Система повторения по теме "Морфология"в 11 классе при подготовке к ЕГЭ
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

Тетерина Людмила Николаевна

Система представляет собой 4-5 уроков по теме "Морфология", включает в себя такие разделы, как "Диагностика" "Теория", "Тренинг" и "Контроль". Материал для работы взят как из личных наработок, так и из реальных тренировочных тестов для подготовки к ЕГЭ авторов И. П. Цыбулько и Г. Т. Егораевой.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morfologiya_tekstovoy.docx597.47 КБ

Предварительный просмотр:

Морфология. Повторение при подготовке к ЕГЭ.

Учитель ГБОУ СОШ 134 им. С. Дудко

Тетерина Людмила Николаевна.

  • Цель работы: - создать систему отработки темы «Морфология» при подготовке к ЕГЭ.
  • Задачи:
  1. Подготовить диагностические материалы по теме «Морфология» для установления уровня владения материалом обучающимися.
  2. Произвести отбор теоретического материала по теме для повторения трудных случаев, возникающих при анализе морфологических явлений.
  3. Подобрать материал для тренировочной работы по теме «Морфология»

4.Провести итоговый контроль

                                                                                      Ч.1 Диагностика по теме 

1. Какой частью речи является слово установлено в предложении:

Установлено, что строение гортани не позволяет обезьянам освоить звуковую речь?

1)наречием

2)кратким прилагательным

3)кратким причастием

4)словом категории состояния.     (3)

2. В каком предложении выделенное слово является прилагательным?

  1. Беседа протекала мирно.
  2. Мы жили очень спокойно.
  3. Старик легко встал и, не прощаясь, ушёл.
  4. Помещение не убиралось  давно и было грязно. (4)

 3. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной?

Разлившееся молоко стекло со стола.

1) существительное

2) причастие

3) глагол

4) Прилагательное               (3)

4. Укажите предложения, в которых выделенные слова являются причастиями?

1)Если тихо сидеть, то окружающие будто вовсе и видеть перестают тебя.

2)Вперёд поехала пушка, окружённая пехотными солдатами.

3)Не жаль мне лет, растраченных напрасно.

4)Долго шли мы неведомыми путями.     (2,3)

Ч.2  Теория по теме

Повторение 

1.         Звуки речи изучает  фонетика.

2.         Слова, их лексическое значение изучает  лексика.

3.         Грамматические значения слов (и многие другие вопросы ) изучает  грамматика. 

1.Грамматика – самый большой раздел науки о языке. Он состоит из двух частей: морфология и синтаксис.

  - Синтаксис изучает словосочетания и предложения.

!  - Морфология  изучает  слово  как  часть  речи.

      Важно повторить!

  • Систему частей речи;
  • Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль;
  • Служебные части речи; 

Система частей речи

Самостоятельные

  • (знаменательные) Они называют предметы, признаки, действия, кол-во.
  • Являются членами предложения
  • Употребляются без и вместе со служебными частями речи.

 

Изменяемые

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Причастие

Неизменяемые

Деепричастие

Наречие

Слова категории состояния

Служебные

 В отличие от значимых частей речи, они не называют предметы, признаки, действия, кол-ва.

Не изменяются

Неизменяемые

Предлог

Союз

Частица

Отдельные группы

Неизменяемые

Междометие, звукоподражание Не изменяются.

Не являются членами предложения.

 

                                                                                                     Примеры.

  • Значимые части речи: существительное(стол, девочка), наречие(холодно, быстро),прилагательное(голубой, красочный), глагол(дружить, делать),  причастие( бегущий, написанный),деепричастие(придумав, играя) категория состояния( было весело, стало тепло), числительное( два, шестнадцать), местоимение(я, ему).
  • Служебные части речи: предлоги(к, за), союзы( и, когда), частицы(разве, бы).
  • Междометия: ужас! Ох!

                            САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

№ п/п 

Часть речи                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Значение, вопросы 

Морфологические признаки 

Синтаксическая функция 

Постоянные 

Непостоянные 

Сочетаемость 

Роль в предложении 

1. 

