«Образ человека – главная тема в искусстве» Особый путь жизни каждого человека оставляет след в его облике
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Цель

создать конструктивный рисунок портрета с соблюдением основных пропорций лица человека.

Задачи

повторить тему: «Образ человека. Главная тема в искусстве».

определить жанр.

определить виды портрета

знать основные пропорции головы человека

Закрепить полученные знания в практической части урока: построить конструктивный рисунок головы человека, согласно пропорциям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx528.51 КБ
Файл obraz_chelovka-glavnaya_tema_v_izo.pptx2.03 МБ

Предварительный просмотр:

Номинация: «Учитель года 2023. Урок»

Подноминация: «изобразительное искусство»

Технологическая карта урока изобразительного искусства

Класс: 6-А; Место и роль предмета в изучаемой теме: Раздел 3. Вглядываясь в человека. Образ человека – главная тема в искусстве. Портрет.

Ресурсы учителя: Учебник «Изобразительное искусство 6 класс» под редакцией Б.М. Неменского;

Оборудование урока: презентация, учебник, раздаточный материал (репродукции картин)

Межпредметные связи: МХК, ОДНКНР;

Тема урока

«Образ человека – главная тема в искусстве» Особый путь жизни каждого человека оставляет след в его облике

Тип урока

Комбинированный

Цель

создать конструктивный рисунок портрета с соблюдением основных пропорций лица человека.

Задачи

повторить тему: «Образ человека. Главная тема в искусстве».

определить жанр.

определить виды портрета

знать основные пропорции головы человека

Закрепить полученные знания в практической части урока: построить конструктивный рисунок головы человека, согласно пропорциям.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

-научатся обобщать образ человека в портретах разных эпох, определять роль и место портрета в истории искусства, устанавливать аналогии по видам, строить логически обоснованные рассуждения.

-умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы

Регулятивные: наблюдать индивидуальные черты в портретах, понимать их образы в картине,

-ставить творческие цели в обучении конструктивного построения пропорций головы человека, анализировать условия достижения цели. Познавательные: осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате творческого сотрудничества и самостоятельного поиска.

-уметь анализировать пропорции головы человека

-давать определения понятиям.

Коммуникативные: уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами. Уметь вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

-умение формировать эстетические чувства, художественно – творческое мышление и фантазию;

-умение сотрудничать товарищами в процессе совместной деятельности под руководством учителя;

-умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.

Ход урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы работы

Организационный момент.( 5мин)

Мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания комфортной обстановки, проверить готовность к работе.

Приветствие.

- проверка посещаемости, запись отсутствующих в классный журнал;

- проверка готовности учеников к уроку;

- организация рабочих мест , карандаши, альбом, бумага, ластик

На предыдущем уроке все вы познакомились с новой темой и новым жанром изобразительного искусства, поэтому мы сегодня закрепим полученные знания, путем повторения пройденного материала, и выполнением практической работы, упражняясь в создании конструкции головы человека, согласно основным ее пропорциям.

Так как, вы еще начинающие художники, помните, у вас все получится, и вы все сможете, если немножко постараетесь.

Приветствуют учителя.

Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных принадлежностей на парте

Ф

Постановка учебной задачи. Определение темы и цели урока. (15 мин)

Повторить, что знают обучающиеся о теме урока.

Для того чтобы определить тему практической работы нам нужно вспомнить: -как называется жанр изобразительного искусства, где человек-главный образ

Портрет – Образ определенного реального человека. Происходит из латинского слова- «извлечение сущности», т.е. выявление внутреннего содержания. Основная задача портрета-создание художественного образа.

Погружение в понятие «Портрет»

В портрете главным объектом изображения является кто?

Отвечают ученики – Человек.

Вспомнить идеалы разных исторических эпох. Вспомнить и определить виды портрета

Основные пропорции головы человека

Чему бы вы обрадовались, если бы увидели себя на портрете художника?

«Похож не похож», Соответствует ли форме и пропорциям. Достаточно ли этого?

Как вы думаете, что выражает портрет?

Портрет выражает мир чувств человека.

Не менее важно передать особенности поведения, манеру держать себя, темперамент, внешнее сходство

Еще глубже лежит сходство внутреннее т.е. характер человека-властного или вдумчивого, робкого или деятельного. Радуется или грустит …

Язык изобразительного искусства организуется чувством художника, ритмом эмоций. Строит образ и воплощает его, находя нужные средства выразительности.

Виды портрета: голова,

Голова

Портрет по плечи

Погрудный (бюст)

Поясной –(торс)

Фигура в рост

Автопортрет

Камерный портрет

Парадный портрет
групповой портрет и др.

На партах заранее лежат учебники и иллюстрации

Учащиеся должны определить тему, цель и задачи урока

Ученики отвечают на вопросы.

