Обобщение опыта работы классного руководителя по теме: "Роль классного руководителя в интеллектуальном развитии ребенка"
материал (7 класс) по теме

  Бедушвиль Татьяна Александровна

 

 В данной статье я обобщаю свой опыт работы класснного руководителя по развитию интеллектуалых способностей, так как ученик и его интеллектуальные возможности - одно  из важных направлений воспитательной работы.

Главная цель воспитательной работы  в данном направлении сформировать у учащихся осознанное представление того, что для успешного будущего и личностного самоутверждения учащемуся необходимо развивать свой интеллект. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на городском форуме по теме:

Роль классного руководителя в интеллектуальном развитии ребенка.

Я хотела бы начать свое выступление со слов Сухомлинского, который писал

Без знания ребенка, его умственного развития,

мышления, интересов, увлечений, способностей,

задатков, наклонностей, нет воспитания.

(В.А. Сухомлинский)

 На классного руководителя возложена одна из сложнейших задач связанная с изучением и формированием личности ребенка.

Ученик и его интеллектуальные возможности - одно  из важных направлений воспитательной работы.

Главная цель воспитательной работы  в данном направлении сформировать у учащихся осознанное представление того, что для успешного будущего и личностного самоутверждения учащемуся необходимо развивать свой интеллект.

Как правило, под  интеллектуальными возможностями понимают - высокоразвитые умственные способности общего характера, образующие основу для достижения наилучших результатов во всех областях науки и культуры. Однако при развитии интеллектуальных способностей учащихся не следует забывать об их творческих способностях, которые хотя напрямую и не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивают их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике.  

 При  планировании внеклассной работы направленной на интеллектуальное развитие  учащихся 5-7 классов следует учитывать, то, что в этом возрасте интеллектуальная сфера детей развивается не столько вглубь, сколько вширь.

 Учитывая то, что в классе общаются и учатся дети с различным уровнем умственного, психического, физического, эстетического развития, классный руководитель должен уметь организовать  такую внеклассную работу, которая бы способствовала оптимальному развитию интеллектуальных и творческих способностей каждого ребёнка. Ребенок должен иметь   возможность попробовать себя в максимально различных видах интеллектуального творчества.

Поэтому перед  классным руководителем встает вопрос: Как же построить  внеклассную работу, которая бы способствовала развитию  интеллектуально-творческих способностей учащихся?  

Прежде чем начать планировать внеклассную работу мною на первом этапе была поставлена задача: определить уровень развития интеллектуальных возможностей учащихся класса в целом и возможностей каждого учащегося в частности.  

Вместе с психологом среди учащихся  были проведены  анкеты и ряд психолого-педагогических обследований учащихся, которые позволили определить уровень познавательных интересов, их  глубину и направленность, а также характер учебной мотивации, уровень активности и самостоятельности детей как критериев развития интеллектуальных возможностей учащихся.  

В результате проделанной работы на основе полученных данных был составлен интеллектуальный паспорт класса, состоящий из 6 разделов  

Паспорт включает следующие разделы: 

