Повышение эффективности подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по информатике
методическая разработка по информатике и икт

Трофименко Ольга Сергеевна

Подготовка к государственной итоговой аттестации – тяжелый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену. Главная задача учителя – создать условия для обеспечения эффективной подготовки обучающихся и успешной сдачи экзамена. Результат участия выпускников в итоговой аттестации связан с системностью подготовки и применением инновационных методов обучения и педагогических технологий. Залог успеха – поиск путей эффективного обучения, активизации познавательной деятельности выпускников, повышение мотивации к обучению, формирование самостоятельности, способности к саморазвитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sosh_no_13_doklad_trofimenko_o.s.docx33.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13»

с.Мирное Благодарненского городского округа

Ставропольского края

Доклад

на тему: «Повышение эффективности подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по информатике»

Подготовила:

Трофименко Ольга Сергеевна

учитель информатики

Август, 2020 г.

Важно не количество знаний,

 а качество их.

Можно знать очень многое,

 не зная самого нужного.

 Л. Н. Толстой

Подготовка к государственной итоговой аттестации – тяжелый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену. Главная задача учителя – создать условия для обеспечения эффективной подготовки обучающихся и успешной сдачи экзамена. Результат участия выпускников в итоговой аттестации связан с системностью подготовки и применением инновационных методов обучения и педагогических технологий. Залог успеха – поиск путей эффективного обучения, активизации познавательной деятельности выпускников, повышение мотивации к обучению, формирование самостоятельности, способности к саморазвитию.

В своей работе применяю следующие эффективные формы и методы подготовки учащихся к итоговой аттестации:

1.Работа по самообразованию и методическая работа

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетенции. Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей, а значит и гарантом успешной сдачи учащимися ОГЭ и ЕГЭ. Подготовку к итоговой аттестации учащихся учитель должен начинать с себя.

  1. Именно, поэтому изучаю нормативно-правовые, инструктивные, рекомендательные документы, касающиеся организации и проведения ОГЭ и ЕГЭ.
  2. Принимаю участие в работе методических объединений, творческих группах ШМО и РМО.
  3. Занимаюсь исследовательской, инновационной деятельностью, использую элементы  педагогических технологий.
  4. .Активно участвую в педагогических конкурсах и фестивалях.
  5. Транслирую и распространяю собственный педагогический опыт через различные образовательные сайты: видеоуроки, Сеть творческих учителей, 1 сентября и др.
  6. Накапливаю в кабинете информатики дидактический, наглядный, раздаточный материал, соответствующий КИМам ОГЭ и ЕГЭ.
  7. Веду диагностику и мониторинг по результатам мероприятий, проводимых по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.

2.Проблемно- поисковый метод.

Постановка проблемной ситуации и их последующее разрешение побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание учащихся.

В качестве примера использования проблемно-поискового метода применяю разбор задач при изучении раздела «Программирование».

При решении задач только одним способом единственная цель у учащихся - найти правильный ответ. При решении задач разными способами школьники стараются отыскать наиболее оригинальное, экономичное, эффективное решение. Для этого им приходиться вспоминать многие известные теоретические факты, приемы и методы, анализировать их с точки зрения применимости к данной в задаче. Таким образом накапливается определенный опыт применения одних и тех же знаний к различным вопросам.

Обучение решению задач различными способами является важнейшей составляющих в обучении информатике, так как оно способствуют развитию мышления и творческой активности учащихся, прививает интерес к предмету.

Самостоятельный поиск решения при возникновении проблемной ситуации развивает чувство ответственности, повышает волю и самомотивацию учащихся.

3.Тестовые технологии.

В плане практически каждого урока предусматриваю время (от 5 до 15 минут) на тестирование. Объем таких минитестов — 5-10 вопросов. При закреплении материала на уроке  контрольные вопросы и задания в стандартном формате, соответствующем ОГЭ и ЕГЭ. Использование систем тестового контроля не только позволяет подготовить учащихся к формату письменных экзаменов, проводимых в виде тестов, но и является несомненным подспорьем на уроках информатики. Такие тесты, умело составленные, могут выполнять не только контролирующие, но обучающие и закрепляющие функции, служить для осуществления как текущего или промежуточного, так и тематического или итогового контроля знаний.

4. Технологии индивидуального, дифференцированного обучения.

Данная технология направлена на развитие у учащихся стремления к самостоятельной познавательной активности. Ученику интересно узнавать новое, видеть свое продвижение в познании, проникать в науку, в теоретические основы той предметной области, которая его привлекает. Выпускники, успешно успевающие по предмету, выполняют самостоятельные работы, проявляя познавательный интерес и творческую активную деятельность, что является важнейшим показателем эффективности учения.

Дифференцированный подход на уроках позволяет частично реализовать задачи подготовка к итоговой аттестации небольшой группы учащихся. Для этих учеников я предлагаю задания более высокого уровня. Эти задания могут предлагаться по желанию всем ученикам класса (свобода выбора), но особенно рекомендоваться тем, кто готовится к экзамену по предмету.

5.Компьютерные технологии.

