План-конспект урока в 5 классе на тему: "Роль родного языка в жизни человека. Красота и богатство русского языка"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Богомолова Наталья Николаевна

Данная тема является вводной в изучении курса русского языка в 5 классе. Она обусловлена необходимостью показать учащимся роль родного языка в жизни человека, красоту и богатство русского языка, его силу и возможности. Знакомство с материалом урока предполагает развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре, расширение представления о русском языке. Данный урок построен на использовании технологии проблемного диалога и методических рекомендаций Пособия для учителей русского языка, культуры общения, классных руководителей, учителей дополнительного образования «Русский язык – наше национальное достояние» (Воронеж 2007, ВОИПКиПРО). В ходе урока учащиеся будут учиться слушать и понимать других, вести диалог и монолог, строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами; выступать перед аудиторией сверстников; оценивать свою и чужую речь. Занятие предусматривает осознание учащимися эстетической ценности русского языка, формирование потребности сохранить чистоту русского языка, способность восхищаться его красотой и совершенством. Эта тема связана с предметом «Культура общения», который изучается в начальных классах, школьными учебными курсами, программами дополнительного образования школы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_zanyatiya.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:        Роль родного языка в жизни человека. Красота и богатство русского языка

Тип урока: Вводно-ознакомительный урок

Автор - учитель русского языка и литературы МКОУ Петропавловской СОШ Петропавловского района Воронежской области Богомолова Наталья Николаевна

Возраст учащихся - 5 класс

Предмет – русский язык

Дата разработки - 07.12.2014г.

Краткое описание идеи занятия:

   Данная тема является вводной в  изучении курса русского языка в 5 классе. Она обусловлена необходимостью показать учащимся роль родного языка в жизни человека, красоту и богатство русского языка, его силу и возможности. Знакомство с материалом урока предполагает развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре,  расширение представления о русском языке. Данный урок построен на использовании технологии проблемного диалога и методических рекомендаций Пособия  для учителей русского языка, культуры общения, классных руководителей, учителей дополнительного образования «Русский язык – наше национальное достояние» (Воронеж 2007, ВОИПКиПРО).  В ходе урока учащиеся будут учиться  слушать и понимать других, вести диалог и монолог,  строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами; выступать перед аудиторией сверстников; оценивать свою и чужую речь. Занятие предусматривает осознание учащимися эстетической ценности русского языка, формирование потребности сохранить чистоту русского языка, способность восхищаться его красотой и совершенством. Эта тема связана с предметом «Культура общения», который изучается в начальных классах, школьными учебными курсами, программами дополнительного образования школы.

Цели:   обеспечить формирование представления о значимости русского языка, ценностного отношения к нему как носителю духовной памяти русского народа, осознание учащимися достоинств родного языка, осознание языка как части культуры и национального достояния,  умение вербализировать своё отношение к языку.

Задачи:

  1. Метапредметные: умение выделять главное, систематизировать, понимать проблему, выдвигать гипотезы, аргументировать собственную точку зрения, находить в тексте главную информацию, формулировать выводы, умение работать в группе, умение слушать и слышать, вести диалог, извлекать информацию из различных источников, адекватно понимать, разграничивать и  преобразовывать информацию.
  2. Предметные: расширение представления о русском языке, его силе и возможностях, о русских писателях и поэтах, понимание особенностей языкового оформления, использования  выразительных средств  языка, повышение культуры речи.  
  3. Личностные: способствовать формированию представления о связи языка и культуры народа, развитию эстетического чувства, осознанию языка как части культуры и национального достояния, воспитанию чувства любви к Отечеству, уважительного  отношение к родному языку.

Ожидаемые результаты:

Сформированы представления о значимости и богатстве русского языка.

Определены ключевые умения читать, писать, слушать, вести диалог как проявление способов общения и взаимодействия.

Сформирован навык слушания, умение вести диалог, занимать позицию по обсуждаемому  вопросу.  

Сформированы умения приводить примеры на изученную тему.  

Основные понятия: Язык, речь, общение, синонимы, грамота, устойчивое выражение.

План занятия

  1. Организационная часть.
  2. Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания.
  3. Мотивация.
  4. Введение в тему урока и её формулирование учениками. (Информационный блок)
  5. Анализ и обсуждение текстов о русском языке. (Аналитический блок)
  6. Творческое применение знаний. (Практический блок)
  7. Подведение итогов урока.
  8. Домашнее задание.

Материалы (ресурсное обеспечение занятия)

  1. Учебник по русскому языку авторов Бунеева Е. В., Текучева И. В., Комиссарова Л. Ю. для учащихся 5 класса общеобразовательной школы, обучающихся по программе Школа 2100. Баласс 2012
  2. Мультимедийный проектор,  презентация
  3. Учебные словари: орфографический, фразеологический,  толковый, Словарь Ожегова, словарь синонимов, .
  4. Русский язык – наше национальное достояние. Пособие для учителей русского языка, культуры общения, классных руководителей, учителей дополнительного образования. Воронеж 2007, ВОИПКиПРО
  5. Интернет-ресурсы:

 http://school2100.com/pedagogam/lessons/general-class.php?SECTION ID=1603

 kanschool26.narod.rudoc/urok5.doc

II. Вводная часть

  1. Организационный этап.

