«ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ – КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ В НОВОЙ ФОРМЕ (ГИА)» (методические рекомендации)
методическая разработка по физике (9 класс) на тему

Омаров Альман Альмагамбетович

В методических рекомендациях рассматриваются вопросы учебно - информационного обеспечения организации обучения физике при подготовке обучающихся 9 - х  классов к государственной (итоговой) аттестации (ГИА).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Муниципальное образование город Нягань

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Омаров А.А.

«ФОРМИРОВАНИЕ икт – КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 классов

ПРИ ПОДГОТОВКЕ к государственной (итоговой) аттестации  в новой форме (ГИА)»

(методические рекомендации)

г. Нягань

2009 – 2013гг.

Составитель: Омаров А.А. – Учитель физики высшей квалификационной категории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования город Нягань «Средняя общеобразовательная школа №4»

Рецензенты:

В методических рекомендациях рассматриваются вопросы учебно-информационного обеспечения организации обучения по физике при подготовке обучающихся 9 классов к государственной (итоговой) аттестации:  (ГИА) – календарно-тематическое планирование по физике, тема «Основы кинематики», УМК «Физика» Перышкин А.В., Гутник Е.М., 9 класс, уроки с приложениями (тренажеры, контрольные работы).

Содержание

Введение

Методические рекомендации к использованию Internet – ресурсов на уроках физики……………………………………………………….…...……………….6

Методические рекомендации по изучению темы: «Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения» с использованием информационно-коммуникационных технологий....……………….……….9

Методические рекомендации по изучению темы: «Решение задач «Прямолинейное равномерное движение» с использованием информационно-коммуникационных технологий..……………….……….….…………………14

Методические рекомендации по проверке знаний учащихся по изучаемой теме с применением средств информационных и коммуникационных технологий....……………….……….………………….……….………………20

Литература………………………………………………………………………21

Приложение 1. «Календарно-тематическое планирование УМК «Физика» Перышкин А.В., Гутник Е.М. 9 класс».

Приложение 2. «Уроки по теме «Основы кинематики».

2.1. «Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения».

2.2. «Решение задач «Прямолинейное равномерное движение».

Приложение 3. «Таблицы ссылок с тренировочными заданиями».

Приложение 4. «Контрольная работа».

Введение

        Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются совершенствованием и массовым распространением информационных и коммуникационных технологий.

        Актуальность вопросов обучения в современной школе связана с поиском и внедрением новых образовательных технологий, в том числе, информационно-коммуникационных технологий для подготовки обучающихся к государственной (итоговой) аттестации (ГИА).

        Применение информационно-коммуникационных технологий в обучении для формирования ИКТ- компетенций обучающихся отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

В методической разработке содержатся:

- рекомендации по использованию Internet-ресурсов, как средств информационных и коммуникационных технологий, необходимых для подготовки учеников основной общеобразовательной школы к успешной сдаче государственной (итоговой) аттестации в новой форме (ГИА); 

- рекомендации по готовности учащихся к осознанному и грамотному использованию пользовательского интерфейса в учебной деятельности;

- конспекты уроков по УМК «Физика» (авторы: Перышкин А.В. , Гутник Е.М. и др.) 7-9 классы из раздела «Законы взаимодействия и движения тел. Основы кинематики» с применением средств информационных и коммуникационных технологий (обучающие, информационно-поисковые, демонстрационные, имитационные, лабораторные, моделирующие, расчетные);

- дидактический материал в форме тренажеров;

- оценочный материал, соответствующий контрольно-измерительным материалам ГИА.

        

Цель данной разработки: практическая помощь учителю в выборе средств и приемов организации обучения при подготовке обучающихся к государственной (итоговой) аттестации учащихся 9 классов (ГИА).

Задачи:

  1. Развитие компетенций педагогов по применению информационных технологий в учебном процессе.
  2. Формирование способности учащихся использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией как в учебном процессе, так и во вне урочной деятельности.
  3. Повышение продуктивности самоподготовки учащихся.
  4. Обеспечение психологической комфортности личности в условиях увеличения предметно-содержательной нагрузки их труда.

