Мастер - класс для родителей. Тема:Формирование речевых навыков у неговорящих детей посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр.
методическая разработка на тему

Шипицина Елена Сергеевна

Этот материал познакомит родителей с видами нетрадиционных пальчиковых игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_palchikovye_igry.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей.

Тема: Формирование речевых навыков у неговорящих детей посредствам использования нетрадиционных пальчиковых игр.

Цель: познакомить родителей с видами нетрадиционных пальчиковых игр, построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующий полноценному развитию ребёнка и позитивной самореализации взрослых.

Задачи:

1.  Дать представление об эффективных методах использования пальчиковой гимнастики.

2.  Обучить этапам разучивания пальчиковых игр.

3. Закрепить умения участников мастер – класса применять полученные знания в практике.


Материал: деревянные палочки, крышечки от бутылок, маленькие резиновые и массажные мячики массажные мячики, цветная бумага, клей, ножницы, линейки-трафареты.

Здравствуйте,  уважаемые родители, я рада видеть вас на нашем мастер-классе. Сегодня мы с вами поговорим о формирование речевых навыков посредствам использования нетрадиционных пальчиковых игр.

В начале я хочу спросить у вас для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают (ответы).

Да правильно молодцы. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.

Малышу необходимо всё потрогать, так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. Пальчиковые игры – хорошие  помощники и к подготовки руки к письму.

-У нас на ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних органов (мизинец-сердце, безымянный-печень, средний-кишечник ,указательный-желудок, большой палец голова. Следовательно, воздействуя на определённые точки, можно влиять на соответствующие этой точке орган человека. Чем лучше работают пальцы и вся кисть тем лучше ребёнок говорит.

 Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточится. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. С  детками я использую всевозможные виды игр от пластмассовых бутылок (можно стучать тихо-громко, шуршать, скрипеть, катать).

Давайте с вами поиграем.

Пальчиковая Игра  «Крышки»

Пальчики « обули» (в перевёрнутые дном крышки стоящие на столе вставляем указательные пальцы рук)

Пальчики обули

Смело в них вперёд шагнули! (передвигаем пальцы поочерёдно вперёд)

Встали пальчики

И вот – закружился хоровод! (пальчики шагают)

И другой вариант

Пальчики обули

Смело в них шагнули!

И пошли по переулку,

На веселую прогулку (пальчики шагают)

Игры с лентами, нитками и катушками, шнурками.

Сматывание разноцветных ленточек, наматывание ниток на катушку.

- Давайте с вами поиграем. Кто быстрее смотает ленту? У вас на столах лежат палочки, это могут быть и карандаши, к ним привязана ленточка. Нужно как можно быстрее намотать ленточку на карандаш или палочку. Эти игры укрепляют у ребенка мелкую моторику рук, стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряет развитие речи ребенка.

Игра с палочками

Также  использую небольшие палочки (можно стучать, катать, шуршать, шагать, бегать)

Вы скачите палочки, как солнечные зайчик (поочерёдно шагаем палочками по коленам)

Прыг-скок, прыг-скок, прискакали на лужок (скрещиваем палочки сверху вниз  и ставим на колени).

Одной ножкой топ-топ (шагаем правой палочкой),

другой ножкой топ-топ (левой)

На головку сели песенку запели (Ставим  палочки на голову стучим друг об дружку)

Игра с мячиками

Также я использую  массажные гладкие и колючие мячики.(Можно катать по ладошке, столу, коврику). Давайте покатаем мячик по ладошке.

С гладким мячиком.

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)

Взад, вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку (Гладим мячиком ладонь)

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка(сжимаем и разжимаем мячик)

Колобок я разожму и другой рукой начну

Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт (повторяем тоже самое другой рукой)

С мячиком ёжиком.

Маленький колючий ёж

до чего же ты хорош(катаем мячик ёжик по столу правой рукой)

Покажи свои иголки,

хоть они и очень колки (катаем мячик по столу левой рукой). 

Игры с массажным мячиком и кольцом «Су – джок»

Применение су - джок способствует речевой активности ребенка, повышает физическую и умственную работоспособность.

Давайте вместе поиграем в пальчиковую игру «Ёжик». У вас на столах лежат массажные мячики «Су – джок», возьмите их в ладони и повторяйте за мной.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

На клубочек ты похож. (катают Су джок между ладонями)

На спине иголки (массажные движения большого пальца)

Очень – очень колкие. (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик  мал, (массажные движения среднего пальца)

Нам колючки показал,( массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже ( массажные движения мизинца)

На ежа похожи ( катают Су – джок между ладонями)

Самомассаж с прищепками.

У вас на столах в коробочке лежат прищепки. Сейчас мы будем  себе делать самомассаж на пальцах рук. Прищепки не должны быть слишком тугими. Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишия – смена рук.

Кусается сильно котенок -  глупыш,

Он думает это не палец, а мышь.

- Но я же играю с тобою, малыш!

- А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!

Чтобы детям было ещё интереснее играть в пальчиковые игры, я изготовила пальчиковую игру связанную крючком "Моя семья", после проведения этой игры дети с удовольствием выполняют просьбу. Возьми папу, маму и.т.д.

Используя  пальчиковые игры в своей работе с детьми, я заметила,  что детям они нравятся, они эмоционально реагируют на предложение поиграть пальчиками. Замкнутые детки начинают раскрываться, адаптация проходит намного легче даже те кто плакал, забывают про слёзы.

Ну а теперь уважаемые родители немного  творчества. Сегодня я в заключении хочу вам предложить сделать, по тексту  от баночек из - под гуаши сказку  "Теремок", а затем разыграть её.

Благодарю всех за внимание! Спасибо!

Литература:

1. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПб.: Литера, 2003.

2. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. СПб.: Литера, 2014.

3. Лазаренко О.И. Артикуляционн – пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. М.: Айрис -   пресс, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта Тема: «Формирование общих речевых навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи при ДЦП с целью повышения их коммуникативных возможностей»

Значительное количество детей с ДЦП  имеют серьезные нарушения в речевом развитии. Часто в центре получают реабилитацию родители с безречевыми детьми в возрасте 1.8м  – 4 лет. Эти дети...

Описание опыта работы по теме: «Формирование и развитие навыков социального поведения и речевого общения у детей с ограниченными возможностями здоровья»

В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основн...

статья "Формирование речевой деятельности у «неговорящих» детей"

Приходилось ли вам задумываться когда-нибудь, что такое общение? Насколько оно важно для вас и вашего ребёнка? Какой смысл мы вкладываем в это слово? Общение - это сложный процесс обмена информацией, ...