Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка при повторении темы «Морфология» (по материалам романа Д.А. Гранина «Мой лейтенант») в 10 классе
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему

Шманцарь Раиса Андреевна

ТЕМА: Духовно-нравственное  воспитание  на  уроке русского языка  при повторении     

              темы  «Морфология» (по материалам романа  Д.А. Гранина  «Мой лейтенант») в  

               10 классе

.

    

ЦЕЛЬ:     систематизировать  и обобщать знания  у десятиклассников  по разделу  

             «Морфология»;

                - совершенствовать умения правильного применения орфограмм в  

                   различных частях речи;

    - способствовать  полному и осознанному владению   системой 

          орфографических и морфологических правил;          

 -  воспитывать  познавательную активность  и творческие способности учащихся;

 - способствовать духовно-нравственному воспитанию  учащихся;

 - открыть перед старшеклассниками новое  для них имя и произведение Д.А.

     Гранина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока

                                                                         учителя  русского языка и литературы

                                                                          школы № 403

                                                                         Шманцарь  Раисы Андреевны

ТЕМА: Духовно-нравственное  воспитание  на  уроке русского языка  при повторении      

              темы  «Морфология» (по материалам романа  Д.А. Гранина  «Мой лейтенант») в  

               10 классе

.

     

ЦЕЛЬ:     систематизировать  и обобщать знания  у десятиклассников  по разделу  

             «Морфология»;

             - совершенствовать умения правильного применения орфограмм в  

                   различных частях речи;

    - способствовать  полному и осознанному владению   системой  

          орфографических и морфологических правил;          

 -  воспитывать  познавательную активность  и творческие способности учащихся;

 - способствовать духовно-нравственному воспитанию  учащихся;

 - открыть перед старшеклассниками новое  для них имя и произведение Д.А.

     Гранина

ОБОРУДОВАНИЕ :   раздаточный материал с текстами  из романа Д.А.Гранина  «Мой  

                                      лейтенант»;

                                    - интерактивная доска   с рабочими материалами, портретами,

                                      поэтов, ответами на задания;

                                     - книги Д.А. Гранина о блокаде на выставке;

ТИП УРОКА:  урок закрепления, применения знаний  и  формирования умений.

ПРОГНОЗИруеМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:   учащиеся находят в тексте  нужные  

                                             морфологические единицы, объясняют их употребление  и                                            -                                           правописание, обосновывая выбор;

                                            - размышляют над проблемным вопросом «Что такое война?

                                              Что она несет человечеству?»

                                             - учащиеся напишут  сочинение-рассуждение по впечатлениям

                                                от услышанного на уроке.

                                              ХОД УРОКА.

  1. Организационный   этап.
  2. Мотивация учебной деятельности.

         Задание от передачи  «Умники и умницы»:

Запишите слова, вставив пропущенные буквы, раскрыв скобки, обозначив орфограммы.

Двадцать  с..дьмое       ..нваря;   дев…т..сотдневная  бл..када; (П,п )искаревское  кладб..ще, город (?) герой; пам..тник;  м..м..риал;  в..т..раны;  осв..б..ждение  Лен..нграда;

  1.  Проверка.
  2. Постановка  цели и задачи урока.
  3. Актуализация опорных знаний. Беседа.

-Какой  темой  высказывания  могут быть  объединены эти слова, учитывая  

заявленную дату  27 января? (составить предложения)

-Как вы понимаете  значение слова  «блокада»?

-Чем она  стала для  ленинградцев?

-Кого из поэтов, писателей, живших, писавших  в блокадном Ленинграде и воевавших за его освобождение вы знаете? Может быть, помните чьи-то  стихи?

  1. Ассоциации

               

             На экране  ----   3 фотографии:   А.А. Ахматовой

                                                                      О.Ф. Берггольц

                                                                       Д.А. Гранина

  1. Слово учителя  о Д.Гранине ,о его участии  в Великой Отечественной войне, о  боях  под осажденным  Ленинградом, о  творчестве  и о последнем романе  «Мой лейтенант».

