Главные вкладки

    Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"
    статья по теме

    Пищенкова Светлана Анатольевна

    В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в

    условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса

                     Важным звеном в построении воспитательной работы школы является взаимодействие педагога с родителями учащихся. Семья – та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья. Для ребёнка с ОВЗ значение правильного семейного воспитания возрастает вдвойне.

                 К сожалению, по данным исследований  более половины семей отрицательно влияют на развитие ребенка с ОВЗ, и лишь около 40% семей оказывают положительное воздействие. При этом следует отметить, что даже в тех семьях, где отношение к ребенку правильное, родители в большинстве случаев действуют, руководствуясь лишь собственным пониманием роли воспитания, не разбираясь в его специфике.

                       Большинство родителей болезненно реагируют на рекомендацию обучать их ребёнка в коррекционной школе. В связи с этим наша задача помочь не только своим учащимся стать самостоятельными людьми, подготовить их к жизни и труду, к выполнению гражданских обязанностей, но и смягчить, сгладить переживания родителей, дать им уверенность в том, что жизнь ребенка может быть налажена.

          Учитывая сказанное, следует выделить следующие специфические обязанности коррекционной школы по отношению к родителям:

    - вселять в них уверенность , что обучение и воспитание будет иметь успех;

    -  поддерживать их при неудачах, привлекая внимание к положительным сторонам личности ребенка с ОВЗ.

    -  важно, чтобы родители увидели позитивное отношение учителя, классного руководителя к их ребенку, и могли быть уверены в том, что педагог действует именно в его интересах .

          Слайд2 Сложность взаимодействия состоит ещё и в том, что потенциал родительского социума в нашей школе недостаточно высокий: только 9% родителей имеют высшее образование,32%-  среднеспециальное, 43% — среднее образование, 15%- неполное среднее образование, 1% (2 человека) родителей не грамотные. 10% закончили коррекционную школу.

         Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребёнка с ОВЗ.  Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играет классный  руководитель. Именно он является  координатором  взаимодействия учителей-предметников, социально-психологической, медицинской служб школы  и родителей.

              Еще до начала обучения классный руководитель знакомится с ребенком, его родите-лями, условиями  жизни в семье. От первой встречи часто зависит желание ребенка посещать занятия в школе. Задача педагога-  сгладить негативное отношение ребенка, его родителей к коррекционной школе, расположить к себе, заинтересовать предстоящими занятиями. Выяснить воспитательные возможности семьи помогает педагогическая диагностика. Изучение семьи позволяет классному руководителю ближе познакомиться с ребёнком, понять жизнь семьи, её уклад, взаимоотношения между домочадцами,  их духовные ценности.

         

                  Работа с семьей- одно из приоритетных направлений воспитательной работы . В каждой из функционирующих в школе воспитательных систем классов ведётся большая работа по организации эффективного взаимодействия  с семьями учащихся . В папке психолого-педагогического сопровождения класса, представленной на МВ, содержится блок работы с родителями учащихся, в котором размещаются результаты диагностического исследования семей,  паспорт их социального статуса , нормативные документы для родителей в сфере образования  и план работы классного руководителя с семьями учащихся, в котором реализуются основные направления воспитательной работы МСКОУ СКОШ VIII вида с семьями учащихся: Слайд 3

    1. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей
    2. Оптимизация детско-родительских отношений
    3. Поддержка и повышение социального статуса семей
    4. Вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
    5. Профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления.

    Данные направления работы с семьями учащихся реализуются посредством разнообразных форм.

             Слайд 4 Родительское собрание –одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний и умений для  родителей, для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.

             Слайд 5Традиционно 2 раза в год в нашей школе  проводятся общешкольные родительские собрания. Тематика собраний определяется анализом   ожиданий родителей  от образовательного учреждения. К выступлению на собраниях привлекаются школьные специалисты, работники социальных, правоохранительных служб  города. Слайд 6Кроме того,  в начале года проводятся собрания для родителей первоклассников, их знакомят с общей организацией учебного, воспитательного  и коррекционно-развивающего обучения в школе. Собрания для родителей пятиклассников помогают им правильно подойти к вопросу адаптации детей при переходе из начального звена в среднее.

