Обобщающий урок по теме "Сложные предложения" (на материале романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"). 9-й класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Киржакова Анна Игоревна

Данный урок позволяет повторить виды сложных предложений, пунктуацию в них, тренирует логическое мышление, ученики учатся видеть тонкие оттенки смысла, осознают на примере романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», как богаты выразительные возможности языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме "Сложные предложения" (на материале романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"). 9-й класс

Цель урока: обобщить, систематизировать и углубить ЗУН учащихся по синтаксису сложных предложений, совершенствовать пунктуационные умения и навыки по изученным темам.

Задачи урока:

Образовательные: конкретизировать,углубить,обобщить знания учащихся о постановке знаков препинания в сложных предложениях, исходя из смысловых отношений.

Развивающие: развитие логических умений анализировать, сравнивать, определять главное в содержании учебного материала, а также познавательного интереса и творческого подхода к изученной теме через реализацию межпредметных связей и поиска знаний.

Воспитательные: воспитать творческий подход к изученной теме.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Повторение

1) Ребята, давайте вспомним, какие бывают сложные предложения? Что такое сложносочиненное предложение? Сложноподчиненное? Бессоюзное?

2) Определите вид предложений по схемам. Объясните:

[  ], [  ].

[  ], и [  ].

[  ], (что  ).

[  ], однако [  ], (потому что  ).

3) Понимание терминов (устный опрос)

А) второстепенные и главные (члены предложения)

Б) самостоятельные и служебные (части речи)

В) совершенный и несовершенный (вид)

Г) деепричастный и причастный (обороты)

Д) дательный и предложный (падежи)

Е) односоставные и  двусоставные (предложения)

Ж) гласные и согласные (звуки)

З) краткие и полные (прилагательные, причастия)

И) вопросительная и восклицательная (интонация)

3. Открываем тетради, записываем число, тему урока.

4. Числовой диктант

К числу букв города,  в котором родился М.Ю Лермонтов, прибавьте номер склонения полного имени поэта. 6 + 2 = 8

От количества глав романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» отнимите количество звуков в слове Бэла. 5 – 4 = 1

Количество дней, проведенных Мцыри на воле, умножьте на количество ссылок М.Ю Лермонтова. 3 * 2 = 6

К количеству простых предложений, составляющих сложное предложение с разными видами связи, прибавьте число запятых в нем.

Посередине трещал огонек, разложенный на земле, и дым, выталкиваемый обратно ветром из отверстия в крыше, расстилалcя вокруг такой густой пеленою, что я долго не мог осмотреться, у огня сидели две старухи, множество детей и один худощавый грузин, весь в лохмотьях. 4 + 8 = 12

Суммируйте полученные ответы. Конечную сумму отнимите от даты смерти М. Ю. Лермонтова. Какое число у вас получилось, о чем оно вам говорит? 1841 – 27 = 1814

5. Выборочный диктант: «Виды обстоятельственных придаточных».

Перед каждым учеником лежит таблица и свой вариант предложений из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Учащийся должен вписать в таблицу номера предложений, соответствующих видам обстоятельственных придаточных.                

Места

Времени

Сравнения

Образа действия и степени

цели

условия

причины

уступки

изъяснительное

Вариант №1

1. Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая, ибо со мной был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествиях на Кавказ. (Придаточное причины)

2. Мы шли пешком сзади, подкладывая камни под колеса, когда лошади выбивались из сил. (Придаточное времени)

3. Я не знал, куда деваться. (Придаточное изъяснительное)

4. Я дал ей слово познакомиться с Лиговскими и волочиться за княжной, чтобы отвлечь от нее внимание. (Придаточное цели)

5. Вера больна, очень больна, хотя в этом и не признается. (Придаточное уступки)

6. И лицо ее стало так задумчиво, так грустно, что я дал себе слово в этот вечер непременно поцеловать ее руку. (Придаточное степени)

7. Грушницкий споткнулся, и он скатился бы вниз на спине, если б его секунданты не поддержали. (Придаточное условия).

8. Он изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа. (Придаточное сравнения)

9. Он едет туда, где никто не бывал. (Придаточное места)

10. Молча с Грушницким спустились мы с горы и прошли по бульвару мимо окон дома, где скрылась наша красавица. (Придаточное определительное)

Вариант №2

1. Грушницкий сверх солдатской шинели повесил шашку и пару пистолетов, потому что дамы на водах еще верят нападениям черкесов среди белого дня. (Придаточное причины)

2. Когда дым рассеялся, на земле лежала раненая лошадь. (Придаточное времени)

3. Он едет туда, где никто не бывал. (Придаточное места)

4. Она чувствовала внутренний жар, как будто в груди у нее лежало раскаленное железо. (Придаточное сравнения)

5. Проходя мимо кислосерного источника, я остановился у крытой галереи, чтобы вздохнуть под ее тенью… (Придаточное цели)

6. Ботинки красновато-бурого цвета стягивали у щиколотки ее худощавую ножку так мило, что даже непосвященный в таинства красоты непременно бы ахнул, хотя от удивления. (Придаточное образа действия и степени)

7. Впрочем, в те минуты, когда сбрасывает трагическую мантию, Грушницкий довольно мил и забавен. (Придаточное определительное)

