Классный час на тему: "Роль волевых качеств характера человека в его жизни"
классный час (9 класс) по теме

Алескерова Ирада Гидаятовна

Цель классного часа:
Дать учащимся возможность понять необходимость определения для себя жизненных целей.
Обратить внимание учащихся на необходимость тренировать свою волю.
Способствовать расширению кругозора учащихся.
Учащимся предлагается с помощью теста изучить степень развития силы воли 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_volya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему: "Роль волевых качеств характера человека в его жизни"

Цель классного часа:

Дать учащимся возможность понять необходимость определения для себя жизненных целей.

Обратить внимание учащихся на необходимость тренировать свою волю.

Способствовать расширению кругозора учащихся.

Развивать устную речь учащихся, пополнять их словарный запас.

Задачи:

Научить учащихся анализировать свои возможности.

Способствовать развитию желания работать над собой.

Воспитывать интерес к самому себе, формировать собственную культуру самопознания, саморазвития, самовоспитания.

Оборудование: магнитофон, плакаты с фразами, напечатанные тесты, иллюстрации для оформления.

Ход классного часа

I Информационный блок.

Учитель: Римский юноша Муций, пытаясь убить этрусского царя Порсену, осаждавшего Рим в 508 году до нашей эры, попал в плен. Разгневанный царь приказал развести огонь в жертвеннике, чтобы пытать юношу и узнать его сообщников. Муций гордо подошел к жертвеннику и положил правую руку в огонь. Продолжая разговаривать с царем, он держал руку в огне, пока она не обуглилась. Потрясенный поступком молодого римлянина, показавшего силу воли своей нации, Порсена отпустил его и снял осаду  с Рима. Образ Муция, прозванного Сцеволой (левшой), вошел в мировую литературу, как пример воли, которая побеждает все. Таких примеров можно привести великое множество.

Ответы детей:

Фридрих Шиллер очень четко подметил "маленького и большого человека делает его воля".

Что же такое воля? Воля – психический процесс сознательной целенаправленной регуляции человеком своей деятельности и поведения для достижения цели.

Как вы думаете, какие составляющие есть у воли?

(ответы записываются на доску)

Воля состоит из таких качеств как:

энергичность,

терпение,

выдержка,

смелость.

 

Упражнение " Популярные отговорки". Это упражнение поможет Вам осознать, что у вас есть выбор: или получить то, что Вы желаете от жизни ( достичь поставленной цели ), или постоянно искать причину своих неудач.

Каждый получает по семь чистых листов и пишет на каждом из них:

- Все возможные причины, которые Вы приводите, чтобы не делать домашняя задача.

- Все отговорки, которые Вы используете, чтобы не ходить в школу.

- Все, что поможет избегнуть уборки в квартире.

Причины, по которым:

- вы не любите себя;

- окружающие могут не любить Вас;

- вы плохо учите;

- вы не можете достичь поставленной цели.

На подготовленный плакат с надписью «Любимые отговорки» каждый наклеивает то, что написал на листах.

Обсуждение, почему люди выискивают причины неудач вместо того, чтобы стремиться к достижению цели.

Так что ж мы достигаем, придумывая отговорки? В большинстве случаев защищаемся от чувства дискомфорта, если сложилась неприятная ситуация.

Вместе с детьми разрабатываем памятку

«Как можно развивать силу воли?»

II Проблемный блок.

На доске написаны высказывания великих людей о качествах человеческого характера, которые зафиксированы в этих высказываниях и доказать их значимость (настойчивость).

Человек с настоящим характером является тот, кто умеет ставить перед собой цели и делает все, чтобы достичь их (целеустремленность).

Отклад не идет в лад (нерешительность, лень).

Упорство – есть мозг государственного человека, меч воина, секрет изобретателя, магическое слово ученого (Леббок).  (Настойчивость)

Не может воздержаться только тот, кто вперед  уверил себя, что это невозможно (Л.Н. Толстой).   (Терпеливость)

Учащимся предлагается самим определить этапы волевого действия.

Составить из набора (написаны этапы на отдельных табличках).

Осознание цели.

Стремление к ее достижению

Осознание путей достижения цели.

Осознание подкрепляющих или опровергающих мотивов своего желания достичь цели.

Борьба мотивов достижения цели.

Выбор решения.

Осуществление решения.

Волевым человек станет, если:

он осознает уровень развития совей воли;

он понимает, что лень – главный враг воли;

он математически упражняет в себе волевые качества;

он пытается самоутвердиться;

он работоспособен.

III Блок самоанализа и самооценки.

         Учащимся предлагается оценить уровень развитии своей силы воли от 0 до 30 баллов (пишут на листочке и сдают для подсчета). Затем учащимся предлагается с помощью теста изучить степень развития силы воли (раздать листы с тестом).

Тест: Необходимо выбрать и отметить в таблице знаком + или – один из трех ответов 1-да; 2 – не знаю; 3 – нет.

