Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Новоженина Надежда Сергеевна

Предварительный просмотр:

Н.С. Новоженина, учитель русского языка и литературы

МОУ «ООШ с. Междуречье» Вольского района

Литература, 9 класс

«Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Цели урока

- обзорная характеристика источников древнерусской литературы;

- изложение истории открытия «Слова» и событий, нашедших отражение в нем;

- знакомство с исследованиями «Слова» и его переводами (Д.С. Лихачев).

-развивать навыки выразительного чтения лирического произведения;

- воспитывать любовь к родному языку и литературе.

Оборудование: тексты «Слова», тематические доклады.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Объявление темы. Постановка цели.

Слово учителя.

Сегодня на уроке, прежде чем начать новую тему, мы повторим жанры, с которыми вы познакомились в 8 классе, назовите их:

-Летопись – это исторические повествования по «летам», т.е. годам. («Повесть временных лет»), воинская повесть («Повесть о разорении Рязани Батыем»), жития («Сказание о житии Александра Невского», «Преподобный Сергий Радонежский» Б.Зайцева).

Поучение – это проникновенная беседа о духовных ценностях.

Воинская повесть, как правило, повествует о важных исторических событиях, деяниях князей-воинов.

Слово является образцом торжественного красноречия.

В житии дается жизнеописание государственных и религиозных деятелей, кого церковь признавала святым. Автор жития давал такой образ святого, который примером своей жизни утверждал истинность основных положений христианского вероучения. Жития по характеру были назидательными.

 Одним из образцов древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве». Мы познакомимся с содержанием, композицией, идейной направленностью произведения.

III. Слово учителя о «Слове о полку Игореве», сюжете, положенном в основу произведения:

Рукописный список «Слова» был найден в начале 90-х годов XVIII в. известным любителем и собирателем русских древностей А.И. Мусиным-Пушкиным. С рукописи были сняты копии, одна из них, предназначавшаяся для Екатерины II, дошла до нас. В 1800 г. «Слово» было издано Мусиным-Пушкиным в сотрудничестве с учеными. В 1812 г. сборник, включавший «Слово о полку Игореве», сгорел в московском пожаре, сохранился экземпляр Екатерины II.

В «Слове было много непереведенных мест, так как писали все слова слитно и не ставили знаков препинания. «Слово изучалось литературоведами, поэтами, лингвистами и историками. Переводили А.С.Пушкин, но не успел, В.Жуковский, А.Майков и другие. Пушкин верно почувствовал связи «Слова» с устной народной поэзией. Поэтические элементы «Слова» отразились в русской поэзии и в русской прозе на протяжении двухсот лет. Оно было переведено на большинство западно-европейских языков.

«Слово» с гениальной силой и проникновенностью отразило главное бедствие своего времени – отсутствие политического единства Руси, вражду князей между собой и, как следствие, слабость обороны от кочевых соседей Руси. Единое древнерусское государство распалось в XII веке. Смерть Ярослава Мудрого вызвала дальнейшее разделение Русской земли.

«Слово о полку Игореве» в основном посвящено походу князя Игоря Святославича Новгород-Северского, предпринятого им в 1185 году против половцев. Игорь Святославич родился в 1151 году, он был вторым сыном Святослава Ольговича Черниговского.Ко времени похода Игоря Святославича у него было уже трое сыновей: Владимир, Олег и Святослав.

Святослав Всеволодович Киевский приходился Игорю двоюродным братом, но как старший по лестнице феодального подчинения, называл его «сыном».

Ко времени похода у Игоря был один брат – Всеволод Святославич «Буй Тур», князь курский и трубчевский. Он был моложе Игоря девятью годами. Во время похода ему было 25 лет.

В 1183 и в 1184 годах объединенными усилиями русских князей под предводительством Святослава Всеволодовича половцы были разбиты. В этих походах Игорь не участвовал. По-видимому, Игорь тяжело переживал, что не успел из-за гололеда принять участие во втором походе, так как не смог доказать своей преданности союзу русских князей против половцев. Вот почему в следующем году (1185), очертя голову, бросается он в поход против половцев. Игорь ставит себе безумно смелую задачу – с немногими собственными силами дойти до берегов Черного моря, почти сто лет закрытого для Руси половцами. Поход Игоря показал невозможность действовать против половцев в одиночку. Поход Игоря свел на нет результаты предшествующего победоносного похода объединенных русских сил под предводительством Святослава Всеволодовича Киевского. После небольшой победы Войска Игоря встретили небывалое сопротивление половцев. Трое суток день и ночь медленно пробивалось небольшое русское войско к Донцу. В бою Игорь был ранен в правую руку. Отрезанные от воды воины были истомлены жаждою. Первыми изнемогли кони. Много было раненых и мертвых в русских полках. Игорь попал в плен. Схваченный, он видел, как жестоко бьется его брат Всеволод, и просил смерти у бога.