Имя существительное 

Кто? Ученик 

Что? Урок 

Обозначает предмет 

1.Собств./нарицат. 

2.Одуш./неодушевл 

3.Род (муж., ср., жен., общий) 

4.Склонение (1, 2, 3, разноскл., нескл.) 

  1. Падеж. 

2.Число. 

Сущ. + сущ. 

Прил. + сущ. 

Прил. + сущ. 

Прич. + сущ. 

Прич. + сущ. 

Глаг. + сущ. 

Мама купила в магазине батон из зерна.

Москва – столица России. 

2.

Имя прилагательное 

Какой? Милый 

Обозначает признак предмета. 

Чей? Лисий, мамин – обозначает принадлежность предмета 

1.Разряд (качеств., относит., притяж.) 

1.Форма краткая или полная (у качеств.) 

2.Степень сравнения (если есть) (у качеств.) 

3.Число 

4.Род (в ед. числе) 

5.Падеж (кроме крат.ф.) 

Прил. + сущ. 

Прил. + сущ. 

Прил + местоим. 

Прил + наречие 

Погода ненастная. 

Тёплая ночь. 

Ученица прилежна. 

Байкал глубже Балхаша. 

3.

 Глагол

Что делать? Работать.

Что сделать? Сдать.

Обозначает действие предмета. 

1.Вид (соверш./несоверш.).

2.Возвратность.

3.Переходность.

4.Спряжение (I, II, разноспрягаемый)

1.Наклонение (изъявит., условное, повелит.)

2.Время (в изъявит. накл.)

3.Число.

4.Лицо (в повелит.накл.; в наст. и будущ.вр. в изъявит. накл.).

5.Род (в услов.накл.; в прош. вр. в ед.ч. в изъявит.накл.)

Глагол + сущ.

Глагол + мест.

Глагол + наречие

Глагол + дееприч.

Глаг. + инфинитив

Сущ. + инфинитив

Учиться всегда пригодится.

Идём ловить коня.

Все просили её спеть.

Мечтаю о возможности летать.

4.

Имя числительное

Сколько? Пять, шесть книг - обозначает число или количество предметов.

Какой? Пятый – обозначает порядок предметов при счёте.

1.Простое или составное.

2.Количественное или порядковое.

3.Разряд колич. числит. (целое, дробное, собират)

1.Падеж.

2.Число (если есть).

3.Род (если есть).

Числит + числит.

Числит.  + сущ.

Глагол + числит.

Семь плюс семь - четырнадцать.

Входят семь богатырей.

Тетрадь стоит пять рублей.

Купи две ручки.

Пятая парта.

5.

Местоимение

Кто? Что? Указывает на предмет.

Какой? Чей? Указывает на признак предмета.

Сколько? Указывает на количество предметов.

1.Разряд (личное, возвратное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, притяжательное, указательное, определительное).

2.Лицо (у личных). 

Падеж.

Число (если есть).

Род (если есть). 

Местоим. + глагол

Сущ. + местоим.

Прил. + местоим.

Я приду к тебе во всякое время.

О чём хочешь спросить?

Который час?

6.

Причастие 

Какой? Что делающий? Что (с)делавший? Плачущий ребёнок, написанная работа, открытое окно. Обозначает признак предмета по действию. 

1.Действительное или 2.страдательное. 

3.Время (настоящее или прошедшее). 

4.Вид (соверш./несоверш.) 

Форма краткая или полная (у страдат. прич). 

Число. 

Падеж (в полной форме). 

Род (в ед.ч.) 

Сущ. + причастие 

Причастие + сущ. 

Прич. + местоим. 

Прич. + нареч. 

Мест. + прич. 

Плачущая девочка. 

Дома построены. 

7.

Деепричастие 

Что делая? Улыбаясь. 

Что сделав? Посмотрев. 

Обозначает добавочное действие при основном. 

1.Вид (соверш./несоверш.). 

 2.Возвратность. 

3.Переходность. 

4.Неизменяемость. 

______________ 

Глагол + дееприч. 

Дееприч. + сущ. 

