«СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ»
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Горбатенко Галина Ивановна

В течение многих лет прочные позиции  в ряду форм итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе занимало изложение с элементами сочинения. Подробный пересказ как вид работы требует от ученика механического запоминания и воспроизведение информации без критического осмысления прослушанного текста. Подробное изложение проверяло память, владение речевыми навыками и практическую грамотность.

Но в жизни важнее другое умение – запоминать текст осмысленно, то есть анализировать его содержание и группировать информацию уже на этапе прослушивания.

Поэтому на экзамене предпочтение отдано сжатому изложению, которое активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать  и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Это жизненно важные коммуникативные умения, необходимые для продолжения образования.

Цель данной работы: представить систему работы по формированию метапредметных умений и навыков при подготовке к сжатому изложению

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя школа №3» города Смоленска

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕМА: «СИСТЕМА РАБОТЫ  ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ  9-Х КЛАССОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ»

             Автор

  учитель русского языка и литературы

                                                        МБОУ « СШ №3» г. Смоленска

                                                     Горбатенко Галина Ивановна

                                               Смоленск 2019

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ  9-Х КЛАССОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ

В течение многих лет прочные позиции  в ряду форм итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе занимало изложение с элементами сочинения. Подробный пересказ как вид работы требует от ученика механического запоминания и воспроизведение информации без критического осмысления прослушанного текста. Подробное изложение проверяло память, владение речевыми навыками и практическую грамотность.

Но в жизни важнее другое умение – запоминать текст осмысленно, то есть анализировать его содержание и группировать информацию уже на этапе прослушивания.

Поэтому на экзамене предпочтение отдано сжатому изложению, которое активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать  и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Это жизненно важные коммуникативные умения, необходимые для продолжения образования.

Выбор в качестве итогового экзамена сжатого изложения понятен: с каждым годом увеличивается поток информации, в которой нужно уметь ориентироваться, выбирать главное. Умение уяснить суть, основное  в воспринимаемом материале, а также точно и лаконично передать его другим предстает  в таких условиях насущной проблемой.

Государственная аттестация – дело очень ответственное, по ее итогам судят о работе не только ученика, но и учителя и даже школы в целом.

Поэтому  так понятно желание педагога подстраховаться, больше времени на уроках уделить непосредственно подготовке к экзамену.

Ошибкой было бы заключить, что теперь надо писать больше сжатых изложений вместо сочинений или изложений подробных. Так проблемы не решить. Если осознать, что этой формой письменной работы проверяется умение точно понимать смысл и принцип построения текста, мы станем целенаправленно обучать детей пониманию текста, предлагая различные аналитические и творческие задания с разнообразными формулировками, разного объема – в том числе и сжатые изложения, когда необходимые для их написания навыки уже будут выработаны.

Насколько эффективны были наши многолетние усилия по обучению детей пониманию текста, умению определять в нем более или менее существенное, приемам компрессии, покажет экзаменационное сжатое изложение.

Анализ экзаменационных работ девятиклассников показал, что работа с текстом, безусловно, стала занимать значительно большее место при обучении слушанию, чтению и письму. Определенную роль в этом играют и ориентиры, предлагаемые новой формой экзамена. Судя по результатам экзаменационного изложения, учителя стали больше уделять внимания формированию у школьников последовательно, связно и логично передавать на письме прослушанную информацию.

В то же время сохранятся проблема формирования аналитических умений при слушании текста, и прежде всего умение адекватно воспринимать текст на слух и выделять в нем главную информацию.

Установка на сжатие ясно показывает, что для правильной передачи содержания важно запоминать текст не как сумму слов, а как структуру, организованную по особым логическим законам.

Изложение как форма речевой деятельности предполагает полную сформированность психических процессов школьника, так как ученик должен распределять внимание в нескольких направлениях. Он должен следить не только за написанием слов, но и за содержанием, и последовательностью передачи мыслей, за построением предложений. При этом еще выделить главную информацию и передать ее в сжатом виде.

Для формирования этих навыков необходимо регулярно работать с учащимися над содержанием воспринятого материала, побуждать их к его озаглавливанию, учить детей определять фактический, нужный для раскрытия темы материал, вырабатывать у учащихся навыки соблюдения последовательности изложения материала, учить детей выражать мысли своими словами, использовать способы и приемы сжатия текста.

Выполняя поставленную задачу – сжато передать информацию – ученики овладевают очень важными метапредметными умениями:

  • адекватно понимать информацию того, что они считают или слышат от других (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
  • обрабатывать информацию звучащего или прочитанного текста (выделять все важные для его восприятия микротемы);
  • продумать логические связи между частями текста и найти конкретные связки.

Эти умения необходимы учащемуся в жизни. Они имеют большое значение и для учебной работы. Очевидна роль этих умений на всех уроках – при усвоении истории, географии, обществознания и других учебных дисциплин. Проверяя знания учащихся, учитель смотрит, как ученик излагает тот или иной материал – полно, связно, логично или фрагментарно и беспорядочно.

Однако сказанным не исчерпывается значение изложения как одного из видов речевой деятельности. При работе над изложением активизируется словарь детей. В их речь вводятся новые слова, над значением и употреблением которых проводится в классе определенная работа. Кроме того, передача восприятия текста вызывает у школьников необходимость употребить целый ряд слов, который находится в их пассивном словаре.

То же следует сказать и об обогащении речи учащихся грамматическими средствами выражения мысли. Синтаксическое построение текста, который предназначен для изложения, при определенной подготовительной работе оказывает влияние на речь учащихся. В зависимости от стилистических особенностей текста ученики пользуются разнообразными по структуре простыми и сложными предложениями.

Эти умения тесным образом связаны с коммуникативными навыками. Овладение ими важно и для учебной работы, и для будущей практической деятельности выпускников.

На каждом этапе обучения учащихся надо не только обучать грамоте, сообщать им определенные сведения, но и расширять их познавательные возможности, развивать их потребности и интересы.

Необходимо так организовывать деятельность школьников, чтобы постоянно будить их активность и самостоятельность, поднимать их умственную работоспособность, добиваться осмысленного усвоения учебного материала, создавать у детей привычку размышлять.

Только в этом случае дети окажутся подготовленными к усвоению новых знаний, требующих более высокого уровня восприятия, необходимых как в учебном процессе, так и при решении проблем в различных жизненных ситуациях.

А если принять во внимание то, что именно в 9-ом классе заканчивается основной систематический курс изучения русского языка в школе, становится очевидным важность работы по формированию надпредметных  (метапредметных) навыков, так как умение воспринимать информацию на слух, обрабатывать и сознавать на ее основе вторичный текст носит общеучебный характер, так как реализуется в процессе изучения всех школьных дисциплин, и приобретает особую актуальность в связи с необходимостью ориентироваться в информационном пространстве современного социума.

Цель данной работы: представить систему работы по формированию метапредметных умений и навыков при подготовке к сжатому изложению.

Задача:

  - разработать систему упражнений, направленных на формирование метапредметных умений и навыков.


Упражнения на формирование умений учащихся восприятия и переработки информации

  1. Распространите информацию, приведенную ниже, включив в нее необходимые, с вашей точки зрения, смысловые блоки.

        Толстой Л. Н. Анна Каренина: роман: в восьми частях. Части первая – четвертая. – Л.: Художественная  литература,  1979. – 448  с. (Серия «Классики и современники»).

В романе «Анна Каренина» (1878) Л. Толстой через «мысль семейную» отразил жизнь русского общества в переломный период его развития.

В данный том включены первая – четвертая части романа.

  1. Переформулируйте данные ниже высказывания (упростите их), выделив в них главную информацию.

Сравнение – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак. Сравнение предполагает наличие трех данных: во-первых, то, что сравнивается («предмет»); во-вторых, то, с чем сравнивается («образ»); в-третьих, то, на основании чего одно сравнивается с другим («признак»). (По Л. А. Введенскому, Л. Г. Павловой).

Метафора основана на переносе наименования по сходству. Метафоры образуются по принципу олицетворения (вода бежит), овеществления (стальные нервы), отвлечения (поле деятельности) и т. д. Довольно часто метафоры используются и в обиходной речи. Нередко мы слышим и часто говорим: идет дождь, часы встали, железный характер, теплые отношения, острое зрение. Однако эти метафоры утратили свою образность и носят бытовой характер. (По Л. А. Введенскому, Л. Г. Павловой).

  1. Запишите данный текст в сокращенном виде, используя приемы исключения и обобщения в ходе передачи основной информации. Что, по вашему мнению, необходимо передать дословно?

…Никто никогда не восхищался оратором только за то, что он правильно говорит по-латыни. Если он этого не умеет, его просто осмеивают и не то что за оратора, а и за человека-то не считают. Точно так же никто никогда не хвалил человека за то, что его слова понятны присутствующим: если это не так, его попросту презирают. Перед кем же люди трепещут? На кого взирают, потрясенные, когда он говорит? Кем восторгаются? Кого считают чуть ли не богом среди людей? Того, кто говорит стройно, развернуто, обстоятельно, блистая яркими словами и яркими образами, вводя даже в самую грозу некий стихотворный размер, - одним словом, красиво. (Марк Туллий Цицерон).