В это время Святослав Всеволодович Киевский собирал дружину идти на все лето к Дону. Он услышал, что братья утаили от него поход и разбиты.

В «Слове» он произносит «золотое слово», в нем точно определены последствия поражения Игоря.

В плену Игорь пользовался относительной свободой и почетом. К нему приставили двадцать сторожей, которые не мешали ему ездить и слушались его, если он их куда-либо посылал. Половец Лавр (по всей видимости, крещеный) предложил Игорю бежать. Он хотел отказаться, но сказали, что половцы собираются перебить всех пленных, и он, выбрав вечернее время, послал к Лавру. Он перебрался через реку, сел там на приготовленного коня,

И переехал через половецкие вежи. Одиннадцать дней пробирался Игорь до пограничного города Донца. Всюду Игорь был встречен с радостью.

В 1187 году вернулся из плена Владимир (сын) с женой – дочерью хана Кончака и с ребенком. Здесь, на Руси, был венчан по церковному обряду.

IV. Значение «Слова о полку Игореве»

Памятник этот нарушает обычную для Древней Руси хронологическую последовательность рассказа, нарушает единство настроения, соединяет эпичность и лиричность. Он в гораздо большей степени, чем обычные произведения Древней Руси, отражает личные мнения и настроения автора (отсюда понятное стремление исследователей «Слова» найти имя конкретного автора).

Одним словом, «сложность» «Слова о полку Игореве» в известной мере упрощает понимание его поэтичности для современного читателя. В самом деле, красота произведений нового времени отчасти связана с их загадочностью, даже если это произведение наших лет написано при нас и на нашем материале (пример – хотя бы «Поэма без героя» А.А. Ахматовой). Тем более «острой» становится красота древнего произведения – «Слова о полку Игореве», вступающего в явное противоречие с обычной литературной «простотой» других – современных ему памятников. Мне кажется, что красоту «Слова» подчеркивают даже те «загадочные» места, которые явились естественным следствием столетий его переписки. Если бы в «Слове» не было испорченных переписчиками (а может быть, и первыми издателями) мест, оно частично потеряло бы свою привлекательность для современных читателей.

До сих пор усилия в изучении «Слова о полку Игореве» были в основном направлены на то, чтобы выявить родство «Слова» с культурой его времени - литературой, народным творчеством, искусством, религиозными представлениями и найти в нем историческую подоплеку. Работы этого рода обобщены мною в двух изданиях книги «Слово о полку Игореве» и культура его времени» (1978 и 1985 гг.).

Для того чтобы ответить на вопрос, почему «Слово» все же своеобразно, научных обоснований мало. Многое не может быть доказано, поскольку не могут быть, по самому существу вопроса, его постановки, указаны аналогии. И речь может идти лишь о наших общих представлениях, догадках и воображаемых явлениях.

V. Комментированное чтение «Слова…»

(читается начало древнерусского текста. Не все понятно, но красиво, образно, ярко. Затем учитель читает вариант перевода). Презентация дополнит впечатление от прочитанного выразительно текста.

Текст можно прочесть сокращенный в хрестоматии по литературе под ред. Т.Ф. Курдюмовой.

VI. Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя

Великие произведения искусства продолжают участвовать в жизни народа. Вот почему “Слово”, продолжающее жить в произведениях XIX–XX веков, мы вправе считать произведением не только древней, но и в известной мере современной литературы. Оно живо и заражает поэтической энергией, учит литературному мастерству и любви к родине.

Использованная литература

  1. Литература. 9 класс. Учебник в 2 ч. / Коровина В.Я. и др. 20-е изд. М., 2013; Ч.1 – 399 с., Ч.2 – 383 с.
  2. Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия в 2 ч. / Курдюмова Т.Ф. и др. 15-е изд., стер. М., 2013; Ч.1 – 272 с., Ч.2 – 288 с.
  3. Лихачёв Д. «Слово о полку Игореве» - историко-литературный очерк. М., 1982.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку литературы в 9 классе по теме: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"

Презентация поможет учащимя при изучении "Слова о полку Игореве" как иллюстративный материал. В ней даны иллюстрации к "Слову" и выдержки из текста, соответствующие фрагменту, что послужит образному в...

Урок литературы в 9 классе по теме: "Слово о полку Игореве"-величайший памятник древнерусской литературы.

Урок расширяет знания,полученные на уроках истории,о обытиях, нашедших отражение в "Слове...",воспитывает любовь к Родине....

Урок литературы в 9 классе по теме: "Слово о полку Игореве"-величайший памятник древнерусской литературы.

Урок расширяет знания,полученные на уроках истории,о обытиях, нашедших отражение в "Слове...",воспитывает любовь к Родине....

Древнерусская литература. Тесты по произведению "Слово о полку Игореве".

Проверка усвоения учебного материала по древнерусской литературе....

Методическая разработка урока по литературе для 9 класса по теме «Слово о полку Игореве»

Методическая разработкаурока по литературе  для 9 класса по теме «Слово о полку Игореве»...