        Предлагаемый материал достаточен для проведения уроков в классах различного уровня, позволяет не только глубоко изучить тему, но и целенаправленно подготовить учащихся 9 класса к государственной (итоговой) аттестации (ГИА); оптимизировать подготовку учителя к уроку и эффективно использовать время и ресурсы.

Методические рекомендации к  использованию Internet – ресурсов на уроках физики

Информационная компетенция относится к группе ключевых компетенций школьников, и включает в себя навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире; владение современными средствами информации и информационными технологиями; а также поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передачу. Основным аспектом данной компетенции является поиск информации. Именно поиск информации является начальным этапом при решении таких личностно значимых для школьника образовательных задач, как пополнение знаний по изучаемому предмету (теме, разделу), самостоятельное изучение темы, подготовка к государственной (итоговой) аттестации.

Глобальная сеть Интернет предоставляет доступ к ресурсам различного содержания и направленности. Сотрудникам школ запрещается использовать ресурсы сети Интернет, содержание которых не имеет отношения к исполнению служебных обязанностей.

        При работе с ресурсами сети Интернет недопустимо:

- распространение защищаемых авторскими правами материалов, затрагивающих какой-либо патент.

-  публикация, загрузка и распространение материалов, содержащих вирусы или другие вредоносные компьютерные продукты.

        При работе с ресурсами Интернет запрещается:

-  загружать и запускать исполняемые либо иные файлы без предварительной проверки на наличие вирусов установленным антивирусным пакетом.

-  использовать анонимные прокси-серверы.

-  использовать программные и аппаратные средства, позволяющие получить доступ к ресурсу, запрещенному к использованию в общеобразовательных школах.

Для подготовки к урокам физики и для подготовки обучающихся к ГИА рекомендуются следующие интернет - ресурсы:

Ссылка на сайт

Название сайта

http://dist-tutor.info/ 

Дистанционный репетитор

http://ege.yandex.ru/physics-gia/ 

ГИА по физике

http://www.examen.ru/add/gia/gia-po-fizike 

 Экзамен.ru

http://www.alleng.ru/edu/phys1.htm 

Общеобразовательные ресурсы Интернета – физика

http://nsportal.ru/ 

Социальная сеть работников образования nsportal.ru

http://gia-online.ru/load/gia/fizika/16 

Подготовка к ГИА и ЕГЭ

http://gdzsonin9klass.cumerki.ru/ 

ГДЗ 1 – 11 классы

http://www.proshkolu.ru/lib/list/s11/ 

Все по предмету физика

http://5ballov.qip.ru/test/gia/ 

Тесты

http://interneturok.ru/ru/school/physics/7-klass 

InternetUrok.ru

http://fiz.1september.ru/ 

Школа цифрового века

Целесообразно подготовить учащихся к осознанному и грамотному использованию пользовательского интерфейса в учебной деятельности в процессе выполнения работ компьютерного практикума, в ходе которого систематизируются знания школьников об устройстве компьютера, технике безопасности и организации рабочего места при работе на компьютере.

Педагогом необходимо выполнять целенаправленную работу по формированию компетенций обучающихся: правильно выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи и представлять информацию в выбранной форме, что позволяет «читать» и самостоятельно строить схемы, таблицы, графики, диаграммы и другие информационные модели, использовать их как инструмент систематизации учебного материала, свободно переходить от одной формы представления информации к другой; пользоваться интерфейсом, открывающем доступ к информационным ресурсам сети Internet.

Существуют следующие виды заданий при работе с гипертекстовыми документами (т.е., содержащими ссылки):

1. Текстовые задания. Они представляют текст, содержащий условие задачи или практическое задание. Могут содержать рисунки или графики. Можно использовать при изучении новой темы, закреплении пройденного материала или при подготовке к выполнению тестов, контрольных работ и т.д.

2. Задания, содержащие элементы мультимедиа. На мониторе можно наблюдать динамическую модель явления. Параметры, характеризующие наблюдаемый процесс не могут быть изменены пользователем. В этом отношении выполнение таких заданий пассивно. Но они помогают воображению обучающихся представить изучаемое явление, а значит, понять законы, описывающие это явление или класс аналогичных явлений. Рекомендуется использовать при изучении новой темы.