  1. Приведенные ниже фразы характеризуют разные жанры. Выпишите те фразы, которые имеют отношение к реферату.

        Из исходного текста выбирается информация, представляющая ценность только для автора реферата;

        отбирается объективно ценная информация;

        вступление и заключение не нужны, главное – наличие основной части;

        структура общепринятая: вступление, основная часть, заключение;

        сообщается только о том, какие проблемы рассматриваются в исходном тексте;

        не только перечисляются, но и подробно рассматриваются основные проблемы исходного текста;

        автор может постоянно высказывать свое отношение к изложенному в исходном тексте;

        свое отношение автор может изложить в заключении;

        автор может пользоваться только ему понятными сокращениями, значками, пометками, подчеркиваниями.


Упражнение на формирование метапредметных умений учащихся понимать текст и его структуру

Готовя девятиклассников к сжатому изложению, мы помним, конечно, что в основе всякой грамотной трансформации текста – понимание текста и его структуры. Поскольку сжатию обычно подвергается рассуждение, нужно, чтобы ученик прежде всего умел выделять основные его элементы – тезисы и доказательства, тогда он сумеет и сократить текст, оставив только основные мысли и указав связи между ними, и расширить, дополнив необходимыми аргументами, примерами и пояснениями. И если именно так видит свою задачу учитель, для него не лишним окажется текст, позволяющий проанализировать один из вариантов структуры рассуждения и предложить ряд полезных заданий.

Миф и сказка

Сейчас для большинства людей слово «миф» синонимично слову «сказка». Многие мифы говорили о происхождении мира или его части: горы или моря, растения или животного, орудия или обычая. Нечто похожее можно обнаружить и в сказках, в частности, сказки о животных нередко сохраняют объясняющую концовку и имеют характерные названия, например «Почему у зайца короткий хвост».

Но разница между мифом и сказкой очень существенна. Миф был наисерьезнейшей вещью – способом осмысления и объяснения мира. Он воспринимался как правда, более того – как истина. Сказка, в отличие от мифа, создается и воспринимается как «неправда», «побасенка» и рассказывается для развлечения слушателей. Если миф почти всегда связан с определенной местностью, то действие сказки происходит в «некотором царстве, в некотором государстве». События мифа имеют значение для всего мироздания – события сказки изменяют только судьбу ее персонажей. И, наконец, еще одно отличие, особенно важное для истории словесного искусства: миф разыгрывали в ритуале или передавали устно, и суть его не зависела от формы передачи; сказка же имела смысл, только если была хорошо рассказана. (По В. Николаенко).

Этот текст, по которому обычно наши девятиклассники пишут изложение в начале учебного года, мало пригоден для сжатия – мысли в нем и так сформулированы почти конспективно, - но зато очень удобен для анализа, который и стоит провести перед тем, как ученики займутся письменным пересказом.

В беседе, где, в зависимости от подготовленности класса, ведущую роль могут сыграть и ученики, и учитель, выясняется, что текст представляет собой сравнение двух понятий, между которыми есть общее, но которые нельзя смешивать, потому что различия между ними существенны. Сначала называется общее, а потом находятся различия. Спросим, сколько существенных различий названо в тексте (разумеется, их четыре), считает ли автор их равными по значению (нет, последнее выделено как самое важное); все ли мысли проиллюстрированы примерами (нет, пример только один – название «объясняющей» сказки в первой части).

Обратим внимание на то, какие языковые средства здесь использованы.

В первой части, где речь идет о сходстве, есть выражение «нечто похожее можно обнаружить и …».

Вторая часть открывается противительным союзом. Далее называются различия, причем языковые средства для их выражения не повторяются. Если все утверждения о мифе обозначим 1, а утверждения о сказке – 2, то схематически вторую часть можно изобразить так:

  1. (в отличие от …).

Если 1, то 2. (сложноподчиненное предложение с союзом «если - то»).

1 – 2. (бессоюзное предложение).

И, наконец, … (вводное слово, указывающее на то, что дальше следует последний элемент перечня), 1, 2 же… (сложносочиненное предложение с противительным союзом «же»).

Не беда, что ученики еще не знакомы с классификацией сложных предложений; учитель сам решит, полезно девятиклассникам услышать термины, которые будут освоены позднее, или это только запутает учеников и отвлечет от главного.

Схемы в процессе беседы можно изобразить на доске и в тетрадях.

Беседа и письменная работа обычно укладываются вместе в один урок.

Когда изложения проверены, удачи отмечены, а недочеты и ошибки обсуждены и осознаны, работа над текстом продолжается.

На дом ученики получают одно из двух заданий: 1) расширить исходный текст, дополнив его  необходимыми примерами  и  пояснениями; 2) написать собственное сочинение на любую тему, но по изучаемой схеме, то есть сравнить два понятия, предмета, явления, назвав и общее между ними, и существенные различия (еще одно замечание: мы настоятельно советуем детям не употреблять существительное «сходство» во множественном числе, хотя словари такого запрета не содержат).


Упражнение на формирование метапредметных умений учащихся внутри текста

Продолжая подготовку к сжатому изложению, предложим ученикам упражнение для анализа логических связей внутри текста.

        Еще раз подчеркнем: умение видеть логику рассуждения и обозначать логический переход от одной мысли к другой необходимо, так как при пересказе помогает правильно, не исказив авторского замысла, передать содержание текста.

        Эффективными в этом случае оказываются упражнения, в которых, перед тем как написать сжатое изложение текста, надо проделать следующие операции:

        - восстановить смысловую связь между предложениями или абзацами;

        - правильно расположить тезисы и аргументы в рассуждении;

        - исправить нарушенную логику;

        - подобрать вступление или заключение.

        Подобные задания каждый учитель может составить сам, исходя из задач конкретного урока. Лучше всего начать с небольших и простых упражнений, потом перейти к более сложным, а работу с текстами, которые распечатаны на отдельных карточках, постепенно заменить работой на слух.

        Известно, что характер логической связи между отдельными элементами текста выражают союзы, частицы, вводные слова и эквивалентные им синтаксические конструкции. Предложим ученикам такой текст, в котором они отсутствуют.

        Когда-то купцы, отправляясь путешествовать, не брали с собой денег, они обменивались одни товары на другие. Жители пустыни – искусные обработчики металлов – приезжали в лесистую местность и обменивали изготовленные ими топоры на древесину. Постепенно вместо товаров для обмена торговцы стали брать золото. На него можно было выменять любую вещь. (По Н.Гранту)

        Содержание высказывания в общих чертах понятно, но смысл его можно сделать более ясным, если подчеркнуть, что:

  1. первое и второе предложения, а также два последних связаны между собой причинно-следственными отношениями:

Когда-то купцы, отправляясь путешествовать, не брали с собой денег, потому что они обменивали одни товары на другие.

Постепенно вместо товаров для обмена торговцы стали брать золото, так как на него можно было выменять любую вещь;

  1. третье предложение иллюстрирует предыдущий тезис:

Когда-то купцы… обменивали одни товары на другие. Например, жители пустыни – искусные обработчики металлов – приезжали в лесистую местность и обменивали изготовленные ими топоры на древесину;

  1. первый и второй тезисы противопоставлены друг другу:

Когда-то… Но постепенно.

Пояснить логическую структуру текста помогают специальные слова – сочинительный (но) и подчинительные (потому что, так как) союзы и вводное слово например, - которые в исходном варианте упражнения отсутствовали.

Предложим ученикам такое задание:

- объедините, где нужно, простые предложения в сложные с помощью союзов потому что, так как.

- найдите предложение, которое является иллюстрацией предыдущей мысли. Вставьте перед ним слово например.

- запишите логическую схему текста и выберите из списка союз, который показывает, как связаны между собой тезисы: и, или, а, но, чтобы, когда, если. (Тезис 1 – Пример 1 – Но Тезис 2)

- кратко передайте содержание текста, по возможности сохранив в пересказе «логические» слова.

Допустим такой вариант сжатого изложения:

Раньше торговали, обменивая один товар на другие, например, металлические изделия на древесину. Но со временем любой товар стало возможным обменять на золото.

Это же упражнение можно использовать и для работы на слух. Ученики, разделив страницу пополам, во время чтения текста в одну колонку кратко запишут тезисы, а в другую – примеры и доказательства, а потом графически – с помощью стрелок или скобок – покажут, как связаны между собой тезисы: какие из них можно объединить, какие – противопоставить, какой тезис проиллюстрирован. В получившейся схеме стоит указать слова, которые помогают выразить эти отношения. После обсуждения результатов ученики пишут сжатое изложение.