  1. Учебные интересы класса.
  2. Отношение учащихся к процессу учения и к отдельным учебным предметам.
  3. Степень работоспособности и организованности класса.
  4. Степень развитости общеучебных умений и навыков детей.
  5. Уровень интеллектуального развития учащихся класса.
  6.  Степень осознания учащимися класса необходимости интеллектуально-творческого развития. 
  1. Раздел паспорта – учебные интересы класса. Были определены в ходе начального собеседования с учащимися и оформлены в виде таблицы, в которой были определены как возможные, так и уже реализуемые интересы.  Карта интересов помогает согласовать дальнейшие действия и помочь ребенку встроиться в систему дополнительного образования, учитывая его пожелания. Данная информация также необходима и для определения учебной поддержке в целях удовлетворения образовательных запросов каждого учащегося
  2. Раздел – отношения учащихся к процессу учения и к отдельным предметам – не менее важен, так как   отношение учащихся к процессу учения, напрямую связано с качеством образования и воспитания.  В результате обследования психологом  ведущих мотивов обучения учащихся данного класса, следует отметить то, что мотивация у большей части класса средняя, а наиболее низкая мотивация  именно по таким параметрам как – мотивы долга и ответственности, содержания и мотивы, связанные с процессом обучения, а, следовательно, при планировании воспитательной работы следует это учитывать и по средствам воспитательной работы формировать положительное отношение к учению и процессу познания.
  3. Что касается  третьего раздела – степени работоспособности и организованности класса, то степень работоспособности была определена в ходе неоднократных наблюдений за учащимися при посещении уроков и мероприятий. Нельзя отметить слишком высокую работоспособность класса – так как среди учащихся есть дети с быстрой утомляемостью. Но нельзя говорить и об очень низкой работоспособности класса, так как среди детей есть дети с высокой работоспособностью, хотя их не так много. В общем, по классу степень работоспособности – средняя, а поэтому во  избежание быстрой утомляемости учащихся при планировании работы необходимо предусмотреть смену разных видов деятельности.
  4. В 4-ом Разделе – для определения степени развитости общеучебных умений и навыков среди детей  была проведена анкета «Умеете ли Вы учиться? Результаты анкеты удобнее всего было представить в форме графика, чтобы нагляднее представить степень сформированности основных общеучебных умении. Для этого по каждому из умений был высчитан средний балл, по которому и можно судить о степени развитости общеучебных умений учащихся данного класса. Как видно из диаграммы основная часть умений сформирована на частичном уровне и очень мало умений, которые в данном классе были бы сформированы полностью, что также говорит о необходимости их развития не только на уроках, но и на внеклассных мероприятиях
  5. Определяя уровень интеллектуального развития учащихся класса, мною были использованы данные обследования познавательных способностей учащихся школьным психологом. Данные были оформлены в виде диаграммы. Из диаграммы видно, что почти у половины класса (47 %) уровень интеллектуального развития - ниже среднего, у этих детей присутствует - любопытство;

 у трети класса (32 %) - средний уровень, у таких детей присутствует любознательность;

у шестой части класса (16 %) низкий уровень развития познавательных интересов;

и очень небольшому числу учеников (5 %) преемственен очень высокий уровень, такие школьники имеют творческий интерес.

Следовательно, уровень интеллектуального развития  детей в целом по классу незначителен и требуют повышения, причем не только с помощью учителей-предметников, но и с привлечением классного руководителя.

  1. Что касается шестого  раздела: степени осознания необходимости развития своих интеллектуально-творческих способностей, то следует отметить, что она довольно высокая.

Большинство учащихся в анкетах отметили, что от глубины их знаний и степени развития интеллекта, будет зависеть успешность их будущего профессионального роста, карьеры, а поэтому они понимают необходимость  познания нового и расширения своего кругозора.

Данные  интеллектуального паспорта класса позволили увидеть необходимые направления работы и  спланировать  такую  воспитательную работу, которая  способствовала бы развитию интеллектуальных умений учащихся через включение их в соответствующую деятельность. Организуя реальную деятельность  по средствам вовлечения учащихся в кружки, факультативы, привлекая их к участию в олимпиадах по предметам, к участию в конкурсах, интеллектуальных марафонах, смотрах, экскурсиях и т.д. мы невольно их мотивируем на саморазвитие, самовоспитание и самосовершенствование  

Также на этом втором этапе  мною были организованы и проведены  внеклассные мероприятия, которые, прежде всего, должны были позитивно повлиять на интеллектуальное развитие учащихся.

Составляя циклограмму мероприятий  я старалась максимально учесть интересы и пожелания учащихся в определении форм работы. Внеклассная работа включала в себя беседы, конкурсы рисунков и стихов, интеллектуально-познавательные игры.