 Приветствие, фиксация подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

       II. Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания.

1. Словарный диктант.

Учитель диктует   -  Учащиеся  подчёркивают изученные орфограммы.

Грамотный ученик, грамотное сочинение, грамотный врач, грамотное управление, грамотный чертёж, китайская грамота, филькина грамота, получить грамоту, учиться грамоте, читать грамоту.

Учитель:

– Что обозначает слово грамота? Сколько у него значений?
Ученики (1. поощрение, награда; 2. чтение, письмо.)

Учитель:

– Найдите устойчивые словосочетания со словом грамота. Что они обозначают?

Ученики:

(Китайская грамота (разг.) – нечто недоступное пониманию, филькина грамота (прост.) – недействительный, неправильно или безграмотно составленный документ.)

Учитель:

– Подберите синонимы к словам грамотный 

Ученики:

(грамотный ученик – умеющий правильно писать и говорить; грамотное сочинение – сочинение без ошибок; грамотный врач – знающий своё дело, обладающий необходимыми знаниями, умениями; грамотное управление – эффективное, качественное; грамотный чертёж – правильный, точный).

Учитель:

– Составьте и запишите предложение с любым из этих словосочетаний.

2. Проверка домашнего задания.

Ученики:

Устные рассказы на 1ю и 3ю темы.

Обсуждение рассказов по плану:

Учитель:

1) Как построен рассказ?

2) Какова его главная мысль?

3) Как его можно озаглавить?

4) Можно ли этот текст назвать повествованием?

5) Чем интересен рассказ для слушателей, состоялось ли общение рассказчика со слушателями?

III. Мотивация

Учитель:

-Сейчас вы прослушаете  стихотворение Н. Слепаковой «Кабутта». Кстати, как вы понимаете такое  название?

Ученики высказывают свои предположения.

Подготовленный ученик читает стихотворение.

У Оли в тетрадке опять непорядки.

Писала два утра, писала три утра,

Я вижу – написано слово «кабутта»…

Может, это зверюшка из леса,

Не простая – в сапожки обута?

Или, может, Кабутта – это город на синем просторе?

Но мама подходит и смотрит с улыбкой:

«Ведь это «как будто», но только с ошибкой».

Так вот что такое Кабутта, Кабутта.

Ведь это простое «как будто», «как будто».

Учитель:

 -Для чего нужно изучать русский язык?  

Ученики:

(знать русский язык нужно, чтобы постичь богатство, красоту языка, чтобы тебя понимали).

-Какова же цель урока?

 III. Основная часть

  1. Информационный блок

Внимательно изучите кроссворд, который вам, как я уже вижу, не терпится  разгадать. Решив его, вы прочитаете ключевое слово нашей темы.

       

1

я

б

л

о

к

о

2

а

з  

б

у

к

а

3

к

р

ы

л

ь

я

4

ф

л

а

к

о

н

 1.Какой плод герои сказок добывали в саду с риском для жизни?

2.Как называется книга для начального обучения грамоте?

 3. К каждой птицы свои «руки». Что это?

 4. Во что наливают духи? 

-Какие прилагательные из предложенных на слайде могут сочетаться со словом язык? На слайде №1   даны  слова: великий, богатый, красивый, певучий, разнообразный, необходимый, неповторимый, важный, таинственный.

Задумывались ли вы над тем, что такое язык?

-Для чего он служит?

-Что предстоит еще выяснить?

-Какие у вас есть версии решения проблемы?

-Для выяснения точного значения слова обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова.

(Работа с толковым словарем)

– Подберите к ним ключевое слово. (Язык.)

– Прочитайте 1й текст из упр. 4.

– Кому  принадлежит это высказывание?

– Что вы знаете о писателе?

– Дополните список слов –  определений к ключевому слову урока.

Формулирование темы урока

– Составьте словосочетания с ключевым словом язык и сформулируйте на их основе тему урока. (Красота и богатство русского языка. Разнообразие и неповторимость великого и могучего русского языка.)

2.Аналитический блок

    1.  Анализ и обсуждение текстов о русском языке

. Чтение остальных текстов упр. 4.

– Назовите авторов стихотворений о русском языке. Знакомы ли вам они?

– Как по-другому называют они русский язык? (Русская речь, русское слово.)

– Какие ещё определения к словам язык, речь вы нашли у этих авторов? Что их объединяет?

– Какой главной мыслью проникнуты эти высказывания о русском языке, русской речи?

  1. Запись в тетради определений к понятиям русская речь, русский язык, русское слово из текстов И.С. Тургенева, И.А. Бунина, А.А. Ахматовой
  2. Учитель:

Прочитайте на слайде  №2  высказывание К.Паустовского.