             Классные родительские собрания планируются педагогами на основе  общешкольной программы «Родительская школа» » , которая представлена вашему вниманию на МВ . Тематика собрания выбирается классным руководителем исходя из целей и задач функционирующей воспитательной системы класса.

              Знакомство с семьёй ребёнка начинается для меня с анкеты, которую я раздаю детям на первом классном часе, а в дальнейшем они ежегодно её обновляют. Она заполняется дома, вместе с родителями, и включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала “сведения о родителях”, “о занятости” и “состояние здоровья учащихся”, но и вопросы, позволяющие мне хорошо узнать особенности и условия семейного воспитания своих учеников. Основными задачами воспитательной системы моего 6 «Б» класса на этот учебный год являются:   формирование  дружного и сплочённого классного коллектива, воспитание в детях уважительного отношения к окружающим людям.  В связи с этим, а также исходя из результатов психолого- педагогического исследования типов семейного воспитания я запланировала проведение следующих родительских собраний :СЛАЙД 7

    1. «Учите ребёнка быть добрым»
    2. «Поручения ребёнка в семье»
    3. «Кодекс семейного здоровья»
    4. «Воспитание без наказания».

         Проводить родительские собрания стараюсь нестандартно, используя активные формы организации,  вносить в их проведение новые идеи, стимулируя и направляя интерес родителей к проблемам воспитания. Все собрание завершаю конкретными рекомендациями каждому, которые понятны людям с разной родительской мотивацией.

                      В работе с семьёй педагогами школы используется целый спектр форм  индивидуальной и групповой  работы .  Тема и форма работы выбирается классными руководителями , исходя из  запросов самих родителей, по выявленным проблемам из педагогической диагностики, по выявленным рискам в обучении и поведении учащихся. В первую очередь-это  индивидуальное консультирование, патронаж семей

    ,(?посещение на дому). СЛАЙД 8 Работа с родителями осуществляется в тесном взаимодействии с педагогом- психологом, социальным педагогом, медицинским работником. Данные специалисты выступают на родительских собраниях, тематических практикумах, организуют индивидуальные консультации, давая информацию об особенностях их ребёнка, о необходимости сохранения его физического, психологического здоровья. Родители получают  квалифицированную психотерапевтическую и консультативную поддержку.

                               Большое внимание в нашей школе уделяется работе с неблагополучными семьями, родителями детей «группы риска». Число таких семей, к сожалению, в последние годы не уменьшается. СЛАЙД 9 Количество неполных семей в нашей школе 54%, малообеспеченные семьи составляют 62 %, семьи опекаемых детей 9% (13 чел.), 25% родителей не работают.  10%  (14семей) имеют статус неблагополучных. Из них 8 семей «группы риска», 6 семей находятся в социально-опасном положении.

                 Неблагополучные семьи в большинстве своем не могут самостоятельно решать проблемы, возникающие при воспитании детей, им необходима квалифицированная, систематическая и целенаправленная помощь. Дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях, нуждаются в защите и поддержке. У нас создана общешкольная  комплексно-целевая программа «Профилактика правонарушений и безнадзорности учащихся», одним из направлений которой является работа с такими семьями, включающая комплексную диагностику, реабилитационные мероприятия с семьёй. СЛАЙД 10 Для родителей проводятся психологические тренинги, тематические консультации, практикумы, правовые лектории с привлечением сотрудников правоохранительных органов, их приглашают на Школьный Совет по социально-правовой защите прав обучающихся для помощи в разрешении семейных проблем.

               И всё-таки, доверие – главная цель в педагогическом общении с родителями.  Его можно достичь с помощью определенных педагогических приемов. Прежде всего классный руководитель должен «транслировать» родителям положительный образ ребенка. Способствует этому организация совместных  мероприятий. В нашей школе родители — частые гости и на внеклассных и внешкольных мероприятиях  . Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья», Дни здоровья и  праздники, посвященные Международному женскому дню, и КТД «Встреча с профессией», и Дни открытых дверей. СЛАЙД 11

              Обеспечение участия родителей в жизнедеятельности своего класса осуществляю  с помощью включения их в такие виды взаимодействия как организация и проведение праздников (традиционным стало празднование Дня матери),  посещение театра, выставок, выставки творческих работ учащихся, дни здоровья, помощь в ремонтных работах и эстетическом оформлении классной комнаты. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, . Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, производят огромный воспитательный эффект. Обязательно приглашаю родителей  посетить занятия их детей  в мастерских, рассказываю (с помощью мультимедийной презентации) о бывших моих выпускниках , работающих на производстве, имеющих свои семьи. В дальнейшем родители, узнав лучше учреждение, в котором учится их ребенок, уже не сомневаются, что он за годы обучения получит неплохую специальность, встанет на ноги.