3. Интерактивные задания. Ученик наблюдает на мониторе компьютера модель изучаемого явления. Может изменять параметры, характеризующие явление. Это вносит элементы альтернативы в изучение процесса - а что произойдет при таких параметрах, при других? Можно использовать при углубленном изучении новой темы, ее закреплении, при подготовке к тестированию, контрольной работе или к итоговой аттестации.

Методические рекомендации по изучению темы: «Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения» с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Использование информационно-коммуникационных технологий при объяснении темы: «Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения», позволяет максимально сконцентрировать внимание обучающихся на изучение основных понятий кинематики, делает предмет изучения наглядным, что наиболее эффективно активизирует творческое мышление учеников. Применение интерактивных технологий помогает школьнику строить гипотезы по изучаемому материалу,  прогнозировать ход  рассматриваемого явления. С другой стороны, ученик получает навыки по использованию интерфейса, открывающего доступ к информационным ресурсам сети Internet. Тем самым ИКТ – технологии способствуют развитию познавательных способностей ребенка.

Урок изучения нового материала представлен пятью этапами: I. Организационный момент. II. Изучение новой темы. IV.Закрепление изученного материала. V. Домашнее задание.

Основная задача 1 этапа состоит в том, чтобы подготовить ученика к изучению новой темы. Здесь рассматриваются понятия и закономерности, изученные на предыдущих уроках. С целью визуализации пройденного материала используются гиперссылки на медиаресурсы Интернета. Для успешной работы обучающегося на рабочем столе компьютера должна находиться таблица пронумерованных гиперссылок.

Таблица 1.

Таблица ссылок №1

п/п

Гиперссылка на интернет - ресурс

Описание ссылки

1

ссылка №1

Эта ссылка позволяет повторить и вспомнить

  • Что такое механическое движение
  • Что такое тело отсчета
  • Что такое материальная точка

2

ссылка №2

Ссылка позволяет повторить  и вспомнить

  • Что такое механическое движение
  • Что такое траектория
  • Что такое путь

Узнать

  • Что такое перемещение
  • Как найти проекцию вектора на координатные оси

3

ссылка №3

Ссылка позволяет повторить и вспомнить

  • Что такое путь
  • Что такое перемещение
  • Что такое скорость
  • Что такое прямолинейное равномерное движение

Узнать

  • Что такое уравнение движения

4

пример задачи 1

Ссылка позволяет

  • Показать учащимся правильное оформление условия задачи
  • Ознакомиться с условием задачи на зрительном и вербальном уровне
  • Рассмотреть решение задачи в соответствующих формулах и расчетах, в голосовом сопровождении

Щелчком на ссылке №1 ученики переходят к окну, содержащему инструмент управления медиаресурсом в виде последовательности кнопок. Можно щелкать по каждой кнопке или нажимать кнопку «вперед» для перехода к очередному показу.

Кнопка 1 активирована по умолчанию.

  1. Щелчок по кнопке 2 вызывает рисунок «Примеры механического движения».
  2. Щелчок по кнопке 3 вызывает рисунок «Примеры выбора тел отсчета, относительно которых поезд движется (а) или покоится (б)».
  3. Щелчок по кнопке 4 вызывает рисунок «Движение материальной точки».
  4. Щелчок по кнопке 5 вызывает рисунок «Поступательное движение».
  5. Щелчок по кнопке 6 вызывает рисунок «Одномерная система координат».
  6. Щелчок по кнопке 7 вызывает рисунок «Двумерная система координат».
  7. Щелчок по кнопке 8 вызывает рисунок «Трехмерная система координат».
  8. Щелчок по кнопке 2 вызывает динамическую модель движения, которая активируется нажатием кнопки «старт».
  9. Щелчок по кнопке В вызывает небольшой тест, позволяющий проверить приобретенные знания после нажатия кнопки «проверить».

При изучении новой темы ученик использует ссылки №1 и №3.После щелчка левой кнопкой мыши на ссылке №2 появляется аналогичный инструмент управления.

