Статья. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
статья

Огирева Людмила Валентиновна

Данная статья построена на материалах из опыта работы и предназначена педагогам, работающим со слабослышащими и кохлеарноимплантированными детьми дошкольного возраста. Акцентируется внимание на таком важном элементе сказкотерапии, как театрализованная деятельность, рассматриваются этапы работы по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Огирева Людмила Валентиновна,

воспитатель дошкольной группы

КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья №1»

г. Нижневартовск

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Аннотация. Данная статья построена на материалах из опыта работы воспитателя дошкольной группы и предназначена педагогам, работающим со слабослышащими и кохлеарноимплантированными детьми дошкольного возраста. Акцентируется внимание на таком важном элементе сказкотерапии, как театрализованная деятельность, рассматриваются этапы работы по данной теме.

Ключевые слова: сказкотерапия, сказка, метод, развитие речи, мышление, воображение, уровень тревожности, развивающая среда, театрализованные игры.

        

        В настоящее время обновление        всех звеньев образовательной системы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, затрагивает и дошкольное образование. Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящим главной целью формирование успешной личности. Успешная личность неразрывно связана с формированием и развитием речи. ФГОС дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.        Одним из требований и является развитие речи воспитанников.        

        Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». [4]

        Работая в группе с детьми с нарушением слуха, было замечено, что у детей имеется не только ряд речевых  нарушений, но и выраженная  общая моторная недостаточность, отклонения в развитии движений пальцев рук. Так как развитие мелкой моторики  рук  тесно  связано  с  речевой  функцией,  также  у детей  была нарушена связная  монологическая речь. Дети  с  трудом  рассказывали  о событиях своей жизни, не могли пересказать литературные произведения.  Диагностика детей подтвердила у них нарушение всех основных частей  звуковой  системы,  нарушение  внимания,  памяти,  недостаточно сформированное  словесно-логическое   мышление.   Все   перечисленные процессы тесно связаны с речевой функцией, поэтому подбор эффективных методов, стимулирующих речевую активность детей, явился для нас педагогов, работающих с дошкольниками с нарушением слуха, основной задачей. Это необходимо  как  для  наиболее  полного  преодоления  системного  речевого недоразвития,  так  и  для  подготовки  детей  к  предстоящему  школьному обучению.  

        Для развития речи необходимо создание условий,  в которых каждый ребенок мог бы проявлять свои эмоции, чувства, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь окружающих его людей. Эти качества формируются и развиваются в театрализованных играх - драматизациях. Основой в работе по театрализованным играм может послужить сказка. Возможности  сказки  при  условии  творческого  подхода  к  ней, позволяют предлагать «сказочные сюжеты» не только в  непосредственно образовательной деятельности, затрагивая  все образовательные области, а также и в свободной деятельности детей,  с  различным  уровнем речевого и интеллектуального развития.

        Работу в данном направлении начинали с построения развивающей среды. В  группе  старались  создать  такие  условия, чтобы  дети  могли  реализовать  свои  желания,  действовать,  развивать фантазию,  следовательно,  и  речевую  активность.  Развитие речи сказкотерапией осуществляли по  таким направлениям как дидактические игры, театрализация сказок, мнемотехника, показ - инсценировка, релаксация.

        В  самостоятельной художественно - речевой  деятельности  использовали  игрушки  для  настольного  театра (объёмные, мягкие, плоскостные, элементы декораций), пальчиковый театр, костюмы в уголке ряженья, перчаточные куклы - самоделки, шапочки - маски,  ширмы  для  кукольного  театра,  теневой  театр,  музыку  для релаксации. 

        Сказкотерапия имеет определённые правила и закономерности, которые должны  соблюдаться в работе: сюжет должен соответствовать возрасту и навыкам детей, содержать контрастные образы, иметь несколько вариантов разрешения проблемы. Хочется отметить, что в сказкотерапии существует определённая структура: приветствие, ритуал вхождения в сказку, сказочная задача, пальчиковая игра,  вопросы по сказке, путешествие в сказку, обобщение приобретённого опыта, ритуал выхода из сказки. Инсценировки сказок с помощью театрализации включают в себя: чтение или выразительное рассказывание сказки;  беседа по содержанию;  показ воспитателем настольного театра;  инсценировка сказки детьми.

        Элементы сказкотерапии, театрализованной деятельности включали во все виды деятельности с детьми:  познавательно - речевое развитие, художественно - эстетическое,  физическое, повседневную деятельность.  Благодаря сказкотерапии и театрализованной игре раскрепощался внутренний мир ребёнка, пропадал комплекс «я не умею». Театрализованная деятельность учила детей быть творческими личностями.

        Сказкотерапия способствовала развитию общих речевых навыков. Например, использовали в работе игры на развитие силы голоса: «Заюшка в лесу». «Зайчик услышит наше «ау» - быстро найдется в холодном лесу» (по сказке «Заюшкина избушка»), «Лиса и петух». «Лиса с петушком вошла в темный лес. Как громко кричит петушок? (дети демонстрировали), а теперь лиса зашла за высокие горы, как сейчас звучит голос петушка?» Лиса идет через горы и поет песенку: «СА-СА-СА-СА».  Дети пели, меняя высоту голоса: поднимаясь в гору, повышали тон голоса, спускаясь – понижали тон.

        Игры на речевое дыхание: «Произнеси фразы» (по сказке «Репка»). Цель: работать над длительностью речевого выдоха. Цель, которую озвучивали для детей: посадим репку, скажем слова: «пусть будет репка большая, крепкая», «пусть репка будет вкусная, сладкая».