В разнобой по слайдам ученики определяют виды портрета

Фронтальная работа

Работа в парах (сотрудничество, совет, подсказка, небольшая поправка соседа)

Физкультминутка (5 мин)

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

#1087;овороты головы (ракурс) фас, анфас. профиль, повторяем

#1082;руговые движения плечами 2-3 раза

#1087;ружинистые движения руками у груди

#1087;ружинистые повороты вправо и влево (работает бюст)

5. пружинистые наклоны вправо и влево

(работает торс).

6. приседаем, наклон вперед кончиками пальцев достаем до кончиков пальцев ног.(работает полтуловища - полуфигура.

#1074;стаем на носочки. Тянемся, опускаемся на пятки. (в полный рост-фигура)

Для того чтобы научиться рисовать портрет человека. Нужно знать ……..

-ответы учеников

схему построения- конструкции головы человека и ее основные пропорции.

Ученики повторяют упражнения за учителем, выполняя телесное ориентирование видов портрета.

Практическая работа

Провести осевую линию на выдохе, ориентируясь на края листа

Нарисовать овал лица в виде формы яйца

Конструкция головы человека

и ее основные пропорции

Провести линию волос

От линии волос по осевой линии отложить три одинаковых расстояния: пропорции головы человека составляют 1/3

Расстояния между глазами- 1 глаз.

Уши на уровне бровей и основания носа

Рот располагаем между основанием носа и подбородком при чем рот шире основания носа.

Угол челюсти расположен ниже мочки уха.

Шея образует форму цилиндра.

Выполнение упражнений телесная ориентация с целью закрепления знаний о пропорциях головы человека.

Повторяем за учителем. Учащиеся должны выполнить практическую, соблюдая последовательность в построении конструкции и пропорций головы человека.

Учащиеся самостоятельно демонстрируют полученные навыки построения конструкции головы человека

Домашнее задание

Завершить конструктивный рисунок головы человека, добавить с помощью штриховки тень, полутень.

На следующий урок принести цветную бумагу, клей, альбом, ножницы для аппликации - пропорции головы человека. Проверочное задание.

Учащиеся записывают домашнее задание

Итоги урока. (7 мин)

Рефлексия. (8 мин)

Выставка работ.

Учитель: Как вы считаете, выполнили ли мы поставленную задачу?

Учащиеся демонстрируют свои работы, высказывают свое мнение о выполненных работах, отмечают сильные и слабые стороны в работе. Учитель выставляет оценки.

Учитель задает вопрос о поставленной задаче? (-Как вы считаете, нам удалось решить поставленную задачу?)

Кто считает, что все получилось?

Кто улучшил свой предыдущий результат?

Кто считает, что требуется повторить упражнение?

Кому необходима индивидуальная помощь учителя?

Альбомы ставят на доску для обсуждения. Форма творческого просмотра

Учитель задает вопрос о решении поставленной задачи?(- Мы старались выполнить поставленную задачу, но не все получалось.

- Да, мы создали конструкцию головы человека в соответствии с пропорциями.

Задача учащихся проанализировать собственную работу по схеме

#1044;ать оценку своей работе.

Список используемой литературы.

1. Учебник школа Неменского Б.Г. 6 класс Изобразительное искусство Л.А. Неменская

#1069;нциклопедический словарь юного художника. Составитель Н.И. Платонова, В.Д. Синюков. – М.: Педагогика, 1983. - 416 с., илл.

3. И.Г. Мосин. Рисование. Виды и жанры. ООО – “У – Фактория”, 1999 г.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образ человека – главная тема в искусстве Особый путь жизни каждого человека оставляет след в его облике

Слайд 2

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА Цель урока : создать конструктивный рисунок портрета с соблюдением основных пропорций лица человека. Задачи урока: повторить тему: «Образ человека. Главная тема в искусстве». определить жанр. определить виды портрета знать основные пропорции головы человека Закрепить полученные знания в практической части урока: построить конструктивный рисунок головы человека, согласно пропорциям.

Слайд 3

Жанр изобразительного искусства ПОРТРЕТ ПОРТРЕТ -образ определенного реального человека. Смысл портрета - интерес к личности, наделенной индивидуальными качествами. Слово портрет произошло от латинского слова, которое можно перевести как «извлечение сущности», то есть выявления внутреннего содержания. Это основная задача создания художественного образа.

Слайд 4

Портрет возник очень давно Для людей древности сохранение своего облика представлялось средством попадания в мир вечной жизни, и они находили свои способы похоже изображать лица. Использовали гипсовые и восковые маски, которые требовали дополнительной доработки.