Таким образом, на II этапе мной проводился ряд мероприятий, направленных на формирование познавательного интереса учащихся, любознательности, расширение их кругозора. Это, прежде всего такие мероприятия как, например:

Рыцарский турнир, а также игра Что? Где? Когда?, которые  проводились с целью развития мышления, сообразительности и коммуникативно-творческих способностей учащихся.

Новогодний звездный час с целью повышения уровня знаний и расширения кругозора школьников о традициях празднования нового года в разных странах.

Также проводились командные соревнования по параллелям – например такие мероприятия как Турнир знатоков  и КВН «в гостях у КЛИО» с целью воспитания творческих способностей, умений и навыков коллективной деятельности и расширения кругозора учащихся

Было также проведено интеллектуально-спортивное мероприятие: Сильные, смелые, ловкие, умелые с целью повышения уровня знаний и кругозора школьников; развития творческих способностей учащихся; воспитание положительных чувств к познанию.

 Параллельно шла подготовка «нравственной почвы», т. е. создание у учащихся положительного отношения к учению и школе, в цикле этических бесед и мероприятий, таких как Этикетка, с целью привития культуры поведения.  

С целью  расширения кругозора учащихся были организованы  экскурсии: ребята посетили Театр Юного зрителя и зоогалерею в городе Иркутске, а также посетили  краеведческий музей города Зимы, дом – поэзии Евтушенко.

На завершающем работу III –ем этапе: анализе всех мероприятий, проведенных с учениками по развитию у них интеллектуально-творческих возможностей, проводилась анкета

 Данная анкета,  проводилась с целью определения характера отношения учащихся к труду, знаниям после проведенных дел, в итоге были получены следующие результаты:

у некоторых детей следует отметить устойчиво-позитивное отношение к труду, культуре и знаниям, то есть это  - любознательные люди, у которых есть устойчивое стремление к познанию нового, они считают, что успешность профессионального роста, карьеры напрямую связана с глубиной знаний, и стремятся к их получению.

Однако у большинства детей по-прежнему остается ситуативно-позитивное отношение к труду, культуре и знаниям – эти ребята хотели бы выглядеть «культурными людьми», но не готовы прикладывать ежедневные усилия к этому; ребята могут неплохо учиться, но по своей инициативе вряд ли будут копаться в книгах.

Остается и категория ребят, для которых знания - носят чисто утилитарный характер (выучил, ответил - значит, не нажил неприятностей) - у таких учащихся ситуативно-негативный характер к труду, культуре и знаниям.

Радует, то, что нет учеников с устойчиво-негативным отношением к знаниям и нравственным нормам.

Делая общие выводы, следует отметить, что проведенная мной работа не прошла бесследно, у детей повысился интерес к знаниям, повысились уровни познавательных интересов (устойчивость, глубина познавательного интереса, уровень активности и самостоятельности детей по добыванию знаний), расширился кругозор учащихся. Что легко заметить при сравнении результатов анкет, т.е. у детей появились новые интересы, изменилось отношение к самостоятельному труду, к знаниям, что в принципе является не плохим результатом. Конечно, он мог бы быть выше, если бы постоянно велась совместная работа учителей-предметников и классного руководителя, если бы в выявлении и формировании интеллектуальных умений участвовали родители детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы  VIII вида по профориентации учащихся....

Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"

В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Обобщение опыта работы классного руководителя

Размещен опыт работы классного руководителя Кащеевой В.И....

Обобщение опыта работы классного руководителя по теме "Сохранение и укрепление здоровья школьников, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни"

Муниципальный этап Педагогического марафона классных руководителей «Учительство Подмосковья-воспитанию будущего поколения России"Описание опыта работы классного руководителя 6  класса...

Обобщение опыта работы классного руководителя на конкурсе "Самый классный классный"

Обобщение опыта работы классного руководителя на конкурсе "Самый классный классный"....