Кнопка 1 активирована по умолчанию.

  1. Щелчок по кнопке 2 вызывает рисунок «Путь, пройденный лыжником», который активируется нажатием кнопки «старт».
  2. Щелчок по кнопке 3 вызывает рисунок «Путь лыжника».
  3. Щелчок по кнопке 4 вызывает рисунок «Перемещение лыжника».
  4. Щелчок по кнопке 5 вызывает рисунок «Проекция вектора на ось координат».
  5. Щелчок по кнопке 6 вызывает рисунок «Разложение вектора на составляющие».
  6. Щелчок по кнопке 7 вызывает рисунок «Нахождение проекции векторов на ось координат».
  7. Щелчок по кнопке В вызывает тест, позволяющий ученику проверить приобретенные на уроке знания.

После щелчка на ссылке №3 появляется аналогичный инструмент управления, в виде совокупности кнопок.

Кнопка 1 активирована по умолчанию.

  1. Щелчок по кнопке 2 вызывает модель прямолинейного равномерного движения, которая активируется после нажатия кнопки «старт».
  2. Щелчок по кнопке 3 вызывает рисунок «Скорости при прямолинейном равномерном движении».
  3. Щелчок по кнопке 4 вызывает модель «Направление скорости и перемещения при прямолинейном равномерном движении», которая активируется нажатием кнопки «старт».
  4. Щелчок по кнопке 5 вызывает модель «Уравнение движения», которая активируется нажатием кнопки «старт».
  5. Щелчок по кнопке 6 вызывает рисунок «Положительная (а) и отрицательная (б) проекции скорости».
  6. Щелчок по кнопке 7 вызывает модель «График зависимости скоростей тел от времени при равномерном движении», которая активируется нажатием кнопки «старт».
  7. Щелчок по кнопке 8 вызывает модель «График перемещения при прямолинейном равномерном движении», которая активируется нажатием кнопки «старт».
  8. Щелчок по кнопке 9 вызывает рисунок «График движения при прямолинейном равномерном движении».
  9. Щелчок по кнопке В вызывает тест, позволяющий проверить приобретенные на уроке знания.

При закреплении полученных знаний используется ссылка пример задачи 1.

Щелчок левой кнопки мыши по этой ссылке вызывает появление медиарешения задачи, в которой показываются не только формулы и расчеты, но производится и голосовое сопровождение.

Таким образом, на уроке по теме «Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения» ученики получают новые знания по использованию ИКТ при поиске учебного материала по основам кинематики. В процессе формируются умения самостоятельной работы с информационными ресурсами. Важным элементом выступает логическое и визуальное освоение понятий, характеризующих прямолинейное равномерное движение; приобретение умений и навыков вычисления перемещений при равномерном прямолинейном движении; формирование навыков построения графиков зависимости скорости и координаты от времени.

Методические рекомендации по изучению темы: «Решение задач «Прямолинейное равномерное движение» с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Решение физической задачи можно разделить на три основных этапа:

1.        Ознакомление с условием  задачи в реальных объектах.

2.        Представление  условия  в математических объектах и его последующее решение с использованием средств математики.

3.        Математический ответ интерпретируется в реальных объектах

Такой подход к решению задач по физике уже в самом корне несет элементы компьютерного моделирования. Компьютерные модели позволяют ученику наиболее полно осознать условие задачи, построить «сценарий» процессов, описанных в нем, а значит, четко представить этапы ее решения и применить рациональный способ получения ответа.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний «Решение задач «Прямолинейное равномерное движение» представлен тремя этапами: I. Организационный момент. II. Изложение нового материала и закрепление его. III. Домашнее задание.

На первом этапе урока ученики повторяют  тему «Перемещение» и основные понятия и закономерности прямолинейного равномерного движения. С целью визуализации пройденного материала используются гиперссылки №1 и №2 на медиаресурсы Интернета. Для успешной работы обучающегося на рабочем столе компьютера должна находиться таблица пронумерованных гиперссылок с их описанием.

Таблица 2.