( Знакомство    с книгами ,написанными Д.Граниным)

  1. Закрепление изученного материала по теме  «Морфология»  по тексту из  романа  «Мой  лейтенант».

         

Задание:  прочитать  текст и выполнить  послетекстовые задания.

                (работа на 5 групп)

     

  1. Проверка выполнения заданий с последующей записью ответов всеми учащимися.

      (ответы- на )доске

  1.  Творческая  работа с текстом.

Беседа:

         - Какое  впечатление  произвело на вас содержание данного текста?

         - Что  особенно  затронуло  вашу душу?

         -Как   вы  думаете ,зачем  Д .Гранин  использовал прием  сравнения  картины  К.Брюллова    «Последний день Помпеи» с  картиной  всеобщего отступления солдат?

Ответить на этот вопрос ,возможно, вам помогут 2 изображения на экране.

  1. Рефлексия :

Прием  сравнения

  На картине  К. Брюллова

       В тексте  Д.Гранина

                                                        общее

                                             Страшная  трагедия  вызвана

Стихией природы (извержение вулкана)

  войной

                                             Паника. Массовое  бегство

Бегущие  люди  спасаются от пепла, камней ,настигающей  огненной лавы.

 Отступление ,бегущие  люди спасаются от  налета самолетов ,поливающих  свинцом посыпая бомбами.

         

-  Проблемный вопрос: что же несет  людям война?

  1. Слово учителя

-Нравственные проблемы всегда были  в центре внимания  писателя Д.Гранина.  Писатель-воин- гражданин, он всегда  чутко реагировал  на события общественного  и исторического масштаба.

Зная о войне  не понаслышке, а видя собственными глазами умирающих , голодающих в  блокадном Ленинграде, воюя в окопах  вместе с рядовыми солдатами ,офицер Гранин  своими произведениями  призывает нас помнить ,

какою   ценой завоеван мир и счастье.

(на экране) Ведь еще Э.Кант говорил :,,Две  вещи в мире  достойны удивления: Ззвездное небо над нами и  нравственный  закон  внутри нас».

  1. Рефлексия. Подведение итогов.

   -Моя задача на сегодняшнем уроке не только повторить тему  «Морфология», но и  пробудить в вашей душе сопереживание к увиденному,прочитанному,услышанному.

  - О чем вы задумались? О чем бы хотели написать?

Домашнее задание для всех:   написать  сочинение-рассуждение   «О чем я задумал(а)сь(ся) после проведенного урока .»

  • 1 группа работает с заданием 1-2;
  • 2 группа--------------------------3-4
  • 3 группа-------------------------5-6
  • 4 группа-------------------------7-8
  • 5 группа-------------------------9-10

     

                                                                                                                                                                                        

                                                                                                   

                                     

                                                                                                                                                         

 

                                 

                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Морфология. Имя существительное. Повторение изученного в начальной школе"

Урок русского языка в 5 классе. "Морфология. Имя существительное. Повторение изученного в начальной школе"....

Система повторения по теме "Морфология"в 11 классе при подготовке к ЕГЭ

Система представляет собой 4-5 уроков по теме "Морфология", включает в себя такие разделы, как "Диагностика" "Теория", "Тренинг" и "Контроль". Материал для работы взят как из личных наработок, так и и...

План-конспект открытого урока по русскому языку на тему "Морфология. Повторение" 5 кл

материал представляет собой план-конспект урока с использованием приемов и методов ФГОС...

Подготовка к олимпиаде по русскому языку по теме "Морфология"

Лекции по теме "Морфология" для подготовки к олимпиаде по русскому языку. Материал может быть использован для самостоятельной подготовки учащихся к олимпиаде, а также к ОГЭ и ЕГЭ...

Повторение и обобщение пройденного по теме "Морфология"

План-конспект урока,проведенного в 6 классе по морфологии....

Обобщающий урок по русскому языку в 6 классе по теме "Морфология" ("Космическое путешествие в страну Морфологию")

Обобщающий урок по теме "Морфология" ("Космическое путешествие по морфологическим планетам"). 6-й классЦели и задачи урока: Образовательная – обобщение темы “Морфология”; закрепление   ...