Дееприч. + мест. 

Дееприч. +наречие 

Я встал, наклонясь немного вперёд. 

8.

Наречие 

Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? и Как? Обозначает признак действия – идти вперёд; признак предмета - макароны по-флотски; признак другого признака – очень тёплый 

1.Неизменяемость. 

2.Степень сравнения (если есть). 

 3.Смысловая группа. 

______________ 

Глаг. +наречие 

Прич. + наречие 

Дееприч. + наречие 

Сущ. + наречие 

Прил. + наречие 

Наречие + наречие 

Прерывисто дул ветер. 

Люблю макароны по-флотски. 

                                                                                                          Как определить часть речи 

1. Поставьте вопрос

Помните! Сначала надо найти слово, от которого зависит данное слово, затем поставить от него вопрос(часто вопрос к слову как части речи не совпадает с вопросом к члену предложения, выраженному этим же словом)

-бродит (по чему?) по парку – падежный вопрос (Д. п.)

-бродит (где?) по парку – смысловой вопрос к обстоятельству места

2. Определите общее грамматическое значение слова.

- Море было спокойно. –Море (каково?) спокойно – обозначает признак предмета, следовательно, это прилагательное.

- Мы жили спокойно. – Жили (как?) спокойно – обозначает признак действия, следовательно, это наречие.

3. Выясните, каким членом предложения это слово является, и убедитесь в правильности своего вывода.

В первом предложении слово спокойно входит в состав сказуемого – это действительно прилагательное. Во втором предложении слово спокойно является обстоятельством – это наречие

4.Обратите внимание на суффиксы, если они есть в слове.

 Помните, что у причастий суффиксы –ащ-, ящ-, -ущ-, ющ,-вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-, -ем-,-им-;

 у деепричастий суффиксы –а, -я, -в, -вши, -учи, -ючи ;

У наречий –а, -о, -у, -цки, -ски, -ому, -ему, -ых, -их;

У существительных суффиксы –ист, - ник, -чик, -тель, -щик, -арь, -ач, -ёр, -ени, -изн, -от, -ость, -ишк, -ищ, -онок, -ёнок, -ушк, еньк.

 Дополнительные сведения о частях речи

Имя существительное

Деление на одушевлённые и неодушевлённые существительные не всегда совпадает с делением на живое и неживое. Так слова кукла, мертвец, туз, валет, козырь, леший, идол относятся к одушевлённым, а слова народ, толпа, детвора, стая, группа, молодёжь, крестьянство, рота – к неодушевлённым.

 Существительные  умница, задира, плакса, растяпа, недотрога  относятся к общему роду. 

Некоторые прилагательные (готов, намерен, обязан, склонен, расположен, рад, горазд, должен, люб, надобен и пр.) употребляются в современном русском языке только в краткой форме!

   В предложениях они являются частью сказуемого. Например: 

     Готов ждать, но не верю твоим словам.  Рад бы спеть, да не могу.

 Как отличить отглагольное прилагательное от причастия и наречия

     Прилагательное( в том числе отглагольные прилагательные) в отличие от причастий обозначают постоянный признак предмета, тогда как причастия обозначают признак предмета, проявляющийся во времени, т. непостоянный признак.

    Причастия и прилагательные могут образовывать краткую форму.

    Отличить причастия от отглагольных прилагательных помогут следующие приёмы:

1. Если слово отвечает на вопрос что сделано ? каково?, его можно заменить глаголом, можно подставить вопросы КЕМ? ЧЕМ?, то это краткая форма причастия.

2, Если слово отвечает на вопрос КАКОВ? и его можно заменить полным прилагательным, то это краткая форма прилагательного.

3. Если слово отвечает на вопросы КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ?, то это наречие.

Глагол 

Спряжение определяется по неопределенной форме только у глаголов с безударными личными окончаниями: к II спряжению относятся все глаголы на -ить, кроме бритьстелить, а также 11 исключений: 7 глаголов на -еть (смотреть, видеть, терпеть, вертеть, зависеть, ненавидеть, обидеть) и 4 глагола на -ать (слышать, дышать, гнать, держать). Остальные глаголы относятся к I спряжению.

