Мастер-класс на тему: «Роль письма в жизни современного человека, с использованием технологии знающего незнания»
опыты и эксперименты на тему

Корчева Елена Николаевна

Основой системы Сократа является принцип «знающего незнания», т.е. признание недостаточности знаний о любом, даже самом простом понятии и разворачивание на этой основе процесса познания-припоминания. «Я знаю, что ничего не знаю» — начальная эвристическая формула Сократа. Вслед за ней идет уточнение того, что именно он не знает, т.е. «опредмечивание» незнания, выделение и фиксация объекта незнания с последующим его освоением — дидактический процесс, противоположный по своей сути распространенному «изучению известных знаний».

Метод Сократа базируется на следующих методологических позициях.

·        Во-первых, учитель и ученик в своем диалоге находят согласие в общем предмете обсуждения.

·        Во-вторых, собеседники отыскивают среди разных случаев то общее, что является определяющим для частностей, т.е. приходят к определению понятий.

·        В третьих, в ходе диалога применяется внутренний критерий истинности возникающей мысли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_1.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

  «Роль письма в жизни современного человека, с использованием технологии знающего незнания»

Добрый день, уважаемые коллеги!

 Важная задача учителя увлечь детей за собой, поэтому  каждый урок требует чего-то нового, интересного. Моим кредо являются слова К. Д. Ушинского: "Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни".

Все годы работы учитель учится у мастеров педагогического труда. Кто такой учитель-мастер?

Я понимаю это слово так:

М - мудрость, приобретенная с годами.

А - активность, в ней сила, здоровье, успех.

С - счастье, А.С.Макаренко писал: "Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым - можно!"

Т - творчество, ведь, чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе.

Е - единство, только в единстве учитель - ученик - родитель можно добиться всех поставленных целей, создать атмосферу доверия и ситуацию успеха.

Р - результат, я хочу видеть своих учеников уверенными, умело выбирающими свой путь в жизни.

По пяти подсказкам, догадайтесь, о чем идет речь?

Его масса не должна превышать 100 граммов.

Это существительное неодушевленное, среднего рода.

Оно могло быть и на пергаменте, и на глине, и в рисунках, и в узелках.

Его доставляет особый класс птиц.

Это «счастье» по почте получают автомобильные нарушители.

На каких уроках можно использовать данный прием?

Саморегуляция. Расположитесь удобно. Сейчас мы окажемся в творческой мастерской письма. Закройте глаза. Расслабьтесь. Погрузитесь в состояние внутреннего самосозерцания. Скажите: «Мне легко и спокойно».

Вспомните своё детство. (Включается запись с детскими голосами (лепет, плач, смех).

 (выбор цвета)  Какого цвета ваше детство?

Этот голос живет в каждом, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, как она тебя называла.

Вспомните и напишите, как вас называли в детстве родители. Одним словом.

Вспомните свой детский альбом с фотографиями. Перелистайте его мысленно. Найдите свою любимую фотографию. Где она снята? Кто стоит или сидит рядом? Какими вы были в детстве? Опишите радостные события вашего детства. Два – три предложения.

Загляните вглубь себя, почувствуйте самые тонкие струны своей души. Запишите вопросы, которые волновали вас в детстве. (Употребите во 2-м лице, например, Как у тебя дела?) Одно  – три предложения.

Слова Толстого «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней?..» Эти слова не только обогащают наше представление о том, каким должно быть детство, но и выражают грусть взрослых людей о невозможности вернуть, повторить эту прелестную пору в жизни человека.

Подберите и запишите слова-прощания с вашим детством.

Запишите сегодняшнюю дату.

А  сейчас я предлагаю вам прочитать своё творение.

Что у вас получилось?

Вновь наступило время для письма,

И тяга есть у нашего народа.

Традиция, приятная весьма:

Опять на письма появилась мода.

И значит, рано начали тужить,

Что очерствело сердце человека.

Нет, жанр эпистолярный будет жить,

Не поддается он причудам века.

Н. Вершинин

В 19 веке письмо было одним из главных средств передачи информации. Именно в нем можно было описать чувства и мысли, обращенные к другому человеку, если не было возможности сделать это при личной встрече. В то время не было ни телеграфа, ни телефона, ни Интернета. Но и в наше время современных технологий письмо остается неотъемлемой частью жизни.

