Деловая игра для педагогов. Тема: «Речедвигательная ритмика как средство развития речи детей дошкольного возраста с недостатками слуха».
консультация
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида №14» г. Туймазы
муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Деловая игра для педагогов.
Тема: «Речедвигательная ритмика
как средство развития речи
детей дошкольного возраста
с недостатками слуха».
Из опыта работы
учителя – дефектолога :
Кудряшовой М.Ф.
Речедвигательная ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).
Задачи, которые определяют основные направления речедвигательной ритмики:
- соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;
- способствовать формированию у детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной;
- развивать слуховое восприятие детей и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.
Занятия речедвигательной ритмикой обязательно
включают в себя и сплетаются с упражнениями по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа речи, играми, помогающими обрести раскованность и непринужденность.
Все упражнения проводятся по подражанию.
Дети вместе с педагогом стоят по кругу (полукругом). Они хорошо видят педагога, двигаются и проговаривают речевой материал синхронно. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют ребенка к правильному естественному подражанию.
- Звук «А». «Девочка плачет»
Дети вытягивают руки вперед, соединив ладони. Произносится гласный «а-а-а..», они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх.
- Звук «О». «Зуб болит»
Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о…», они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой.
- Звук «У». «Паровозик гудит»
И.П: руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный «у-у-у…», дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз.
- Звук «Э». «Мальчик кричит»
И.П: руки опущены. Произнося гласный «э-э-э…», дети плавно сгибают руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч.
- Звук «И». «Иголочка»
И.П.: руки согнуты в локтях, произнося «и-и-и» в улыбке, от уголков губ «тянем улыбку» указательными пальцами, разводя руки.
- Звук «Ы». «Медвежонок рычит»
И.П.: руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. Произнося гласный «ы-ы-ы…», дети с усилением отводят в стороны согнутые в локтях руки («растягивают пружину»).
- Звук «С». «Чайник свистит»
И. П.: Губы растянуты в улыбке. Дети тянут «с-с-с-с», руки согнуты в локтях, попеременно поднимаем вверх и опускаем вниз.
- Звук «З». «Комарики летят»
И.П.: Губы растянуты в улыбке. Произнося звук «з-з-з…», дети имитируют полёт комаров.
- Звук «Ш». «Змейка ползёт»
И.П. Губы вытягиваем вперёд. Произнося «ш-ш-ш…», быстро трут ладошки друг о друга.
- Звук «Ж». «Жучок летит»
И.П.: руки, сжатые в кулачки, перекрещены перед грудью. Произнося «Ж-ж-ж…», дети совершают быстрые, мелкие, дрожащие движения руками. Повторяют движение с разжатыми пальцами.
- Звук «Л». «Самолет гудит»
И.П. Руки в стороны. Закусив кончик языка, дети гудят как самолет «л-л-л», при этом покачиваясь вправо – влево.
- Звук «Р». «Собачка рычит»
И.п.: произнося «р-р-р-…», дети делают вибрирующие движения кулачками. Движения быстрые, мелкие, напряженные.
- Звук «Д». «Пулемёт»
И.П.: губы растянуты в улыбке. Дети быстро произносят «д-д-д», при этом руки сжаты в кулачки и быстро, поочерёдно отталкиваем каждый кулачок от себя.
- Звук «М». «Коровка»
Дети произносят «м-м м-муу», при этом изображая коровку (рога).
Регулярное игровых упражнений с использованием речедвигательной ритмики показывает что у детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений.
• Улучшается фонематический слух.
• Нормализуется речевое дыхание.
• Формируется умение изменять силу и высоту голоса.
• Улучшается ритмико-интонационная сторона речи.
• Уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызывается по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков.
• Повышается речевая активность детей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речедвигательная ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).
Цели, которые определяют основные направления в занятиях по речедвигательной ритмике: соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики; способствовать формированию у детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной; развивать слуховое восприятие детей и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.
Занятия речедвигательной ритмикой обязательно включают в себя и сплетаются с упражнениями по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа речи, играми, помогающими обрести раскованность и непринужденность.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия дети вместе с педагогом стоят по кругу. Они хорошо видят педагога, двигаются и проговаривают речевой материал синхронно. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют ребенка к правильному естественному подражанию.