В настоящее время для подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ разработаны тесты, проводимые в сети Интернет в онлайн-режиме, позволяют готовиться  обучающимся самостоятельно в домашней обстановке, обеспечивая возможность самообучения, самоконтроля. Например, сайт преподавателя Константина Полякова http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm. В качестве одного из новых способов диагностики и контроля уровня готовности к ОГЭ и ЕГЭ хочется предложить систему СТАТГРАД Московского института открытого образования, который в целях повышения эффективности подготовки к ГИА по информатике проводит серию диагностических и тренировочных работ для обучающихся общеобразовательных учреждений в течение всего учебного года.

6.Факультативные занятия.

В качестве дополнительной подготовки к экзамену выпускники посещают индивидуальные консультации. Многим учащимся иногда трудно понять до конца материал темы на уроке. Тому есть много причин. Бывает, что пробелы в знаниях появляются, например, вследствие пропусков занятий из-за болезни, поэтому учащемуся важно иметь возможность прояснить сложные моменты, узнать все из первых рук, но уже в более неформальной обстановке, после уроков. Для представления ученикам этой возможности организованы дополнительные занятия-консультации для 9-11 классов. На консультациях часть времени отводится на ликвидацию пробелов в изучаемом материале (индивидуальная работа с учащимися), а часть времени посвящена отработке базовых навыков, необходимых для решения заданий .

При проведении дополнительных занятий по подготовке к ГИА, на первом занятии я предлагаю будущим выпускникам ознакомиться с демоверсией ГИА по информатике и решить задания теоретической части. Затем подсчитываю количество набранных баллов и оглашаю результаты. На данном этапе обучающиеся получают представление о том, что они уже знают и что им предстоит выучить для успешной сдачи экзамена.

7.Нестандартные домашние задания.

С целью систематизации и обобщения знаний ученикам предлагаю специальные тематические разноуровневые домашние задания. При этом обязательно даю рекомендации по решению заданий, сообщаю о сроках их выполнения. Свои работы учащиеся сдают (в отдельных тетрадях) на проверку. Затем анализирую результаты, сообщаю каждому учащемуся. Предлагаю задания разноуровневые и разнотипные, а их решения построенными и аргументированными. В результате такого вида работы происходит расширение знаний учащихся.

8.Мониторинг качества знаний.  

Венцом всей работы по подготовке к ГИА является их подробный анализ. Именно он подведет главный итог всей работы учителя. В процессе анализа выявляю успехи и пробелы каждого ученика, максимальный/минимальный по баллам результат, средний результат по школе, процент выполнения каждого тестового задания обучающимися в целом, определяю перечень тем, по которым получены отличные, хорошие и не очень высокие баллы.

Обязательно изучаю аналитические отчеты результатов ОГЭ и ЕГЭ по информатике на муниципальном уровне, по Ставропольскому краю, по Российской Федерации, потому что увидеть свои успехи или неудачи можно только в сравнении.

9.Работа с родителями.

Самообразовательная и методическая работа учителя, работа с учащимися по подготовке к итоговой аттестации – основная часть всего периода подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Но есть и другая не менее важная миссия у учителя выпускного класса. Это работа с родителями, администрацией школы.

Работа с родителями предполагает выступление учителя-предметника на родительских собраниях старшеклассников с целью информированности родителей о порядке и сроках проведения ОГЭ и ЕГЭ. А также о ходе подготовки к итоговой аттестации.

Необходимо объяснить родителям о создании домашней атмосферы, и даже о том, что домашнее меню должно несколько отличаться от обычного в дни сдачи ребенком выпускных экзаменов. Самое главное в работе с родителями – постараться убедить их принять результаты ЕГЭ ребенка какими бы они не были.

Я считаю, что хороших успехов на экзамене невозможно добиться, если не учитывать в обучении информатике и в целенаправленной подготовке к экзаменам новые требования, предъявляемые к сегодняшнему отечественному образованию, если игнорировать рекомендации экспертов, анализирующих общие результаты экзаменов по моему предмету и обращающих особое внимание на необходимость совершенствования процесса преподавания информатики.

Очень важно, чтобы каждым учителем отрабатывалась определенная система работы, благодаря которой ученики могли бы добиваться максимально предельных результатов не только в учёбе, на итоговой аттестации, но и в жизни.


Литература

1. Федеральные государственные образовательные стандарты ООО (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской федерации  «Об утверждении ФГОС ООО» от 17 декабря 2017 г. №1897)

2. Андреева Е. В. Математические основы информатики. Элективный курс: Учебное пособие / Е. В. Андреева, Л. Л. Босова, И. Н. Фалева – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 – 328 с.: ил.

3. Информатика. Программы для общеобразовательных организаций. 2-11 класс / сост. М. Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 – 576 с.: ил.  (Программы и планирование)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Обобщение опыта "Система подготовки учащихся к ЕГЭ". Методы и формы работы при подготовке к ЕГЭ...

Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации...

Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации...

"Применение инновационных методов обучения как условие эффективной подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по информатике и ИКТ"

В статье раскрываются инновационые формы и методы педагогических технологий, которые применяются при подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников...

«Межпредметные связи в обучении математики как средство повышения качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации»

Межпредметные связи в обучении математике являются важным средством достижения прикладной направленности обучения математике. Возможность подобных связей обусловлена тем, что в математике и смежных ди...

Доклад на педсовет на тему "О системе мероприятий по повышению качества подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации)

О системе мероприятий по повышению качества подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации...