Главные вкладки

    обобщение опыта работы классного руководителя
    статья на тему

    Изюмова Светлана Васильевна

    из опыта работы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_raboty_klassnogo_rukovoditelya.doc175 КБ

    Предварительный просмотр:

    Из опыта работы классного руководителя МОУ «СОШ с. Нижняя Чернавка Вольского района Саратовской области» Изюмовой С.В.

    Во всех сферах социальной жизни происходят серьезные изменения, которые неизменно требуют новых подходов к определению содержания деятельности педагогов. Безусловно, ключевая роль при решении задач воспитания в условиях школы принадлежит классному руководителю. Его деятельность крайне многообразна, круг обязанностей  широк; однако, несмотря на неизбежные трудности, возникающие при взаимодействии с детьми, нет в школе работы более интересной, дающей большую отдачу.      

    Основная цель деятельности классного руководителя – содействие развитию личности, реализации ее творческих способностей через коллективную деятельность. Воспитательная система развития классного коллектива представляет собой способ организации жизни и воспитания членов классного сообщества с целью создания благоприятных условий для их развития.  Построение системы воспитательной работы в классе является объективной необходимостью. Однако проблема состоит в том, чтобы найти наиболее эффективные формы и методы создания и развития такой системы в классе, создать условия для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе.

    Исходя из вышесказанного, для реализации намеченной цели мной, как классным руководителем, были определены следующие задачи:

    1. Изучение личности ребёнка (индивидуальных и возрастных особенностей; интересов; склонностей; способностей).
    2. Изучение и анализ направленности интересов учащихся.
    3. Взаимодействие с педагогами дополнительного образования, школьным психологом, социологом, учителями-предметниками.
    4. Взаимодействие с семьями учащихся; индивидуальная работа с родителями учащихся и лицами их заменяющими.
    5. Выявление уровня воспитанности детского коллектива; составление программы развития детского коллектива.
    6. Организация различных видов деятельности учащихся.
    7. Поиск  путей представления детских творческих достижений.

    1. Выявление уровня воспитанности детского коллектива, составление программы развития детского коллектива.

    Одним из важных этапов моей деятельности стало составление программы воспитательной работы с детским коллективом. Основная задача планирования – организовать жизнь коллектива таким образом, чтобы школьники сами  проявляли инициативу  в делах класса и школы, учились быть самостоятельными, адекватно оценивали свои возможности и постоянно стремились к самопознанию и саморазвитию. При составлении плана воспитательной работы на учебный год были запланированы воспитательные мероприятия по различным направлениям, которые нашли свое отражение в программе развития коллектива «Я и другие Я».

     В основе этой программы лежат идеи воспитательной системы Караковского В.А. «Стать человеком», посредством реализации которых становится возможным воспитание в ребенке таких черт личности, как патриотизм, порядочность, достоинство, уважение к другим людям, стремление к творчеству.

    2. Взаимодействие с педагогами дополнительного образования, школьным психологом, социологом, учителями-предметниками.

    Неотъемлемой частью моей работы как  классного руководителя, является систематическое общение с учителями-предметниками с целью выяснения успеваемости учащихся и дисциплины на уроках. Большую помощь в этой работе оказывает психологическая служба гимназии. Чтобы лучше узнать детей, их наклонности, задатки и мотивации, психолог проводит различные диагностики, мониторинги, исследования по изучению структуры и психологического климата в коллективе. На основании данных исследований я  планирую свою  воспитательную работу с учащимися.  

    Для полной реализации способностей, интересов, склонностей школьников необходима совместная работа классного руководителя и социального педагога, психолога, педагогов дополнительного образования. Поэтому воспитательная система включила в себя и работу по организации дополнительного образования учащихся. Школьникам была оказана помощь в выборе организации дополнительного образования на основании результатов предварительной диагностики, рекомендаций психолога, индивидуальных бесед с педагогами дополнительного образования и личных предпочтений учащихся. Большое влияние на формирование творческих предпочтений детей и выбор той или иной организации дополнительного образования оказали коллективные посещения спортивных соревнований, музыкальных конкурсов, художественных выставок и др. Эти мероприятия оставили яркий эмоциональный след в памяти детей.

