Отчёт по самообразованию по теме "Система работы учителя математики по подготовке учащихся к ЕГЭ"
материал

Кокарева Ангелина Александровна

Выступление с опытом работы по теме самообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_samoobrazovaniyu.docx26.51 КБ

Предварительный просмотр:

 Приложение

 к протоколу заседания МО

учителей естественно-

математического цикла

от    05. 03. 2018г.            №__4__

Отчет

учителя математики МБОУ СОШ п Таежный Кокаревой Ангелины Александровны по

теме самообразования:  Система работы учителя математики по подготовке учащихся  к ЕГЭ                     (2017-2018 учебный год)

Цели и задачи

Цель:   разработать  систему  по  подготовке  учащихся  к  ЕГЭ.

Задачи:

1)сформировать  представление  о  формате  и  структуре  ЕГЭ,  об  особенностяхпроцедуры  его  проведения;

2)изучить  психолого-педагогические  рекомендации  для  подготовки  выпускниковк  экзамену;

3) освоить  технологии  обучения  и  организации  итогового  повторения,  позволяющихвыпускникам  демонстрировать  уровень  знаний  не  ниже  своей  годовой  отметки;

4)выявить  круг  умений  и  навыков, отработка  которых  требует  большого  внимания и  концентрации  на  них.

Этапы  реализации:

I  этап:  подготовительный.

Цель:  создать  условия  для  реализации  программы.

II этап:  реализационный.

Цель:  организовать  эффективную  подготовку  выпускников  к  итоговой  аттестации.

III  этап:  заключительный.

Цель:   проанализировать  результаты,   подвести  итоги  и  определить  стратегиюдальнейшей  работы  по  подготовке  учащихся  к  государственному  экзамену.

Ожидаемые результаты:

- успешная сдача экзамена;

- результаты итоговой аттестации должны быть не ниже годовой оценки у каждого выпускника.

План:

-  изучение  нормативно-правовой  базы;

-  анализ  КИМов  итоговой  аттестации  в  форме  ЕГЭ;

-  подбор материалов  по подготовке  учащихся  к  экзамену  с  привлечением интернет- ресурсов;

-  разработка  программы групповых занятий  

-  создание  папок  и  стендов  «Готовимся  к  экзамену»;

-  разработка  опорных  конспектов,  диагностических карт по основным вопросам

    курса  и  видам  учебных  умений;

-  формирование  обще-учебных  навыков.

Вопросы, связанные с подготовкой и проведением ЕГЭ, до сих пор стоят довольно остро, несмотря на то, что эта, еще недавно экспериментальная форма итоговой аттестации обучающихся стала реальностью. Математика – обязательный для всех выпускников средней школы экзамен, и альтернативы ЕГЭ как формы его проведения сегодня нет. При неоднозначном отношении к ЕГЭ мы вместе с тем понимаем, что такая независимая экспертиза знаний учащихся требует от учителя прежде всего ориентации на результат, который может быть достигнут лишь в процессе системной, продуманной работы по приведению знаний обучающихся к требованиям Единого государственного экзамена.

Единый государственный экзамен по математике – серьёзное испытание в жизни каждого выпускника школы, а для выпускника обычной общеобразовательной  школы испытание особенное. Для того чтобы наилучшим образом подготовиться к нему, надо иметь не только хорошие знания по предмету, но так же хорошо представлять себе структуру экзаменационной работы,  процедуру экзамена, знать какие и когда действия при этом происходят. Конечно, задания ЕГЭ  составлены в пределах школьной программы, но все они рассчитаны на максимальную стимуляцию нестандартного мышления при его выполнении. Невольно встал вопрос: «Как подготовить всех детей к успешной сдаче экзамена?». Существенная особенность ЕГЭ по математике – он является обязательным для всех учащихся 11 классов и  основная его цель – независимая экспертиза качества знаний и совмещение выпускного и вступительного экзаменов. Вполне естественно, что перед  учителем общеобразовательной школы  встал вопрос о повышении качества обучения и подготовки детей к экзамену.

Подготовка к выпускному экзамену в форме ЕГЭ началась в 10 классе (в лучшем варианте начинать подготовку к ЕГЭ надо уже с 7 класса). В кабинете математики собраны образцы демоверсий экзаменационных работ, диагностические работы за предшествующие годы, литература для подготовки к ЕГЭ.

Среди источников информации следует отметить сеть Интернет, рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работы в режиме он-лайн. (www. uztest. ru - ЕГЭ по математике: подготовка к тестированию, www.mathege.ru/‎-открытый банк заданий и т. д.)

Подготовительный этап включает в себя:

тщательное изучение учителем демоверсии ЕГЭ (цель – понять особенности заданий, которые будут предложены учащимся в этом году);

оценку готовности учащихся к ЕГЭ, выявление проблем, типичных как для данного класса, так и индивидуально для каждого ученика;

формирование на основе подготовленного аналитического материала понимания у обучающихся специфики ЕГЭ;

планирование работы по развитию навыков выполнения первой части экзаменационного задания;

психологическую подготовку обучающихся к ЕГЭ, помощь в выработке индивидуального способа деятельности в процессе выполнения экзаменационных заданий.

