Мастер-класс для родителей "Подвижная игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"
проект на тему
Предварительный просмотр:
Подвижная игра
как средство развития темпа и ритма речи детей дошкольного возраста.
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой. Подвижные игры являются традиционным средством педагогики.
Если Н. Кульжанова говорила, что «… игра, бег, прыжки, разговор и смех детей, чему мы часто не придаём значения, являются самым необходимым делом для их развития. Всё это заложено в них самой природой, то М. Жумабаев категорично заявлял, что «ребёнок не может обходится без движения, потому он не может обходится без игр». Во время игр у ребёнка особенно обостряется фантазия, проявляется активность и он получает богатые впечатления. Поэтому надо использовать игры для развития ребёнка. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребёнка.
Дошкольный возраст- это тот период, когда ребёнок усиленно растёт и развивается, когда он приобретает первые знания. Поэтому очень важно помочь ребёнку научиться правильно воспринимать внешний мир, окружающие его предметы и явления.
Игры помогают ребёнку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития темпа и ритма речи, упражнений в счёте.
У детей младшей группы (3-4 лет) кругозор ещё невелик, мышление конкретно, внимание неустойчиво, поэтому им даются игры с простым, несложным сюжетом; например "Поезд".
Движения, которые входят в игры просты и разнообразны-- это преимущественно основные, жизненно необходимые движения:
- ходьба "Найди флажок";
- бег "Воробушки и автомобиль";
- подлезание "Наседка и цыплята";
- прыжки "По ровненькой дорожке";
- равновесие "По мосточку"
- метание " "
Количество ролей в играх малышей незначительно: маленький ребёнок ещё не может охватить своим вниманием различные действия- все дети изображают, например, "Мышей", а воспитатель- "Кота"
В число игр для младшей группы, как и для других групп, включаются игры, которые сопровождаются словами. Текст в игре имеет большое значение. Слова являются сигналом для тех или иных действий, помогают выполнению правил, раскрывают содержание игры. так, слова "По ровненькой дорожке" помогают детям идти ритмично; слова "Мой весёлый, звонкий мяч" уточняют содержание игры, дают детям ритм для подпрыгивания; одновременно последние слова текста служат сигналом для убегания.
С детьми средней группы (4-5 лет) проводятся игры более разнообразные по содержанию. У детей этого возраста в результате воспитательной работы расширяются представления об окружающем. Поэтому в игры можно включать не только те образы и явления, которые дети непосредственно видят, но и такие с которыми детей знакомят при помощи рассказов, картинок, например "Охотник и зайцы".
В средней группе вносится элемент соревнования, сначала индивидуального ("Кто скорее добежит до флажка?"), а затем и коллективного ("Чья колонна быстрее соберётся?")
Правила в играх несколько усложняются: вводятся ограничения действий- убегать в определённом направлении, пойманным отходить в сторону (точное выполнение правил) и т.д.
В некоторых играх вводится распределение ролей между детьми ("Гуси-лебеди" имеется пастух, волк и гуси).
Даются игры сопровождающиеся текстом, причём исполнение текста может быть хоровым; например, в играх "У медведя во бору", "Мы весёлые ребята" и др. Текст даёт ритм движению, помогает развитию речи у детей; окончание текста служит часто сигналом к прекращению действий или началу новых движений. Произнесение текста является иногда отдыхом после интенсивных движений, например, после бега сопровождает спокойную ходьбу в игре "Карусель".
В старшей, подготовительной группе (5-7 лет) увеличивается количество игр, правила усложняются, ребёнок "примеряет" на себя роль ведущего ("Два Мороза", "Гуси-лебеди").
Игры детей этого возраста также построены на основных движениях- беге, прыжках, метании, лазании, но к детям предъявляются большие требования в отношении качества движений, правильности и точности их выполнения. Например, нужно идти или бегать только по дорожкам, по кругу, врассыпную "Мышеловка".
Выполнение правил в игре требуют от детей торможения, выдержки, сосредоточенности, внимания, наблюдательности, ловкости. Дети лучше владеют своими движениями и более заинтересованы результатом игры, поэтому в игры включается коллективное соревнование. В играх- эстафетах зависят действия друг от друга, требуют большого напряжения, внимания "Гори, гори ясно!". В играх развиваются моральные качества: дружба, товарищество, коллективизм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие "Музыкальное воспитание как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Цель: данное методическое пособие предназначено для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, а также может оказать практическую помощь студентам-практикантам педагогических колледжей музыкально...
Мастер-класс «Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Мастер-класс "Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста"...
Мастер-класс «Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Мастер-класс "Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста"...
Деловая игра для педагогов. Тема: «Речедвигательная ритмика как средство развития речи детей дошкольного возраста с недостатками слуха».
Деловая игра для педагогов...
Проект "Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является сюжетно-ролевая игра. В.С. Мухина утверждает, что «Игра оказывает большое влияние на развитие речи. Игровая ситуация треб...
Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов "Дидактические игры как средство развития речи детей. Речь воспитателя как образец подражания"...
Мастер-класс с педагогами «Арт-гимнастика как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста».
ЦЕЛЬ: повышение профессиональной компетентности педагогов и совершенствование практических навыков в применении специальных логопедических приёмов с целью профилактики возникновения и коррекции речевы...