Таблица ссылок №2

п/п

Гиперссылка на интернет - ресурс

Описание ссылки

1

ссылка №1

Содержание страницы, открывающейся с помощью этой ссылки, позволяет повторить и закрепить тему «Перемещение».

2

ссылка №2

Содержание страницы, открывающейся с помощью этой ссылки, позволяет повторить и закрепить основные понятия и закономерности прямолинейного равномерного движения.

3

ссылка №3

Содержание страницы, открывающейся с помощью этой ссылки, позволяет рассмотреть решение задачи на графическое представление прямолинейного равномерного движения.

4

ссылка №4

Содержание страницы, открывающейся с помощью этой ссылки, позволяет рассмотреть интерактивное решение задачи на равномерное прямолинейное движение.

5

ссылка №5

Содержание страницы, открывающейся с помощью этой ссылки, позволяет ответить на вопросы онлайн теста.

6

ссылка №6

Содержание страницы, открывающейся с помощью этой ссылки, позволяет ответить на вопросы онлайн теста.

Щелчком на ссылке №1 ученики переходят к окну, содержащему инструмент управления медиаресурсом  в виде последовательности кнопок. Можно щелкать по каждой кнопке или нажимать кнопку «вперед» для перехода к очередному показу.

Кнопка 1 активирована по умолчанию.

При изложении нового материала и закреплении его, используются гиперссылки на медиаресурсы Интернета.

  1. Щелчок по кнопке 2 вызывает рисунок «Путь, пройденный лыжником», который активируется нажатием кнопки «старт»
  2. Щелчок по кнопке 3 вызывает рисунок «Путь лыжника»
  3. Щелчок по кнопке 4 вызывает рисунок «Перемещение лыжника»
  4. Щелчок по кнопке 5 вызывает рисунок «Проекция вектора на ось координат»
  5. Щелчок по кнопке 6 вызывает рисунок «Разложение вектора на составляющие»
  6. Щелчок по кнопке 7 вызывает рисунок «Нахождение проекции векторов на ось координат»
  7. Щелчок по кнопке В вызывает тест, позволяющий ученику проверить приобретенные на уроке знания.

После щелчка на ссылке №2 появляется аналогичный инструмент управления, в виде совокупности кнопок.

Кнопка 1 активирована по умолчанию.

  1. Щелчок по кнопке 2 вызывает модель прямолинейного равномерного движения, которая активируется после нажатия кнопки «старт»
  2. Щелчок по кнопке 3 вызывает рисунок «Скорости при прямолинейном равномерном движении»
  3. Щелчок по кнопке 4 вызывает модель «Направление скорости и перемещения при прямолинейном равномерном движении», которая активируется нажатием кнопки «старт»
  4. Щелчок по кнопке 5 вызывает модель «Уравнение движения», которая активируется нажатием кнопки «старт»
  5. Щелчок по кнопке 6 вызывает рисунок «Положительная (а) и отрицательная (б) проекции скорости»
  6. Щелчок по кнопке 7 вызывает модель «График зависимости скоростей тел от времени при равномерном движении», которая активируется нажатием кнопки «старт»
  7. Щелчок по кнопке 8 вызывает модель «График перемещения при прямолинейном равномерном движении», которая активируется нажатием кнопки «старт»
  8. Щелчок по кнопке 9 вызывает рисунок «График движения при прямолинейном равномерном движении»
  9. Щелчок по кнопке В вызывает тест, позволяющий проверить приобретенные на уроке знания

После щелчка левой кнопкой мыши на ссылке №3, появляется страница с графиком скоростей прямолинейного и равномерного движения двух тел. Обучающиеся должны ответить на вопросы:

1.Что можно сказать о направлении движения этих тел относительно друг друга?

 2.Меняются ли скорости этих тел со временем?

 3. Какое тело движется быстрее ( т.е. с большей по модулю скоростью)?

 4.Построить графики:

 а) модуля проекции вектора скорости от времени (для каждого тела);

 б) модуля проекции вектора перемещения от времени ( для каждого тела);

 в) проекции вектора перемещения от времени ( для каждого тела).