Реализационный этап. На этом этапе необходимо разработать план подготовки к ЕГЭ, который должен включать в себя список ключевых тем для повторения. Это позволит параллельно с изучением нового материала системно повторить пройденное ранее.

Заключительный  этап – организация и проведение мониторингов.

Основная цель подобных работ – оперативное получение информации о качестве усвоения определенных тем, анализ типичных ошибок и организация индивидуальной работы с учащимися по устранению пробелов в знаниях.

Конечно, идеальный вариант, к которому стремится каждый учитель - самостоятельная учебная работа ребёнка в интерактивной среде обучения, используя готовые электронные учебные курсы, обучающие, тренировочные и проверочные работы в системе Интернет.

        Опыт реализации ЕГЭ подсказал, что подготовка к нему не должна быть самоцелью (школа призвана учить, а не готовить к сдаче экзамена), но в то же время проходить постоянно, но не натаскиванием на тестирование, а в ходе планомерного использования тестов в течение нескольких лет школьного обучения

Чрезвычайно важным  представляется отработка алгоритма выполнения тестовых заданий ЕГЭ. Связано это с тем, что учащиеся не умеют правильно распределить свое время. Получив КИМы и инструкции, ученик поставлен в жесткие рамки.

Инструктаж определяет рамки: за 240 минут нужно выполнить 32 задания, правильно оформить ответ, буквы и цифры ставить строго по образцу.  Выпускники, добравшиеся до части «С», сталкивались с заданиями подчас не только трудными, но и громоздкими, а времени на их выполнение оставалось уже немного. Выполнить эти задания нужно было так, чтобы они соответствовали критериям.

А теперь расскажу, как я решаю поставленные задачи. С чего я начинаю эту работу.

Во-первых, никогда не пугаю школьников предстоящим  ЕГЭ. Наоборот, с первых же дней учёбы убеждаю их в том, что если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл. Главное не упустить время.

Во-вторых, в течение всего года   знакомлю детей с материалами ЕГЭ.

В-третьих, знакомлю их с особенностями новой формы итоговой аттестации: со структурой теста, временными рамками, нормами оценивания экзаменационной работы, условиями проведения экзамена и начинаю обучать «технике сдачи теста»:

- обучаю строгому самоконтролю времени;

- учу определять трудность заданий;

- знакомлю с приёмом «прикидки» результата подстановкой;

- знакомлю с приёмом «спирального движения по тесту».

Начну с первого пункта. Говорю ученикам, чтобы успешно выполнить тест, на каждое задание первой части надо затрачивать не более двух, трёх минут. И из урока в урок отрабатываем  тесты на скорость: например, за 12 минут школьникам необходимо решить 4 – 6 заданий теста. При этом даю тесты ЕГЭ с отмеченными в нём заданиями, посильными на данный момент обучения. Обязательно отмечаю количество  человек уложившихся во времени, и сразу анализирую ситуацию и опять даю совет,  какое задание  можно было решить рациональнее. Постепенно приучаю ребят к методу «пристального взгляда» - внимательно посмотри: «Нет ли короткого пути решения? Так как ты ограничен во времени». Поверьте, если разбирать тест, над которым ученик уже потрудился, то заинтересованность и внимание 100%. Все рекомендации учителя воспринимаются более осознанно.

Как учу определять трудность заданий? Сначала прошу учеников просмотреть тест от начала до конца и отметить карандашом те задания, которые кажутся им простыми и лёгкими и  выполнить их в «режиме скорости». Затем, отметить 2-3 задания, которые им понятны по формулировке, но требуют большего времени и выполнить их; и только после этого, если останется время, можно поразмышлять над остальными.

Обязательно напоминаю о том, что полученный результат можно проверить подстановкой, т. е. «прикинуть» имеет ли он смысл. Двигаясь по тесту, дети знают, что сложность заданий нарастает, поэтому всегда советую настойчиво и добросовестно отрабатывать первую часть, только затем можно приступать ко второй части – это и есть принцип «спирального движения» по тесту. По результатам достижений сама определяю двух, трёх учеников, которых можно подготовить к выполнению более сложных заданий и работаю с ними строго индивидуально.

Отдельно хочу сказать о консультациях. Провожу их  в течение года один раз в неделю для всего класса, а перед экзаменами каждый день. Предлагаю и индивидуальные консультации. Ребята знают, что с вопросами по первой, второй части  можно подойти в любое время, но вопросы третьей части подают заранее и приходят в назначенное время.  

Что я считаю самым важным при подготовке к ЕГЭ?

Вычислительные навыки. Пользоваться калькулятором не рекомендую, объясняя его вред. Показываю ребятам некоторые способы быстрого умножения чисел, возведения в степень, извлечения корней др.