    3. Взаимодействие с родителями (законными представителями) учащихся.

    Созданию положительной воспитательной среды в классном коллективе способствовала реализация Программы взаимодействия семьи и школы «Семья». Цель данной программы – привлечение родителей к сопровождению ребенка в процессе обучения и воспитания, изучение внутрисемейных отношений, воспитательной позиции и уровня педагогической культуры родителей. Все это позволило установить оптимальные взаимоотношения с родителями и привлечь их к жизни школы и класса.

    Общение с родителями в ходе подготовки и проведения различных совместных мероприятий помогло детям увидеть их со стороны, позволило в определенной степени презентовать свою семью и получить дополнительную информацию о семьях своих одноклассниках. По инициативе родителей в классе активно проводятся совместные мероприятия родителей и детей. Особенно яркими, полезными, эмоциональными  были: «Знакомство.              1 сентября», «Наши права и обязанности», «День матери», «Новогодний праздник», поход в зимний лес, экскурсионная поездка в Саратовский театр оперы и балета и в планетарий.

    Основная цель данных мероприятий – привлечь родителей к жизни класса, сделать так, чтобы они интересовались победами и проблемами своих детей, жили их жизнью, не оставались равнодушными, не ставили барьеров между семьей и школой.

    Важную роль при работе с родителями отводится их педагогическому и психологическому просвещению. Я провожу тематические собрания, индивидуальные беседы, заседания родительского комитета, регулярно посещаю семьи школьников. Тематика родительских собраний разрабатывается с учетом возрастных особенностей школьников и пожеланий родителей. Так, в текущем году в план педагогического лектория были включены следующие темы:

    1. Поощрение и наказание детей в семье.
    2. О родительском авторитете
    3. Учимся понимать своего ребёнка
    4. Первые проблемы подросткового возраста

    Как правило, итогом совместной работы классного руководителя и родителей становится дружный, сплочённый коллектив единомышленников, способный самостоятельно решать важные жизненные вопросы. Но существование и развитие этого коллектива невозможно без совместной деятельности учащихся, их равноправных отношений и управления своим поведением и собственной деятельностью, иными словами, без классного самоуправления.

    4. Развитие системы классного самоуправления.

    В рамках реализации компетентностного подхода в организации урочной и внеурочной деятельности учащихся, одним из важных действий классного руководителя по отношению к коллективу становится регуляция процесса самоуправления.

    Главной задачей самоуправления является привлечение к жизни класса каждого учащегося. В нашей гимназии реализуется девять творческих направлений деятельности, это помогает ребятам проявить себя  в различных сферах  в соответствии с их способностями и интересами .

    Главным органом самоуправления в классе является общее собрание. Общее собрание планирует работу в классе, подводит итоги, распределяет обязанности между членами коллектива.

    На общем собрании избирается лидер класса и лидеры всех направлений, которые в свою очередь набирают в свои направления рядовых членов. В результате формируется чёткая структура коллектива. Каждый школьник знает свои обязанности, а в процессе совместной деятельности дети учатся руководить и подчиняться, пробуя себя в роли организаторов   и исполнителей.

    Учащиеся класса работают в творческих группах, каждый выполняет индивидуальное задание, через определенное время  задание меняется. Таким образом, у учащихся появляется возможность проявить себя в различных ролях. В процессе реализации самоуправления классного коллектива у школьников формируются деловые качества, правильная самооценка, развиваются навыки общения, совместного творчества, чувство ответственности.

    5. Организация различных видов деятельности учащихся, поиск  путей представления детских творческих достижений.

    В процессе создания условий для личностной самореализации учащихся класса мной используются различные воспитательные технологии:  технология коллективного творческого дела, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии саморазвития и самовоспитания (Селевко Г.К.), технология педагогического разрешения конфликта (Щуркова Н.Е.), технология сотрудничества,  информационно-коммуникационные технологии.

     Результатом использования технологий интерактивной деятельности является формирование благоприятного психологического климата в коллективе,  выработка активной жизненной позиции учащихся, а желание проявить себя   реализовывается через традиционные классные часы.