  1. В состоянии ли вы завершить вовремя начатую работу, если она вам не нравится?
  2. Преодолеваете ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно делать что-то трудное, непосильное и неприятное?
  3. Когда вы попадаете в конфликтную ситуацию, способны ли вы объективно ее оценить?
  4. Если вы на диете, можете ли вы ее легко придерживаться?
  5. Можете ли вы встать раньше обычного времени или лечь спать позже, если это было бы не запланировано?
  6. Остановитесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?
  7. Быстро ли вы отвечаете на письма?
  8. Не отменяете ли вы посещение стоматолога из-за болезни?
  9. Будете ли вы принимать горькое лекарство?
  10. Являетесь ли вы человеком слова?
  11. Не боитесь ли вы в одиночку ехать в незнакомое вам место?
  12. Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня?
  13. Можете ли вы вовремя не вернуть книгу в библиотеку?
  14. Отложите ли вы выполнение уроков ради просмотра телепередачи, которая вам нравится?
  15. Сможете ли вы не ссориться, несмотря на нанесенную обиду?

          

 

 

Суммируйте полученные ответы по бальной системе: «да» - 2 балла; «не знаю» - 1 балл; «нет» - о баллов.

0 - 12 очков:

С силой воли у вас дела обстоят неважно. Вы делаете то, что вам легче и интереснее, даже, если это в чем-то может навредить и вам. К своим обязанностям вы относитесь спустя рукава. Вы эгоистичны и это влияет на ваши волевые качества. Вам пора изменить отношение к миру и окружающим, от этого вы  только выиграете.

13 – 21 очко:

Ваша сила воли имеет средние пределы. Если вы встречаетесь с препятствием, то преодолеваете его, но если увидите обходной путь, то тут же им  воспользуетесь. Неприятную работу вы выполняете, но постоянно при этом ворчите. Лишние обязанности вы на себя не берете. Если хотите достичь в жизни большего, тренируйте свою волю.

22 – 30 очков:

С силой воли у вас все в порядке. Вас не страшат трудности, но иногда нужно проявлять такие качества, как гибкость, доброта, снисходительность. Это вам поможет в достижении цели.

IV. Блок  самоанализа и самооценки.

Учащимся предлагается ответить на вопрос «Результаты сегодняшнего классного часа для меня».

Ответы детей:

Творческое домашнее задание.

В XIV веке во Франции жил философ Буридан Данепе Алигьери описал историю, которая, якобы, была связана с ослом Буридана.

«Однажды Буридан уехал по своим делам. Уезжая, он оставил в конюшне достаточно сена в яслях для своего осла. Сено лежало справа и слева от стойла. Охапки сена были абсолютно одинаковы. По возвращению Буридан увидел, что …»

Что увидел Буридан? Продолжите рассказ и дайте ему свое толкование.

Следующий наш классный час из серии «Познай себя» будет посвящен теме «Как стать хозяином своего времени?»Сила воли - одна из могущественных сил человеческой природы и в тот же время нам меньше всего известная. На подсознательном уровне она в определенных рамках реализуется всеми людьми. Кое-кто сознает ее, не понимая четко законов ее формирования и развития. Тем не менее, если приложить определенные усилия, то можно развить волю.

 

Сегодняшний наш классный час хочу закончить словами Уильяма Шекспира

«Наша личность – это сад, а наша воля – его садовник».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час на тему" Роль родителей в здоровом образе жизни "

способствовать формированию у родителей и через родителей у детей потребности в здоровом образе жизни...

Обобщение опыта работы классного руководителя по теме: "Роль классного руководителя в интеллектуальном развитии ребенка"

В данной статье я обобщаю свой опыт работы класснного руководителя по развитию интеллектуалых способностей, так как ученик и его интеллектуальные возможности - одно  из важных направл...

Воспитательский час: Роль волевых качеств характера человека в его жизни.

Воспитательский час: Роль волевых качеств характера человека в его жизни....

Методическое объединение классных руководителей по теме "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС" (семинар).

Приведен сценарий семинара для классных руководителей. Рассмотрены цели, задачи воспитательной работы по ФГОС. Цель деятельности классного руководителя в условиях ФГОС. Функции, задачи современного кл...

Выступление на МО воспитателей и классных руководителей на тему: "Роль английского языка в жизни спортсменов"

В настоящее время изучение иностранных языков является важным аспектом жизни современного человека. Иностранный язык дает нам возможность познакомиться с культурой и традициями других стран, способств...

Воспитательное занятие на тему: "Роль волевых качеств характера человека в его жизни"

данный материал предназначен для детей 12-15 лет.Цель: сформировать адекватную самооценку и выработать соответствующий план самовоспитания.Задачи: познакомить с методикой самовоспитания; помочь сформи...

Классный час на тему " «Роль знаний в жизни каждого человека»" 5 класс

Классный час на тему " «Роль знаний в жизни каждого человека»" 5 класс...