Обязательное знание правил и формул. Для этого после изучения теоретических вопросов темы, даю на 5 - 7 минут математический диктант, в котором часть вопросов касается теории и вторая часть - простейшие примеры не её применение.

Постоянное совершенствование учебных навыков на практике.

Проверка знаний и умений учащихся. Выполнение тренировочных и диагностических работ, представленных в сети Интернет.

По сравнению с другими учебными предметами математика, несомненно, выделяется своей трудоемкостью, необходимостью большой самостоятельной, повседневной работы. Надо вдумчиво, ежедневно, серьезно работать, чтобы овладеть математикой даже в минимальных размерах, не говоря, уже о более значительных успехах. Поэтому усилия учителя должны быть направлены на формирование у школьников потребности в учебной деятельности, неуемного желания учиться. Необходимо выработать положительное отношение учеников и родителей к математике, создавать ситуации успеха, ликвидировать боязнь решения математических задач, формировать у детей уверенность в своих способностях.

В начале учебного года, я обычно посещаю родительское собрание, на котором знакомлю родителей с планом работы по математике на предстоящий учебный год,

разъясняю позицию Министерства РФ по проблеме ЕГЭ,

даю рекомендации родителям.

Уважаемые папы и мамы!

Неверно думать, что если у Вас нет математического образования, то Вы ничем не можете помочь своему ребенку при подготовке к ЕГЭ.

 1. Это всегда можно сделать, организуя и контролируя его самоподготовку. Здесь Ваша помощь просто необходима.

 2. Ознакомьтесь с “Рекомендациями ученику” и помогайте ребенку их выполнять.

 3. Контролируйте его работу и посещаемость на уроках математики в школе (не реже 1 раза в месяц встречайтесь с учителем математики и старайтесь выполнять его рекомендации).

4. Организуйте качественное питание и отдых ребенка в течение всего учебного года (особенно в период сдачи экзаменов).Вечером накануне экзамена родители должны проследить, чтобы ребенок прогулялся и лег спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".

Рекомендации ученикам:

1. ПОМНИТЕ! Фундамент математических знаний закладывается на обычных уроках математики и при систематической подготовке к ним.

 2. Необходимо внимательно выслушивать теоретический материал, который учитель объясняет на уроках.

 3. Старайтесь не пропускать без уважительной причины уроки математики, потому что качественно восполнить пропущенный теоретический или практический материал самостоятельно сложно.

 4. Не допускайте формального усвоения программного материала.

 5. Все математические понятия и утверждения нужно обязательно понимать и уметь самостоятельно воспроизводить.

 6. Помните, что умение решать задачи является следствием глубоко понятого соответствующего теоретического материала.

 7. Выполняйте все домашние задания самостоятельно, консультируйтесь с учителем.

 8. Составьте свой, личный справочник теоретического материала и старайтесь постепенно все выучить наизусть, регулярно повторяя выученное.

 9. Чем больше информации Вы запомните, тем лучше и быстрее будете выполнять как устные задания, так и задания, требующие значительных умственных усилий.

 10. Составьте свой личный план подготовки к экзамену. Покажите его учителю или другому квалифицированному специалисту для подтверждения его правильности и соответствия вашим индивидуальным способностям.

 11. Регулярно занимайтесь по личному плану, не реже 1 раза в неделю.

 12. На каждом индивидуальном занятии считайте устно. Пытайтесь закрепить (или сформировать) навыки устных вычислений.

Помните: вся подготовка к экзамену зависит лично от каждого из вас. Как вы относитесь к учебе, какой интерес проявляете к учебе, самостоятельно ли выполняете все учебные задания, как используете при этом учебные пособия, какие мысли и чувства вызывает у вас изучение математики, используете ли вы полученные знания и умения по математике в своей жизненной практике, и если используете то как.

Роль учителя в школе действительно велика, но он не всемогущ, и обучить может лишь того, кто хочет учиться и кто сам учится.

Советую детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

·      пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

 -внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

·        если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

·         если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

Таким образом, в своей работе я попыталась раскрыть основные направления  системы работы учителя математики по подготовке учащихся к ЕГЭ.

Приложение: Программа групповых занятий в 11 классе по теме «Система подготовки учащихся к ЕГЭ», презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обобщение опыта работы учителей математики по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ «Подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике»

Часть 1.  Вступительное слово.             Экзамен по ЕГЭ и ОГЭ по математике при правильной подготовке хорошо может сдать каждый. Формула успеха проста – высок...

План работы учителя математики по подготовке учащихся 9 класса к ОГЭ.

Индивидуальный план работыучителя математикипо подготовке учащихся 9 класса 2016-2017 учебный год...

Система работы учителя математики по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации

Доклад "Система работы учителя математики по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации". Выступление на районном методическом объединении учителей математики....

«Система работы учителя математики по подготовке учащихся к итоговой аттестации»

Поиск содержания, форм и методов обучения, технологическая и психологическая подготовка должны помочь преодолеть трудности подготовки к итоговой аттестации по математике. Основой успешной сдачи Г...