Статья. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
статья
Данная статья построена на материалах из опыта работы и предназначена педагогам, работающим со слабослышащими и кохлеарноимплантированными детьми дошкольного возраста. Акцентируется внимание на таком важном элементе сказкотерапии, как театрализованная деятельность, рассматриваются этапы работы по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._skazkoterapiya_kak_sredstvo_razvitiya_rechi_detey_s_narusheniem_sluha.docx | 26.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Огирева Людмила Валентиновна,
воспитатель дошкольной группы
КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья №1»
г. Нижневартовск
СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Аннотация. Данная статья построена на материалах из опыта работы воспитателя дошкольной группы и предназначена педагогам, работающим со слабослышащими и кохлеарноимплантированными детьми дошкольного возраста. Акцентируется внимание на таком важном элементе сказкотерапии, как театрализованная деятельность, рассматриваются этапы работы по данной теме.
Ключевые слова: сказкотерапия, сказка, метод, развитие речи, мышление, воображение, уровень тревожности, развивающая среда, театрализованные игры.
В настоящее время обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, затрагивает и дошкольное образование. Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящим главной целью формирование успешной личности. Успешная личность неразрывно связана с формированием и развитием речи. ФГОС дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Одним из требований и является развитие речи воспитанников.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». [4]
Работая в группе с детьми с нарушением слуха, было замечено, что у детей имеется не только ряд речевых нарушений, но и выраженная общая моторная недостаточность, отклонения в развитии движений пальцев рук. Так как развитие мелкой моторики рук тесно связано с речевой функцией, также у детей была нарушена связная монологическая речь. Дети с трудом рассказывали о событиях своей жизни, не могли пересказать литературные произведения. Диагностика детей подтвердила у них нарушение всех основных частей звуковой системы, нарушение внимания, памяти, недостаточно сформированное словесно-логическое мышление. Все перечисленные процессы тесно связаны с речевой функцией, поэтому подбор эффективных методов, стимулирующих речевую активность детей, явился для нас педагогов, работающих с дошкольниками с нарушением слуха, основной задачей. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Для развития речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы проявлять свои эмоции, чувства, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь окружающих его людей. Эти качества формируются и развиваются в театрализованных играх - драматизациях. Основой в работе по театрализованным играм может послужить сказка. Возможности сказки при условии творческого подхода к ней, позволяют предлагать «сказочные сюжеты» не только в непосредственно образовательной деятельности, затрагивая все образовательные области, а также и в свободной деятельности детей, с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.
Работу в данном направлении начинали с построения развивающей среды. В группе старались создать такие условия, чтобы дети могли реализовать свои желания, действовать, развивать фантазию, следовательно, и речевую активность. Развитие речи сказкотерапией осуществляли по таким направлениям как дидактические игры, театрализация сказок, мнемотехника, показ - инсценировка, релаксация.
В самостоятельной художественно - речевой деятельности использовали игрушки для настольного театра (объёмные, мягкие, плоскостные, элементы декораций), пальчиковый театр, костюмы в уголке ряженья, перчаточные куклы - самоделки, шапочки - маски, ширмы для кукольного театра, теневой театр, музыку для релаксации.
Сказкотерапия имеет определённые правила и закономерности, которые должны соблюдаться в работе: сюжет должен соответствовать возрасту и навыкам детей, содержать контрастные образы, иметь несколько вариантов разрешения проблемы. Хочется отметить, что в сказкотерапии существует определённая структура: приветствие, ритуал вхождения в сказку, сказочная задача, пальчиковая игра, вопросы по сказке, путешествие в сказку, обобщение приобретённого опыта, ритуал выхода из сказки. Инсценировки сказок с помощью театрализации включают в себя: чтение или выразительное рассказывание сказки; беседа по содержанию; показ воспитателем настольного театра; инсценировка сказки детьми.
Элементы сказкотерапии, театрализованной деятельности включали во все виды деятельности с детьми: познавательно - речевое развитие, художественно - эстетическое, физическое, повседневную деятельность. Благодаря сказкотерапии и театрализованной игре раскрепощался внутренний мир ребёнка, пропадал комплекс «я не умею». Театрализованная деятельность учила детей быть творческими личностями.
Сказкотерапия способствовала развитию общих речевых навыков. Например, использовали в работе игры на развитие силы голоса: «Заюшка в лесу». «Зайчик услышит наше «ау» - быстро найдется в холодном лесу» (по сказке «Заюшкина избушка»), «Лиса и петух». «Лиса с петушком вошла в темный лес. Как громко кричит петушок? (дети демонстрировали), а теперь лиса зашла за высокие горы, как сейчас звучит голос петушка?» Лиса идет через горы и поет песенку: «СА-СА-СА-СА». Дети пели, меняя высоту голоса: поднимаясь в гору, повышали тон голоса, спускаясь – понижали тон.
Игры на речевое дыхание: «Произнеси фразы» (по сказке «Репка»). Цель: работать над длительностью речевого выдоха. Цель, которую озвучивали для детей: посадим репку, скажем слова: «пусть будет репка большая, крепкая», «пусть репка будет вкусная, сладкая».
