Классный час на тему " «Роль знаний в жизни каждого человека»" 5 класс
классный час (5 класс)

Серебренникова ( Варсан) Людмила Андреевна

Классный час на тему " «Роль знаний в жизни каждого человека»" 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_1_sentyabrya.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 5 классе

«Роль знаний в жизни каждого человека»

Цель: способствовать осознанию ответственного отношения к учёбе – главному труду школьников.

 Задачи:

- формировать позитивное отношение к себе и окружающему миру;

- формировать личностную мотивацию к учебной деятельности;

- показать роль знаний в жизни человека;

- воспитание уважения к себе, уверенности, что знания всегда пригодятся в жизни;

- определить место и значение знаний в жизни человека и производстве;

-  воспитание чувства патриотизма, гордости за свой родной город.

Место данного классного  часа в воспитательном процессе  класса и школы: классный час направлен на развитие осознанного отношения к учебе; воспитание уважения к себе, уверенности, что знания всегда пригодятся в жизни.

Оборудование и оформление: компьютер, мультимедийный проектор, экран, видеоклип «Зачем мы ходим в школу?», диск с песней «Чему учат в школе» (слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского), презентация, сценарий сценки, смайлики.

Ход классного часа:

  1. Вступительная часть.

Вот и наступил этот день. 1 сентября-День знаний и старта нового учебного года. Хочется пожелать, чтобы этот день не был причиной печали, а запомнился долгожданными веселыми встречами , задорным и звонким смехом ,новыми интересными знакомствами и пробуждением жажды к знаниям. Чтобы сил и терпения хватило на весь грядущий год! Высоких отметок ,легких контрольных , интересных уроков и верных друзей, с которыми все, что было сказано ,легко осуществится!

- Сейчас, ребята, я предлагаю вам посмотреть видеоклип ,который называется «Зачем мы ходим в школу ?» и подумать зачем мы ходим в школу.

1. Просмотр видеоклипа «Зачем мы ходим в школу?»

2. Диагностический опрос.

         Чтобы ответить на вопрос «Зачем я учусь», давайте построим с вами (каждый для себя) лесенку. На доске написаны предложения, их надо расставить в виде лесенки. На самой верхней ступени будет стоять САМОЕ ВАЖНОЕ, для чего ты учишься. На ступеньке ниже – менее важное, на следующей ступени – еще менее важное и так, пока не заполните все восемь ступенек. (2слайд )

На доске записаны мотивы (познавательные и социальные):

Я учусь для того, чтобы все знать.

Я учусь, потому что мне нравится процесс учения.

Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.

Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.

Я учусь для того, чтобы быть полезным людям.

Я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами.

Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей.

Я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.

     - Проверьте, правильно ли вы все расставили.

(Листочки с ответами учитель может собрать и обсудить результаты с родителями.)

(Результаты, свидетельствуют о соотношении социальных и познавательных мотивов учения школьника, которые определяются по тому, какие мотивы занимают первые четыре места в иерархии. В случае если эти места занимают два социальных и два познавательных мотива, делается вывод об их гармоничном состоянии у школьника. Если эти места занимают три или четыре мотива одного типа, делается вывод о доминировании данного типа мотивов учения (например, социальных).

3.Беседа.

- Ребята, послушайте стихотворение и попробуйте определить, что будет предметом сегодняшнего разговора.

Знание — свет, а незнание — тьма.

Это известно всем.

Без знаний все люди сошли бы с ума,

Жить не смогли бы совсем

Знание — сила, тот, кто им владеет,

Всего в своей жизни добиться сумеет!

Ведь, чтобы кем-то значимым стать,

Надо немало, друзья мои, знать!

(предположения детей)

- Да, вы правы, мы будем говорить о знаниях. А что такое знание? ( 3слайд) В «Толковом словаре» Ожегова даны следующие определения этого значения: 1) результаты познания, научные сведения; 2) совокупность сведений в какой-нибудь области.

- Какие вопросы возникают у вас по этой теме?

(Зачем человеку знания? Нужны ли  они вообще? Как человек может использовать свои знания? Знания помогают или мешают человеку жить? и т.д.)  Учитель записывает вопросы на доске.

- А, действительно, ребята, для чего же нужны человеку знания? (ответы детей)

II. Основная часть.

- В истории существуют примеры того, как люди, обладающие глубокими и всесторонними (а иногда - энциклопедическими) знаниями, достигали больших высот.

Библейский царь Соломон (4 слайд) попросил у Бога единственное благо - знание. За это он награжден всем: богатством, мудростью, любовью, долгожительством.