8. Я навел на нее лорнет и заметил, что она от его взгляда улыбнулась. (Придаточное изъяснительное)

9. Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается. (Придаточное уступки)

10. Я лег на диван, завернувшись в шинель, и, оставив свечу на лежанке, скоро задремал и проспал бы покойно, если б, уж очень поздно, Максим Максимыч, войдя в комнату, не разбудил меня. (Придаточное условия)

Вариант №3

1. В эту минуту Грушницкий уронил свой стакан на песок и усиливался нагнуться, чтоб его поднять. (Придаточное цели)

2. Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях. (Придаточное уступки)

3. Я замечал, что всегда есть какое-то странное отношение между наружностью человека и его душою. (Придаточное изъяснительное)

4. Максим Максимыч побежал, как будто члены его получили вновь юношескую силу и гибкость. (Придаточное сравнения)

5. Уже восток начинал бледнеть, когда я заснул. (Придаточное времени)

6. Под виноградными аллеями, покрывающими скат Машука, мелькали порою пестрые шляпки любительниц уединения вдвоем, потому что всегда возле такой шляпки я замечал или военную фуражку или безобразную круглую шляпу. (Придаточное причины)

7. Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полетом.  (Придаточное образа действия и степени)

8. Широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопченные столба, была полна народа. (Придаточное определительное)

9. Раз, для смеха, Григорий Александрович обещался ему дать червонец, коли он ему украдет лучшего козла  из отцовского стада. (Придаточное условия)

10. Он едет туда, где никто не бывал. (Придаточное места)

6. Конструирование текста

Сегодня на уроке мы работали с отрывками из произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», определяли вид придаточных предложений. А теперь я предлагаю вам представить себя в роли великого писателя и поработать творчески.

Задание: перед вами фрагмент из произведения М. Ю. Лермонтова, в котором опущены союзы,  не расставлены знаки препинания и отсутствуют эпитеты. Ваша задача восстановить текст.

Я не помню утра более … и …! Солнце едва выказалось из-за … вершин … слияние … теплоты его лучей с … прохладой ночи наводило на все чувства какое-то … томленье. В ущелье не проникал еще … луч … дня  он  золотил только верхи утесов висящих с обеих сторон над нами … кусты  растущие в их … трещинах  при малейшем дыхании ветра осыпали нас … дождем. Я помню в этот раз  больше чем когда-нибудь прежде я любил природу. Как любопытно всматривался я в каждую росинку  трепещущую миллионы … лучей! Как жадно взор мой старался проникнуть в … даль! Там путь все становился уже  утесы синее и страшнее  и наконец они, казалось, сходились … стеной.

Проверка: 2-3 ученика читают восстановленный ими текст.

Посмотрите на доске оригинал. Как вы думаете, удалось ли вам восстановить авторский текст?

Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томленье. В ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня: он золотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождем. Я помню, – в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу. Как любопытно всматривался я в каждую росинку, трепещущую миллионы радужных лучей! Как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль! Там путь все становился уже, утесы синее и страшнее, и наконец они, казалось, сходились непроницаемой стеной.

Чтобы стать писателем, нужно много трудиться, работать со словами, потому что создание художественного произведения – это огромный труд, это работа, в которую автор вкладывает душу. Сегодня вы сделали лишь маленький шажок  к постижению писательского ремесла.

7. Контрольное тестирование

В левом столбике отметьте номера сложных бессоюзных предложений, в которых ставится двоеточие, а в правом  – тире.

1. Я его видел в деле он махает шашкой, кричит и бросается вперед зажмуря глаза.

2. Я хвать за пояс пистолета нет.

3. Я взошел в хату две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю ее мебель.

4. Но я не мог заснуть передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами.

5. Я был скромен меня обвиняли в лукавстве.

6. Все молча повиновались ему в эту минуту он приобрел над нами какую-то таинственную власть.

7. Мы отворили окна, поставили льду около кровати ничего не помогало.

8. Я был готов любить весь мир меня никто не понял.

Ответы:

Двоеточие

Тире

1,3,4,6

2,5,7,8

8. Домашнее задание. Дома проанализируйте текст романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» и найдите примеры сложных предложений с различными видами связи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок "Однородные члены предложения. Пунктуация при однородных членах" в 5 классе.

Материал представляет собой конспект урока, включающего в себя тренинг и самоконтроль учащихся при помощи электронного образовательного комплекса "Игры и задачи. 1-4 классы" к УМК "Школа 2100", задани...

Интегрированный урок (ОБЖ, литература, русский язык) по русскому языку в 8 классе по теме: "Обобщающий урок по односоставным предложениям"

Данная разработка представляет собой материал для проведения обобщающего урока по видам односоставных предложений. Основная цель урока - повторение видов односоставных предложений, определение  и...

Презентация к материалу по пожарному делу "Герои нашего времени"

Данная презентация представляет из себя сопровождающий материал к сценарию проведения агитбригады "Знатоки пожарного дела"....

Презентация к уроку по теме "Бессоюзные сложные предложения в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

Презентация  к уроку по теме "Бессоюзные сложные преложения в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"...

презентация "Обобщающий урок по сложноподчиненным предложениям в 9 классе"

презентация для обобщения или повторения сложноподчиненного предложения...