Если же личные окончания глагола ударные, то спряжение определяется по окончаниям; Так, глаголы спать, лететь, греметь, гореть, звенеть  относятся к II спряжению (сп-ишь, лет-ишь, грем-ишь, гор-ишь, звен-ишь), а глагол пить – к I спряжению (пь-ёшь).

Важно помнить: к тому же спряжению относятся и все производные от таких глаголов приставочные глаголы с безударными окончаниями. Поэтому глагол выгореть второго спряжения: выгорит, выгорят, а глагол выпить – первого спряжения: выпьешь, выпьют. 

                                                                                                                                                                   

ЗАПОМНИТЕ!

блеять

маяться

выменять

надеяться

выровнять

реять

затеять                   ЯТЬ!!! (1 спр)

кашлять                                                        Но КЛЕИТЬ!

таять

каяться

хаять

кланяться

чаять

лаять

 сеять

Причастия бывают действительные и страдательные.  

 Чтобы научиться быстро находить причастия, нужно знать те суффиксы, при помощи которых они образуются от глаголов.

    Запомните эти суффиксы:

  • Д.пр. Н. вр.-ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-): защищающийся, летящий
  • Стр. пр. Н. вр.-ем- (-ом-), -им-: избираемый, гонимый
  • Д. пр. Пр. вр.-вш-, -ш-: лежавший, несший
  • Стр. пр Пр. вр. -нн-, -енн-, -т-: указанный, построенный, понятый
  • Действительные причастия обозначают признак, возникший в результате действия самого предмета (мальчик, пишущий письмо — сам мальчик пишет письмо).
  •     Действительные причастия могут быть образованы как от переходных, так и от непереходных глаголов (лететь — летящий, летевший; увидеть — увидевший; вести — ведущий, ведший; прочитать — прочитавший, гулять — гуляющий, гулявший),
  • Страдательные причастия обозначают признак, возникший у предмета в результате действия другого предмета (письмо, написанное мальчиком — не письмо само себя написало, а мальчик его написал). Страдательные причастия образуются только  от переходных глаголов (лететь — непереходный глагол; увидеть — увиденный; вести — ведомый; прочитать — прочитавший, гулять — непереходный глагол).

Важно помнить: 
1)
В краткой форме  могут употребляться только страдательные причастия.

     2) Краткие причастия, как и краткие прилагательные, в предложении являются сказуемым.

                Числительные

  

Обозначают количество                                                   Обозначают

Сколько?                                                                          Порядок при счёте            

                                                                                              Который?

 Количественные                                                           Порядковые

1.Количественные и порядковые значения могут иметь другие части речи

(Какой по счёту?) пятый этаж -числительное

(Какой?)пятиэтажный дом– прилагательное

Пять (сколько?) этажей  - числительное

(Что?) пятерка - существительное

(Какой?) пятилетний малыш

2.Собирательные числительные употребляются только:

а) с существительными, обозначающими лиц мужского и общего рода: трое братьев, двое сирот; 

б) с существительными, имеющими форму только множественного числа: трое суток, двое ножниц; 

в) с существительными ребята, люди, дети, лицо (в значении человек): пятеро подозрительных лиц, трое ребят; 

г) с личными местоимениями мы, вы, они: их трое, вас пятеро; 

д) с названиями парных предметов: двое носков, варежек, лыж; 

д) с названиями детёнышей животных: двое зайчат, четверо ежат. 

     Собирательные числительные не могут сочетаться с существительными, обозначающими лиц женского пола и взрослых особей животных!

Числительное оба (обоих, обоим, обоими) употребляется только с существительными мужского рода (оба сына, на обоих домах), а числительное обе (обеих, обеим, обеими) — только с существительными женского рода (обе подруги, по обеим колеям

Степени сравнения наречий

Наречия, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения:

    сравнительная степень: основа + суффиксы -ее, -ше = смазливее, младше;

   превосходная простая степень: основа + суффиксы -ейше (-айше) = строжайше, покорнейше.