Упражнение на формирование метапредметных умений учащихся понимать текст и его структуру

Создание этого типа речи, как правило, затрудняет учащихся. Они недостаточно хорошо знают, как должны  строиться такие высказывания, из каких структурных элементов они состоят и т. д. Поэтому в ходе работы над рассуждением важно сформулировать умения: выделять в тексте все компоненты рассуждения, понимать их значение в организации высказывания, а затем осознано воспроизводить их в собственной речи.

Работа над изложением по тексту «Учение с увлечением»

9 класс

Учение с увлечением

На свете есть два вида занятий: учение с мучением и учение с увлечением.

Учение с мучение – это дело известное. Бродишь, бродишь по комнате и никак не заставишь себя сесть за стол и открыть книгу. Наконец откроешь, а в ней все непонятно, все скучно, все ненавистно. Ну, ладно, сегодня кое-как выучишь урок. А завтра ведь опять садиться за учебники. Опять это мучение?

Но знаете ли вы, что такое учение с увлечением? Какое это счастье торопиться домой, чтобы скорее сесть за книгу? Какая радость браться за трудную задачу по физике, вертеть ее так и этак, прикидывать – может, и получится? Не-ет, не выходит. А если попробовать по-другому? Ура, просвет! Неужели просвет?

В душе что-то зажигается, предчувствие решения волнует, вы в нетерпении пригибаетесь к столу, и, если кто-нибудь окликнет вас в эту минуту, вы вздрогнете, оглянитесь в недоумении: «Что случилось? Разве в мире есть еще что-нибудь, кроме этой задачи?» Просвет, просвет, предчувствие успеха, - а вот и сам успех, вот решение Да такое неожиданное, такое простое и ловкое!

И на следующий день вы никак не дождетесь того часа, когда можно будет взяться за учебник или задачник. Жизнь получается хорошая, совсем счастливая. Учение с увлечением – счастливая жизнь. Таков закон. (С. Соловейчик.) 201 сл.

Материал для учителя

Анализ текста

Предложенный для изложения текст взят из статьи Л. Ф. Талалаевой, см.: Оценка знаний, умений и навыков по русскому языку. – м., 1986. – С. 97.

По стилю речи отрывок относится к художественной публицистике. По типу речи – это рассуждение-объяснение, в котором раскрываются и оцениваются два понятия: учение с мучением и учение с увлечением. Понятия раскрываются субъективно – через описание состояния человека и его оценку этого состояния, поэтому в средней, объясняющей части рассуждения можно выделить фрагменты текста, имеющие типовое значение оценки и описания состояния человека. Состояние дается в динамике, описывается как процесс – отсюда в нем элементы повествования (Бродишь, бродишьНаконец откроешь…).

Рассуждение строится по схеме: тезис – сначала в форме общего утверждения (Есть два вида занятий…), которое затем конкретизируется в виде двух оценочных положений (1. Учение с мучением – дело известное и 2. Но знаете ли вы, что такое учение с увлечением? Какое это счастье...?). Второе положение формулируется в виде цепи риторических вопросов (вопросов-урверждений).  В конце делается вывод (Учение с увлечением – счастливая жизнь. Таков закон).

Текст имеет четкую логическую структуру и дает возможность проверить умение чувствовать речевую форму и сохранять ее при пересказе. Эмоциональная экспрессия текста, композиционное построение его на основе антитезы, широкое использование в нем изобразительно-выразительных языковых средств, характерных для художественной публицистики (наличие прямого обращения к читателю, риторических вопросов, восклицаний, лексических и синтаксических повторов, метаморфических выражений, инверсии, односоставных и двусоставных предложений со сказуемым, выраженным глаголом 2-го лица с обобщенным значением), позволяют показать учащимся на материале связного высказывания особенности функционирования в публицистическом стиле речи синтаксических конструкций, изучаемых в 8-м классе.

Текст имеет очень простую и ясную композицию: он состоит из двух контрастных частей – «учение с мучением» и «учение с увлечением». Составлять план в подобных случаях не обязательно: большую информацию о строении текста содержит типологическая схема.

Схема строения текста

Общее утверждение

1-й тезис

Рассуждение

Описание состояния человека (с элементами повествования)

Оценка состояния

2-й тезис

Оценка состояния

Описание состояния человека (с элементами повествования)

Вывод – оценка действительности

Методические рекомендации

Материал рекомендуется для сжатого изложения с творческим заданием, которое может быть сформулировано следующим образом:

Дайте сжатый пересказ этого текста, но при этом сохраните его строение и стиль речи. Опираясь на собственный опыт учения, расскажите, какой из школьных предметов вы любите, легко усваиваете и что вам не дается и доставляет массу хлопот и неприятностей. (Естественно, что можно воспользоваться и примерами, выходящими за рамки обязательных школьных занятий.) Главное – опишите свое состояние, покажите, как вам мучительно учиться по принуждению, без интереса и какое это счастье заниматься любимым делом.


Упражнения на освоение приемов сжатия текста

  1. Упражнение на исключение второстепенной информации.

Исключением ученики занимаются уже на начальном этапе работы с изложением: во время первого чтения они, слушая текст, мысленно исключают из него доказательства и примеры, а в тетрадь записывают только тезисы. Однако полностью исключать примеры и рассуждения нельзя – они важный элемент логической структуры. Поэтому нужно тренироваться сокращать их, опуская частные подробности, или ссылаться на них.

Подчеркните в тексте только то, без чего нельзя понять смысл рассуждения. Разбейте текст на абзацы.

Можно прыгать по-заячьи, выть по-волчьи, сидеть по-турецки. И в каждом из этих случаев понятно, кого мы напоминаем – зайца, волка, турка. Но на кого мы похожи, когда ползем по-пластунски? Кто такой пластун? Оказывается, так называли военных разведчиков казацкого войска. Во время боевых действий они, притаившись в камышах, следили за противником. За способность лежать пластом, распластавшись в течение длительного времени, такие разведчики и получили прозвище пластунов. А ползти по-пластунски стало  означать ползти как пластун – не отрывая тело от земли. (С. Волков)

Ответ:

Можно прыгать по-заячьи, выть по-волчьи, сидеть по-турецки. И в каждом из этих случаев понятно, кого мы напоминаем – зайца, волка, турка.

 Но на кого мы похожи, когда ползем по-пластунски? Кто такой пластун?

Оказывается, так называли военных разведчиков казацкого войска. Во время боевых действий они, притаившись в камышах, следили за противником. За способность лежать пластом, распластавшись в течение длительного времени, такие разведчики и получили прозвище пластунов.

А ползти по-пластунски стало  означать ползти как пластун – не отрывая тело от земли.

Заполнив пропуски в опорных предложениях, передайте основное содержание текста.

Когда говорят ______________________________, то сравнивают человека ___________________. Когда говорят ползти по-пластунски, то сравнивают человека с пластуном. _________________________? Пластунами называли казаков-разведчиков, которые, ___________________, были способны ________________________, а передвигаясь, _____________________.

Заполняя пропуски, обратим внимание учеников на то, что из нескольких однородных примеров к первому тезису (прыгать по-заячьи, выть по-волчьи, сидеть по-турецки – зайца, волка, турка) в сжатом изложении лучше оставить один (так как они равноценны, то - любой); а сложное вопросительное предложение можно превратить в утверждение. Детали (во время боевых действий, казацкое войско, притаившись в камышах, в течение длительного времени) в краткий пересказ, разумеется, попасть не должны.

Ответ:

Когда говорят, прыгать по-заячьи, то сравнивают человека с зайцем. Когда говорят ползти по-пластунски, то сравнивают человека с пластуном. Кто такой пластун? Пластунами называли казаков-разведчиков, которые, наблюдая за противником, были способны долго лежать на одном месте распластавшись, а передвигаясь, не отрывали тело от земли.

  1. Упражнение на обобщение частной информации

Замените ряд однородных членов обобщающим словом; (где нужно, измените форму согласующихся слов):

  1. О его учености знали и мельник, и солдаты, и дамы, и министры.
  2. Ремесленники, рудокопы, матросы поднялись против власти Трех Толстяков.
  3. С улицы, из домов, из раскрытых окон кабачков, из-за оград увеселительных садов неслись отдельные слова песенки.
  4. Малиновые, сиреневые, ярко-зеленые, рыжие, белые и золотые парики пылали в солнечных лучах.
  5. Они собрали фокусников, укротителей, клоунов, чревовещателей, танцоров.
  6. Эти рудокопы и эти грязные ремесленники не имеют ружей, пистолетов и сабель. А у гвардейцев есть пушки.
  7. Попробуйте ночью зайти в конюшню или прислушайтесь к курятнику: вас поразит тишина, и вместе с тем вы будете слышать то движение крыла, то чавканье, то треск насеста, то тоненький голосок, выскочивший, точно капелька, из горла спящей птицы.
  8. Воздушные шары, красные, синие, желтые, казались великолепными. Каждому хотелось иметь такой шар… Но чудес не бывает! Ни одному мальчику, самому послушному, ни одной девочке, самой внимательной, продавец ни разу в жизни не подарил ни одного шара. (Ю. Олеша)

Видно, что почти во всех предложениях однородные члены могут быть заменены местоимениями или наречиями со значением все, всякий, везде (никто, ничто, никакой, нигде). Но лучше, если ученики потренируются в подборе таких обобщающих слов, которые передают смысл фразы более точно и не противоречат контексту. Возможные варианты стоит обсудить в классе.

