Система работы учителя математики по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации
материал по математике (9 класс) на тему

Архипенко Тамара Николаевна

Доклад "Система работы учителя математики по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации". Выступление на районном методическом объединении учителей математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы учителя математики по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации.

 

Архипенко Тамара Николаевна,

учитель математики МКОУ «СОШ №3»

п.Ставропольского, Благодарненского района

Математика – одна из самых сложных школьных дисциплин, и вызывает трудности у многих учащихся. В то же время есть дети, которые имеют явно выраженные способности к этому предмету, и дети, для которых математика – вечная проблема. Как сделать так, чтобы каждый ребенок лучше, чем ранее, развил свой потенциал и был успешен на итоговой аттестации по математике? Хотелось бы поделиться опытом своей работы  при подготовке выпускников к ГИА и ЕГЭ по математике.

Из всего накопленного опыта и имеющихся знаний хочу поделиться использованной мною технологией разноуровневого подхода в обучении математике. Считаю, что наиболее эффективной при подготовке в ЕГЭ и ГИА является методика разноуровневого урока, основанная на дифференцированном подходе к учащимся. Важно определение стартового уровня знаний для каждого ученика, поэтому в начале учебного года провожу контрольные срезы.

Итак, в классе формирую три уровня учащихся: уровень 1 – учащиеся, которые имеют низкие математические способности, уровень 2 – учащиеся, которые имеют средние математические способности, уровень 3 – учащиеся, которые имеют высокие математические способности. Ребята знают, что со временем можно перейти из одной группы в другую в соответствии с результатами обучения.

На уроках  использую технологии уровневой дифференциации, что особенно помогает при подготовке к сдаче экзаменов в форме и по материалам ЕГЭ. После  изучения индивидуальных особенностей учеников в классе, работаю  в трех направлениях:

1)                провожу разноуровневые уроки,  на которых использую ИКТ и  разноуровневые задания (обучающие и контролирующие). Учащиеся должны уметь оценивать себя и своих товарищей, знать, что необходимо уметь на оценки «3», «4», «5».

2)                учу самостоятельной работе с учебником, с дополнительной литературой, ресурсами Интернет, организую ребят для участия в школьных , районных и международных олимпиадах.

3)                обучаю исследовательской работе – использованию задач с элементами исследования, развивающих задач и творческих заданий.

На разноуровневых уроках осуществляю дифференцированный подход на любом из этапов урока.

Огромное внимание уделяю устной работе. Главное условие здесь - систематичность, работа на каждом уроке. Во время устной работы половину повторяемого материала можно отработать в течение 5-7 минут. устный счет всегда провожу так, чтобы ребята начинали с легкого, затем за выполняли более сложное. Имею подбор устных упражнений по всем темам, например, решение уравнений 3х=1, 32х-1=27, 5х=8х, 39х=81, log7x=0, log7(14x)=2, log7x= log73+ log75 и так далее.

При изучении нового материала и закреплении: первый урок провожу одинаково для всех, на следующих уроках происходит разноуровневая работа. Уровень 1 – возвращается к основным моментам, повторяет снова теоретический материал и решает простейшие задания. Уровень 2 – сосредотачивается на упражнениях, которые требуют решения, старания и понимания основных положений тем и умений. Задания для уровня 3 – переходят от обязательных в творческие.

Закрепление пройденного материала проводится следующим образом: дети уровня 3 работают по карточкам индивидуально, уровня 2 - работают на месте, а учащиеся уровня 1 работают у доски с учителем.

Провожу самостоятельную работу так же трех уровней, например:

http://siteschool4.ucoz.ru/dokyment/pr_ned/1.png                   II  http://siteschool4.ucoz.ru/dokyment/pr_ned/2.png   

III      При каких k система не имеет решений  http://siteschool4.ucoz.ru/dokyment/pr_ned/3.png C:\Users\Admin\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image006.gif

Домашняя  работа так же разноуровневая: уровню1 – соответствующие обязательным результатам обучения, уровню2 – такие же задания плюс еще более сложные задачи и упражнения из учебника, для уровня3 – задания из учебника дополняются задачами из учебных пособий.

Часто перед многими учениками стоит проблема общения ученик-учитель. Им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за индивидуальных особенностей личности. У одноклассников проще спросить непонятное, получить в нужный момент помощь. Этому способствует групповая форма работы. Класс разбивается на группы по 2 человека. Дети в парах организованы с разным уровнем развития: средний – низкий, высокий – средний. Все пары получают задания. Задания выполняют парой, при этом идёт обсуждение, опрос друг друга. Затем пара должна защитить перед классом свое решение. Выслушав все пары или часть пар, учащиеся приходят к общему выводу. Таким образом, абсолютно  все ученики всё полезное время потратили на достижение главной цели урока. Я направляю  работу, частично помогаю, корректирую.

Так же провожу уроки математики, которые мы с детьми называем «Блиц уроки». Решение задач проводится  в форме блицтурниров: определённое количество задач нужно решить за отведённый норматив времени (3-5 задач за 1-2 минуты). На блиц – уроке учащимся предлагается весь урок решать задачи. На первый взгляд затея скучная и малоэффективная. Учитель подбирает задачи 3-х уровней сложностей, а право выбора сложности задач оставляет за учащимися. Оценивание за урок проводится рейтинговое, в зависимости от сложности и количества решённых задач. Для высокого рейтинга ученик должен решить, например, 3 сложные или 6 простых задач – выбор за ним. Сильные учащиеся, быстро набрав нужные баллы, выступают в роли консультантов для более слабых учащихся, учатся, обучая. Даже самые слабые ученики ощущают свою успешность, ведь задачи с низким уровнем трудности им по плечу, и, в случае затруднения, всегда можно взять другую задачу или воспользоваться помощью товарища. Эта форма урока наиболее эффективна при закреплении решения задач для подготовки к итоговой аттестации.