    Темы классных часов предлагаются самими учащимися или соответствуют плану воспитательной работы гимназии. Все классные часы школьники проводят сами. Лидеры направлений вместе с членами творческих групп под руководством классного руководителя собирают материал, выбирают форму проведения, готовят презентации, викторины, номера художественной самодеятельности. Ребята в этом году подготовили и провели классные часы на темы: « Для чего нужны правила поведения?»,      «Учиться - всегда пригодится», «Мои подружки- хорошие привычки», «Новогодний карнавал»,  викторина ко  Дню Космонавтики и т. д.

    Школьники моего класса активно участвуют в муниципальных, региональных и всероссийских  конкурсах, где   занимают призовые места. Большой интерес у учащихся вызвало участие в областной экологической акции «Природный символ малой Родины».

    Использование в воспитании и образовании здоровьесберегающих технологий – необходимая его составляющая. В классе все школьники по очереди проводят утреннюю зарядку, в перемены под руководством классного руководителя  организуют активные игры, принимают активное участие в соревнованиях по футболу, пионерболу, по шахматам. На классных часах  «Твоё здоровье – в твоих руках», « Здоровье и питание», «Учись говорить «нет» активно пропагандируется здоровый образ жизни. Классным руководителем ведётся пропаганда здорового образа жизни на родительских собраниях, привлекаю родителей к участию в спортивных соревнованиях, походам на природу. Для курящих родителей составили и распространили памятки о вреде курения и о влиянии табачного дыма на здоровье близких людей.

    Учащимися класса формируется портфолио достижений. Эта копилка успехов учеников отражает учебные и внеучебные результаты ребят, их интеллектуальные и  творческие победы,  интересы, склонности, личностные и профессиональные устремления,         способствует  личностному развитию.

    Для классного руководителя очень важно объективно оценить результаты своей работы, причем сделать это профессионально грамотно, сформулировав цель и подобрав нужную исследовательскую методику. Так, при оценке качества своей профессиональной воспитательной деятельности как классного руководителя я ориентируюсь на следующие критерии:

    1. Возрастающая упорядоченность жизнедеятельности классного коллектива.
    2. Взросление классного коллектива, возрастание его сплоченности и удовлетворенности учащихся своим коллективом.
    3. Общий устойчивый эмоционально-положительный психологический климат в классе.
    4. Социальная защищенность каждого члена коллектива и его комфортность.
    5. Повышение уровня воспитанности и общей культуры учащихся.
    6. Активное участие класса в школьных воспитательных мероприятиях.
    7. Степень вовлечения родителей учащихся в дела классного коллектива.
    8. Осознанный выбор учащимися социально приемлемых духовно-нравственных форм самореализации и самовыражения.

    Классный руководитель должен расти и двигаться вперед вместе со своими учениками. Поэтому я стараюсь повышать свои знания, участвовать в мероприятиях по повышению психолого-педагогической и воспитательной компетентности, идти в ногу со временем.

    Все годы я работаю по своим выработанным заповедям: «Быть примером для воспитанников – не цель, а средство воздействия на него», «Следить за тем, чтобы слова не расходились с делом», «Не увлекаться нотациями: их не любят взрослые, а тем более дети», «Быть честным с учениками», «Быть с ребятами рядом и чуть впереди».

          Самым главным критерием успеха своей работы  считаю доверие и любовь своих подопечных, их желание вместе с коллективом активно творить, развиваться, совершенствоваться.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

    В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы  VIII вида по профориентации учащихся....

    Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"

    В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

    Обобщение опыта работы классного руководителя

    Размещен опыт работы классного руководителя Кащеевой В.И....

    Обобщение опыта работы классного руководителя по теме: "Роль классного руководителя в интеллектуальном развитии ребенка"

    В данной статье я обобщаю свой опыт работы класснного руководителя по развитию интеллектуалых способностей, так как ученик и его интеллектуальные возможности - одно  из важных направл...

    Обобщение опыта работы классного руководителя по теме "Сохранение и укрепление здоровья школьников, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни"

    Муниципальный этап Педагогического марафона классных руководителей «Учительство Подмосковья-воспитанию будущего поколения России"Описание опыта работы классного руководителя 6  класса...

    Обобщение опыта работы классного руководителя

    Описание опыта работы с учениками с 5 по 11 класс...