Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"
статья по теме

Пищенкова Светлана Анатольевна

В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в

условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса

                 Важным звеном в построении воспитательной работы школы является взаимодействие педагога с родителями учащихся. Семья – та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья. Для ребёнка с ОВЗ значение правильного семейного воспитания возрастает вдвойне.

             К сожалению, по данным исследований  более половины семей отрицательно влияют на развитие ребенка с ОВЗ, и лишь около 40% семей оказывают положительное воздействие. При этом следует отметить, что даже в тех семьях, где отношение к ребенку правильное, родители в большинстве случаев действуют, руководствуясь лишь собственным пониманием роли воспитания, не разбираясь в его специфике.

                   Большинство родителей болезненно реагируют на рекомендацию обучать их ребёнка в коррекционной школе. В связи с этим наша задача помочь не только своим учащимся стать самостоятельными людьми, подготовить их к жизни и труду, к выполнению гражданских обязанностей, но и смягчить, сгладить переживания родителей, дать им уверенность в том, что жизнь ребенка может быть налажена.

      Учитывая сказанное, следует выделить следующие специфические обязанности коррекционной школы по отношению к родителям:

- вселять в них уверенность , что обучение и воспитание будет иметь успех;

-  поддерживать их при неудачах, привлекая внимание к положительным сторонам личности ребенка с ОВЗ.

-  важно, чтобы родители увидели позитивное отношение учителя, классного руководителя к их ребенку, и могли быть уверены в том, что педагог действует именно в его интересах .

      Слайд2 Сложность взаимодействия состоит ещё и в том, что потенциал родительского социума в нашей школе недостаточно высокий: только 9% родителей имеют высшее образование,32%-  среднеспециальное, 43% — среднее образование, 15%- неполное среднее образование, 1% (2 человека) родителей не грамотные. 10% закончили коррекционную школу.

     Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребёнка с ОВЗ.  Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играет классный  руководитель. Именно он является  координатором  взаимодействия учителей-предметников, социально-психологической, медицинской служб школы  и родителей.

          Еще до начала обучения классный руководитель знакомится с ребенком, его родите-лями, условиями  жизни в семье. От первой встречи часто зависит желание ребенка посещать занятия в школе. Задача педагога-  сгладить негативное отношение ребенка, его родителей к коррекционной школе, расположить к себе, заинтересовать предстоящими занятиями. Выяснить воспитательные возможности семьи помогает педагогическая диагностика. Изучение семьи позволяет классному руководителю ближе познакомиться с ребёнком, понять жизнь семьи, её уклад, взаимоотношения между домочадцами,  их духовные ценности.

     

              Работа с семьей- одно из приоритетных направлений воспитательной работы . В каждой из функционирующих в школе воспитательных систем классов ведётся большая работа по организации эффективного взаимодействия  с семьями учащихся . В папке психолого-педагогического сопровождения класса, представленной на МВ, содержится блок работы с родителями учащихся, в котором размещаются результаты диагностического исследования семей,  паспорт их социального статуса , нормативные документы для родителей в сфере образования  и план работы классного руководителя с семьями учащихся, в котором реализуются основные направления воспитательной работы МСКОУ СКОШ VIII вида с семьями учащихся: Слайд 3

  1. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей
  2. Оптимизация детско-родительских отношений
  3. Поддержка и повышение социального статуса семей
  4. Вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
  5. Профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления.

Данные направления работы с семьями учащихся реализуются посредством разнообразных форм.

         Слайд 4 Родительское собрание –одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний и умений для  родителей, для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.

         Слайд 5Традиционно 2 раза в год в нашей школе  проводятся общешкольные родительские собрания. Тематика собраний определяется анализом   ожиданий родителей  от образовательного учреждения. К выступлению на собраниях привлекаются школьные специалисты, работники социальных, правоохранительных служб  города. Слайд 6Кроме того,  в начале года проводятся собрания для родителей первоклассников, их знакомят с общей организацией учебного, воспитательного  и коррекционно-развивающего обучения в школе. Собрания для родителей пятиклассников помогают им правильно подойти к вопросу адаптации детей при переходе из начального звена в среднее.