Высокообразованными, эрудированными, людьми были художник, архитектор, ученый и инженер Леонардо да Винчи (5 слайд), полководец Суворов  (6 слайд),  ученый и поэт Ломоносов (7 слайд),  великий Пушкин (8 слайд), и многие другие. Они-то как раз и являются яркими примерами великой роли знаний - того, что они могут дать человеку и как повлиять на его жизнь.

Вспомним историю Петра Великого (9 слайд). Ни в ком практическая потребность в знаниях и природная любознательность не проявились с такой бурной силой, как в Петре.

Он учился каждый день своей жизни, но учился для того, чтобы приобретенные знания тут же претворить в указ, распоряжение, в дело. Он не стеснялся мелочей, так как он не стеснялся учиться, не стыдился учиться. Этот необузданный, своенравный человек, царь, император, владелец огромных территорий и хозяин миллионов людей, не останавливался ни перед чем и никого не боявшийся, этот человек лишь в одном не знал гордости – в учении, лишь перед одним послушно склонял голову – перед знанием.

- Но это всё история. А сейчас в современной жизни  кто может стать примером того, что роль приобретенных человеком знаний огромна? (ответы детей)

- Назовите предприятия, которые работают в нашем поселке.

- Как вы думаете, а возможно ли создать такие предприятия без определенных знаний? А работать на них?

- Ребята, скажи мне  какие еще примеры пользы знаний помогли стать нашему Таксимо таким, какой он есть сейчас.

(Обсуждение и ответы представителей от групп)

- А где можно приобрести необходимые знания? В каких учебных заведениях? (ответы учеников)

Уважаемые родители, может из вас кто –нибудь хочет сказать что вам дали знания в вашей жизни и чего вы добились благодаря знаниям ?

А сейчас я предлагаю посмотреть еще один видеоролик

III. Заключительная часть. Рефлексия.

- Ну что же, ребята подходит к концу наша беседа. Сегодня мы с вами поговорили о значении и роли знаний в жизни. Наш разговор об этом ещё раз подтверждает, что «Человек, вооружённый знанием, непобедим».

- Скажите, зачем нам нужны знания, если их порой так нелегко получать?  О чем задумались? Какие чувства возникли у вас во время классного часа?

-  Обобщая все ваши ответы, можно прийти к выводу, что, прежде всего, знания нужны, чтобы получить профессию и заниматься любимым делом - ведь без знаний ты не сможешь быть хорошим специалистом и не будешь полезен обществу. Очень приятно общаться с человеком всесторонне развитым. Интересно вести разговор с людьми, которые много читают. У таких людей хорошо развита речь, недаром А. С. Пушкин отметил, что чтение - лучшее учение. Знания украшают человека, они - огромная созидающая сила.

- А теперь обратите внимание на доску, прочитайте слова известного человека В.А.Сухомлинского  и постарайтесь подумать над  смыслом данного  изречения.

                  Человек должен учиться, потому что он человек.

В.А.Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: "Роль волевых качеств характера человека в его жизни"

Цель классного часа: Дать учащимся возможность понять необходимость определения для себя жизненных целей. Обратить внимание учащихся на необходимость тренировать свою волю. Способствовать расширени...

Здоровье- неоценимое счастье в жизни каждого человека!

Здравствуйте ребята! Я вам говорю здравствуйте, а это значит, что я вам всем желаю здоровья! Задумывались ли вы когда - нибудь  о том, почему в присутствии людей заложено пожелание друг дру...

Сочинение-рассуждение (тест) "Роль знаний в жизни человека", 9 класс

Сочинение- рассуждение в форме теста составлено для обучающихся вечерней школы, основные положения которого направляют размышления учеников о роли знаний в жизни человека. Можно использовать при работ...

Мастер-класс на тему: «Роль письма в жизни современного человека, с использованием технологии знающего незнания»

Основой системы Сократа является принцип «знающего незнания», т.е. признание недостаточности знаний о любом, даже самом простом понятии и разворачивание на этой основе процесса познания-припоминания. ...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока литературы по теме: "Роль книги в жизни человека" для 5 класса

Литература – это наука и одновременно вид искусства. Произведениями этого искусства являются рассказы, повести, поэмы, романы, стихи – все это есть богатейший мир человеческих чувств, мысл...

Конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме: «Роль права в жизни человека, общества и государства».

laquo;Роль права в жизни человека, общества и государства»Тема урока: Что такое право и  роль права в жизни человека, общества и государства.Цели: дать характеристику ключевому понятию &la...