        Ссылка №4 отрывает страницу с интерактивным решением задачи на определение перемещения при прямолинейном равномерном движении.

Задание выполняется в следующей последовательности:

  1. Выразить скорость движения парашюта в (м/с) и вставить в поле «V1= ».
  2. Выразить скорость ветра в м/с и вставить в поле «V2= ».
  3. Выразить высоту в метрах и вставить в поле «Н= ».
  4. Затем обучающиеся самостоятельно решают задачу традиционным средствами и проверяют с помощью интерактивной модели правильность полученного решения.
  5. Нажатия на стрелки  , позволяют получить ответы при заданных значениях скоростей и высоты.
  6. На этом шаге выполнения  задания, ученики изменяют значения V1, V2 и Н, наблюдают с помощью модели, как при этом изменяются ответы к задаче.

Ссылки №5 и №6 открывают страницы с онлайн тестами на прямолинейное и равномерное движение. Ученики решают в тетрадях задачи к тестам и ставят флажки у ответов, которые они считают правильными. Кнопка «проверить» дает возможность обучаемому проверить решения задач.

Таким образом, применение средств информационных и коммуникационных технологий на уроках необходимы для создания условий по формированию у обучающихся ИКТ – компетенций, навыков самоконтроля и самооценки собственной учебной деятельности.

Методические рекомендации по проверке знаний учащихся по изучаемой теме с применением средств информационных и коммуникационных технологий.

Для того, чтобы ответить на вопросы части А ГИА ученик должен четко представлять основные понятия изучаемой темы, которые должны быть однозначно сформулированы и не допускать произвола в их толковании. Выдающийся математик Анри Пуанкаре говорил, что познать науку – это значит овладеть ее терминологией. Поэтому огромную роль в формировании терминологии предмета играют медиаресурсы.

Компьютерные модели позволяют отследить ход явления, повторить наблюдение  многократно, заострить внимание обучаемых на характерных особенностях процесса. Поэтому при формировании понятийного аппарата предмета можно использовать комбинированные уроки, уроки изучения и закрепления новых знаний, повторения и обобщения полученных знаний, уроки проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся:

Область знаний для ответа на задания части 2 ГИА не только включает в себя не только содержание предмета, соответствующего части 1, но и требует знания методологии предмета, его инструментария и умения сравнивать знания, полученные при изучении различных разделов физики. Поэтому особое значение при подготовке учащихся к ГИА приобретают уроки повторения и обобщения полученных знаний, комплексного применения ЗУН. При подготовке к выполнению части 2 ГИА целесообразно использование таких ресурсов глобальной сети, как тестовые задания, компьютерные практикумы и, конечно, медиаресурсы Интернета.

Для успешной работы с заданиями части 3 ГИА, ученики должны уметь строить «сценарии» последовательности явлений, оговариваемой в условии задачи, хорошо представлять законы, описывающие эти явления, знать математическую интерпретацию этих описаний. Четко представлять влияние параметров процесса на его ход. Особую роль в этих условиях приобретают уроки обобщения и систематизации знаний. Наиболее полно отвечают содержанию и целям таких уроков интерактивные задания, в которых обучающийся может изменять величины, характеризующие изучаемое явление и, следовательно, выдвигать и проверять гипотезы, объясняющие факты, полученные при изучении темы.

Предлагаемый для обучающихся дидактический материал в форме тренажеров; оценочный материал, соответствующий контрольно-измерительным материалам ГИА, с применением средств информационных и коммуникационных технологий, значительно повышает уровень знаний обучающихся. Впоследствии коррекция знаний, умений и навыков обучающихся рекомендуется также с применением средств информационных и коммуникационных технологий.

Выполнение комплекса методических приемов, предложенных в методических рекомендациях, позволяет на уроках физики не только глубоко изучить новую тему, но и целенаправленно подготовить учащихся 9 класса к государственной (итоговой) аттестации в новой форме (ГИА).

Литература

  1. Босова Л.Л. Пропедевтическая подготовка школьников в области информатики и ИКТ: опыт, современное состояние, перспективы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 15 п.л. – Тираж 1000 экз.).
  2. Веприк С.А., Кальченко Т.М. Использования современных информационных технологий как инструмента познания. // Информатика и информационные технологии в учебных заведениях. – 2009. - №5. – С.15-19.
  3. Верлань А.Ф., Пастух О.А. Обучающие системы – от классических форм до современных информационных технологий и их использование в образовании. // Информатика и информационные технологии в учебных заведениях. – 2009. - №4. – С.82-83.
  4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.  
  5. Газета «Лаборатория знаний» — официальный печатный орган издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний», http://gazeta.lbz.ru/red.php; http://www.lbz.ru; http://www.metodist.lbz.ru/;http://gazeta.lbz.ru/.
  6. Грибанова О.М. Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся, 2012г.
  7. «Коллекция образовательных ресурсов для школы» - http://school-collection.edu.ru/.
  8. Лапчик М.П. ИКТ-компетентность педагогических кадров. Монография. — Омск: изд-во ОмГПУ, 2007. — 143 с.
  9. Лапчик М.П. Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования. Монография. — Омск: изд-во ОмГПУ, 1999. — 294 с.
  10. Лапчик Михаил Павлович действительный член (академик) государственной академии наук «Российская академия образования», доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе и информатизации Омского государственного педагогического университета, зав. кафедрой теории и методики обучения информатике.
  11. Сайт заслуженного учителя Елькина - http://elkin52.narod.ru/poxod.htm 
  12. Смирнова И.М. Формирование информационной культуры в контексте проблемы формирования индивидуальности педагога. // Информатика и информационные технологии в учебных заведениях. – 2009. - №4. – С.107-108.
  13.  «Физика: электронная коллекция опытов» – http://www.school.edu.ru/projects/physicexp.

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/praktikum_Bosova.pdf 

http://demkin-nik.narod.ru/metod/resurs.htm

http://elenadzjurich.ucoz.ru/publ/ispolzovanie_internet_resursov_na_urokakh_fiziki/1-1-0-1

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/doklad-formirovanie-ikt-kompetentnosti-u

http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/ispolzovanie-ikt-na-urokakh-fiziki-0

http://elkin52.narod.ru/poxod.htm 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для учащихся 9, 11 классов для подготовки к государственной (итоговой) аттестации

Руководство для учащихся 9-11 классов включает в себя несколько рекомендаций по подготовке к экзаменам и т.д....

«Формирование экспериментальных умений учащихся в ходе подготовки к государственной итоговой аттестации за курс основной школы в новой форме»

В 2008 г. впервые в ряде регионов государственная итоговая аттестация выпускников 9-го класса по физике проводилась в новой форме. КИМ представляет собой письменную работу, которая оценивает общеобраз...

План работы по подготовке к государственной (итоговой) аттестации в форме ОГЭ в 2016-2017 учебном году

План работы по подготовке к государственной  (итоговой) аттестации в форме ОГЭ в 2016-2017 учебном году...

План организации подготовки к государственной итоговой аттестации в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) по математике в 2017-2018 учебном году

Цель:Успешно пройти ОГЭ (ГИА) по математике в 2017-2018 учебном году.Задачи:-Осуществить информационное, методическое, психолого-педагогическое обеспечение итоговой аттестации выпускников 9 классов;-В...

Методика подготовки учащихся 9 класса к успешному прохождению государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ по ГЕОГРАФИИ

Целью  является методическая помощь учителям в обеспечение подготовки учащихся 9 класса  к успешному прохождению государственной  итоговой аттестации по географии...

Система работы и оценка качества знаний обучающихся 9-х классов при подготовке к государственной итоговой аттестации по математике

Оценивание, как самого процесса обучения, так и его результатов рассматривается как одна из важных задач, решение которой призвано помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучени...

План организации подготовки к государственной итоговой аттестации в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) по математике в 2021-2022 учебном году

Цель:Успешно пройти ОГЭ (ГИА) по математике в 2021-2022 учебном году.Задачи:-Осуществить информационное, методическое, психолого-педагогическое обеспечение итоговой аттестации выпускников 9 классов;-В...