Ответ:

1.Многие // все горожане // все жители города. 2. Все бедняки // весь бедный рабочий люд. 3. Отовсюду // Со всех сторон // И справа и слева // Из каждого дома // Из всех окон. 4. Разноцветные парики // Парики всех цветов радуги // Парики всех возможных цветов и оттенков. 5. Всех цирковых артистов // всю цирковую труппу. 6. У рабочих нет никакого оружия. 7. Самые разнообразные звуки // очень много маленьких звуков. 8. Разноцветные воздушные шары. Ни одному ребенку.


Упражнение, формирующее метапредметные умения учащихся выделять микротемы текста

Прочитайте текст

Но отчего одни дети и подростки, имея свободу, раскованны, а другие распущенны?

Разница в том, как пришла к ним свобода. К ответственности ведет не та свобода, что дана или подарена, а та, что добыта собственным усилием. Ребенка и подростка развивает не свобода, как иногда думают, а собственное действие по добыванию свободы, самоосвобождение. Достичь подлинной самостоятельности можно только самоосвобождением. Ребенок и на свет появляется сам – самоосвобождением.

Запомним это слово, быть может, относительно новое для вас и редкое в педагогических книгах – самоосвобождением.

Когда ребенка оставляют без внимания, без надзора, без влияния взрослых, короче говоря, без воспитания, когда он растет вроде беспризорного, - он борется за себя в компании сверстников, на это уходят все его силы, и он вырастает духовно бедным человеком (хотя возможны, конечно, и исключения). Когда ребенку приходится освобождаться от опеки родителей, когда он борется за свободу в семье, то скандалы кухонного типа не дают толчка для развития. Подросток добывает внешнюю независимость, внешнюю свободу – чтобы сменить ее, как уже говорилось, на зависимость от сверстников. Для него свобода – лишь разменная монета: здесь добыл, там продал. Самоосвобождения не происходит.

Таким образом, ценность самоосвобождения зависит от значительности противника. Одно дело – освобождаться от мелочных родительских запретов, другое – от темноты, от трусости, от социальной несправедливости, от засилья дурных людей.

С. Соловейчик

Задания

1. Какова цель автора данного текста? Выберите правильный ответ.

А. Обратить внимание родителей на воспитание своих детей.

Б. Открыть новое слово в педагогике.

В. Представить и раскрыть противников подростков.

Г. Ответить на вопрос о том, почему одни дети и подростки, имея свободу, раскованны, а другие распущенны.

2. Какую информацию можно устранить без ущерба для понимания текста?

3. Подберите наиболее подходящий синоним к слову добывание.

А. Добыча.

Б. Получение.

В. Нахождение.

4. Объясните разницу значения слов раскованны и распущенны. Сделать это вам поможет информация для справки.

Для справки

Раскованный – свободный и непринужденный в обращении с людьми, в поведении.

Распущенный – 1. Недисциплинированный, своевольный. Р. ученик.

2.Развратный, безнравственный. Р. нравы.

5. Сформулируйте микротему каждого абзаца в виде следующей таблицы

№ абзаца

Микротема

1.

2.

3.

4.

6. Подчеркните предложения с однородными членами.

7. В каких из них ряды однородных членов можно заменить обобщающим словом? Произведите такую замену. Что-нибудь изменилось?


Упражнение, формирующее метапредметные умения учащихся соблюдение в речи основных лексических норм русского языка

Наступление грозы

Приближался вечер, а вместе с ним в неподвижном воздухе чувствовалось томительное созревание грозы. Она ниоткуда не шла, она как бы сама собой зарождалась над амфитеатром города, среди мечетей и минаретов. Когда со скрежетом поползла вверх стопудовая якорная цепь, а затем перегруженный пароход осел ниже ватерлинии и стал медленно поворачиваться не рейде, солнце уже потонуло в грозовых тучах. Сделалось так темно, что в каюте и салонах зажгли электричество. Из люков дохнуло горячими запахами кухни и машин.

Слова для справок:

Ватерлиния – линия по борту, до которой судно погружается в воду при нормальной осадке.

Рейд – водное пространство у морского берега, удобное для стоянки судов.

Каюта – отдельное помещение на судне.

Амфитеатр – в Древней Греции и Риме: сооружение для зрелищ, в котором места для зрителей возвышаются полукругом.

Мечеть – мусульманский храм.

Минарет – башня при мечети, из которой муллы призывают на молитву.

Это один текст из семнадцати (по количеству учеников в классе). Задание написано на доске для всех одно, а тексты у ребят разные. На следующем уроке происходит обмен текстами, таким образом один и тот же ученик знакомится со всеми текстами.

Задания могут быть разными, например, при повторении спряжения глаголов задание может быть таким: Выпишите из текста 5 любых глаголов, определите их спряжение, к каждому глаголу подберите по 1-2 однокоренных слова.

На обратной стороне листа с текстом ученик пишет свою фамилию и имя, чтобы на следующем уроке ему не попался этот текст.

В самом начале работы обращаем внимание детей на то, что слова, которые объясняются после текста, надо постараться запомнить, т.к. в конце работы каждый обменивается текстом с соседом по парте, чтобы проверить друг друга.

У такого вида работы много преимуществ:

- за несколько уроков один ученик получает возможность поработать со всеми текстами;

- работа с текстом позволяет ученику расширить свои знания;

- словарный запас ребят пополняется не только современными, но и устаревшими словами. Кроме того, ученики знакомятся с лексическими средствами выразительности русского языка;

- возникает чувство гордости за то, что сосед по парте делает текст, с которым «я работал первый»;

- повышается концентрация внимания, т.к. не все ученики могут правильно списать текст с образца;

- повышается орфографическая и пунктуационная грамотность учеников.

В качестве средства контроля можно выбрать словарный диктант. Контроль проводится только в конце работы с блоком текстов, когда каждый ребенок поработал со всеми текстами.

Опыт показал, что дети охотно включаются в работу. При такой работе они узнают много новых слов


Упражнение, формирующее метапредметные умения учащихся сопоставлять и сравнивать речевые высказывания

На уроках русского языка вы анализируете один текст одного автора. Мы предлагаем задание посложнее: работу с «псевдотекстом», в котором смешались два текста двух разных авторов.

Псевдотекст

- Прочитайте текст.

Вечером блеснет наконец-то озеро, как черное, косо поставленное зеркало. Ночь уже стоит над ним и смотрит в его темную воду, - ночь, полная звезд. Когда восходит луна, ночь становится бледной и темной. Мглы как не бывало. Воздух прозрачен, свеж и тепел, всюду хорошо видно, и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна… На западе еще тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь, и на мшарах бормочут и возятся журавли, обеспокоенные дымом костра. Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу, а в непонятной дали, если долго всматриваться в нее, высятся и громоздятся друг на друга туманные, причудливые образы…  Всю ночь костер то разгорается, то гаснет. Листва берез висит не шелохнувшись. Роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то очень далеко – кажется, за краем земли – хрипло кричит старый петух в избе лесника. Немножко жутко. А взглянешь на бледно-зеленое, усыпанное звездами небо, на котором ни облачка, ни пятна, и поймешь, почему теплый воздух недвижим, почему природа настороже и почему боится шевельнуться: ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни.

- Наверное, вы догадались, что в этом тексте соединены отрывки из двух разных произведений. Попробуйте их найти.

- Прочитайте тексты, которые у вас получились. Что вы можете сказать об особенностях каждого из них?

Задания:

1. Каким настроением проникнут каждый из текстов?

2. Какой видит ночь Чехов? А какой – Паустовский? Чье восприятие ночи вам ближе и ближе и почему?

3. Какие краски и звуки ночи услышали писатели? Найдите и подчеркните их в тексте.

4. Раскройте смысл сочетаний слов природа настороже. Подумайте, почему природа находится в таком состоянии. Ответьте словами А. П. Чехова.

5. Подумайте, почему «жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни». Приходилось ли вам испытывать такое состояние? Напишите об этом.


Упражнение, формирующее метапредметные умения учащихся адекватного понимания сообщения

Текст 1

1. Запишите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст.

(А) Язык, слово объединяют многие поколения людей в их историческом процессе, сплачивают нацию, питают ее самосознание и суверенность в кругу других наций и народностей.

(Б) «Вначале было слово», сказано в Священном писании.

(В) Слово соединяет в себе все, чем памятно для нас прошлое народа, чем дорого и свято его настоящее и чем отрадно ожидаемое будущее.

