Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации
методическая разработка по теме

Иванишина Нина Федоровна

 

Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_raboty.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 33

Тема опыта:

   

Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Иванишина Нина Федоровна, учитель

русского языка и литературы

МБОУ ООШ №9 ст. Нефтяной

Апшеронского района Краснодарского края

2011-2012 уч. год


Цель работы – высокое качество обучения, успешная сдача итоговой аттестации

Задачи:

  1. Последовательная, систематическая работа на результат

  1. Активизация работы ученика, пробуждение интереса к предмету, стремление к успеху

  1. Заинтересованность всех участников учебного процесса по предмету в достижении высокого результата деятельности

Реализация идеи

  1. Изменения в структуре календарного планирования по русскому языку с учетом кодификатора элементов содержания (отметка кода контролируемого элемента)

  1. Подбор контрольно-измерительных материалов с учетом элементов содержания, проверяемых на государственной (итоговой) аттестации по русскому языку

  1. Подготовка к ГИА непосредственно с 8 класса


Порядок и срок реализации идеи

  1. I этап – начальные классы

  1. II этап – 5-7 классы

  1. III этап – 8 класс

  1. IV этап – 9 класс

Критерии оценки деятельности

Результаты учебной деятельности учащихся, полученные во время:

  - промежуточной аттестации,

  -при проведении краевых   диагностических работ,

  - внутришкольного контроля,

  - на экзаменах

Результаты реализации опыта

  1. Предполагаемые: повышение качества знаний и успеваемости учащихся на всех этапах реализации опыта

  1. Промежуточные: успешная сдача итоговой аттестации по предмету

  1. Итоговые: качественная подготовка выпускников к поступлению в средние специальные и высшие учебные заведения

Содержание

  1. Условия возникновения и становления опыта
  2. Актуальность опыта
  3. Технология опыта
  4. Поэтапная реализация опыта
  5. Дидактическая поддержка
  6. Приложения

Условия возникновения и становления опыта

        Данный опыт поставлен в МБОУООШ №9 . Начало работы над данной темой я отношу к 2011 – 2012 учебному году. Условием становления опыта можно считать требования, предъявляемые учителю современным обществом, которое предполагает совершенствование системы образования, внедрение в практику общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому школьнику адекватных условий для его развития, формирования полноценной личности, получения образования.

        Важным фактором, повлиявшим на выбор темы моей работы, являются низкие показатели качества знаний учащихся.

        Работая в школе, я также обратила внимание на то обстоятельство, что в последние годы происходит резкое падение интереса школьников к русскому языку как учебному предмету и, как следствие, снижение грамотности, культуры,  проявление косноязычия, неумения правильно, логично выразить свою мысль.  Снижается уровень грамотности учащихся, на уроках наблюдается снижение мотивации учебной деятельности, сознательного отношения к овладению знаниями, умениями и навыками.  На уроках русского языка не все учащиеся активны, отвлекаются, когда идет поиск решения проблемы, когда требуется напряжение мысли и преодоление трудностей. Ребята постепенно теряют интерес к  данному предмету. Поэтому я должна сделать всё возможное, чтобы добиться эффективности работы всех учащихся на уроке, сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха, чтобы школьники с желанием и хорошим настроением шли на мои уроки.

        Изучение русского языка осуществляется в рамках стандартных программ, что не всегда позволяет обеспечить высокий уровень грамотности и качественную подготовку учащихся к итоговой аттестации.

В тематическое планирование внесены изменения: в структуре добавлена информация о кодификаторе элементов содержания (отметка кода контролируемого элемента).

 В условиях возрастающих требований к грамотной письменной и устной речи возникает необходимость в совершенствовании технологии обучения в целях формирования устойчивых навыков правописания на основе приемов интенсификации орфографического и пунктуационного материала, что является залогом успешной учебы учеников и результативной сдачи экзаменов.

В связи с этим я решила изучить пути решения названной проблемы учеными, ведущими учителями, чтобы применить их в своей практике.

