Урок русского языка по теме "Морфология. Имя существительное. Повторение изученного в начальной школе"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Урок русского языка в 5 классе. "Морфология. Имя существительное. Повторение изученного в начальной школе".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе по теме: «Морфология. Имя существительное. Обобщение и систематизация знаний, полученных

В 4 классе по данной теме»

Урок обобщения и систематизации знаний, полученных в 3 классе по данной теме – это нетрадиционный урок – путешествие по городу  Имя существительное, который запланирован после изучения раздела «Морфология» Это первый урок по теме «Имя существительное» в 5 классе и первый урок в разделе «Морфология».

Цели урока: 1.Обобщить знания, полученные в 3 классе, по теме «Имя 

                       существительное»

                     2.Углубить  знания учащихся о смысловой и грамматической                                                                                                                              

                      цельности текста, его строении, средствах связи предложении

                     в тексте.

                     3.Выработать умения и навыки составления текста – описания.

                    4.Обогащать словарный запас учащихся, развивать умение    

                    работать со справочной литературой.

Оборудование: Этимологический словарь русского языка; карта – схема путешествия, учебный рисунок.

Этапы урока: 1.Организация начала урока в виде сообщения темы и цели

                          урока.

                         2.Словарно – орфографическая работа.

                         3.Словарный диктант на материале загадок с заданием.

                         4.Физкультурная пауза.

                         5.Осложненное списывание.

                         6.Самостоятельная работа учащихся с последующей

                         проверкой.                           

                         7.Подведенние итогов урока.

                         8.Домашнее задание.

Ход урока:

    1.Организация начала урока в виде сообщения темы и целей урока

                                                                                                               (1 мин.)

    2.Словарно – орфографическая работа(3 мин.)

Перед уроком проведена предварительная индивидуальная работа со словарной статьей.

   Это первая остановка в нашем городе, которая называется «Словарик».

   Здесь нас ждет мудрая сова (отвечающая ученица держала в руках фотография совы). Она приготовила нам рассказ. Но прежде чем его слышать, мы должны отгадать загадку:

                              Стоит Алена

                            Платок зеленый,

                              Тонкий стан,

                            Белый сарафан. (береза)

Сейчас мы узнаем, почему слово береза пишется именно так.

        - Название свое дерево получило по цвету коры. У древних славян существовало слово Бер, означающий «светлые, ясные, белые» Именно от Бер образовался сначала слово береза и пишется буква е.

- Запишите это слово в словаре и подчеркните непроверяемую безударную гласную. Подберите и запишите однокоренные слова.

Устно составьте с этим, словом  предложение или вспомните поэтические строки, в которых описана береза.

                         На доске оформлена запись:

Береза. Бер – «светлый, ясный, белый»

Березовый берза                                      (слава.)

подберезовик  

Ученики произносят составленные предложения, звучат строки из стихотворения С.А. Есенина «Белая береза»

3.Словарный диктант на материале загадок с заданием – фронтальная работа. (7 мин.)

     Мы оправляемся дальше по городу Существительного. Следующая остановка «Загадкино». Здесь нас ждет Незнайка. Он очень хочет с нами поехать. Но сначала ему нужно отгадать загадки. Поможем ему, ребята? Загадки отгадаем, а отгадки запишем в тетрадь (запись ведется в столбик).

                    Она приходят с ласкою

                    И со своею сказкою

                    Волшебной полочкой взмахнет

                    Волшебной полочкой расцветет.

                                                                             (весна).

                   Что за стол среди берез

                   Под открытым небом

                  Угощает он в мороз

                  Птиц зерном и хлебом.

                                                         (кормушка).

               Между веток новый дом,

              Нету двери в доме том,

              Только круглое окошко,

              Не пролезет даже кошка.

                                                          (скворечник).

            Что за звездочки сквозные

            На пальто и на платке.

            Все сквозные, вырезные,

            А возьмешь – воду в руку.

                                                       (снежинка).

  Нам в дождь и в зной

  Поможет друг,

  Зеленый и хороший –

  Протянет нам десятки рук

 Не тысячи ладошек.  

                                     (пятерка).

- Какая орфограмма есть во всех этих словах?

Назовите в словах безударную гласную и запишите рядом проверочные слова.

Запись в тетрадях учащихся:

Весна – весны

Кормушка – корм

Скворечник – скворушка

Снежинка – снег

Дерево – деревья

                     

Пятерка – пять

 

-К какой  части речи относятся все эти слова?

Докажите.           (устно доказательство учащихся).

- Теперь Незнайка может с нами отправиться в путешествие.

4.Физкультурная пауза . (3 мин.)

Мы прибываем на остановку «Спортивная»

Ведущий читает стихотворение «Шар», в котором ребята должны движениями заменить слова.

                                Отдохнули? Едем дальше!

5.Осложненное списывание . (7 мин.)

  Остановка «Ребусная»

Здесь нас ждем новые задания. Мы должны восстановить предложения.