(Г) И, значит, Слово не даром дано человеку.

Задания

1. Выберите вариант ответа:

1) БГАВ;                          3) АВБГ;

2) ГАВБ;                          4) ВБГА.

2. Укажите лишнее слово в ряду синонимов:

1) суверенность;             3) разъединенность;

2) независимость;           4) автономность.

3. Какое слово неправильно разбито на морфемы:

1) сказан-о;                      3) процесс-е;

2) свят-о;                          4) с-плач-ива-ют?

4. В каком слове на месте пропуска пишется е?

1) в написани…;              3) на площад…;

2) в обител…;                  4) на площадк…

5. Какой частью речи являются слова прошлое, настоящее, будущее в предложении В:

1) именами существительными;

2) причастиями;

3) словами категории состояния.

6. Какие предложения простые?

1) А;                                  3) В;

2) Б;                                   4) Г.


Упражнение, формирующее метапредметные умения учащихся соблюдение в речи лексических норм языка

Задания, которые помогают учащимся воспитывать вкус к настоящему художественному слову, почувствовать красоту и богатство русского языка, увидеть, как «живут» изучаемые языковые явления в тексте.

Осенняя росинка

Заосеняло. Мухи стучат в потолок. Воробьи табунятся. Грачи собирают упавшие зерна на убранных полях. Сороки семьями пасутся на дорогах. Иная росинка в пазухе листа весь день просверкает.

(М. Пришвин)

Какие слова показались вам необычными, незнакомыми? Догадались ли вы, что они означают? Каково их лексическое значение? Почему именно эти глаголы использовал писатель? Постарайтесь подобрать синонимы.

Грустная или веселая картина представляется вам, когда вы читаете эти строки? Почему?

Как, по-вашему, почему иная росинка … весь день просверкает на листе?

Представьте, что вам нужно нарисовать цветную иллюстрацию к тексту. Какие краски вам понадобятся для рисунка? Почему?

Подчеркните грамматические основы предложений. Чем первое предложение отличается от остальных?

Сделайте морфемный разбор слова росинка и определите значение суффикса.

Объясните написание слов с разделительным мягким знаком.

Написание каких орфограмм вам бы хотелось уточнить? Что вас затруднило?


Упражнение, формирующее метапредметные умения учащихся адекватно понимать информацию письменного сообщения

Притча о цветке

Расцвел удивительной красоты цветок, и все, кто видел его, восхищались необыкновенной красотой этого чудного творения. Долго ждал цветок, когда отдадут дань тем, кто помог ему, и однажды заговорил: «Моя красота ослепила вас, и вы не увидели главного. Вы не отдали дань земле, которая дала мне возможность родиться, вырасти и расцвести. Вы не признали силу воды, которая разбудила жизнь в семени и напитала меня мощью своей. Не отнеслись с благодарностью к солнцу, тепло и свет которого были чудотворны. И преклоняться нужно не перед моей красотой, а перед жизненной силой тех, кто породил ее».

Но никто не услышал этого, а по бестолковости своей люди продолжали петь хвалебные оды цветку.

За именем великим нужно уметь разглядеть тех, кто был животворящей почвой, питательной влагой и чудодейственным светом, без которых не было бы ни имени, ни славы.

(О.М. Безымянская, С.А. Лукьянов.)

1.Какова основная мысль текста?

А) Человек должен уметь восхищаться необыкновенной красотой окружающего мира;

Б) Люди невнимательны и не замечают вокруг себя красоты;

В) Нужно уметь замечать того, кто сделал добро другому;

Г) Человек должен быть благодарным за доставленное счастье.

2.Каковы тип и стиль речи текста?

А) Художественный, описание;

Б) Публицистический, рассуждение;

В) Публицистический, повествование с элементами рассуждения;

Г) Художественный, повествование.

3.Что собой представляет последнее предложение текста?

А) Тезис;

Б) Вывод;

В) Мораль.

4.В каком предложении заключена основная мысль текста?

А) Моя красота ослепила вас, и вы не увидели главного;

Б) Преклоняться нужно не перед моей красотой, а перед живительной силой тех, кто породил ее;

В) За именем великим нужно уметь разглядеть тех, без которых не было бы ни имени, ни славы.

5.Какие средства выразительности использованы в тексте?

А) Эпитеты и гиперболы;

Б) Метафоры и эпитеты;

В) Эпитеты, олицетворение, перифраза;

Г) Инверсия, эпитеты.


 МОДЕЛИ УРОКОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ

Урок 1. Урок усвоения новых знаний

Тема: «Систематизация и обобщение знаний о структуре и лексических особенностях написания сжатого изложения».

Цель урока: систематизировать ранее полученные знания об особенностях написания сжатого изложения, развитие практических навыков сжатия текста, формирование метапредметных умений учащихся воспроизводить прослушанный текст с заданной степенью свернутости.

Урок представляет собой лекцию учителя, по ходу которой ученики делают необходимые записи в тетрадях. Эти материалы в дальнейшем будут использоваться в практической работе.

  1. Запись на доске: «Сжатое изложение»
  1. Содержательная обработка прослушанного текста.
  2. Языковая обработка.
  1. Дать понятие термину «Сжатое изложение».

Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющих проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

- точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

- адекватно воспринимать авторский замысел;

- вычленять главное в информации;

- сокращать текст разными способами;

- правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

- находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи текста.

  1. Для содержательной обработки текста необходимо определить структурно-композиционные особенности, видеть логику текста, выделить главное в каждой микротеме.

Основные приемы содержательной компрессии текста: разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации, свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее), понимание главного и передача его своими словами.

  1. Языковая обработка информации: сжато и адекватно передавать на письме информацию каждой микротемы исходного текста; лаконично излагать основную информацию, пользуясь необходимыми языковыми средствами, сохранять функционально-содержательные особенности прослушанного текста, в том числе его структурно-композиционные особенности (абзацы).
  2. Приемы сжатия текста.

1) исключение подробностей, деталей (удаление, исключение);

        Чем бы современный школьник ни занимался в будущем – медициной, экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером. – Чем бы современный школьник ни занимался в будущем, он может и должен представить себя за компьютером.

2) обобщение конкретных, единичных явлений (объединение, обобщение);

        Однажды Анну Павловну в свой дворец пригласил сам Оскар II, шведский король. Каково же было изумление труппы, когда за дочкой бедной прачки приехала роскошная дворцовая карета. – Оскар II, шведский король, прислал за Анной Павловной роскошную карету.

        3) сочетание исключения и обобщения (замена, упрощение).

        В Гельсингфорсе, Копенгагене, Стокгольме о гастролях русских также писали газеты, называли их выступления откровением нового искусства. – Иностранные газеты называли выступления откровением нового искусства.

        В своем тексте вы можете использовать либо один. Либо несколько приемов сжатия информации одновременно.

        Существует также следующие способы сжатия материала:

        - сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;

        На другой же день приступила она к исполнению своего плана, послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговокзасадила за шитье всю девичью, и к вечеру все было готово. – На другой же день приступила она к исполнению своего плана, засадила за шитье всю девичью, и к вечеру все было готово.

- образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;

        Буран свирепел час от часу. Бушевал всю ночь и весь следующий день, так что не было никакой езды. Глубокие овраги сделались высокими буграми… - Буран свирепел час от часу, бушевал всю ночь так, что глубокие овраги сделались высокими буграми.

- сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;

        Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небесвсе одел в белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! – Разыгрался пустынный ветер, взрыл снеговые степи, все одел в белый мрак.        - разбивка сложного предложения на сокращенные простые;

        Бугры в деревне оголились, на реке свинцовые наливы, поля вдали траурные, пегие; чернеющие прогалины – как черные острова в белом снежном море. – Бугры в деревне оголились. На реке свинцовые наливы. Поля вдали траурные. Чернеют прогалины.

        - перевод прямой речи в косвенную;

Свернули с шоссе на проселок. Проехали еще с полкилометра.

        - Дальше давайте своим ходом, - объявил шофер.

        - Тут недалеко. Поднимитесь по склону – там и домик.

        - Свернули с шоссе на проселок, проехали еще с полкилометра, а дальше шофер попросил пойти нас пешком, потому что до дома было недалеко.

        - пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;

        - пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

        Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой – и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. – Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг старый воробей камнем упал перед самой ее мордой – и с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

  1. Домашнее задание. Выучить теоретический материал лекции учителя.

Урок 2. Урок закрепления полученных знаний

Тема: «Обучающее сжатое изложение в 9 классе по тексту Е.А. Земской «Как делаются слова».

        Текст представляет собой пример научного (научно-популярного) стиля речи и дает возможность показать особенности сжатого пересказа научно-популярной статьи и закрепить знания учащихся по словообразованию. Изложение целесообразно проводить после изучения этого материала в 9 классе.

Как делаются слова

        «Стройматериалами» слова являются словообразовательные морфемы языка (суффиксы и приставки), а также корни и основы слов. Путем их различного, но вполне определенного, подчиненного строгим закономерностям соединения и создаются новые слова.