                 Процесс воспитания длительный, кропотливый, трудоёмкий.  Судить о результатах всей огромной комплексной работы, проведённой с сегодняшними учениками и их родителями мы будем ещё не скоро. Однако, анализируя уровень социализации наших выпускников за последние годы,  видим, что большая часть из них благополучно трудоустраивается, создаёт свои семьи, занимая достойное место в современном обществе.

              Сейчас оценивать результаты своей воспитательной  работы нам приходится по каким-то пусть не слишком значительным, но успехам. Например, принимая в начале прошлого учебного года 5 класс, я имела 2 семьи, стоящие как неблагополучные на внутри школьном учёте. В конце года обе они были сняты с него, так как родители перестали злоупотреблять алкоголем, трудоустроились, активно сотрудничают со школой по вопросам воспитания детей. Это вселяет  в педагога уверенность в правильности выбранной тактики воспитания подрастающего поколения.

             

           


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса Пищенкова С.А., классный руководитель МСКОУ СКОШ VIII вида МУНИЦИПАЛЬНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII вида»

    Слайд 2

    Уровень образования родителей Высшее образование- 9% Среднеспециальное- 32% Среднее- 43% Неполное среднее- 15% Неграмотные- 1%

    Слайд 3

    Направления воспитательной работы МСКОУ СКОШ VIII вида с семьями учащихся Повышение психолого-педагогической грамотности родителей Оптимизация детско-родительских отношений Поддержка и повышение социального статуса семей Вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья Профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления.

    Слайд 4

    Общешкольные родительские собрания

    Слайд 5

    Общешкольные родительские собрания просветительского характера 2011-12 Влияние ИКТ на духовно - нравственное становление личностиобщешкольное Игровая зависимость – понятие, последствие, профилактика.общешкольное 2010-11 Роль родителей в сохранении и укреплении здоровья детей, обучающихся в коррекционной школе Комфортность и позитивное взаимодействие с ребенком в семье – основа сохранения и укрепления его здоровьяобщешкольное 2009-10 Традиции семьи как основа воспитания нравственности ребенка: способы общения и методы педагогического воздействия на ребенка в семье Сотрудничество семьи и школы в психофизическом развитии воспитанниковобщешкольное

    Слайд 6

    Собрания для родителей учащихся 1-х, 5-х классов

    Слайд 7

    Классные родительские собрания «Учите ребёнка быть добрым» «Поручения ребёнка в семье» «Кодекс семейного здоровья» «Воспитание без наказания».

    Слайд 8

    Встречи со специалистами школы

    Слайд 9

    Социальный статус семей Неполные- 54% Малообеспеченные- 62% Неблагополучные- 10% (14 семей) Неработающие родители- 25% Опекаемые семьи- 9%

    Слайд 10

    Занятия с родителями учащихся «группы риска»

    Слайд 11

    Совместные спортивные мероприятия

    Слайд 12

    Внеклассные мероприятия


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

    В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы  VIII вида по профориентации учащихся....

    Из опыта работы "Совместная деятельность классного руководителя с семьями обучающихся по формированию и развитию всесторонней личности ребёнка"

    Современная школа знает, что связь школы и семьи не должна иметь только одно направление как в старые времена, когда инициативу указывала школа, приказывая родителям и ученикам. Сейчас учителя н...

    Обобщение опыта работы классного руководителя

    Размещен опыт работы классного руководителя Кащеевой В.И....

    Обобщение опыта работы классного руководителя по теме: "Роль классного руководителя в интеллектуальном развитии ребенка"

    В данной статье я обобщаю свой опыт работы класснного руководителя по развитию интеллектуалых способностей, так как ученик и его интеллектуальные возможности - одно  из важных направл...

    Статья «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска коррекционной школы VIII вида».

    Доклад  «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска коррекционной школы VIII вида» на городском семинаре классных руководителей ....