Современному учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из таких технологий является проектное обучение. Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках. Я пришла к выводу, что применение проектной методики повышает интерес к изучению математики. Например,  предлагаю ребятам информационные буклеты о различных предприятиях Кущёвского района. Учащиеся составляют задачи практического содержания, делают расчеты и высказывают свою точку зрения о роли новых технологии на данных предприятиях. Большое внимание уделяю задачам прикладной математики , включенных в ЕГЭ и подготовке презентаций по школьным темам школьной программы.

Практикую в своей работе зачёты и смотры знаний по темам, что положительно сказывается на подготовке к экзаменам. Зачеты провожу в конце темы в виде теста, который составлен из задач трех уровней. Всего заданий 14. Первые 8 более простые, остальные соответсвуют заданиям ЕГЭ, уровня В и С Задания для смотра знаний учащиеся получают заранее, я помещаю их на стенд «Сегодня на уроке».

Первый этап смотра знаний предусматривает повторение теоретического материала, ребята готовят презентации и отвечают на вопросы теории. Второй этап включает решение задач В1-В14, т.е. умение применять теоретический материал на практике. Третий этап предусматривает решение заданий С1, С2, С3. Приветствуется, если учащиеся применяют различные способы решения.

Одной из задач повседневного учительского труда является необходимость осуществлять контроль знаний учащихся. Тестирование как эффективный способ проверки знаний находит в школе всё большее применение. Одним из основных и несомненных его достоинств является минимум временных затрат на получение надёжных итогов контроля. При тестировании используют как бумажные, так и электронные варианты. Последние особенно привлекательны, так как позволяют получить результаты практически сразу по завершении теста.

Мои учащиеся пользуются программой сайта http://uztest.ru/, которая автоматически формирует индивидуальные задания для каждого ученика, согласно заданным учителем условиям, не нужно тратить время на проверку заданий – результаты выполнения работ учащихся видны на компьютере. Организована отработка навыков примеров. Если ученик решил неправильно пример – ему показывается подробное объяснение и даётся следующий, аналогический пример. Кроме этого ведётся Интернет-журнал оценок учащихся: выставляются оценки учащихся в журнал на сайте – значит, информация всегда доступна ученику, его родителям.

Широко использую в своей работе Интернет – порталы ЕГЭ http//www.egeru.ru/, http://uztest.ru/, где пробное тестирование учащихся проводится в онлайн-режиме по заданиям, аналогичным тем, которые будут у выпускников на ЕГЭ, с последующим оцениванием их ответов. Большую часть материала по видам заданий учащиеся смогли почерпнуть из открытого банка заданий ЕГЭ по математике (http://mathege.ru). Здесь есть каталог по заданиям, по содержанию, по умениям. На страницах этого сайта можно не только взять ту или иную информацию по интересующей теме, но и выполнить тренировочные и диагностические работы в режиме on-line. Предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимости для него количестве и в доступном для него темпе, независимо от объёма работы и скорости её выполнения остальными. Используя сайт http://shpargalkaege.ru, делая подборку заданий части В, представляю задания, используя презентацию или распечатку в виде тестового документа.

Большую роль в подготовке и ЕГЭ и ГИА имеют краевые диагностические контрольные работы, я составляю планы коррекции знаний, веду диагностические карты, отслеживаю уровень обученности в виде таблиц и диаграмм, где указываю баллы после каждой работы. Они показывают объективно и наглядно достижения каждого ученика.

 Так же для подготовки к ЕГЭ важную роль играют  межшкольные факультативы по субботам и индивидуальные консультации  для слабых и сильных, которые провожу еженедельно. Вся эта система работы как на уроках, так и внеурочное время помогает моим учащимся получать хорошие результаты на экзаменах ГИА и ЕГЭ.

                                           Литература.

1.                Математика: Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. А.В. Белошистая. Москва. Издательство «Экзамен»2015.

2.                Готовимся к ЕГЭ по математике. Обобщающее повторение курса алгебры и начал анализа. Под редакцией Семенко Е.А. Краснодар: «Просвещение-Юг», 2015

3.                ГИА. Математика. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Тематические тренировочные задания. Повышенный уровень. Под редакцией Е.А Семенко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации...

Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации...

Кейс-технологии в системе подготовки учащихся к Государственной итоговой аттестации по математике .

Материал выполнен в виде презентации. Презентация раскрывает основные направления и способы помощи учащимся в подготовке к Государственной итоговой аттестации по математике....

«Система подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации по математике»

ЕГЭ по математике – серьёзное испытание в жизни каждого выпускника школы. Существенная особенность ЕГЭ по математике – он является обязательным для всех учащихся 11 классов. Основная цель введения ЕГЭ...

«Система работы учителя математики по подготовке учащихся к итоговой аттестации»

Поиск содержания, форм и методов обучения, технологическая и психологическая подготовка должны помочь преодолеть трудности подготовки к итоговой аттестации по математике. Основой успешной сдачи Г...

Статья «Система работы учителя математики по подготовке учащихся к ОГЭ»

Подготовка к выпускным экзаменам – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько мы грамотно построим его, зависит наш результат.Главная проблема, с которой приходится сталкиваться при ...