Мы и наши ученики живем в 21 веке. Огромный поток информации обрушивается каждый день на нас. С ней предстоит познакомиться, обдумать ее, усвоить, а вот процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной и творческой деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их реальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения, и, чтобы соответствовать званию учитель - мастер, применяю при обучении детей новые технологии. Одной из них является «Принцип «знающего незнания»».

Основоположником данной системы был античный философ Сократ.

Он считал, что в любом человеке «живут верные мнения о том, чего он не знает». И если его «часто и по-разному спрашивать», то эти мнения начинают «шевелиться» в нем, «словно сны».

Основой системы Сократа является принцип «знающего незнания», т.е. признание недостаточности знаний о любом, даже самом простом понятии и разворачивание на этой основе процесса познания-припоминания. «Я знаю, что ничего не знаю» — начальная эвристическая формула Сократа. Вслед за ней идет уточнение того, что именно он не знает, т.е. «опредмечивание» незнания, выделение и фиксация объекта незнания с последующим его освоением — дидактический процесс, противоположный по своей сути распространенному «изучению известных знаний».

Метод Сократа базируется на следующих методологических позициях.

  • Во-первых, учитель и ученик в своем диалоге находят согласие в общем предмете обсуждения.
  • Во-вторых, собеседники отыскивают среди разных случаев то общее, что является определяющим для частностей, т.е. приходят к определению понятий.
  • В третьих, в ходе диалога применяется внутренний критерий истинности возникающей мысли.

Организуемая Сократом деятельность всегда приводит к созданию новых продуктов: осознанию незнания, выявлению противоречий, формулированию проблем. В произведениях Платона «Пир» устами Диотимы, спорящей с Сократом, так говорится об этом понятии: «Все, что вызывает переход из небытия в бытие, — творчество, и, следовательно, создание любых произведений искусства и ремесла можно назвать творчеством, а всех создателей их — творцами»

По пяти подсказкам, догадайтесь, о чем идет речь?

Его масса не должна превышать 100 граммов

Это существительное неодушевленное, среднего рода.

Оно могло быть и на пергаменте, и на глине, и в рисунках, и в узелках.

Его доставляет особый класс птиц.

Это «счастье» по почте получают автомобильные нарушители.

На каком этапе было затруднение?

На каких уроках можно использовать данный прием?

Рефлексия:

Поместите выбранную вами ладошку на свою, накройте другой ладонью. Сожмите ладошки посильнее.

Что это у тебя в ладошке?

— Да, это ж счастье! Счастье-крошка!

— Понятно. Вот оно какое!

А что ж такое небольшое!

— Пусть маленькое, что с того?

Оно ж красивее всего!

-- А лучики! — Они чудесны,

Для настроения полезны…

Именно в детстве происходит посев добра, но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими или сорняки зла погубили их.

С сайта http://www.inpearls.ru/

Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то остается один вопрос: как надо самому жить?

Свой мастер-класс я хочу закончить словами: Обучая других – учись сам.

Всем огромное спасибо!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс. О роли окислительно-восстановительных реакции в жизни современного человека

Мастер – класс учителя химии МБОУ «Новоторъяльская СОШ» Глушковой Лилии Эриковны.Тема: О роли окислительно –восстановительных реакции в жизни современного человека . Размышлени...

Классный час на тему " «Роль знаний в жизни каждого человека»" 5 класс

Классный час на тему " «Роль знаний в жизни каждого человека»" 5 класс...

Методика подготовки групповых проектов. Проект модульного урока на тему: "Альтернативная коммуникация. Роль визуальной поддержки в жизни современного человека".

АннотацияПредлагаемый проект модульного урока рассматривает  этические и нравственные вопросы воспитания школьников младшего и среднего звена, затрагивает тему применения альтернативной коммуника...

Сценарий мероприятия воспитательной работы Тема: Дебаты: интернет в жизни современного человека

Сценарий мероприятия воспитательной работыТема: Дебаты: интернет в жизни современного человека для учащихся 9 классаЦель: формирование информационной культуры воспитанников, представления о ...

Сценарий мероприятия воспитательной работы Тема: Дебаты: интернет в жизни современного человека

Тема: Дебаты: интернет в жизни современного человека Цель: формирование информационной культуры воспитанников, представления о «плюсах» и «минусах» Интернета путем проведе...

Научно-исследовательский проект "Роль процентов в жизни современного человека"

Научно-исследовательский проект "Роль процентов в жизни современного человека" на конференцию "Шаг в будущее" "...