   превосходная сложная степень: наречие + всех (всего) = старше всех, больше всего.

Местоимения

Могут употребляться в речи вместо существительных, прилагательных, числительных и наречий.

Указывают на предметы, признаки, количество, но не называет их.

Как определить часть речи у омонимичных слов

 Часто слова, пишущиеся одинаково, относятся к разным частям речи. Кроме того, слова могут переходить из одной части речи в другую. Это может вызвать затруднения.

  1. Отличие отглагольных прилагательных от причастий

Прилагательные

- Не имеют зависимых слов и легко заменяются синонимичными прилагательными.

Блестящие способности – прекрасные

- Обозначают признак, постоянно свойственный предмету и не изменяющийся во времени:

Покатые плечи, изысканный вкус

Причастия

-  Имеют или могут иметь зависимые слова:

Блестящие на солнце капли росы. 

- Обозначают признак с указанием на время, завершённость или незавершённость действия

Читающий ученик,  читаемый рассказ

  1.  Отличие наречий от существительных с предлогом

Наречия

- Отвечают на вопросы наречий:

Разбить (как?) наголову.

- Нельзя вставить слово между приставкой и корнем:

разбить наголову, склониться набок

-  Можно заменить другим наречием:

действовать втайне (тайно)

-  Нет зависимого слова:

действовать втайне

Существительные с предлогом

- Отвечают на вопросы существительных:

надеть (на что?) на голову.

-  Можно вставить слово между предлогом и существительным:

надеть на (свою) голову, лечь на (другой)бок.

-  Можно заменить другим существительным:

хранить в тайне (в секрете).

ТОЛЬКО В КОНТЕКСТЕ можно различить слова категории состояния, наречия и краткие прилагательные среднего рода с окончанием -О:

- Слова категории состояния всегда СКАЗУЕМЫЕ, а наречия – ОБСТОЯТЕЛЬСТВА.

В номере душно (сказ.).

 Соловей пел звонко (обст.).

- Слова категории состояния  -НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ слова, а краткие прилагательные изменяются по родам.

 Мне грустно (СКС). – Девушка грустна (прил.). – Повествование грустно (прил.).

Союз и и частица и

Союз И соединяет однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного: На улице дождь и ветер. Вчера было холодно, и поэтому мы решили отложить свой поход в горы. 

Частица И ничего не соединяет, она усиливает значение слов, при которых употребляется: Постоянно ходить грустным — в этом и заключалось его представление о романтическом поведении.

Прилагательное и частица

 

Если к слову можно задать вопрос, то это прилагательное или СКС: Его мнение (каково?) просто. На сердце (как?) легко и просто.

К частице вопрос задать невозможно.

Он просто  перестал писать домой

Союз ЖЕ и частица ЖЕ.

ЖЕ - союз противительный. Обозначает противопоставление двух предложений, близко по значению к союзу А.
Дочь приехала ночью, сын ЖЕ – утром.

ЖЕ, усилительная частица. После вопросительного слова усиливает его выразительность.

  Когда ЖЕ ты позвонишь? 

Усиливает значение первого или в смысловом отношении наиболее важного слова реплики (разг. ).

  Ну и силён ЖЕ ты, парень.

Присоединяется к указательным местоимениям и наречиям и означает полное тождество того, на что указывается этими местоимениями и наречиями, с тем, о чем уже упоминалось в речи.

Тот же. Туда же. Такой же. Там же. Тогда же

Наречие и частица

 

Если к слову можно задать вопрос, то это наречие: Он говорил (как?) просто. Задача решена (как?) точно.

К частице вопрос задать невозможно: Да ты просто молодец! Ты точно маленький ребёнок капризничаешь.

 Тренинг

1. Из предложений 5-8 выпишите прилагательные в краткой форме.

   (5)С изумлением поглядел я на него и вдруг всё понял. (6)Это был почти мальчик, с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами, которые отражали трепет души. (7)Мне казалось тогда, что надежды на спасение у него нет и что врачи будут бессильны. (8)Я объяснил санитару, что мы можем сделать для мальчика, пока он еще жив.( бессилен, жив)

 2. Из предложений 10-11 выпишите прилагательное в форме сравнительной степени.