        Языковеды определяют морфему как наименьшую значимую единицу языка. Как понимать это определение? Оно значит, что из всех значимых единиц языка (например, слов, предложений) морфема – наименьшая. Если мы будем ее дробить на более мелкие части, то уже значимых частей не получим. Действительно, морфемы состоят из звуков (одного или более), которые уже самостоятельного значения в слове не имеют. Что значит звук (б) в слове убежать? Ничего. А вот звук (у) имеет значение в этом глаголе, так как (у) не просто звук, а звук и одновременно морфема. У – глагольная приставка, обозначающая удаление.

        В языке имеются такие словообразовательные морфемы, которые встречаются в составе существующих слов, но в образовании новых слов не участвуют. На основании этого различают два ряда морфем: суффиксы и приставки деятельные, активные, участвующие в образовании новых слов (продуктивные, как их называют языковеды), и бездеятельные, пассивные (непродуктивные), которые в образовании новых слов не участвуют, но имеют определенное значение и выделяются из состава слова. Примером деятельных в современном языке морфем могут быть суффиксы существительных –ик, -ник: ударный – ударник, выпускной – выпускник. Примеров бездеятельного может служить суффикс –ич: москвич, костромич. (210 сл.)

(По Е.А. Земской)

Предварительная работа

        1. Объяснить значение слов, при необходимости обращаться к словарю: морфема, активный, пассивный (элемент).

        2. Определить, как образованы следующие слова: отбежать, прибежать, убежать; барабанщик, газетчик, учитель; литературовед, языковед, стройматериалы.

        3. Распределить словосочетания в соответствии со способом выражения главного слова, составить предложения с данными словосочетаниями: строгая закономерность; соединения слов; значимая часть; дробить на части; самостоятельное значение; бездеятельный суффикс; не участвовать в образовании (слов).

        4. Обозначить орфограммы в словах: участвовать, чувствовать, приставка, суффикс.

        Цель урока.

1. Формирование умения сжимать научный текст.

2. Закрепление умения раскрывать основную мысль текста.

3. Формирование метапредметных умений учащихся создавать вторичный текст

Ход урока

1. Постановка задачи урока.

Учитель говорит о том, что ребята уже знакомы со сжатым изложением художественного текста. Задача урока – учиться сокращать научный текст. Это умение очень важное, так как им часто придется сжато передавать информацию, данную в учебнике, научной статье.

2. Вступительная беседа.

В ходе беседы ученики вспоминают, с какими стилями речи они знакомы (разговорным, научным, художественным, деловым), говорят о том, где они встречались с научным стилем речи (в учебниках, в научно-популярных книгах о русском языке, о математике и т. д.); коллективно называются известные шестиклассникам признаки научного текста. Учитель демонстрирует одну из научно-популярных книг о русском языке (Земская Е. А. Как делаются слова). Школьникам предлагается подумать, о чем может быть книга с таким названием. Вспоминают, что раздел учебника, где изучается этот материал, называется «Словообразование». Затем сообщается, что для сжатого изложения взят отрывок из книги Е. А. Земской.

3. Чтение текста.

Учащимся предлагается прочитать текст про себя, посмотреть, все ли слова понятны, назвать те особенности статьи, по которым можно сказать, что перед ними научный текст.

4. Анализ текста.

1) Языковой комментарий.

Комментирует учитель, ребята наблюдают особенности текста, приводят примеры.

- Задача автора – сообщить читателю определенную информацию о том, из чего строятся слова. Поставленная задача определяет содержание и особенности использования языковых средств. Но автор старается изложить материал доступно, популярно. Перед нами научно-популярный текст. Этим можно объяснить употребление в переносном значении слова стройматериалы, оно берется в тексе в кавычки («материалы, из которых делаются слова»); живой характер изложения (использование разъясняющих повторов, вопросительных предложений).

Вместе с тем в тексте видим характерные особенности научного стиля:

- определение языковедческих понятий : морфема, продуктивные и непродуктивные морфемы.

- использование слов, выражений, терминов из области науки о языке («элемент языка», «подчиненного строгим закономерностям соединения морфеем», «значимая часть», «различают два разряда морфем», «имеют определенное значение и выделяются из состава слова»; «морфема», «приставка», «суффикс», «корень», «основа», «продуктивный», «непродуктивный»).

2) анализ структуры текста и составления плана.

Предлагается: 1) прочитать снова текст и выделить в нем основные смысловые части (таких частей можно выделить три: словообразовательные морфемы, определение морфемы, продуктивные и непродуктивные морфемы); 2) еще раз просмотреть все части и определить, на какие вопросы даны в них ответы.

В результате коллективной работы ученики составляют следующие вопросы к каждой части.

Первая часть

  1. Из каких «стройматериалов» делаются слова?
  2. Каким путем создаются новые слова?

Вторая часть

  1. Как определяют языковеды морфему?
  2. Как понимать это определение?

Третья часть

  1. Все ли морфемы участвуют в образовании слов?
  2. Какие два разряда морфем различают?

Затем выясняется, как автор связывает предложения внутри каждой части и между частями, какие слова и словосочетания для этого используются (словообразовательные морфемы – наименьшая значимая единица языка – корни, суффиксы, приставки – два разряда морфем).

5. Повторное чтение текста по частям и их сжатие.

Прежде всего предлагается подумать, где может потребоваться сжатый вариант изложения этого текста (например, на уроке русского языка при повторении раздела «Словообразование»).

Затем ученики пересматривают вопросы к тексту, обосновывают, что можно исключить или объединить, и составляют план сжатого изложения.

Примерный план

  1. Из чего и как делаются слова?
  2. Что такое морфема?
  3. Продуктивные и непродуктивные морфемы.

Работа по сжатию каждой части идет коллективно, выясняется, что можно (нельзя) исключить, обобщить, почему.

Первая часть должна ввести слушателей в курс дела, надо, чтобы все было им понятно, поэтому сокращения очень незначительны (исключаем несколько слов). Учитель показывает образец сжатого изложения первой части, он заранее записан на доске.

«Стройматериалами» слова являются словообразовательные морфемы языка: суффиксы, приставки, а также корни и основы. Путем их различного, но подчиненного строгим закономерностям соединения и создаются новые слова.

Затем текст стирается и записывается учениками самостоятельно.

При сокращении второй части обосновывается, что определение понятия «морфема» необходимо оставить, а его разъяснение следует сократить; примеры также исключаются. Те выражения, которые берутся прямо из текста, подчеркиваются. Обращается внимание на обобщающее словосочетание «значимые единицы» и на необходимость его раскрытия (значимые единицы – это слова, предложения).

Устно составляются и обсуждаются сжатые изложения второй части. Затем текст записывается. Необходимо разъяснить постановку знаков препинания в предложении с однородными членами:

Языковеды определяют морфему как наименьшую значимую единицу языка. Это значит, что из всех значимых единиц языка: слов, предложений – морфема – наименьшая.

Работая под руководством учителя над сокращением третьей части, ученики приходят к выводу, что целесообразно, чтобы сократить текст, объединить сведения, данные в первом и втором предложениях, исключив повторения и сделав некоторую перестановку. Примеры, иллюстрирующие основную мысль, также исключаются. Далее предлагается примерный образец сжатого изложения третьей части.

в языке имеются продуктивные словообразовательные морфемы, активно участвующие в образовании новых слов, и морфемы непродуктивные, которые в образовании новых слов не участвуют.

Учитель зачитывает образец сжатого пересказа этой части, затем пишется изложение.

6. Проверка изложений.

Учащимся предлагается прочитать свое изложение, посмотреть, связаны ли между собой части, все ли будет понятно читателю, исправить ошибки и недочеты.


Урок 3. Урок обучению тезирования в 9 классе по тексту «Значение письменной речи»

Тема: «Составление тезисов».

Работа над составлением тезисов и конспектов

Тезис – основное положение, кратко излагающее одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения. Для того чтобы составить тезисы статьи, необходимо выделить те главные положения (мысли), которые выдвигает автор.

Ученики после внимательного аналитического по своему характеру чтения выясняют, какие вопросы поднимает автор рассматриваемой статьи, и дают на них ответы, используя текст. Тезисы могут быть оформлены в виде цитат или переданы своими словами.

Работа над тезисами по прочитанному готовит к составлению тезисов сообщения, доклада и т. д.

Конспект – это сжатое изложение содержания статьи. Конспект всегда включает тезисы, предполагает их развертывание, разъяснение. Для большей четкости при составлении конспекта целесообразно использовать цифровые знаки, которые позволят выделить отдельные части и указать на иерархию этих частей относительно друг друга.

Урок обучения тезированию в 9 классе

В 9 классе завершается курс русского языка, обобщаются, систематизируются знания, полученные в 5-9 классах. Изучается раздел «Общие сведения о языке».