Звук «А». «Девочка плачет» Дети вытягивают руки вперед, соединив ладони. Произносится гласный «а-а-а..», они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх.
Звук «О». «Зуб болит» Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о…», они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой.
Звук «У». «Паровозик гудит» И.П: руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный «у-у-у…», дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз.
Звук «Э». «Мальчик кричит» И.П: руки опущены. Произнося гласный «э-э-э…», дети плавно сгибают руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч.
Звук «И». «Иголочка» И.П.: руки согнуты в локтях, произнося «и-и-и» в улыбке, от уголков губ «тянем улыбку» указательными пальцами, разводя руки.
Звук «Ы». «Медвежонок рычит» И.П.: руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. Произнося гласный «ы-ы-ы…», дети с усилением отводят в стороны согнутые в локтях руки («растягивают пружину»).
Звук «С». «Чайник свистит» И. П.: Губы растянуты в улыбке. Дети тянут «с-с-с-с», руки согнуты в локтях, попеременно поднимаем вверх и опускаем вниз.
Звук «З». «Комарики летят» И.П.: Губы растянуты в улыбке. Произнося звук «з-з-з…», дети имитируют полёт комаров.
Звук «Ш». «Змейка ползёт» И.П.Губы вытягиваем вперёд. Произнося «ш-ш-ш…», быстро трут ладошки друг о друга.
Звук «Ж». «Жучок летит» И.П.: руки, сжатые в кулачки, перекрещены перед грудью. Произнося «Ж-ж-ж…», дети совершают быстрые, мелкие, дрожащие движения руками. Повторяют движение с разжатыми пальцами.
Звук «Л». «Самолет гудит» И.П. Закусив кончик языка дети гудят как пароход «л-л-л», при этом покачиваясь вправо – влево.
Звук «Р». «Собачка рычит» И.п.: произнося «р-р-р-…», дети делают вибрирующие движения кулачками. Движения быстрые, мелкие, напряженные.
Звук «Д». «Пулемёт» И.П.: губы растянуты в улыбке. Дети быстро произносят «д-д-д», при этом руки сжаты в кулачки и быстро, поочерёдно отталкиваем каждый кулачок от себя.
Звук «М». «Коровка» Дети произносят «м-м м-муу», при этом изображая коровку (рога).
Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений показывает что: • У детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений; • Улучшается фонематический слух; • Нормализуется речевое дыхание; • Формируется умение изменять силу и высоту голоса; • Улучшается ритмико-интонационная сторона речи; • Уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызывается по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков; • Повышается речевая активность детей.
Литература: 1. Власова Т.М., Пфафенродпг А.Н. Фонетическая ритмика. - М.,1989. 2. Волкова КЛ. Методика обучения глухих произношению. - М.,1980. 3.КагарлицкаяА.С., Тугова Н.Л., Шелгунова Н.И. Музыкально-ритмические занятия. - М., 1992. 4. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. — М.: АСТ: Астрель, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей "Подвижная игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Мастер-класс...
Методическое пособие "Музыкальное воспитание как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Цель: данное методическое пособие предназначено для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, а также может оказать практическую помощь студентам-практикантам педагогических колледжей музыкально...
Условия использования игровых технологий как одного из эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста
Современная система дошкольного образования претерпевает существенные изменения в связи с введением ФГС ДО. Одно из изменений касается расширения спектра детских видов деятельности. Но, как и раньше, ...
Мастер-класс «Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Мастер-класс "Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста"...
Статья. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Данная статья построена на материалах из опыта работы и предназначена педагогам, работающим со слабослышащими и кохлеарноимплантированными детьми дошкольного возраста. Акцентируется внимание на таком ...
Проект "Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является сюжетно-ролевая игра. В.С. Мухина утверждает, что «Игра оказывает большое влияние на развитие речи. Игровая ситуация треб...
Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов "Дидактические игры как средство развития речи детей. Речь воспитателя как образец подражания"...