Актуальность опыта

Ежегодно повышаются требования к уровню грамотности выпускников. Это мы наблюдаем на примере усложнения экзаменационных материалов. Практика работы показывает, что, несмотря на знание правил, учащиеся на письме допускают ошибки, а заучивание формулировок правил не дают ученику действенных знаний. Поиск новых  методов, позволяющих добиваться устойчивых навыков правописания – одна из важных и актуальных проблем учебного процесса.

        Грамотная письменная и устная речь является показателем культурного уровня субъекта речевой деятельности, степени его социальной адекватности и востребована в деловых и культурных сферах общения.

        Однако орфографические, пунктуационные, речевые умения подвержены угасанию. Также влияет на это и  процесс интерференции знаний: в ходе обучения  накапливается большой объем теоретического материала, и учащимся в процессе письма труднее выбирать из множества правил нужное. Наша задача – не только учить детей предмету, сколько помогать им учиться самим и уметь добиваться успеха.

Технология опыта

                Целью данного опыта является повышение  качества обучения, успешная сдача итоговой аттестации посредством формирования устойчивых навыков правописания, повышение качества знаний на основе применения отбора таких методов обучения, которые обеспечивают наиболее легкое и быстрое понимание,  запоминание и применение правила на практике.

        Цель данного опыта определяет необходимость решения следующих задач: 

  1. Внедрить на уроках русского языка формы и методы работы по орфографии, пунктуации, развитию речевой компетенции, обеспечивающих формирование устойчивых навыков правописания и повышение качества знаний.
  2. Произвести отбор и систематизацию орфографического и пунктуационного материала и востребованных для их изучения теоретических тем.
  3. Отобрать дидактический материал, обеспечивающий системность повторения в процессе изучения новых тем, способствующих закреплению умений на материале упражнений.

Поэтапная реализация опыта

I этап – накопление знаний, умений, навыков по предмету в начальной школе.

II этап – продолжение накопления знаний и использование их в учебно-практической деятельности, завершение изучения орфографии (5-7 классы).

III – использование накопленных знаний и речевого опыта в непосредственной подготовке к итоговой аттестации (на данном этапе ученик уже должен уметь выполнять половину экзаменационной работы)

IV этап – завершающий: обобщение знаний по орфографии, синтаксису простого осложненного предложения, отработка навыков по синтаксическому и пунктуационному анализу сложного предложения, а также совершенствование речевой компетенции.

Дидактическая поддержка

           Мною отобран и приведен в систему накопленный материал, который способствует повышению качества знаний учеников. Он помогает равномерно распределить силы учащихся по подготовке к итоговой аттестации, начиная с 5 класса. Здесь есть:

  1. подбор контрольных и проверочных работ в форме ГИА
  2. презентации, позволяющие изучать или закреплять материал ненавязчиво и интересно
  3. интересные формы проведения словарной работы
  4. материал для комплексного анализа текста
  5. образец диагностической карты для каждого класса
  6. материал для развития речи учащихся: сжатое изложение, сочинение-рассуждение
  7. опорные схемы и конспекты
  8. система орфографических и лингвистических пятиминуток
  9. мини-тесты в форме ГИА
  10. диктанты с тестовым заданием
  11. тренажеры для подготовки к экзамену почти по всем видам заданий
  12. КИМы в форме 2012 года
  13. инновационные компьютерные технологии в обучении русскому языку
  14. план проведения дополнительных занятий по подготовке учащихся 9 класса  к государственной итоговой аттестации по русскому языку

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Обобщение опыта "Система подготовки учащихся к ЕГЭ". Методы и формы работы при подготовке к ЕГЭ...

Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации...

Система работы учителя математики по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации

Доклад "Система работы учителя математики по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации". Выступление на районном методическом объединении учителей математики....

«Межпредметные связи в обучении математики как средство повышения качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации»

Межпредметные связи в обучении математике являются важным средством достижения прикладной направленности обучения математике. Возможность подобных связей обусловлена тем, что в математике и смежных ди...

Доклад на педсовет на тему "О системе мероприятий по повышению качества подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации)

О системе мероприятий по повышению качества подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации...

Повышение эффективности подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по информатике

Подготовка к государственной итоговой аттестации – тяжелый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену. Главная задача учителя – созд...