        Игры на слуховое внимание: «Узнай сказку», (по отрывку), «Угадай, какая сказка?» (по первому слогу), «Угадай, кто идет?» ( по движениям).

        Игры на развитие лексико-грамматических категорий «Кого встретил в лесу колобок?». Цель: тренировать употребление родительного падежа существительных, формировать простую фразу. Цель, которая озвучивается для детей: колобок катится по лесу, за деревья прячутся разные звери, поможем их узнать (хвост зайца, уши медведя, пасть волка, лапы лисы).

        Игра: « Где прячется Маша? » (по сказке «Маша и медведь»). Цель: развивать правильное употребление (понимание) простых предлогов, активизировать словарь по теме: мебель. Цель, которая озвучивается для детей: Маша прячется от медведя, назовите, где (под столом, в шкафу, под стулом, на печке, под кроватью).

        Игра «Помоги Колобку». Цель игры: развитие связной речи, творческого воображения, мышления, памяти; определение последовательности событий. (Воспитатель просит детей напомнить ему сказку о Колобке, используя картинки или разноцветные кружочки: «Подумайте, как можно спасти Колобка?» Дети придумывают, что будет с Колобком, если он спасется от лисы, с кем он будет дружить, где будет его дом).

        Для  обучения  детей  средствам речевой  выразительности вместе  с учителем-дефектологом использовали артикуляционную гимнастику: «Лошадка», «Иголка», «Чистим зубки», «Лопатка, «Маляр», «Грибок»,  и др.

        В процессе проведенной работы пришли к выводу, что в театрализованных  играх - драматизациях активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи,  звукопроизношение,  темп,  выразительность  речи.  Участие  в театрализованных  играх  доставляет  детям  радость,  вызывает  активный интерес,  увлекает  их.

        Также в своей работе по формированию развития речи детей использовали мнемотаблицы. Мнемотаблицы – это схемы, способствующие лучшему запоминанию. Использование мнемотаблиц заметно облегчает детям овладение связной речью. Наличие плана-схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными. Целесообразность использования мнемотаблиц при формировании связной речи очевидна, так как в процессе активно задействованы факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

        Упражнения на релаксацию помогали стабилизации психических процессов у детей, снимали напряжение и заряжали энергией. В результате использования физминуток, имитации упражнений, например, «Изобрази героя сказки», пальчиковых игр: «Идёт коза рогатая», «Сорока», «Будем пальчики считать», «Теремок», «Колобок», подвижных игр с сюжетом: «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Зайка беленький сидит», «Гуси-гуси…», «Пузырь», «Мишенька-медведь» возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов, что в свою очередь способствует развитию речи ребенка.

        В педагогической работе особую роль отводили просвещению родителей. Рассказывали о роли сказки в развитии речи и становлении личности детей. Консультировали по использованию сказки как средства нравственного воспитания подрастающего поколения. Разъясняли родителям о значимости семейного чтения, подчёркивали его весомый вклад при формировании у ребёнка нравственно ценных ориентиров на основе нравственно - положительных эмоций. Рекомендовали перечень сказок, которые можно почитать ребенку дома. Родители вместе с детьми сделали книжки-самоделки по любимым сказкам.

        Таким образом, использование метода сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ является весьма эффективным и многофункциональным. Сказка обогащает словарный запас, развивает речевую активность и учит четко формулировать свои мысли и излагать их на публике. Помогает ребёнку устанавливать взаимодействие с окружающим миром, устанавливать взаимоотношения друг с другом в процессе игры, формировать эстетические эталоны и представления, что в дальнейшем активно влияет на становление личности. У  ребенка  исчезают  переживания  связанные  с дефектами  речи, укрепляется психическое здоровье, что способствует улучшению социальной адаптации. Использование  комплексной  системы  коррекционно-развивающей работы приводит к стойкой положительной динамике в речевом развитии и эмоционально-волевой сфере.

        Проведенная  работа  показала,  что  использование  сказки  в  развитии  речи должно  занимать  одно  из  центральных  мест.  Яркие  образы  эмоционально воспринимаются  детьми,  будят  их  фантазию,  воображение,  развивают наблюдательность   и   интерес   ко   всему   окружающему,   являются неисчерпаемым источником развития детской речи.

        Как показала практика, целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, которые указаны в ФГОС ДО: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности - наиболее успешно реализуются с помощью сказкотерапии. [4]  

Список литературы

        1. Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста. Сертакова Н.М.:  - Детство-Пресс, 2012 г.

        2. Основы сказкотерапии. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. - СПб.: Речь, 2006.

        3. Практикум по сказкотерапии. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. — СПб.: Речь, 2002.

        4.Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.

        5. Формы и методы работы со сказками. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. - СПб.: Речь, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Музыкальное воспитание как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Цель: данное методическое пособие предназначено для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, а также может оказать практическую помощь студентам-практикантам педагогических колледжей музыкально...

Условия использования игровых технологий как одного из эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста

Современная система дошкольного образования претерпевает существенные изменения в связи с введением ФГС ДО. Одно из изменений касается расширения спектра детских видов деятельности. Но, как и раньше, ...

Мастер-класс «Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Мастер-класс "Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста"...

Мастер-класс «Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Мастер-класс "Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста"...

Метод сказкотерапии как средство развития речи детей 2-3 лет

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей - один из главных вопросов дошкольной педагогики. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию лич...