Методическая разработка урока по литературе для 9 класса по теме «Слово о полку Игореве»
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Методическая разработка

урока по литературе  для 9 класса по теме «Слово о полку Игореве»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovo_o_polku_v_9_klasse.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

урока по литературе  для 9 класса по теме «Слово о полку Игореве»

Автор: Кислова Римма Григорьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 22» г. Чебоксары

Цель:

- дать представление о поэме русского Средневековья;

- развить интерес к исследованию поэмы;

- способствовать   воспитанию чувства гордости за свою страну и литературу;

- научить понимать мировоззрение автора.

Форма урока: беседа с элементами концертной программы.

 

Ход урока.

1.Слово учителя.

-обратите внимание на эпиграф к уроку: «Слово о полку Игореве» содержит горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности»

-Как вы думаете, когда было создано произведение, призывающее Русь к единству?

Ученик:

Известен исторический факт, что Русь подвергалась набегам половцев в 12 веке .Только единение русских княжеств могло спасти Русь от разорения. Мы знаем, что князь Игорь, не участвовавший в битве  объединенных  дружин в 1184году, искал возможность доказать свою верность Святославу Киевскому. Его дружина подошла к Северному Донцу 1 мая 1185 года. Воины увидели «солнце стояше яко месяц». Это считалось недобрым предзнаменованием, но Игорь решил продолжить поход. Это решение стало трагическим для его войска.

Учитель:

Делаем вывод, что поэма создавалась в это время. Обратимся к тексту:      «Спозаранок в пятницу потоптали они поганые полки половецкие и, рассыпавшись стрелами по полю, помчали красных  девушек половецких, а с ними золото, и паволоки, и дорогие оксамиты…» Что же здесь трагического?

Ученик:

Десятого мая произошла первая битва с половцами .Русские дружины одержали победу и захватили богатую добычу. Но за ночь половцы соединились , и утром русичи увидели, что их окружила несметная сила. Они бились 2 дня, хотя половцев было в 10 раз больше. Дружина Игоря потерпела сокрушительное поражение у берегов реки , с тех пор её зовут Каялой( рекой печали, проклятой рекой). Игорь, раненый в руку, как и все остальные князья, впервые за долгую историю борьбы с половцами, был взят в плен. Дружинники погибли. Спаслось около 15 человек.

Учитель:

-Летопись сообщает нам: «Взяша гордость велику» половцы ринулись на Русь.

-Читаем сцену боя (гл.14-15 из 1 части)

-Интересно вам узнать, что чувствует человек,виноватый в такой трагедии? Найдём в тексте. «Недостойно ми бяшет жить»,- каялся Игорь. Только в плену он понял, какую беду он навёл на Русь своим желанием прославиться единолично. Половецкие ханы стремились привлечь князя лучшим обхождением. Но Игорь бежал, чтобы вместе с другими князьями защитить Землю Русскую. Сначала- на коне по степям, потом пешком , убеждаясь в том, какие страшные муки принёс его поход.

- «Уныли цветы от жалости, и дерево с тоской к земле приклонилось».

Чудом 12 века называют «Слово о полку Игореве»-этот великолепный памятник как национальной, так и мировой культуры. В нём отражены мужество и доблесть защитников Родины .Призыв к единению перед нашествием врага на все времена.Поэма обращена к будущему, к нам.

-Что можете сказать об истории этого памятника?

Ученик:

-В 1795 году московским любителем старины графом А,И.Мусиным-Пушкиным была найдена рукопись-сборник 16 века с поэмой о походе князя Игоря . В1800 году он издал древний текст  и его перевод «Слово о пълку Игореве Игоря сына Святъслава внука Ольгова». С конца 18 века «С лово» пережило второе рождение и до наших дней оно множество раз становилось источником всё новых произведений искусства.

Учитель:

-Слушаем арию Ярославны из оперы Бородина «Князь Игорь».

В «Слове» немного сказано о Ярославне, жене князя .Что же выяснили историки?

Ученик:

Есть сведения, что Ярославна- дочь князя Ярослава Владимировича Галицкого, мудрого, красноречивого и храброго. Имя, предположительно-Ефросиняя. Остальные сведения резко противоречивы. Возможно, она была ровесницей мужа или на 2-3 года моложе.

Учитель:

Что вы услышали в этой арии?

Беседа с учащимися о впечатлении от музыки.

- В музыке Бородина соединились любовь и тоска, нежность и сила, печаль и радость. Есть сходство с плачем - древнейшая форма народной поэзии. Плакать - значило не только лить слёзы, но и передать раздумья о жизни и стремление преодолеть несправедливость судьбы.

 Героиня названа по отчеству, уважительно и с любовью. В отношении к Ярославне мы чувствуем преклонение перед её печалью и всех женщин, переживающих своё и народное горе.

Рефлексия.

-Что вы узнали нового?

-Появилось ли у вас какое-то новое чувство к древней литературе?

Домашнее задание: 

- читать выразительно древнерусский текст;

- подобрать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку литературы в 9 классе по теме: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"

Презентация поможет учащимя при изучении "Слова о полку Игореве" как иллюстративный материал. В ней даны иллюстрации к "Слову" и выдержки из текста, соответствующие фрагменту, что послужит образному в...

Урок литературы в 9 классе по теме: "Слово о полку Игореве"-величайший памятник древнерусской литературы.

Урок расширяет знания,полученные на уроках истории,о обытиях, нашедших отражение в "Слове...",воспитывает любовь к Родине....

Урок литературы в 9 классе по теме: "Слово о полку Игореве"-величайший памятник древнерусской литературы.

Урок расширяет знания,полученные на уроках истории,о обытиях, нашедших отражение в "Слове...",воспитывает любовь к Родине....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...

Конспект урока в 9 классе "ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ». ЗНАЧЕНИЕ «СЛОВА…» ДЛЯ РУССКОГО ИСКУССТВА"

Урок посвящен художественным особенностям "Слова о полку игореве", значению "Слова..." для русского языка....