерами, жандармами, великими князьями и императором – бесформенная и безгласная масса низости, раболепства, жестокости и зависти, увлекающая и поглощающая все».

Сохранить в себе веру в целесообразность служения добру было очень тяжело. Подавляющее большинство образованных, мыслящих людей 30-х годов не сумели или не успели еще обрести ясности цели.

Человек и судьба, человек и его назначение, цель и смысл человеческой жизни, ее возможности и действительность, свобода воли и необходимость – все эти вопросы получили в романе образное воплощение.

Проблема личности – центральная в романе: «История души человеческой…едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». И это высказывание М.Ю. Лермонтова могло стать эпиграфом к нашему уроку.

Печорин не случайно утвердил себя в глазах поколения 30-х годов как типический характер последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени. Не понять этого – значит, ничего не понять. Ни в герое, ни в самом романе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ. ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"

Это первый урок в теме "М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон". Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско...

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "Роман М.А.Шолохова "Тихий Дон". Семья как хранилище нравственности"

Цели урока: размышление над вечными проблемами добра и зла, духовного и душевного здоровья семьи и нации; развивать умение анализировать текст, выделять в нём главное, сравнивать, сопоставлять;  ...

План-конспект урока (литература, 6 класс) по теме: Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок по повести Н.В. Гоголя « Ночь перед Рождеством».1. Цели:Образовательные: обеспечить усвоение новых понятий, актуализировать знания.Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воо...

План-конспект урока в 5 классе на тему: "Роль родного языка в жизни человека. Красота и богатство русского языка"

Данная тема является вводной в изучении курса русского языка в 5 классе. Она обусловлена необходимостью показать учащимся роль родного языка в жизни человека, красоту и богатство русского языка, его с...

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...

Конспект урока в 5 классе по теме «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Связь времен в народном искусстве. Сказочная Гжель».

Цель:Формировать знания учащихся в знакомстве с Гжельской керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи.Расширить знания обучающихся о народном декоративно – прикладном искусст...