Игры на слуховое внимание: «Узнай сказку», (по отрывку), «Угадай, какая сказка?» (по первому слогу), «Угадай, кто идет?» ( по движениям).
Игры на развитие лексико-грамматических категорий «Кого встретил в лесу колобок?». Цель: тренировать употребление родительного падежа существительных, формировать простую фразу. Цель, которая озвучивается для детей: колобок катится по лесу, за деревья прячутся разные звери, поможем их узнать (хвост зайца, уши медведя, пасть волка, лапы лисы).
Игра: « Где прячется Маша? » (по сказке «Маша и медведь»). Цель: развивать правильное употребление (понимание) простых предлогов, активизировать словарь по теме: мебель. Цель, которая озвучивается для детей: Маша прячется от медведя, назовите, где (под столом, в шкафу, под стулом, на печке, под кроватью).
Игра «Помоги Колобку». Цель игры: развитие связной речи, творческого воображения, мышления, памяти; определение последовательности событий. (Воспитатель просит детей напомнить ему сказку о Колобке, используя картинки или разноцветные кружочки: «Подумайте, как можно спасти Колобка?» Дети придумывают, что будет с Колобком, если он спасется от лисы, с кем он будет дружить, где будет его дом).
Для обучения детей средствам речевой выразительности вместе с учителем-дефектологом использовали артикуляционную гимнастику: «Лошадка», «Иголка», «Чистим зубки», «Лопатка, «Маляр», «Грибок», и др.
В процессе проведенной работы пришли к выводу, что в театрализованных играх - драматизациях активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
Также в своей работе по формированию развития речи детей использовали мнемотаблицы. Мнемотаблицы – это схемы, способствующие лучшему запоминанию. Использование мнемотаблиц заметно облегчает детям овладение связной речью. Наличие плана-схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными. Целесообразность использования мнемотаблиц при формировании связной речи очевидна, так как в процессе активно задействованы факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
Упражнения на релаксацию помогали стабилизации психических процессов у детей, снимали напряжение и заряжали энергией. В результате использования физминуток, имитации упражнений, например, «Изобрази героя сказки», пальчиковых игр: «Идёт коза рогатая», «Сорока», «Будем пальчики считать», «Теремок», «Колобок», подвижных игр с сюжетом: «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Зайка беленький сидит», «Гуси-гуси…», «Пузырь», «Мишенька-медведь» возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов, что в свою очередь способствует развитию речи ребенка.
В педагогической работе особую роль отводили просвещению родителей. Рассказывали о роли сказки в развитии речи и становлении личности детей. Консультировали по использованию сказки как средства нравственного воспитания подрастающего поколения. Разъясняли родителям о значимости семейного чтения, подчёркивали его весомый вклад при формировании у ребёнка нравственно ценных ориентиров на основе нравственно - положительных эмоций. Рекомендовали перечень сказок, которые можно почитать ребенку дома. Родители вместе с детьми сделали книжки-самоделки по любимым сказкам.
Таким образом, использование метода сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ является весьма эффективным и многофункциональным. Сказка обогащает словарный запас, развивает речевую активность и учит четко формулировать свои мысли и излагать их на публике. Помогает ребёнку устанавливать взаимодействие с окружающим миром, устанавливать взаимоотношения друг с другом в процессе игры, формировать эстетические эталоны и представления, что в дальнейшем активно влияет на становление личности. У ребенка исчезают переживания связанные с дефектами речи, укрепляется психическое здоровье, что способствует улучшению социальной адаптации. Использование комплексной системы коррекционно-развивающей работы приводит к стойкой положительной динамике в речевом развитии и эмоционально-волевой сфере.
Проведенная работа показала, что использование сказки в развитии речи должно занимать одно из центральных мест. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи.
Как показала практика, целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, которые указаны в ФГОС ДО: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности - наиболее успешно реализуются с помощью сказкотерапии. [4]
Список литературы
1. Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста. Сертакова Н.М.: - Детство-Пресс, 2012 г.
2. Основы сказкотерапии. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. - СПб.: Речь, 2006.
3. Практикум по сказкотерапии. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. — СПб.: Речь, 2002.
4.Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
5. Формы и методы работы со сказками. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. - СПб.: Речь, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей "Подвижная игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Мастер-класс...
Методическое пособие "Музыкальное воспитание как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Цель: данное методическое пособие предназначено для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, а также может оказать практическую помощь студентам-практикантам педагогических колледжей музыкально...
Условия использования игровых технологий как одного из эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста
Современная система дошкольного образования претерпевает существенные изменения в связи с введением ФГС ДО. Одно из изменений касается расширения спектра детских видов деятельности. Но, как и раньше, ...
Мастер-класс «Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Мастер-класс "Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста"...
Мастер-класс «Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Мастер-класс "Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста"...
Деловая игра для педагогов. Тема: «Речедвигательная ритмика как средство развития речи детей дошкольного возраста с недостатками слуха».
Деловая игра для педагогов...
Метод сказкотерапии как средство развития речи детей 2-3 лет
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей - один из главных вопросов дошкольной педагогики. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию лич...