    (10)Даже в такое время снега имеют свои оттенки, а что говорить о солнечном утре и о морозной вечерней заре. (11)Сказать, что заря алая (или багровая, или лиловая), значит почти ничего не сказать: заря ежеминутно меняет свои цвета и оттенки, на линии горизонта краски одни, чуть выше совсем другие, и самой границы между зарёй и небом не существует.(выше) 

3. Из предложений 28-29 выпишите прилагательное в форме превосходной степени.

   (28) Собак приводят в детские дома или дома престарелых, и их обитатели с благодарностью ощущают на себе благотворное воздействие тепла и расположения,  которое оказывают им собаки. (29) Самое важное для них – быть другом для человека.(самое важное)

 4. Какой частью речи является слово ПЕРВАЯ в четвертом предложении?

(4)… первая из этих цифр намного превышает энергию всех рек земного шара.

1)прилагательное              2)числительное

3)местоимение                   4) причастие                                (2) 

5. Из предложений 6—7 выпишите притяжательные местоимения.

(6)Мы мечтали вернуться в тот солнечный довоенный мир, где солнце казалось нам праздничным солнцем, встающим над землёй изо дня в день по своей непреложной закономерности; трава была травой, предназначенной для того, чтобы расти; фонари — для того, чтобы освещать сухой  апрельский тротуар, вечернюю толпу гуляющих, в которой идёшь и ты, восемнадцатилетний, загорелый, сильный. (7)Все ливни весело проходили над твоей головой, и ты был озорно рад блеску молний и пушечным раскатам грома; все улыбки в том времени предназначались тебе, все смерти и слёзы были чужими..(своей, твоей)

 6. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ИОНИЗИРОВАНЫ в третьем (3) предложении текста.

                       1) деепричастие

               2) действительное причастие

              3) страдательное причастие

                        4) Прилагательное

(3)При такой температуре атомы полностью ионизированы…

                                                                                                             (3)  

  7. В каком предложении есть притяжательное местоимение?
1)    5(5)Повышенное количество веществ гормоны снижают, а пониженное — повышают, в одних случаях замедляя биохимические процессы, а в других ускоряя их.
2)    2(2)Они не влияют на появление новых биохимических реакций в тканях, а только «запускают», усиливают или замедляют те реакции, которые обычно протекают в организме.
3)    3(3)Таким образом, гормоны способны влиять на все стороны обмена веществ.
4)    4(4)Эффект их действия зависит от исходного содержания веществ в крови, органах и тканях.                                               (4)    В2 Из предложений 32-35 выпишите числительное.

    (32)Вдруг Савушкин замер. (33)В овражке, прорытом вешними водами стояла антилопа. (34)Совсем близко, под самым носом, шагах в двадцати.

  (35)Савушкин осторожно снял с плеча ружьё, взвёл курки. (36)Антилопа смотрела на него, но почему-то не убегала.                           (двадцати) 

8. Укажите предложение, в котором есть действительное причастие прошедшего времени

   1)В нём достигается естественный сплав драматического действия с элементами эпического повествования.

 2) Он постепенно овладевал звуком, цветом, и широкоформатным экраном, что помогло ему перерасти в разветвлённую и вполне самостоятельную отрасль культуры.

3) … кино пользуется выразительно-изобразительными средствами других искусств, что свидетельствует о синтетичности этого вида искусства.

4) Наиболее прочными являются его связи с литературой, и это находит своё прямое подтверждение в возросшем значении сценария, который является основой картины.

                                                                                                              ( 4 ) 

9. Из предложений 17-19 выпишите причастия.

   (17)...Зимой мы сменили пехотную часть на плацдарме. (18)Поредевшую, измотанную шквальным огнём, её незаметно отвели обратно за реку. (19)Однажды я, командовавший тогда ротой, увидел в бинокль перед занятыми позициями одиноко лежащего молодого убитого бойца. (поредевшую, измотанную, командовавший, занятыми, убитого, лежащего)

10. Из предложений 26-27выпишите деепричастие.