Предлагаемый для работы текст «Значение письменной речи» привлечет внимание учащихся к письменной форме речи и ее значению, будет способствовать воспитанию у учащихся интереса к изучению языка.

Тема урока: Составление тезисов.


Значение письменной речи.

На протяжении многих тысячелетий (около полумиллиона лет) люди пользуются устной речью – самым древним способом общения. Потребность в письме возникла сравнительно недавно: звуко-буквенное (алфавитное) письмо существует не более 3 000 лет, а первоначальные формы письменной речи появились 6-8 тысяч лет тому назад.

Письменность – одно из самых существенных культурных завоеваний человека. Казалось бы, письмо играет в истории человеческого общества подсобную, техническую роль – помогает передавать следующим поколениям накопленные знания, достижения науки и культуры. Однако без письма было бы невозможно то огромное культурное развитие человечества от каменного до атомного века, которое сделало современный мир таким, каким он ныне является. И на самом деле, как бы могли накапливаться знания, если бы они не закреплялись, не фиксировались при помощи человеческого гения – использование огня, изобретение гончарного круга или колеса, лука, бумеранга или капкана, ткацкого станка и т. п. – могло быть передано другим людям лишь непосредственно из рук в руки, из уст в уста. Поэтому прогресс человеческих знаний, прогресс техники шел чрезвычайно медленно, а до многих уголков земного шара так и не доходили важнейшие достижения человеческого разума. Дело в том, что устная речь ограничена во времени (нельзя произнесенное услышать хотя бы через минуту) и в пространстве (речь говорящего воспринимается другими людьми на небольшом расстоянии). Письмо же преодолевает эти ограничения устной речи. «без письма язык остался бы лишь мгновенным орудием общения. Одно письмо придает прочность летучему слову, побеждает пространство и время» - так лаконично и образно определил значение письма известный языковед России позапрошлого столетия академик Я. К. Грот.

Изобретение телефона, радио и звукозаписи дает в настоящее время возможность передавать устную речь на расстояние и хранить ее записи в течение длительного времени. Но и в наши дни письменная форма речи сохраняет ряд преимуществ перед устной речью, которые заключаются, например, в обозримости письменного текста (трудное место в книге можно прочесть несколько раз), в возможности обдумывать, совершенствовать написанное. Кроме того, пишущему нет необходимости пользоваться сложной аппаратурой.

(В. Г. Ветвицкий) 

Предварительная работа

Учащимся предлагается выполнить следующие задания:

1. Пользуясь Словарем русского языка С. И. Ожегова, записать значения слова письмо. (1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. 2. Умение писать. 3. Та или иная система графических знаков для передачи, запечатления речи.)

2. Раскрыть, что означает положение «Язык – средство общения».

3. Разобрать по составу следующие слова: устная, письменная (форма речи), звуко-буквенное (письмо), звукозапись, невозможно.

4. Сделать синтаксический разбор предложения: Письмо – это отражение (фиксация) речи с помощью графических знаков.

Цель урока. Формирование метапредметных умений учащихся воспроизводить текст с заданной степенью свернутости.

Ход урока

1. Постановка задачи урока.

Учитель говорит о том, что на уроке предстоит учиться составлять тезисы, приводит примеры того, как важно уметь подготовить тезисы прочитанного, которые позволят в сжатом виде представить значительную по объему информацию.

Акцентируется внимание восьмиклассников на том, что умение тезировать потребуется как в процессе обучения, так и в последующей производственной и общественной деятельности. Ставится задача составить тезисы текста «Значение письменной речи».

2. Вступительная беседа.

На этом этапе дается определение тезисов как особого вида сжатой передачи информации. Обращается внимание на оформление тезисов (своими словами или цитатой из текста).

Подчеркивается, что тезисы, как правило, приходится составлять, когда мы работаем над учебной, научной, общественно-политической литературой.

3. Чтение текста (текст роздан учащимся.)

Перед чтением предлагаются задания: 1. Прочитать текст про себя и выделить в нем смысловые части. 2. Ответить на вопрос: «В каком значении употребляется слово письмо в данном тексте?».

4. Анализ текста.

Учащиеся говорят о том, что слово письмо употреблено в значении «фиксация речи с помощью графических знаков», и отвечают на вопросы учителя:

- О чем говорится в тексте?

- Соответствует ли главная мысль текста заголовку?

- Сколько смысловых частей можно выделить в тексте? О чем говорится в каждой части? (Обращается внимание на то, что третья и четвертая части текста объединены общей темой – преимущества письменной речи перед устной.)

Коллективно выясняется коммуникативная задача автора – показать значение письма в развитии человеческого общества. Сделать это надо доступно, вызвать интерес к изучению истории письма. Текст является образцом научно-популярного стиля. Логичность, доказательность сочетаются с живостью, образностью изложения.

5. Составление тезисов.

Учитель еще раз напоминает о том, что составить тезисы – это значит выделить в тексте смысловые части, определить главную мысль каждой части (что утверждает автор) и записать основное положение каждой части. При этом для большей четкости целесообразно использовать цифровые обозначения.

На доске заранее написана первая часть текста и его основная мысль (тезис): «Устная речь – самый древний способ общения; письмо существует не более 3000 лет». Учитель просит прокомментировать, как им проведено сжатие этой части текста. (Оставлено только основное положение, все уточнения, разъяснения, которые даются в этой части, исключены.)

Над остальными частями текста работа идет коллективно. Учащиеся используют разные способы сжатия информации: объединение и обобщение.

6. Запись тезисов в тетрадь.

Примерные тезисы текста «значение письменной речи»

1. Устная речь – самый древний способ общения; письмо существует не более 3000 лет.

2. Письменность – одно из самых существенных завоеваний человечества; без письма было бы невозможно развитие человечества от каменного до атомного века.

3. Письменная речь имеет преимущества перед устной:

- Письменная речь преодолевает ограниченность устной речи во времени.

- Письменная речь обозрима, она дает возможность обдумывать, совершенствовать написанное.

7. Чтение тезисов (при необходимости их обсуждение).

8. Задание на дом: подготовить сжатый пересказ текста, развернув тезисы. (Тексты остаются у учащихся для выполнения задания.)

                                         Заключение

Данная работа поможет учителю провести эффективную работу по формированию метапредметных умений и навыков учащихся 9-х классов.

Нельзя научить детей, если постоянно не показывать и не объяснять целей, условий, приемов, особенностей в применении метапредметных умений и навыков.  При правильной организации работы над изложением у учащихся 9-х классов развиваются способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, развивается мышление, активизируются интеллектуальные способности. Происходит формирование личности, заинтересованной в успехе, в процессе коммуникации.

В ходе формирования метапредметных  умений и навыков учащихся происходит трансформация старых схем мышления и деятельности, и ученик занимает социальную позицию, которой у него не было.

В подтверждение этого стоит вспомнить мысль Л.С. Выготского о том, что школьный класс должен напоминать мастерскую, в которой на каждом уроке реконструируются и конструируются заново знания учащихся. Происходит это путем взаимодействия учителя с учениками и учеников друг с другом и осмысления вновь полученных знаний. Немаловажную роль в этом процессе будут играть и уже играет метапредметная компетентность учащихся, без наличия которой подлинная активность учащихся в обучении невозможна.

                                           Литература

  1. Волкова А.В., Кузнецова Е.В. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика. Лекция №2. Русский язык. // - 9. – 2010.
  2.  Волкова А.В., Кузнецова Е.В. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе:  методика  и практика. Лекция №3. Русский язык. // - 16. – 2010.
  3. Волкова А.В., Кузнецова Е.В. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика. Лекция №3 (продолжение). Русский язык. // - 17. – 2010.
  4. Гаибова В.Е., Чернявская А.П. К определению общих учебных компетенций старшеклассников. Инновации в образовании. //. – 5. – 2006.
  5. Дезорцева Э. С. Система работы по развитию речи у школьников 5-8 классов Русский язык. //. – 4. – 2007.
  6. Иванов Д. Компетентность – это знания, означающие умение действовать. Директор школы. //. – 4. – 2009.
  7. Ивченко П. Ф. О подготовке и проведении обучающих изложений Русский язык. //. – 5 – 1990.
  8. Ипполитова Н.А. Вторичные тексты в учебной деятельности школьников. Русский язык. //. – 6. – 2010.
  9. Капинос В. И. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5-9 кл.:/Кн. для учителя/- М.: Просвещение, 1991
  10. Куманяева А. Е. Изложение на выпускном экзамене /Учебное пособие/-М.: «Экзамен», 2006
  11. Морозова И. Д. Виды изложений и методика их проведения: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1984
  12. Никулина М. Ю. Изложения по русскому языку: 6 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2010
  13. Основные результаты образовательных достижений учащихся PISA-2006. (Центр оценки качества образования ИСМО РАО, 2007)
  14. Пленкин Н. А. Изложение с языковым разбором текста /Пособие для учителя/ - М.: Просвещение, 1978
  15. Стандарты второго поколения . Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект.-2-е изд.-М:-Просвещение, 2010
  16. Терентьева А. В., Орлова Н. П. Готовимся к экзамену по русскому языку в новой форме (9 класс): Пособие для учащихся – Смоленск: ГОУ ДПОС «Смоленский областной институт усовершенствования учителей», 2008
  17. Торопчина Л.В. Сжатое изложение на аттестационном экзамене по русскому языку. Русский язык. // - 7. – 2010.
  18. Хаустова Д. А. Разные типы изложений Русский язык. //.- 3. – 2006.
  19. Хаустова Д. А. Русский язык. Подготовка к ГИА (написание сжатого изложения).-М.: Издательство «Экзамен», 2010

Приложения

Приложение 1

Формирование метапредметных умений учащихся определять цели предстоящей деятельности, последовательность восприятия и переработки информации при создании вторичных текстов

Памятки – инструкции для учащихся

Большое значение для овладения правилами создания вторичных текстов имеют памятки-инструкции, которые помогают школьникам осознать основные этапы подготовки.