         Классные родительские собрания планируются педагогами на основе  общешкольной программы «Родительская школа» » , которая представлена вашему вниманию на МВ . Тематика собрания выбирается классным руководителем исходя из целей и задач функционирующей воспитательной системы класса.

          Знакомство с семьёй ребёнка начинается для меня с анкеты, которую я раздаю детям на первом классном часе, а в дальнейшем они ежегодно её обновляют. Она заполняется дома, вместе с родителями, и включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала “сведения о родителях”, “о занятости” и “состояние здоровья учащихся”, но и вопросы, позволяющие мне хорошо узнать особенности и условия семейного воспитания своих учеников. Основными задачами воспитательной системы моего 6 «Б» класса на этот учебный год являются:   формирование  дружного и сплочённого классного коллектива, воспитание в детях уважительного отношения к окружающим людям.  В связи с этим, а также исходя из результатов психолого- педагогического исследования типов семейного воспитания я запланировала проведение следующих родительских собраний :СЛАЙД 7

  1. «Учите ребёнка быть добрым»
  2. «Поручения ребёнка в семье»
  3. «Кодекс семейного здоровья»
  4. «Воспитание без наказания».

     Проводить родительские собрания стараюсь нестандартно, используя активные формы организации,  вносить в их проведение новые идеи, стимулируя и направляя интерес родителей к проблемам воспитания. Все собрание завершаю конкретными рекомендациями каждому, которые понятны людям с разной родительской мотивацией.

                  В работе с семьёй педагогами школы используется целый спектр форм  индивидуальной и групповой  работы .  Тема и форма работы выбирается классными руководителями , исходя из  запросов самих родителей, по выявленным проблемам из педагогической диагностики, по выявленным рискам в обучении и поведении учащихся. В первую очередь-это  индивидуальное консультирование, патронаж семей

,(?посещение на дому). СЛАЙД 8 Работа с родителями осуществляется в тесном взаимодействии с педагогом- психологом, социальным педагогом, медицинским работником. Данные специалисты выступают на родительских собраниях, тематических практикумах, организуют индивидуальные консультации, давая информацию об особенностях их ребёнка, о необходимости сохранения его физического, психологического здоровья. Родители получают  квалифицированную психотерапевтическую и консультативную поддержку.

                           Большое внимание в нашей школе уделяется работе с неблагополучными семьями, родителями детей «группы риска». Число таких семей, к сожалению, в последние годы не уменьшается. СЛАЙД 9 Количество неполных семей в нашей школе 54%, малообеспеченные семьи составляют 62 %, семьи опекаемых детей 9% (13 чел.), 25% родителей не работают.  10%  (14семей) имеют статус неблагополучных. Из них 8 семей «группы риска», 6 семей находятся в социально-опасном положении.

             Неблагополучные семьи в большинстве своем не могут самостоятельно решать проблемы, возникающие при воспитании детей, им необходима квалифицированная, систематическая и целенаправленная помощь. Дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях, нуждаются в защите и поддержке. У нас создана общешкольная  комплексно-целевая программа «Профилактика правонарушений и безнадзорности учащихся», одним из направлений которой является работа с такими семьями, включающая комплексную диагностику, реабилитационные мероприятия с семьёй. СЛАЙД 10 Для родителей проводятся психологические тренинги, тематические консультации, практикумы, правовые лектории с привлечением сотрудников правоохранительных органов, их приглашают на Школьный Совет по социально-правовой защите прав обучающихся для помощи в разрешении семейных проблем.

           И всё-таки, доверие – главная цель в педагогическом общении с родителями.  Его можно достичь с помощью определенных педагогических приемов. Прежде всего классный руководитель должен «транслировать» родителям положительный образ ребенка. Способствует этому организация совместных  мероприятий. В нашей школе родители — частые гости и на внеклассных и внешкольных мероприятиях  . Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья», Дни здоровья и  праздники, посвященные Международному женскому дню, и КТД «Встреча с профессией», и Дни открытых дверей. СЛАЙД 11

          Обеспечение участия родителей в жизнедеятельности своего класса осуществляю  с помощью включения их в такие виды взаимодействия как организация и проведение праздников (традиционным стало празднование Дня матери),  посещение театра, выставок, выставки творческих работ учащихся, дни здоровья, помощь в ремонтных работах и эстетическом оформлении классной комнаты. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, . Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, производят огромный воспитательный эффект. Обязательно приглашаю родителей  посетить занятия их детей  в мастерских, рассказываю (с помощью мультимедийной презентации) о бывших моих выпускниках , работающих на производстве, имеющих свои семьи. В дальнейшем родители, узнав лучше учреждение, в котором учится их ребенок, уже не сомневаются, что он за годы обучения получит неплохую специальность, встанет на ноги.

