Система работы и оценка качества знаний обучающихся 9-х классов при подготовке к государственной итоговой аттестации по математике
материал для подготовки к егэ (гиа) по математике (9, 10, 11 класс)
Оценивание, как самого процесса обучения, так и его результатов рассматривается как одна из важных задач, решение которой призвано помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы мотивировали учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_uchitelya_pri_podgotovke_k_gia.docx | 40.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы
и оценка качества знаний
обучающихся 9-х классов
при подготовке к государственной итоговой аттестации
по математике
Роль учителя в школе
действительно велика,
но он не всемогущ,
и обучить может лишь того,
кто хочет учиться
и кто сам учится.
Математика – наука интересная и сложная, поэтому нельзя упускать ни одной возможности, чтобы сделать ее более доступной.
Возрастание роли математики в современной жизни привело к тому, что для адаптации в современном обществе и активному участию в нем необходимо быть математически грамотным человеком.
Под математической грамотностью понимается способность учащихся:
распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя математические знания и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать окончательные результаты решения поставленной проблемы.
Оценивание, как самого процесса обучения, так и его результатов рассматривается как одна из важных задач, решение которой призвано помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы мотивировали учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании.
Система оценивания должна быть устроена так, чтобы с ее помощью можно было:
- устанавливать, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут;
- получать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения;
- отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта, и в частности в достижении планируемых результатов освоения программ основного общего образования;
- обеспечивать обратную связь: учитель – учащийся – родители;
- отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.
В соответствии с Концепцией Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)
система оценивания строится на основе следующих общих принципов:
- Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику.
- Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие образовательным (учебным) целям.
- Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
- Оценивать можно только то, чему учат.
- Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся.
Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
- Комплексный подход к системе оценивания в школе позволяет вести оценку достижений обучающихся по трем группам результатов обучения: личностным, метапредметным и предметным.
Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Оценка предметных результатов может быть описана как оценка планируемых результатов по отдельному предмету (математике, алгебре, геометрии).
При оценке предметных результатов следует иметь в виду, что должна оцениваться не только способность учащегося воспроизводить конкретные знания и умения в стандартных ситуациях (знание алгоритмов решения тех или иных задач), но и умение использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на предметном материале с использованием метапредметных действий; умение приводить необходимые пояснения, выстраивать цепочку логических обоснований; умение сопоставлять, анализировать, делать вывод, часто в нестандартной ситуации; умение критически осмысливать полученный результат; умение точно и полно ответить на поставленный вопрос.
Под личностными результатами в стандарте понимается: становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьника; развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности; развитие системы ценностных ориентаций выпускников основной школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества.
Особенность этой группы планируемых результатов заключаются в том, что в их описании отсутствует блок «Выпускник научится». Это значит, что личностные результаты обучающихся в полной мере с требованиями стандартов не подлежат итоговой оценке.
Оценка метапредметных результатов описана как оценка планируемых результатов, представленных в разделах: «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия».
Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные, и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.
Другими словами, основное содержание оценки метапредметных результатов в школе строится вокруг понятия «умение учиться».
В силу своей природы, являясь, по сути, ориентировочными действиями, метапредметные действия составляют психологическую основу и являются важным условием успешности решения учащимися учебных задач. Соответственно, уровень их сформированности может быть качественно оценен и измерен:
- достижение метапредметных результатов может проверяться в результате выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД;
- достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. То есть в зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по математике и другим предметам с учетом допущенных ошибок можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий учащихся;
- достижение метапредметных результатов может проявляться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе или комплексных заданий, которые позволяют оценить универсальные учебные действия на основе навыков работы с информацией.
Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур.
По итогам выполнения работ выносится оценка (прямая или опосредованная) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.
Виды оценивания:
- стартовая диагностика (входной контроль)
- текущее оценивание;
- промежуточный контроль
- итоговый контроль;
- нестандартизированные виды оценивания.
Стартовая диагностика(входной контроль)
Проводится для определения:
- уровня остаточных знаний,
- сформированных универсальных учебных действий (УУД),
- организации коррекционной работы в зоне «актуального развития».
Работы проводятся на 1-2 неделе сентября:
- Используется инструментарий , по содержанию равнозначный использованному в конце предыдущего класса;
- Позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также наметить “зону ближайшего развития ученика.
- Результаты фиксируются в классных журналах, сводных таблицах, где указаны проверяемые умения, в листах индивидуальных достижений.
Текущее оценивание
Процесс оценки учителем результатов и достижений, полученных в ходе осуществляемого постоянно и систематически наблюдения за деятельностью учащихся, урочной и внеурочной деятельности, выполнения проверочных, контрольных ,диагностических работ и т.д. , а также выполнения нестандартизированных работ, проектов, творческих, практических работ . К текущему оцениванию можно отнести самооценивание и взаимооценивание учащихся.
Промежуточный контроль(окончание первого полугодия)
Промежуточный контроль может проводиться в виде зачетов, контрольных работ и т.д. по данному учебному предмету. Его цель - оценить работу учащегося за определенный период, полученные им теоретические знания, развитие творческого мышления, приобретение навыков самостоятельной работы, умение синтезировать полученные знания и применять их к решению практических задач.