Приведем примеры таких памяток.

  1. Чтобы представить прочитанный текст в виде тезисов, необходимо:

- выделить или сформулировать в каждом абзаце тематическое или смысловое предложение;

- исключить из содержания абзацев детализирующую информацию;

- сократить или переформулировать, если необходимо, содержание тематических и смысловых предложений

или

- выразить емко, ясно и точно главную мысль каждого абзаца и записать ее в виде тезисов – предложений, отражающих смысл прочитанного.

2. Чтобы законспектировать прочитанное, нужно:

- сформулировать тему, основную мысль текста, главную мысль каждого абзаца или обозначить смысловые вехи текста;

- добавить к главной мысли каждого абзаца (каждой смысловой части) примеры (если это необходимо);

- определить, какие части текста необходимо привести дословно; использовать сокращения слов, рисунки-символы, графические или условные обозначения.

3. Последовательность действий при написании реферата:

- указать библиографические данные: автор, название, издательство, год издания, количество страниц;

- прочитать и осмыслить исходный текст;

- продумать и написать вступление, указав в нем тему и сформулировав основную проблему, рассматриваемую автором;

- продумать, как можно изложить основной текст кратко, но с минимальными информационными потерями: что исключить? что обобщить?;

- продумать и написать заключение, выразив в конкретной форме свое отношение к прочитанному, порекомендовать книгу (статью) определенным категориям читателей;

- прочитать текст реферата, отредактировать его, внести необходимые поправки.

Как следует из вышеизложенного, обучение школьников созданию вторичных текстов имеет большое значение для организации учебной деятельности, для формирования важнейших умений, связанных с восприятием и переработкой информации, в том числе и учебно-научного характера.  


Приложение 2

Формирование метапредметных умений учащихся создавать вторичный текст.

Памятка для учащихся

Как подготовиться к написанию изложения

1.Подготовьте таблицу, для того чтобы сделать запись во время первого чтения текста учителем.

План-опора

Глаголы-опоры

Образные средства, термины, имена собственные, диалектизмы, неологизмы, фразеологизмы

2.В колонке План-опора запишите:

- слово или выражение – начало абзаца.

Например. Как-то раз…; Однажды летом…; Почему Волга… .

- словосочетанием то, о чем шла речь в первом абзаце текста.

Например. Однажды летом…; Как-то раз мы с друзьями… .

Цель записи. Вы запомните начало каждой красной строки и не допустите нарушений логической связи микротем текста, его абзацев.

3.В колонке Глаголы-опоры запишите:

- глаголы и глагольные формы, составляющие основу предложения;

Внимание! Не нужно записывать словосочетания, достаточно восстановить в памяти только глагол (глагольную форму): именно они «подскажут» развернутый контекст, содержание предложения в целом.

Например. Выглянуло, пошел.

- разворачивая предложение первый раз, восстанавливая его структуру и содержание, задайте вопросы: Кто (что) совершает действие?;

Например. Выглянуло (что?) солнце. Пошел (что?) дождь.

При первом восстановлении ваша запись будет такой: «Выглянуло солнце, пошел дождь».

- восстанавливая содержание предложения второй раз, задайте вопросы обстоятельств и дополнений к глаголу-сказуемому: где? зачем? почему? с кем? когда?;

Например. выглянуло (как?) неожиданно,

                   выглянуло (откуда?) из-за туч и т. п.

- восстанавливая предложение в третий раз, задайте вопросы определений к существительному-подлежащему: какой? чей?;

Например. неожиданно выглянуло из-за туч осеннее солнце.

- располагайте запись глаголов в колонке в соответствии с границами первого (второго и т. д.) абзаца;

- глаголы одного предложения перечисляйте при помощи запятых. Предложение закончилось – ставьте точку.

Например. Выглянуло, пошел. (1 предложение.) Посыпался. (2 предложение) Побежали, застучали, зашлепали, прекратился. (3 предложение)

Так будет выглядеть в таблице на этом этапе

План-опора

Глаголы-опоры

Образные средства, термины, имена собственные, диалектизмы, неологизмы, фразеологизмы

Однажды летним утром

Выглянуло, пошел. Посыпался. Побежали, застучали, зашлепали, прекратился. Заулыбались, защелкали, растревожили.

        4.В колонке Образные средства… в соответствии с первым абзацем текста изложения запишите:

        - эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, метонимии и др. образные средства, которые передают особенности языка художественной (публицистической, научно-популярной) прозы;

        Например. Серебряными каплями (эпитет).

        - постарайтесь записывать образные средства так, чтобы расположение записи во второй колонке совпадало с расположением записи в третьей колонке;

        Например. Глаголу застучали соответствует эпитет серебряными каплями.

        Так будет выглядеть запись в таблице на следующем этапе

 План-опора

Глаголы-опоры

Образные средства, термины, имена собственные, диалектизмы, неологизмы, фразеологизмы

Однажды летним утром

… Побежали, застучали, зашлепали, прекратился. …

Серебряными каплями

        - постарайтесь записать в третьей колонке термины, сопутствующие текстам публицистического стиля речи (географические, политические, экономические).

        Например. ландшафт, масштаб, плоскогорье, низменность; президент, кворум, общественно-политический строй; финансы, заработная плата, дивиденды и др.

        - необходимо записать даты, числа, имена собственные.

        Например. Древняя Греция, Юсуповский дворец, Поволжье, тысяча девятьсот семнадцатый год и др.

        5.Восстановите текст на черновике, используя запись в таблице, и подготовьтесь ко второму прослушиванию, чтобы дополнить запись.

        6.Чтобы не допустить повтора слов с одним и тем же значением, подберите контекстуальные синонимы к местоимению он (она, оно…), обозначающему главного героя рассказа, текста, очерка. Для этого нужно задать вопросы по тексту:

        Например. Как зовут героя рассказа (текста, очерка)?

                           Какова основная черта его характера, раскрываемая в отрывке (недотепа, хвастун, лежебока, смельчак, сорвиголова, герой и т. д.)?

                             Каков род деятельности, занятий героя отрывка (путешественник, журналист, исследователь, ученый и т. д.)?

        Если это не человек, то кто это? (животное, насекомое, пресмыкающееся, птица, водоплавающее, пернатое, собака, пес, чудовище.)

        Используйте метонимию.

        Например. солнце – огненное светило, Митя – отважный летчик и т. п.

        7.Помните, что предложения и абзацы должны связываться по смыслу и лексико-грамматически. Используйте (если это необходимо и возможно) в начале нового предложения

        - слова начала, развития, завершения повествования (действия): затем, потом, однажды, когда-то, внезапно, неожиданно и т. п.

        - слова рассуждения: во-первых, во-вторых, значит, наверное, например, итак.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков на уроках биологии

В статье собраны результаты деятельности по формированию метапредметных умений в рамках проектной деятельности...

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.

Основу «Технологии» составляет самостоятельная проектная деятельность обучающихся. Руководство, которой для учителя технологии дело, в общем – то не новое. Учитель технологии на своих уроках во ...

формирование метапредметных умений и навыков на уроках технологии

Формирование метапредметных умений и навыков  школьников в процессе проведения проектной деятельности на уроках технологии...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ ПРИ РАБОТЕ НАД СЖАТЫМ ИЗЛОЖЕНИЕМ»

 Новые образовательные стандарты призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Это значит, школа должна готовить своих учеников к жизни: сегодня важно не столько ...

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков на уроках физики

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, ч...

Формирование метапредметных умений и навыков на уроках математики в 5-6 классах

О методических приемах личностно-ориентированного и деятельностного подходов, о формировании универсальных учебных дйствий у учащихся, о необходимости включения в урок разнообразных технологий, о возм...

«РАБОТА НАД СЖАТЫМ ИЗЛОЖЕНИЕМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Новые образовательные стандарты призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Это значит, школа должна готовить своих учеников к жизни: сегодня важно не столько дать ребенку ...