             Процесс воспитания длительный, кропотливый, трудоёмкий.  Судить о результатах всей огромной комплексной работы, проведённой с сегодняшними учениками и их родителями мы будем ещё не скоро. Однако, анализируя уровень социализации наших выпускников за последние годы,  видим, что большая часть из них благополучно трудоустраивается, создаёт свои семьи, занимая достойное место в современном обществе.

          Сейчас оценивать результаты своей воспитательной  работы нам приходится по каким-то пусть не слишком значительным, но успехам. Например, принимая в начале прошлого учебного года 5 класс, я имела 2 семьи, стоящие как неблагополучные на внутри школьном учёте. В конце года обе они были сняты с него, так как родители перестали злоупотреблять алкоголем, трудоустроились, активно сотрудничают со школой по вопросам воспитания детей. Это вселяет  в педагога уверенность в правильности выбранной тактики воспитания подрастающего поколения.

         

       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса Пищенкова С.А., классный руководитель МСКОУ СКОШ VIII вида МУНИЦИПАЛЬНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII вида»

Слайд 2

Уровень образования родителей Высшее образование- 9% Среднеспециальное- 32% Среднее- 43% Неполное среднее- 15% Неграмотные- 1%

Слайд 3

Направления воспитательной работы МСКОУ СКОШ VIII вида с семьями учащихся Повышение психолого-педагогической грамотности родителей Оптимизация детско-родительских отношений Поддержка и повышение социального статуса семей Вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья Профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления.

Слайд 4

Общешкольные родительские собрания

Слайд 5

Общешкольные родительские собрания просветительского характера 2011-12 Влияние ИКТ на духовно - нравственное становление личностиобщешкольное Игровая зависимость – понятие, последствие, профилактика.общешкольное 2010-11 Роль родителей в сохранении и укреплении здоровья детей, обучающихся в коррекционной школе Комфортность и позитивное взаимодействие с ребенком в семье – основа сохранения и укрепления его здоровьяобщешкольное 2009-10 Традиции семьи как основа воспитания нравственности ребенка: способы общения и методы педагогического воздействия на ребенка в семье Сотрудничество семьи и школы в психофизическом развитии воспитанниковобщешкольное

Слайд 6

Собрания для родителей учащихся 1-х, 5-х классов

Слайд 7

Классные родительские собрания «Учите ребёнка быть добрым» «Поручения ребёнка в семье» «Кодекс семейного здоровья» «Воспитание без наказания».

Слайд 8

Встречи со специалистами школы

Слайд 9

Социальный статус семей Неполные- 54% Малообеспеченные- 62% Неблагополучные- 10% (14 семей) Неработающие родители- 25% Опекаемые семьи- 9%

Слайд 10

Занятия с родителями учащихся «группы риска»

Слайд 11

Совместные спортивные мероприятия

Слайд 12

Внеклассные мероприятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы  VIII вида по профориентации учащихся....

Из опыта работы "Совместная деятельность классного руководителя с семьями обучающихся по формированию и развитию всесторонней личности ребёнка"

Современная школа знает, что связь школы и семьи не должна иметь только одно направление как в старые времена, когда инициативу указывала школа, приказывая родителям и ученикам. Сейчас учителя н...

Обобщение опыта работы классного руководителя по теме: "Роль классного руководителя в интеллектуальном развитии ребенка"

В данной статье я обобщаю свой опыт работы класснного руководителя по развитию интеллектуалых способностей, так как ученик и его интеллектуальные возможности - одно  из важных направл...

Статья «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска коррекционной школы VIII вида».

Доклад  «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска коррекционной школы VIII вида» на городском семинаре классных руководителей ....

Обобщение опыта работы классного руководителя на конкурсе "Самый классный классный"

Обобщение опыта работы классного руководителя на конкурсе "Самый классный классный"....