Итоговое оценивание
Итоговые контрольные работы (конец апреля-май)
- Дается оценка способности учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи средствами данного предмета.
- Проверяется сформированность универсальных учебных действий (УУД) на межпредметной основе.
Нестандартизированные виды оценивания
- проекты
- практические работы
- творческие работы
- исследовательские работы
- портфолио
- самооценка,самоанализ и т.д.
Качественная подготовка выпускников к экзаменационным испытаниям предусматривает проведение не отдельных мероприятий, а целого комплекса последовательных и взаимосвязанных направлений работы.
Формула успеха проста – высокая степень восприимчивости и мотивация учащихся, компетентность педагога. Натаскивание на варианты ОГЭ необходимо, но его нужно сочетать с фундаментальной подготовкой, формируя системные знания и навыки, а также с применением многочисленного ряда форм и методов работы по подготовке к итоговой аттестации и к ним можно отнести:
1. Широкое информирование учащихся о порядке проведения ОГЭ, содержании КИМ, заполнении бланков и т. д.
2. Организация подготовки учащихся к ОГЭ на уроках через включение тестовых заданий, задач из литературы по подготовке к экзамену, задач открытого банка заданий; проведение контрольных работ в формате ОГЭ;
3. Организация подготовки учащихся к ОГЭ на дополнительных занятиях, консультациях;
4. Организация тренировочных работ в формате ОГЭ, административные (тренировочные работы), муниципальные (репетиционные работы), и др, а так же анализ результатов и мониторинг достижений учащихся после проведения работ. Реализация мер по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
5. Организация индивидуальной и групповой работы с учащимися, испытывающими большие трудности при решении задач ОГЭ и с учащимися, способными успешно освоить решение творческих задач;
6. Реклама книг, печатных изданий и интернет-сайтов, других источников информации с целью организации самостоятельной подготовки учащихся к ОГЭ;
7. Организация практикумов по заполнению бланков регистрации и бланков ответов;
8. Обучение учащихся работе с критериями оценки заданий.
Понимая критерии оценки, учащимся будет легче понять, как выполнить то или иное задание.
9. Обучение учащихся умению правильно распределять время на экзамене.
Для этого ребёнок даже при выполнении обычной домашней работы должен иметь перед собой часы, чтобы научиться контролировать время.
Примерное время на выполнение заданий ОГЭ по математике составляет:
- для заданий базового уровня сложности – от 2 до 10 минут;
- для заданий повышенного и высокого уровня сложности – от 15 до 20 минут.
Учащемуся следует распределить время на экзамене так, чтобы успеть проверить все ответы и, не торопясь, перенести их в бланк ответов №1 – на это нужно заложить не менее 15 минут.
10. Давать учащимся рекомендации по организации подготовки к экзамену, плану выполнения работы на экзамене, учить правильно настроиться на выполнение работы. Например,
При работе с заданиями: Сосредоточься! Начни с легкого! Читай задание до конца! Думай только о текущем задании! Проверь! Не оставляй задание без ответа! |
,
Не трать много времени на задание, которое не получается, ты можешь вернуться к нему позже, когда всё остальное уже сделано. И, конечно, надо воспитать в ребёнке привычку проверять написанное.
11. Проведение бесед с учащимися с целью оказания психологической помощи в процессе подготовки и проведения ОГЭ;
12. Организация работы с родителями, необходимо показать их значимость для детей при подготовке к экзаменам.
Родители всегда беспокоятся за своих детей и берут на себя больше ответственности за их успех на экзаменах. Необходимо обсудить с ними вопросы создания комфортной учебной среды для учащегося дома, организации режима сна и питания ребенка, их тревоги и заботы.
Изменения КИМ основного государственного экзамена по математике (ОГЭ) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя по подготовке учащихся к экзамену. Изменились формулировки вопросов: вопросы стали нестандартными, задаются в косвенной форме, ответ на вопрос требует внимательного прочтения и детального анализа задачи, И это всё в первой части экзамена, которая предусматривает обязательный уровень знаний. Содержание задач изобилует математическими тонкостями, на отработку которых в общеобразовательной программе не отводится достаточное количество часов. В обязательную часть включаются задачи, которые либо изучались давно, либо на их изучение отводилось недостаточное количество времени (проценты, стандартный вид числа, свойства числовых неравенств, задачи по статистике, чтение графиков функций), а также задачи, требующие знаний по другим предметам, например, по физике, логике. Чтобы найти пути решения данной проблемы, я решила особое внимание уделить вопросам повторения. Тщательно проанализировав содержание экзаменационных работ, пришла к выводу:
- Включать в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным заданиям.
- В содержание текущего контроля включать экзаменационные задачи.
- Изменить систему контроля уровня знаний учащихся по математике.
- Итоговое повторение построить исключительно на отработке умений и навыков, необходимых для получения положительной отметки на экзамене.
Изучив, содержание КИМов и кодификатор, выделила основные темы курса алгебры для повторения и отработки на уроках и дополнительных занятиях:
- Числа и числовые выражения.
- Неравенства с одной переменной.
- Линейные неравенства.
- Действия со степенями (буквенные и числовые выражения).
- Задачи на проценты.
- Задачи на составление уравнений (линейных и дробно-рациональных).
- Решение квадратных уравнений и задач, связанных с их решением.
- Чтение графиков функций.
- Дробно-рациональные выражения и уравнения.
- Арифметическая и геометрическая прогрессия.
- Чтение графиков и диаграмм.
- Задачи по статистике и теории вероятности.
- Решение практических задач.
В контрольно-измерительных материалах ОГЭ по программе основного общего образования включены задания по геометрии, выполнение которых учитывается при определении порога успешности. При преподавании геометрии необходимо, прежде всего, уделять внимание формированию базовых знаний курса планиметрии, поэтому особое внимание на уроках планиметрии уделяю темам, подлежащим контролю:
- Виды треугольников. Замечательные линии и точки в треугольнике (медиана, средняя линия, высота, биссектриса, серединный перпендикуляр к стороне).
- Вписанная и описанная окружности.
- Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника.
- Теорема Пифагора. Теоремы синусов и косинусов.
- Виды четырехугольников. Свойства и признаки параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, трапеции.
- Формулы площадей плоских фигур.
- Координатный и векторный методы решения задач.
Так же при изучении геометрии необходимо повышать наглядность преподавания, поэтому больше уделяю внимание вопросам изображения геометрических фигур, формированию конструктивных умений и навыков, применению геометрических знаний к решению практических задач.
В начале учебного года был разработан план работы по подготовке учащихся к ОГЕ по математике. Организованы дополнительные занятия после уроков, для отработки навыков выполнения заданий различного типа, проведения тренировочных работ. Учитывая, разноуровневый состав классов по качеству знаний, каждый класс поделён на 2 группы. По каждой теме осуществляется подбор задач, и вырабатываются навыки их решения.
Для организации повторения, на каждом уроке уделяю 10-15 минут подготовки к экзамену – это устная работа с классом по выполнению заданий различного вида, самостоятельная работа в виде теста или решения задач. На уроке разбираются типовые задачи по 2-3 темам. На дом задаются аналогичные задачи. На следующем уроке выясняются затруднения, которые возникли у учеников, прорабатываются эти задачи. Затем даётся проверочная работа. Ученики, не выполнившие проверочную работу, обязаны дома проработать дополнительный вариант и сдать на дополнительном занятии.
Через определённое количество уроков проводится тренировочная работа по целому блоку тем, анализируется, корректируется и проводится зачетная работа по данному блоку тем. Затем цикл повторяется по другим темам.
Важно, чтобы все ученики сдали обязательную часть зачетной работы. В зачётную работу (для подготовленных учеников) включаются не только обязательные задания, но и более сложные.
Информация о выполнении зачётных работ в обязательном порядке доводится до сведения родителей.
Подготовка ко второй части работы осуществляю как на уроках, так и во внеурочное время на дополнительных занятиях.
Считаю, что немаловажным фактором успешной сдачи экзамена является психологическая подготовка школьников и над ней надо так же серьезно работать как и над технической и методической подготовкой, формировать у учащихся твердое убеждение в том, что можно получить хорошие результаты, если приложить к этому определенные усилия.
Что я считаю самым важным при подготовке к ГИА?
Свободное владение вычислительными навыками. Обязательное знание правил, формул, теорем. Постоянное совершенствование универсальных учебных действий на практике. Проверка знаний и умений учащихся.
Роль учителя в школе действительно велика, но он не всемогущ, и обучить может лишь того, кто хочет учиться и кто сам учится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для учащихся 9, 11 классов для подготовки к государственной (итоговой) аттестации
Руководство для учащихся 9-11 классов включает в себя несколько рекомендаций по подготовке к экзаменам и т.д....
Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации
Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации...
«ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ – КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ В НОВОЙ ФОРМЕ (ГИА)» (методические рекомендации)
В методических рекомендациях рассматриваются вопросы учебно - информационного обеспечения организации обучения физике при подготовке обучающихся 9 - х классов к государственной (итоговой) аттест...
Статья-презентация "Роль методического объединения школы "Английский язык" в системе внутришкольного контроля и оценки качества знаний как фактор подготовки к итоговой аттестации"
Данная презентация содержит анализ деятельности методического объединения по организации контроля и оценки качества знаний как фактор подготовки к итоговой аттестации"...
8 класс. Тестовая работа по оценке качества знаний.
Тест по оценке качества знаний включает в себя 13 вопросов по основным темам курса ОБЖ в 8 классе....
Сборник работ по оценке качества знаний обучающихся по предмету информатика и ИКТ
В данном электронном сборнике я собрала подборку накопленного материала, который, надеюсь, поможет учителям информатики сэкономить время при подготовке к урокам.Материал является более чем на 90% авто...
Статья на тему «Система работы по повышению качества знания у обучающихся на уроках математики»
Можно использовать данный материал на семинарах и подготовке к урокам математики...