Нет ничего такого в жизни  и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.                                                                    (К. Паустовский)

- Какова его главная мысль?

-Чему нас учит писатель?

 Групповая работа

1-е задание. «Красивые слова».

Перед вами пейзаж известного русского художника Ивана Ивановича Шишкина.(Слайд №3) В течение двух минут запишите имена прилагательные, с помощью которых вы можете передать красоту этого пейзажа. Постарайтесь подобрать не просто прилагательные, а эпитеты, которые сделают описание картины образным, красочным.

Учащиеся через две минуты представитель каждой группы читает подобранные им прилагательные, члены группы могут дополнить список этих прилагательных. Группа зарабатывает количество баллов в соответствии с количеством предложенных прилагательных.

2-е задание. «Аукцион синонимов».

Учитель:

О богатстве русского языка говорит то, что в нём много синонимов: одно и то же явление, предмет, признак, действие мы можем назвать по-разному. А умеете ли вы пользоваться синонимами? Это мы выясним, проводя аукцион синонимов. Каждая группа, по очереди, называет синоним к предложенному мною слову; балл зарабатывает та группа, которая последней назовёт синоним к данному слову. Итак, аукцион синонимов!

  1. радостный (восторженный, ликующий, смеющийся, весёлый, торжествующий)
  2. идти (шагать, плестись, продвигаться, шествовать, маршировать, брести)
  3. доброта (душевность, сердечность, добродушие, доброжелательность, добросердечие, чуткость)
  4. бросить (кинуть, швырнуть, запустить, метнуть)
  5. мгновение (миг, секунда, момент, минутка)
  6. твёрдый (плотный, немягкий, жёсткий, крепкий, прочный)

- О каких свойствах русского языка здесь говорится? В чем, по-вашему, выражается богатство русского языка?
 

 4. Применение новых знаний. Творческая работа.

Учитель:

-Используя полученные сегодня знания, напишите  о  достоинствах русского языка.  

Ученики самостоятельно работают.

5. Проверка и оценивание творческих работ

IY. Заключительная часть

  1. Подведение итогов урока.

Учитель:

На уроке происходило общение. Мы поднимали важные проблемы и решали непростые задачи.

Оценивание проводилось на протяжении всего занятия: словесное и виде отметки по результатам индивидуальной и групповой работы учащихся.

Рефлексия.  Мы использовали разные виды  и формы работы. Что вам больше всего понравилось?

 С какими трудностями столкнулись?

Учащиеся указывают трудности.

Учитель высказывает возможные пути преодоления трудностей.

Что, по вашему мнению, было самым главным на уроке?

Мне кажется, что наше общение было плодотворным, приятным и дружеским.

  1. Домашнее задание.

Учащимся предлагается вспомнить цель урока (значимость русского языка как носителя духовной памяти народа, необходимость изучения русского языка). Проявить ученикам творчество и выразить свое отношение к изучаемой теме поможет использование таких приемов, как синквейн (стихотворение, состоящее из 5 строк) или ТРИЗ-загадки, составить которые предлагается на выбор учащимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок английского языка в 9 классе по теме "Роль книг в нашей жизни"

Итоговый урок по английскому языку в 9  классе проведен в виде викторины. Тема урока : " Роль книг в нашей жизни"...

План - конспект урока по технологии. Интегрированный урок по технологии и изобразительному искусству "Воспевание красоты природы через русские национальные обычаи и традиции".

На уроке использованы современные педагогические технологии: критического мышления - "кластер"- систематизации имеющихся знаний по декоративно - прикладному искусству. В процессе урока обучающиеся при...

Мастер-класс на тему: «Роль письма в жизни современного человека, с использованием технологии знающего незнания»

Основой системы Сократа является принцип «знающего незнания», т.е. признание недостаточности знаний о любом, даже самом простом понятии и разворачивание на этой основе процесса познания-припоминания. ...

Красота и богатство русского языка. Проектная работа " История названий объектов Подмосковья"

«… Естественно чувство, что земля есть книга, где история человеческая  записывается в географической номенклатуре», - так своеобразно, но точно охарактеризовал специфику и значение географически...

План-конспект урока по ИЗО 6 класс Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Витражи - искусство средневековья Западной Европы.

Данный план-конспект урока по изобразительному искусству для 6 класса к разделу  "Декор — человек, общество, время." Он позволяет более подробно познакомить учащихся с такой видом...

Технологическая карта урока родного языка (русского) в 9 классе "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"

Технологическая карта к уроку № 1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...

План-конспект урока русского языка в 9 классе, проведённого совместно с сельской библиотекой. Тема: "Международное значение русского языка".

Урок изучения нового материала.Средства обучения – Русский язык: учебник для 9 класса А.Д. Ладыженская Т.А. Тростенцова Л.А. и др. - изд. 7-е - М.: «Просвещение», 2010 г.;  дида...