Слайд 5

В каждом образе можно было увидеть идеалы эпохи. В Древнем Египте лицам предавалось спокойствие и величие, отрешенные от сиюминутности глаза смотрели сквозь время. В Древнем Риме художники были сосредоточены на особенностях лица-складки, морщины., шрамы без прикрас. Подчеркивали силу духа, суровую уверенность и волю к действию В Средние века особенно важным считалось передать через внешний облик духовную сущность.

Слайд 8

Ж. Клоэ.Франциск I Франция 16в Р. Ван дер Вейден Портрет молодой женщины Нидерланды 15 в

Слайд 9

В каждом образе можно было увидеть идеалы эпохи С эпохой Возрождения приходит новый интерес к человеку и его самобытности. На юге Европы передавали представления о прекрасном, то на севере передавали своеобразие и индивидуальность конкретных людей. В России художники обратились к созданию портретов в 17 веке. Вначале писали тем же методом, что и иконы. К 18 веку русские живописцы достигли совершенного мастерства. Передавали едва уловимые трепетные оттенки переживаний.

Слайд 10

Рафаэль Санти «Портрет Кардинала Баббиена » Рафаэль Санти «Портрет дамы с единорогом»

Слайд 13

Портрет выражает мир чувств человека Для нас портрет это всегда радость узнавания. «похож», «не похож», соответствует ли форме и пропорциям? Достаточно ли этого? Не менее важно передать особенности поведения, манеру держать себя, темперамент. Еще глубже лежит сходство внутреннее. То есть характер человека - властного или вдумчивого, робкого или деятельного. Радуется или грустит. Язык изобразительного искусства организуется чувством художника, ритмом эмоций. Строит образ и воплощает его, находя нужные средства выразительности.

Слайд 14

Виды портрета Голова Портрет по плечи Погрудный - (бюст) Поясной- торс В рост (фигура) Автопортрет Камерный портрет (доверительно приближен к зрителю) Парадный портрет Групповой портрет

Слайд 21

физкультминутка 1.повороты головы (ракурс) фас, анфас. профиль, повторяем 2.круговые движения плечами 2-3 раза 3.пружинистые движения руками у груди 4.пружинистые повороты вправо и влево (работает бюст) 5. пружинистые наклоны вправо и влево (работает торс). 6. приседаем, наклон вперед кончиками пальцев достаем до кончиков пальцев ног.(работает полтуловища - полуфигура . 7.встаем на носочки. Тянемся, опускаемся на пятки. (в полный рост-фигура)

Слайд 23

Конструкция головы человека и ее основные пропорции Провести осевую линию на выдохе, ориентируясь на края листа Нарисовать овал лица в виде формы яйца Провести линию волос От линии волос по осевой линии отложить три одинаковых расстояния: пропорции головы человека составляют 1/3 Расстояния между глазами- 1 глаз. Уши на уровне бровей и основания носа Рот располагаем между основанием носа и подбородком при чем рот шире основания носа. Угол челюсти расположен ниже мочки уха. Шея образует форму цилиндра.

Слайд 27

рефлексия Кто считает, что все получилось? Кто улучшил свой предыдущий результат? Кто считает, что требуется повторить упражнение? Кому необходима индивидуальная помощь учителя?

Слайд 28

Домашнее задание Завершить конструктивный рисунок головы человека, добавить с помощью штриховки тень, полутень. На следующий урок принести цветную бумагу, клей, альбом, ножницы для аппликации - пропорции головы человека. Проверочное задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкетирование учащихся 6 класса по изобразительному искусству. Тема урока "Образ человека – главная тема в искусстве".

Виды портрета (парадный и лирический, социальный, психологический, автопортрет, костюмированный и др.). История возникновения и разви...

"Образ человека - главная тема в искусстве"

В помощь учителям изобразительного искусства, работающим в 6 классе по программе под редакцией Б.М. Неменского....

«Образ человека – главная тема в искусстве»

Разработка урока на тему «Образ человека – главная тема в  искусстве» представлена по гуманитарному направлению учителем изобразительного искусства Прошуниной Ольгой Петровной,...

Образ человека - главная тема в искусстве.

Презентация по теме портрета. Дети узнаюк когда впервые появился портрет, какими были портреты в разные эпохи, какими бывают жанры портрета, как рисовать портрет ( схема рисования)...

Презентация к уроку изобразительного искусства в 6 классе "Образ человека - главная тема в искусстве"

ААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААА ББББББББББББББББББББББББББББ ВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВ...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ по изобразительному искусству на тему: «Образ человека — главная тема в искусстве»

Человек — одна из основных тем в искусстве. Художников всегда привлекали образы людей, их индивидуальность. Портрет в изобразительном искусстве — это изображение человека или группы людей,...

ИЗО 6 класс. Тема 14. Образ человека - главная тема в искусстве.

Примеры портретов из картона. Картони от коробок....