  (26)И для некоторых людей это — удовольствие. (27)Сократ, как передаёт легенда, однажды так увлёкся размышлением, что простоял неподвижно на одном месте почти сутки, не замечая ничего вокруг.

                                        ( не замечая) 

11. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПОРОЙ (предложение 3).


(3) Школьники, выполняя домашнее задание или сдавая письменный экзамен, тоже порой рисуют в черновиках. 
1)    существительное
2)    предлог
3)    союз
4)    наречие

                                                     ( наречие) 

12. Из предложения 12 выпишите все наречия.
(12)По современным оценкам, 80% тех, кто сегодня заканчивает институты, должны будут дважды за свою жизнь переучиваться и   менять   профессию.(сегодня, дважды)

 Контрольный тест

1.Укажите предложение, в котором есть страдательное причастие прошедшего времени.

 (2)Тогда почти двумя третями Франции и всей Англией владела династия Плантагенетов. (3) Языком английского королевского двора оказался старофранцузский, на нем и были созданы первые рыцарские романы. (4)Вначале их писали в стихах и хранили в виде богато иллюстрированных манускриптов. (5)Рукописи эти читали вслух в покоях замков: там всегда находился какой-нибудь книжник — как правило, священнослужитель. (6) … и сами хозяева, а особенно хозяйки замков нередко были грамотными.      (4)

2. Прочитайте текст и выполните задания A7–A12.
(1)… (2) В них проверяется, насколько благородный герой достоин быть членом рыцарского сословия. (3) Столкнувшись с опасностью, герои в отличие от авантюристов более поздних веков, которые действуют на свой страх и риск, поступают в строгом соответствии с кодексом рыцарского поведения.
(4)Романы воспринимались слушателями не как рассказ о реальных событиях далекого прошлого, а как выдумка, сказка, сочиненная поэтом. (5)Да и сам автор был не прочь подчеркнуть свои способности сочинителя. (6) … с рыцарских романов утвердилось право литературы на художественный вымысел.

Укажите предложение, в котором есть страдательное причастие прошедшего времени.

 (4)

3.Прочитайте текст и выполните задания A7–A12.
(1)… (2) Он относится к так называемому животному эпосу. (3) Главный источник книги — сказки о животных. (4)Многие сюжеты таких сказок называют бродячими, потому что они встречаются у большинства индоевропейских народов. (5) … русскому читателю хорошо знакомы истории о том, как лисица выманила сыр у вороны, как воровала рыбу, прикинувшись мертвой, и как волк из-за нее примерз ко льду и лишился хвоста. (6) Эти и другие проделки лисы занимают достойное место и в старофранцузском животном эпосе.

Укажите предложение, в котором есть деепричастие.

   (5)

4.Прочитайте текст и выполните задания A7–A12.


(1)… (2) Но жизнь складывается так, что по-настоящему развить способность к творчеству удается немногим. (3) В школе от ученика ждут не творческого, оригинального, а лишь «правильного» ответа. (4)На производстве работник, как правило, должен выполнять определенные, заранее предписанные обязанности. (5)… сам человек часто боится собственных неожиданных, нестандартных решений, поскольку они всегда связаны с риском ошибиться и оказаться предметом насмешек окружающих. (6)Многие психологи убеждены, что если избавить человека от внешних и внутренних барьеров, от страхов и стереотипов, то в нем проявится творческое начало.

Укажите предложение, в котором есть определительное местоимение.

    (5)

5.Прочитайте текст и выполните задания A7–A12.

1)…2) Длительное время свинушки считали условно съедобными грибами, однако после нескольких случаев отравления свинушкой тонкой, приведших к смертельному исходу, зарубежные ученые обнаружили в ней яд мускарин, который не разрушался в ней в процессе отваривания. 3) … было установлено, что при систематическом употреблении свинушек в пищу в крови образуются антитела, которые, накапливаясь, изменяют состав крови и создают угрозу здоровью и жизни. 4) Поэтому этот вид грибов в настоящее время исключен из перечня съедобных грибов. 5) При отравлении грибами, содержащими мускарин, применяют 1–2 г настойки белладонны, дают пить холодный крепкий чай, кофе, молоко, простоквашу, подсоленную воду.