   После выполнения работа проводится взаимопроверка работа, критерии оценок записаны на доске:

                                    0 ошибок – «5»

 

                                  1 ошибка –«4»

                                  2 ошибка –«3»

               

                                 3 и более ошибок - «2»              ж.р

У нашей Аленки                                         у нашей Акульки  

Ед.ч             ед.ч                                               ж.р              ж.р

Капуста в бочонке,                                  картошка в кастрюльке

   Мн.я        ед.ч                                                         ср.р

Огурцы в кадке,                                        бобы на окне

     Ед.ч            ед.ч                                          ж.р           ж.р

Морковка на грядке.                                Петрушка в руке.

- Запишите предложение в тетради, назовите слова с непроверяемые безударные гласные.

- В первом предложении определите род имен существительных.

-Во второй предложении определите род имен существительных.

С этим заданием справились, поэтому отправляемся дальше.

6.Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой.(15 мин.)

      Остановка «Галерея»

- Что такое галерея?  (Ответ учащихся)

При выполнения самостоятельной работа класс делится на три группы, для каждой подобраны индивидуальные задания.

               1 группы – наиболее сильные ученики

               2 группы – учащихся со средой подготовки

              3 группы – слабые ученики.

Задания распределены по группы следующим образом:

       

1 группа производит частичный лингвистический анализ текста. Вопросы для анализа представлены на карточках.

     1. Что такое текст (устное сообщение)

 2. Докажите, что «Ранняя весна» - текст.

 3. Выделите предложение, в котором выражена основная мысль текста.

 4. Какие предложения убеждает нас в том, что наступила весна?

 5. Вычертите схему текста.

 6. Найдите художественные средства, которые использует автор.                

     Объясните их.

 7. докажите, что в первом предложение существительное неодушевленное.

 8.Во втором и третьем предложениях определите падеж имен существительных.

 9. В четвертом – род имен существительных.

10.В последнем предложении определить, в форме какого числа стоят существительные, и указать их синтаксическую роль.

       

       2 группа составляет минисочинение – описание по картине И. Левитана «Март».

      3 группа выписывает существительные из текста «Ранняя весна», вставляет пропущенные орфограммы, объясняет их.

             

                              Ранняя в*сна.

Пришла ранняя в*сна. С голубого неба светит яркое со*нце. С веселым шумом б*гут руч*и. (На)старой б*рез* строит гн*здо ч*рный грач(?). В чистом в сеннем воздухе п*ют птицы.

После проведенной работа один представитель от каждой группы отчитывается о проделанной работе. Оценивается и полноте ответа.

7 Подведение итогов урока. (4 мин)

Последняя наша остановка «прощальная». Мы должны подвести итоги нашему путешествию.

-Перечислите грамматические признаки имени существительного.

-В подтверждение ответа учащегося прочитаем правило на стр.190 учебника.

8 Домашнее задание (дифференцированное) (3 мин.)

1 группа: составить текст о весне по схеме:

   

Д1-Н1

Д2-Н2

Д3-Н3

(цепная связь); п. 76

2 группа: Используя карточки, восстановить частичный лингвистический

                 анализ текста «Ранняя весна», который так же дан на                            

                карточках; п.76.

 

3 группа: п.76, упражнение 454, где нужно распределить слова по группам и

               доказать, что в первом столбике слова являются именами

               существительными.

                ВСЕМ СПАСИБО ЗА РАБОТУ! УРОК ОКОНЧЕН.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: имя существительное. Повторение изученного в начальной школе (По сказке В. Берестова «Как найти дорожку») Презентация.

Тема: имя существительное. Повторение изученного в начальной школе (По сказке В. Берестова «Как найти дорожку»)...

Урок русского языка в 6 классе. Глагол. Повторение изученного

Цель: повторить и закрепить изученное о глаголе, формировать умения распознавать морфологические признаки глагола...

презентация к уроку русского языка в 6 классе. Глагол.Повторение изученного.

Презентация к уроку русского языка в 6 классе. Глагол. Повторение изученного....

Имя существительное. Повторение изученного в начальной школе

Данный материал будет полезен педагогам, работающим в 5 классах при повторении темы «Имя существительное» за курс начальной школы. Вид урока – урок-экскурсия по родному селу....

Урок русского языка в 6 классе "Глагол. Повторение изученного в 5 классе"

Данный материал можно использовать на первом уроке при изучении темы "Глагол" в 6 классе или при закреплении темы "Глагол" в 5 классе....

Урок русского языка 5 класс «Имя существительное. Повторение изученного»

Урок русского языка по теме «Имя существительное. Повторение изученного»   5 класс...

Конспект урока по русскому языку 5 класс по теме "Повторение изученного в начальных классах по теме " Имя существительное"

Урок по ФГОС   русский язык 5 класс на тему " Повторение изученного в начале года по теме " Имя существительное как часть речи"...