Укажите предложение, в котором есть действительное причастие настоящего времени.

      (5)

6.Прочитайте текст и выполните задания A7–A12.
(1) … (2) Они  проникнуты   верой  в   то,   что   духовная  сила восторжествует над материальной и таким путем поднимет мир и человечество  к вершинам  подлинного  совершенства.  (3) Ранние  библейские пророки, например, полны решимости преобразовать общество, которому необходимо измениться, чтобы выполнить  свое высокое божественное назначение. (4) И  они готовы  добиться своей цели. (5) В  своем мышлении  они связывают воедино внутреннюю и внешнюю культуру человечества. (6) … и прогресс технический, и прогресс нравственный представляются им одинаково полезными. 

7.Укажите правильную морфологическую характеристику слова ГОТОВЫ из четвертого (4) предложения текста.

1 – прилагательное,2 - страдательное причастие,3 - действительное причастие,4 - деепричастие совершенного вида      (1)

8. Укажите правильную морфологическую характеристику слова МЛЕКОПИТАЮЩИХ из пятого (5) предложения текста.


(5)Особенно сильное давление испытывает животный мир Европы, где на грани уничтожения находятся многие виды млекопитающих, от 30 до 50% всех видов птиц.


1) деепричастие
2) прилагательное
3) существительное
4) причастие                    (существительное)

9. Укажите правильную характеристику выделенного слова.

Я в этот мир пришёл, чтобы видеть солнце.

  1. местоимение с частицей
  2. сочинительный союз
  3. подчинительный союз
  4. частица                                 (союз)

10.В каких примерах выделенные слова являются частицей?

1)-Неужели это ты нарисовал?

-Именно.

2) Именно он в прошлом году стал чемпионом по гимнастике.

3)Великолепен у нас новый нападающий. Что за удар у него!

4) Что вы включили бы в программу праздника?             (2,3) 11.Укажите правильную морфологическую слова В ТЕЧЕНИЕ из предложения 2.


(2)Нередко его называют буржуазной «революцией сверху», так как в течение столетия произошли беспрецедентные изменения во всех сферах жизни общества.


1) союз
2) производный предлог
3) существительное с предлогом
4) непроизводный предлог             (2)

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы учителя русского языка по подготовке к ГИА, С1

В данной презентации представлены виды тренировочных заданий при подготовке к ГИА, С1 с 5 по 9 класс....

«Обучающе- тестирующие системы с использованием Интернет – технологий при подготовке обучающихся к ЕГЭ по истории и обществознанию»

Создан аннотированный список ссылок Интернет- ресурсов для прохождения учащимися 9-11-х классов он-лайн тестирования  при подготовке к егэ по истории и обществознанию...

Подготовка к тесту в системе "Знак" для 6А класса

Уважаемые родители. В данном документе Вы можете увидеть темы, выносимые на проверку в систему "Знак". Напоминаю, что 16 апреля с 9.20 до 10.20 учащиеся 6А класса пишут тест по русскому языку в систем...

Разработка системы итогового повторения алгебры 7-9 классов при подготовке к ГИА

Разработка системы  итогового повторения алгебры 7-9 классов при подготивке к ГИА...

Открытый урок "Опорно-двигательная система" 9 класс предпрофильная подготовка

На уроке рассматривается строение опорно двигательной системы, нарушения ОПС и заболевания, а также профилактика и лечение заболеваний ОДС....

«СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ»

В течение многих лет прочные позиции  в ряду форм итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе занимало изложение с элементами сочинения. Подробный пересказ как вид работы требует от ученика ...

Система работы и оценка качества знаний обучающихся 9-х классов при подготовке к государственной итоговой аттестации по математике

Оценивание, как самого процесса обучения, так и его результатов рассматривается как одна из важных задач, решение которой призвано помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучени...